методические рекомендации для воспитателей "Использование лексико-грамматических тем с детьми младшего и старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи на тему
Уважаемые коллеги!
Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания.
Целью данной методической рекомендации является развить все компоненты устной речи детей посредством игр и упражнений для формирования словарного запаса и правильного грамматического оформления речи.
Данная рекомендация была разработана, чтобы помочь воспитателям в планировании своей работы по каждой лексической теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendacii_logopeda.docx | 49.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
Ст. Каневская
Методические рекомендации для воспитателей
«Использование лексико-грамматических тем с детьми младшего и старшего дошкольного возраста»
Учитель-логопед: Куценко Ирина Владимировна
Уважаемые коллеги!
Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания.
Целью данной методической рекомендации является развить все компоненты устной речи детей посредством игр и упражнений для формирования словарного запаса и правильного грамматического оформления речи.
Данная рекомендация была разработана, чтобы помочь воспитателям в планировании своей работы по каждой лексической теме.
Использование лексико-грамматических тем с детьми младшего возраста.
тема | лексика | Примерные дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования | литература |
«Осень» | Осень, листья, трава, тучи, ветер, дождь, зонт, холодная, красивая, дождливая, тёплая (одежда); Цвета (листьев, травы) – зелёный, жёлтый, красный, коричневый; Наступила, похолодало, желтеют, краснеют, засыхают, опадают, идет, дует. | 1 «Что бывает осенью?» 2 «Один-много» 3 «Осенние листья» | Стихотворение З. Александровой «Дождик», М. Ходяковой «Осень» |
«Овощи» | Морковь, помидор, огурец, лук, картошка, репа – овощи, то, что растёт на грядке на огороде; салат, щи, пища; Цвета (основные) – красный, зелёный, жёлтый, чёрный, коричневый; Вкус – кислый, сладкий, горький; Форма – круглая; Размер – большой, маленький. Расти, зреть, брать, мыть, чистить, резать, варить, есть. Один, много. | 1 «Чудесный мешочек» 2 «Загадки зайца» 3 «Один-много» 4 «Назови ласково» 5 «Какой овощ пропустили?» 6 «Поваренок» | Сказка «Репка», стихотворение А. Прокофьева «Огород» |
«Фрукты» | Яблоко, лимон, апельсин, груша, слива – фрукты, то, что растёт на дереве в саду; компот, варенье, сок. Сочный, вкус – кислый, сладкий; Цвет- зелёный, жёлтый, красный, синий, оранжевый; Форма – круглый, овальный; Размер – большой, маленький. Расти, созревать, собирать, срывать, брать, мыть, очищать, есть, варить, резать. Один, много. | 1 «Что в корзинке?» 2 «Чудесный мешочек» 3 «Соберем фрукты в саду» 4 «Магазин «Фрукты» 5 «Один-много» 6 «Назови ласково» 7 «Разрезные картинки» | Считалочка «Апельсин», стихотворение В. Волиной «Осень добрая пришла…» |
«Игрушки» | Машина, мишка, зайка, кукла, кубики, мяч, юла, матрешка и др. - игрушки. Цвет – красный, зеленый, синий, жёлтый, коричневый, чёрный; Форма – круглый, квадратный; Поверхность – мягкий, твердый, чистый, грязный; Размер - большой, маленький; Новый, старый, любимый, красивый. Играть, катать, строить, собирать, разбирать, кормить, спать, мыть, качать, убирать. | 1 «Узнай игрушку» 2 «Чудесный мешочек» 3 «Назови ласково» 4 «Один-много» 5 «Чего не стало?» 6 «Разрезные картинки» 7 «Чего не хватает?» | Стихи А. Барто из цикла «Игрушки» |
