Роль загадок в развитии речи детей
статья по развитию речи
Загадки как средство развития речи детей. Какие коррекционные, образовательные и развивающие задачи можно решать с их помощью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zagadki.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ЗАГАДОК В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ.
Часто учитель-логопед, воспитатель сталкиваются с трудностями не только учебного, но и поведенческого характера со стороны детей с нарушениями речи: ребята чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчивое, проблемы в эмоционально-волевой сфере, много трудностей с дисциплиной. Как привлечь внимание, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным?
Сделать обучение более радостным и интересным можно с помощью игрового занимательного материала!
Чем притягивают занимательные игры детей и взрослых? Прежде всего тем, что это какая-то тайна, «шифровка», секрет, который надо разгадать. Как часто можно видеть взрослых людей, увлечённо разгадывающих кроссворды, ребусы, решающих головоломки! А ведь дети так эмоциональны, так восприимчивы к слову, образу, игре. Такие занимательные игры очень полезны и детям. Они пробуждают у них любознательность, интерес и любовь к языку, развивают языковое чутьё, внимание, сообразительность, создают эмоционально положительный фон для занятий.
Самая древняя, самая распространенная из этих игр - ЗАГАДКИ.
Загадки - это удивительная игра, это соревнование на смекалку. Какое огромное количество разнообразных образовательных, коррекционных, воспитательных задач можно решать через эту, казалось бы, обычную, известную всем с детства игру!
Загадки в стихах, с рифмованной отгадкой, типа «Доскажи словечко»,
учат прислушиваться к рифме, к стихотворному размеру, развивают чувство
ритма. Они хороши в работе над слоговой структурой слов.
Верещунья, белобока, Кто шагает с сумкой книг
И зовут её ...(сорока). Утром в школу? ... (ученик).
Часто загадки, вполне заслуженно, логопеды, воспитатели используют в работе над лексическими темами. Загадки обладают большими возможностями для наблюдений за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, совершенствуют речь. В загадках используется большое количество синонимов, антонимов, сравнений, ярких образных эпитетов, иногда звукоподражания,
прямая речь, диалоги. Через загадки идёт активное накопление словарного запаса, особенно словаря прилагательных и глаголов (который чаще всего ограничен у детей с нарушениями речи). Есть загадки, построенные на одних глаголах, например:
Гладишь - ласкается, Светит, сверкает,
Дразнишь - кусается, (собака) Всех согревает, (солнце)
Есть загадки, построенные на внешнем описании предмета:
Щёки красные, нос белый.
В темноте сижу день целый. А рубашка зелена,
Вся на солнышке она (редис)
Ряд загадок - это описание функций предмета, его назначения:
Я бываю выше дома Что за птица:
И легко одной рукой Песен не поёт,
Поднимаю груз огромный. Гнезда не вьёт,
Кто, скажите, я такой? Людей и груз везёт?
(подъёмный кран) (самолёт)
Ряд загадок основаны на внешнем сходстве различных предметов, либо используют многозначность слов в русском языке, явления омонимии:
Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса,
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём.
(велосипед)
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз (стулья)
В младшем и среднем возрасте мы сначала учим детей отгадывать загадки, вместе с ними анализируем их, выделяем значимые признаки. Далее учим их самостоятельному отгадыванию с опорой на предметные картинки - отгадки и лишь потом отгадыванию по представлению.
Полезно предлагать детям заучивать загадки наизусть, чтобы затем загадывать их в детском саду и дома.
Разбирая загадки, проговаривая их вслух, мы развиваем не только пассивный словарь, но и активный. Знакомим детей с окружающим миром; закрепляем названия различных предметов, явлений, действий; формируем обобщающие понятия, называем части целого.
Можно научить детей самим придумывать загадки. Чаще логопеды предлагают детям составление описательных рассказов - загадок по алгоритму, либо образцу взрослого. Но возможны разные варианты составления загадок. Например: «Круглое, румяное, сладкое, сочное, вкусное - что это?» (яблоко)
«Рыщет, ходит, бродит, злится, охотится, нападает - кто это?» (волк)
«Стекло, рама, форточка, подоконник - что это?» (окно)
Загадки тренируют психические функции ребёнка: слуховое внимание, память, все процессы мышления - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развиваются воображение и фантазия.
Загадки могут быть использованы при изучении звуков, при автоматизации и дифференциации. Логопед загадывает загадки, а затем, получив ответ детей, предлагает различные вопросы и упражнения:
- с какого звука начинаются отгадки;
- где стоит заданный звук в слове, подобрать соответствующую схему;
- определить наличие звука в слове;
- выбрать из предметных картинок отгадки, назвать их;
- разложить предметные картинки - отгадки под соответствующими буквами;
- сколько слогов в отгадке, показать соответствующую цифру или схему и т. д.
Загадки – одна из малых форм народного фольклора. В них заложена вековая народная мудрость, наблюдательность. Знакомя детей с народными загадками, мы приобщаем их к истокам, к традициям своего народа. Тем самым не только развиваем речь, но и осуществляем патриотическое воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"
Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию загадок для развития речи детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию загадок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной ...
Методическая разработка "Роль загадок в развитии речи младших дошкольников"
Загадка – это один из видов фольклорного жанра, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений....
Консультация для родителей "«Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
консультация по развитию речи...
Памятка для родителей «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Ведущая роль в воспитании и развитии ребенка, принадлежит семье....
Памятка для родителей «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Ведущая роль в воспитании и развитии ребенка, принадлежит семье....