«ЗИМА ПРИШЛА»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
ТЕМА «ЗИМА ПРИШЛА»
Программное содержание:Расширять знания детей о временах года. Закреплять умение подбирать сходные по смыслу названия признаков, действий, предметов. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Знакомить с понятием «родственные слова». Активизировать словарь в соответствие лексической темой «Зима». Совершенствовать фонематическое восприятие. Развивать мышление, внимание, память. Учить детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, учить составлять описательный рассказ по картине.
Ход занятия
В.Ребята к нам пришла телеграмма, только я не знаю от кого, я вам её сейчас прочитаю. Вы послушайте и отгадайте ,кто её написал.
Телеграмма
Приходите ко мне в гости в зимний лес.
Подпись: Прыг-скок, трусишка!
Хвост-коротышка,
Ушки вдоль спинки,
Глаза с косинкой,
Одежда в два цвета:
На зиму и лето
В.Кто это ребята?
Дети: Заяц.
В. Сегодня мы с вами отправимся в гости к зайцу, в зимний лес. В лесу сейчас тихо и очень одиноко. Поэтому нам нужно взять с собой друзей, ведь там нам понадобятся их помощь и взаимовыручка. “Давайте за руки возьмёмся, встанем в круг, каждый человек человеку друг. Будем все дружить и дружбой дорожить”.
(Дети взявшись за руки идут в лес)
В.Ребята, а чего в лесу много зимой?
Дети. Снега.
В А какой снег?
Дети. Белый, холодный, мягкий.
В.В лесу еще много сугробов, поэтому я пойду первая, а вы за мной, шаг в шаг. Поднимаем повыше колени, чтобы не провалиться, посмотрите , какая еловая лапа над нами повисла, нагнитесь пониже, чтобы её не задеть, а теперь пойдём по дорожке. Как называется дорожка в лесу?
Дети: Тропинка. (дети идут змейкой)
В. Послушайте, какая тишина в лесу, посмотрите какая красота! В это время в лесу шуметь нельзя. Почему?
Дети: Все спят.
В.А где же наш зайчик? А вот и он. Ребята, а почему он прячется?
Дети: Он боится хищных зверей.
В.Зайчик выходи к нам, не прячься.
(Появляется зайчик)
Заяц: Какое время года сейчас?
Дети: Зима.
Заяц: Как вы догадались?
Дети: Холодно, снега много, дети тепло одеты, деревья голые и т.д.
В. Ребята, а зайчик наш правильно оделся?
Дети: Правильно. Шубка белая, теплая, помогает прятаться от волка и лисы.
Заяц. Вы загадки умеете отгадывать, отгадайте и мою загадку. “Зимой и летом одним цветом”, что это такое?
Дети: Ёлка.
В.Покажите ёлочку. А это что за дерево рядом?
Дети: Берёза.
В. Как Вы догадались?
Дети: По стволу.
В.А чем берёза отличается от ёлки?
Дети: На берёзе были листья, а на ёлке иголки.
Заяц (начинает дрожать): Ой, как же холодно в лесу
В.Замёрзли, наверное? Давайте поиграем. Игра “Холодно-Жарко” (снег, солнце, огонь, холодильник, печка, мороз)
В. Да, ребята, холодно в лесу, давайте с вами вернёмся в детский сад, погреемся. И ты зайчик с нами пойдёшь.
Заяц: Конечно, с удовольствием.(Заяц приносит с собой картину)
(Дети садятся на свои места)
Заяц. Я вам принес картину. Эту картину написал известный художник Плужников Борис Николаевич.
В. Какое время года изображено на этой картине?
Дети: Зима.
В. Почему вы так решили?
Дети: Много снега, снег на ветках и елках.
В.Какой снег зимой? Вспомните.
(Словарная работа: Снег – белый, пушистый, мягкий, холодный, искристый…)
В. Ребята подберите к слову зима – слова друзья.
Дети. Холодная, морозная, вьюжная.
В.А сейчас давайте попробуем составить по этой картине рассказ. Послушайте ещё раз на какие вопросы мы должны дать ответы:
Какое время года изображено на картине?
Какой снег зимой?
Какая бывает зима?
Заяц: Я… Я уже придумал рассказ!
В. Давайте послушаем.
Заяц: Пришла зима. Снег белый, пушистый, мягкий покрыл всю землю. Снег такой легкий, воздушный лежит на ветках и домах. Зима была холодная, снежная и морозная.
(Заслушать 2-3 рассказа детей)
В. Ребята, где мы сегодня побывали на занятии?
Дети: В лесу.
В.Какой рассказ мы составляли? Что мы узнали про снег, какой он бывает?
(Дети отвечают)
Заяц. Хотите поиграть в снежки?
Дети: Да.
В, У меня есть волшебная корзина. Поиграем с вами в игру “Попади в цель”. Но для этого нам с вами понадобятся снежки. Возьмите лист бумаги, сожмите его крепко, вот и получился снежок. А теперь вы будете бросать в эту волшебную корзину и говорить за что вы любите зиму.
(Дети сыграли, зайчик залезает в корзину достает соленое тесто)
В. Ребята, а что можно слепить из снега?
Дети. Снеговика.
В. Ребята, а вы хотите слепить для зайки снеговиков.
Дети. Да.
(Ребята лепят снеговиков и дарят зайке)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инсценировка развлечения "Зима пришла - снег и радость принесла"
Инсценировка для детей старшей группы с использованием народного фольклора расширяет знания детей о народных обычаях, приобщает к истокам народной культуры, воспитывает нравственно-патриот...
Презентация к песне Л.Олифировой "Зима пришла"
Песня, которую с радостью исполняют дети в средней группе. Ноты можно найти в журнале "Музыкальный руководитель"...
открытое занятие для средней группы "Зима пришла"
занятие для средней возрастной группы, очень интересное...
Конспект развивающего занятия с использованием элементов ТРИЗ "К нам зима пришла сама"
Конспект занятия для детей старшего возраста с использованием элементов ТРИЗ " К нам зима пришла сама "...
Конспект занятия по физкультуре на улице зимой «Пришла зима-красавица» (старший дошкольный возраст)
Конспект занятия по физкультуре на улице зимой «Пришла зима-красавица» (старший дошкольный возраст)Цель: охрана и укрепление здоровья детей во все времена годаЗадачи:Создать услов...
НОД "Пришла зима, пришла красна. Потешки-заклички, поговорки, колядки"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет (восприятие художественной литературы и фольклора) Цель: формировать у детей первичные представления о русских традициях через в...
Методическая разработка занятия по развитию речи для старшей группы на тему "Зима пришла. Зимующие птицы"
Рассказ о зимующих птицах, сравнение снегиря и синицы, описателоьные и сюжетные рассказы о зиме....