«Одежда» | Майка, трусы, носки, колготки, платье, сарафан, кофта, рубашка, брюки, шорты, пальто, куртка, шуба, плащ, варежки – одежда; рукава, воротник, карман, пуговица, молния, пояс. Основные цвета; Короткая, длинная, чистая, грязная, красивая. Шить, вязать, носить, одевать, надевать, снимать, застегивать, расстегивать, повесить, стирать. | 1 «Уложим куклу спать» 2 «Кукла проснулась» 3 «Нарядим куклу» 4 «Один-много» 5 «Назови ласково» 6 «Кто во что одет?» 7 «Чего не хватает?» | Народные потешки по теме, стихотворение В. Кудлачева «Подарок». |
«Посуда» | Чайник, чашка, блюдце, тарелка, ложка, хлебница – посуда; с полосками, с цветочками; чай, кофе, молоко, компот, хлеб, сахар. Чайная, красивая, чистая, грязная, одинаковая, разная, большая, средняя, самая маленькая; Деревянная, железная, керамическая, стеклянная, пластмассовая, глиняная. Мыть, вытирать, сушить, класть, положить, наливать, есть, пить, размешивать, разбивать. Один, много. | 1 «К кукле пришли гости» 2 «Угостим медведей чаем» 3 «Помоем посуду» 4 «Один-много» 5 «Ложка и стакан» 6 «Чего не стало?» 7 «Разрезные картинки» | Потешка «Ладушки», сказка «Три медведя», К. Чуковский «Федорино горе», С. Маршак «Кошкин дом» |
«Мебель» | Мебель – стол (крышка, ножки), стул (ножки, сиденье), кровать, диван, кресло, шкаф. Мягкий, твердый, деревянный, пластмассовый. Сидеть, лежать, есть, ставить, вытирать. | 1 «В гостях у куклы Оли» 2 «Спрячь мячик» 3 «Мебель для Мишутки» 4 «Один-много» 5 «Мастер» | Сказка «Три медведя», С. Маршак «Кошкин дом» |
«Дом» | Дом – кухня, комната, окно, стена, крыша, труба, дверь, лестница, забор, теремок, улица, много домов. Основные цвета; Высокий, низкий, сказочный, красивый, разный, разноцветный; Строить, жить, входить, выходить, открывать, закрывать, убираться. Один, много. | 1 «Мой дом» 2 «Назови ласково» 3 «Кошкин дом» 4 «Разноцветная улица» 5 «Строитель» | Сказка «Теремок», С Маршак «Кошкин дом» |
«Человек» | Человек – мужчина, женщина, ребенок, мальчик, девочка; Части тела – голова, волосы, глаза, уши, нос, рот, зубы, шея, лицо, руки, ладони, ноги, колени, тело, пальцы, спина, грудь, живот. Правая, левая. Бегать, ходить, прыгать, смотреть, сидеть, спать, слушать, есть, пить, говорить, дышать, плакать, улыбаться, умываться, брать, носить, играть, рисовать. Один, два, много. | 1 «Доктор» 2 «Один-много» 3 «Назови ласково» 4 «Два и две» 5 «Вспомни, что делает» 6 «Олины помощники» | Народные потешки. |
«Домашние животные» Рекомендуется изучать каждое животное с его детёнышами в течение одной недели. | «Кошка с котенком» Животное, кот, кошка, котенок; Знать их части тела: голова, морда, уши, глаза, тело, лапы, хвост; знать, что живут в доме; знать, что питаются молоком, рыбой, мясом, покрыты шерстью. Домашняя, пушистая, мягкая, теплая, серая (рыжая), длинный (хвост), большая, маленькая. Звукоподражания: мяу-мяу, кис-кис. Ходить, бегать, лакать, спать, лежать, сидеть, прыгать, ловить, играть, мяукать, пищать. Один, много. «Собака со щенком» Собака, щенок, шерсть; уточнить названия частей тела; конура (будка), крыша, стена, миска; знать, что ест мясо. Домашняя, пушистая, большая, маленькая, разные. Звукоподражания: ав-ав. Ходить, сидеть, лежать, спать, есть, играть, лаять, гладить, кормить. Один, много. «Корова с теленком» Корова, теленок; знать их части тела; знать, что ест сено, траву; стадо, луг, пастух, загон, молоко. Цвета окраски коровы: черная, рыжая, белая; домашняя, добрая, большая, парное (молоко). Звукоподражания: ту-ру-ру, му-му. Ходить, бегать, лежать, есть, щипать, мычать, пасти, созывать, давать (молоко). Одна, много. «Лошадь с жеребенком» Лошадь, жеребенок; знать их части тела, сено, конюшня. Домашняя, белая, черная, гладкая, большая, маленькая. Звукоподражения: но, цок-цок, тпру, иго-го. Ходить, скакать, спать, есть, пить, ржать, кормить, поить, ездить, скакать, кататься, причесать. Один, много. | 1 «Давай познакомимся» 2 «Кто как кричит?» 3 «Помоги маме найти своих детенышей» 4 «Назови ласково» 5 «Один-много» 6 «Кто где спрятался» 7 «Разрезные картинки» | С. Маршак «Усатый – полосатый», потешка «Киска» В. Сутеев «Кто сказал мяу?», стихотворение А. Барто «Пес» Потешки «Раным-рано по утру…», «Уж как я ль мою коровушку люблю,,,» Стихотворение А. Барто «Лошадка», потешка «Цок, цок, цок, цок!» |
«Зима. Зимние забавы» | Зима, снег, сосулька, лед, снеговик, круг, горка, санки, лыжи, лопата, дорожка. Белый, холодный, снежная, большой – маленький, средний, мягкий – твердый, зимний, прозрачная. Идет, выпал, лежит, висит, лепить, кататься, ходить, расчищать. | 1 «Что бывает зимой?» 2 «Выпал беленький снежок» 3 «Что лишнее?» 4 «Назови ласково» 5 «Сделай снеговика» | Стихотворение И. Сурикова «Зима», А. Барто «Снег», потешка «Мороз». |
«Деревья. Праздник ёлки». | Дерево, ёлка, ствол, ветки, иголки, ёлочные игрушки: шар, фонарик, гирлянда, хлопушка, Снегурочка, Дед Мороз; лес, праздник. Зелёный, чёрный, коричневый, острый, колючий, длинные – короткие, верхние – нижние, ёлочные, стеклянные, разноцветные. Расти, пахнуть, украшать. Один, много. | 1 «Один-много» 2 «Украсим ёлку к празднику» 3 «Назови ласково» 4 «Что на ёлке, а что (кто) под ёлкой?» 5 «Сложи ёлочку» | Отрывок из стихотворения А. Барто «Машенька». |
«Домашние птицы (петушок с семьей)» | Птица, петух, курица, цыпленок, зернышки, яйцо. Домашняя, красный, жёлтый, разноцветный, круглый, большой – маленький, птичий (двор). Звукоподражания: ко-ко-ко, пи-пи-пи, цып-цып-цып, ку-ка-ре-ку. Ходить, клевать, пищать, звать, кукарекать, взлетать, пить, щипать, грести. | 1 «Птичий двор» 2 «Кто как кричит?» 3 «Один-много» 4 «Угадай, кто это?» 5 «Кто где спрятался?» 6 «Разрезные картинки» | Сказка «Курочка Ряба», сказка К. Чуковского «Цыпленок», стихотворение Т. Волгиной «Цыплята», потешка «Петушок». |
«Дикие животные» Рекомендуется изучать каждое животное с его детёнышами в течение одной недели. | «Заяц с зайчатами» Животное, заяц, зайчонок, шубка; знать части тела, чем питается. Дикий, белый, теплая шубка, длинные уши, короткий хвост. Звукоподражания: прыг-скок. Один, много. «Лиса с лисятами» Животное, лиса, лисенок, лисичка-сестричка; знать части тела, где живет, чем питается. Дикая, оранжевая, пушистая, хитрая; вытянутая мордочка, острые ушки, пушистый хвост. Жить, бегать, питаться, охотиться, ловить. Один, много. «Медведь с медвежатами» Животное, медведь, медвежонок, знать части тела, где живет, чем питается. Дикий, косолапый, неуклюжий, толстые лапы, большой, маленький. Ходить, спать, есть, пить. Один, много, три (медведя) «Волк с волчатами» Животное, волк, волчонок, знать части тела, где живет, чем питается. Дикий, серый, злой, зубастый, сердитый, голодный. Жить, бегать, есть, охотиться. Один, много, два (волка) | 1 «Давай познакомимся» 2 «Помоги маме найти своих детенышей» 3 «Угадай, кто это?» 4 «Один-много» 5 «Лисьи прятки» 6 «Кто чем питается?» 7 «В лесу» | Стихотворение А. Барто «Зайка», потешка «Зайчишка-трусишка» Русские народные сказки «Колобок», «Лиса и волк», «Кот, лиса и петух», стихотворение А. Александровой «Лисята». Сказки «Три медведя», «Колобок», «Теремок», стихотворение А. Барто «Уронили мишку на пол». Сказки «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок». |
«Весна. Кораблик» | Весна, солнце, ручьи, снег, вода, капель, проталины, кораблик, лодочка, парус, волны. Весенний, жёлтый, синий, солнечный. Наступила, тает, бегут, плывет, появились проталинки, светит. Один, много. | 1 «Что бывает весной?» 2 «Кораблик» 3 «Назови ласково» 4 «Разрезные картинки» | Стихотворение А. Барто «Кораблик», отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». |
«Транспорт. Легковые и грузовые автомобили». | Машина, автомобиль, самосвал, знать части машин, прицеп, груз. Познакомить с обобщением, что грузовые машины перевозят различные грузы, а легковые – людей. Грузовая, легковая, гоночная, игрушечная, настоящая, повторить основные цвета, железная, деревянная, пластмассовая. Ехать, перевозить, катать, прицеплять. Один, много. | 1 «Чудесный мешочек» 2 «Покатаем в машине игрушки» 3 «Один-много» 4 «Где сейчас машина?» 5 «Выложи грузовую машину» | Стихи А. Барто «Грузовик», Н. Боева «По шоссе спешат машины…» |
«Цветы. Цветут одуванчики» | Цветок, одуванчик, пушинка, листья, стебель, букет, венок, земля, луг, поле. Жёлтый, белый, зелёный, дикий, луговой. Расти, цвести, собирать, плести, дарить. Один (Одуванчик), два (Одуванчика), три (Одуванчика), много. | 1 «Зайка и его любимый цветок» 2 «Сплетем веночек» 3 «Чего не хватает» | Стихотворение М. Познанской «Одуванчик» |
«Насекомые» | Насекомое, жук, бабочка, божья коровка, знать их части, цветы, пыльца. Большие, маленькие, жёлтые, чёрные, красные, зелёные, коричневые, разноцветные, красивые, полезные, вредные. Звукоподражания: жу-жу-жу. Летать, ползать, жужжать, есть, пить. Один, два, три, много. | 1 «Забавная шкатулка» 2 «Угадай, кто улетел?» 3 «Один-много» 4 «Где Бабочка?» 5 «Разрезные картинки» | Стихотворение Н. Френкеля «Жук», русская закличка «Божья коровка…» |
«Птицы» | Птица, воробей, голубь, знать их части тела, корм, насекомые, птенцы. Дикие, красивые, белые, чёрные, коричневые, разноцветные, большие, маленькие. Ходить, прыгать, летать, клевать, пить, ловить, сидеть, чирикать. Один, два, три, много. | 1 «Забавная шкатулка» 2 «Один-много» 3 «Сосчитай воробьев» 4 «Помоги Незнайке» 5 «Построй голубятню» | Стихотворение А. Барто «Села птичка на окошко», народная потешка-игра «Воробей» |
«Лето» | Лето, солнце, небо, дождь, гроза, радуга, молния, река, мяч, ягоды, грибы, овощи, фрукты. Жарко. Летний, жаркий, жёлтое, синее, белое, красивая, разноцветная (радуга), теплая (вода), надувной (мяч). Наступило, светит, гремит, сверкает, купаться, играть. | 1 «Что бывает летом?» 2 «Спасибо, лето!» 3 «Один-много» 4 «Назови ласково» 5 «Что лишнее?» 6 «Игры с водой» | Русские народные заклички. |
Использование лексико-математических тем в старших группах
тема | лексика | грамматика | Связная речь |
«Овощи» | Огород, грядки, вкус, поливать, витамины, вредители: гусеницы, жуки; урожай, цветы, цвета овощей; расти, зреть, собирать, заготавливать; зрелый, сладкий, кислый, горький, круглый, овальный. | 1 образование существительного множественного числа (огурец-огурцы) 2 составление предложений из 3-4 слов (без предлогов) 3 образование родительного падежа существительных | Описать овощи с опорой на схему или без нее |
«Фрукты. Сад» | Яблоки, груши, сливы, апельсин, лимон, гранат, хурма, части дерева, вкусные, румяные, сочный, спелый, незрелый, собирать, поливать. | 1 множественное число имен существительных (яблоко – яблоки); 2 образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (яблоко – яблочко) 3 употребление родительного падежа единственного числа имен существительных (яблоко-яблока) | Пересказ рассказа «История одной яблоньки» К. Ушинского |
«Деревья» | Ствол, ветви, листья, береза, корни, дуб, ель, сосна, клен, тополь, рябина, шишки, желуди, кисти, гроздь, шелестеть, склоняться, могучий, тонкая, стройная, плакучая, роща. | 1 упражнение в образовании прилагательных (дуб-дубовый) 2 упражнение в употреблении родительного падежа имен существительных (Лист слетел с осины) | Чтение рассказов «Добрая береза», «Березка» Л. Ефименковой. |
«Грибы» | Белый, подберезовик, лисички, подосиновик, бледная поганка, съедобный, несъедобный, ядовитый, полезный, сушить, варить, жарить, консервировать. | Согласование существительных с прилагательными. | Описание грибов. |
«Золотая осень» | Прохладно, ветрено, сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, холодно, пасмурно, моросит, заморозки, сырой, промозглый, пожухли. | Согласование существительных с прилагательными | Составить рассказ по сюжетным картинкам и вопросам воспитателя. |
«Наше тело. Предметы гигиены». | Части тела: руки, ноги, туловище, голова, глаза, уши, нос, локоть, плечо, колено, подбородок; нюхать, слушать, полный, толстый, худой, карие, волнистые волосы. | Использование винительного и творительного падежей имен существительных (Дети моют руки. Зубы чистят щеткой.) | Описание человека |
«Перелетные птицы» | Перелетные птицы: грачи, скворцы, лебеди, ласточки, дикие утки, водоплавающие птицы; оперение, юг, перелет, клин, косяк. | 1 употребление существительных единственного и множественного числа в родительном падеже. 2 образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. | Пересказ рассказа «Ласточка» |
«Посуда. Труд повара» | Посуда: столовая – глубокие, мелкие тарелки, ложки, вилки; кухонная – кастрюли, сковородки; ножи, чашки, чайник, блюдца; стеклянная, деревянная, железная, глиняная. | 1 образование творительного падежа существительных (Ест ложкой. Режет ножом.) 2 согласование существительных с местоимениями мой, моя, моё. 3 подбор антонимов (горячий-холодный) | Пересказ рассказа «Мама и Таня» |
«Продукты питания» | Молочные: молоко, творог, кефир, сыр, масло, ряженка, варенец, йогурт; мясные: мясо, колбаса; хлебобулочные изделия: хлеб, батон, баранки, бублики, пирожные, торт, печенье; шоколад, кондитер, пекарь, печет, варит, жарит. | 1 согласование существительных с местоимениями мой, моя, мое, мои. 2 образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (сыр-сырок, творог-творожок) | Чтение рассказов «Это я виноват» Т. Ткаченко, «Три калача и одна баранка» Л. Тольстого |
«Одежда. Обувь» | Виды одежды, обуви: рукав, воротник, пуговицы, петелька, застежка, манжета, подошва, летний, осенний, меховой, кожаный, вязаный, резиновый, железные, пластмассовый. | 1 образование относительных прилагательных (мех-меховой) 2 согласование существительных с местоимениями. | Пересказ «Кукла Маша» Т. Ткаченко |
«Дом. Мебель» | Одноэтажный, многоэтажный, дом, подъезд, квартира, лестница, лифт, ступеньки, балкон, лоджия, этаж, мебель, электроприборы, пылесос, утюг, микроволновая печь, тостер, холодильник, торшер, бра, удобный, мягкий, деревянный, кожаный. | 1 согласование существительного с прилагательным 2 образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом 3 составить предложения с предлогами в, на, под | Пересказ рассказа «Наш дом» |
«Домашние животные, детеныши» | Домашние животные: кошка, котята, собака, щенята, свинья, поросята, лошадь, жеребята, корова, телята, баран, овца, ягненок, верблюд, верблюжонок, ослы; ходят, бегают, скачут; верблюжья колючка, пустыня, будка, сарай, конюшня, овчарня. | 1 образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (кошка-котенок) 2 упражнения в употреблении предложного падежа имен существительных (в конюшне, в свинарнике) | Составление описательного рассказа о домашних животных |
«Домашние птицы» | Домашние птицы: петух, курица, цыпленок, гусь, гусенок, селезень, утка, утенок, индюк, индюшка, индюшонок; Клевать, щипать, щипок, гоготать, оперение, водоплавающие. | 1 образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом 2 употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе. | Составление рассказа по сюжетной картинке «Птичий двор». |
«Игрушки» | Пластмассовые, деревянные, резиновые, плюшевые, меховые, стеклянные, бумажные, музыкальные, заводные, спортивные, ломать, исправить, дружно, скучно, слаженно, игрушечный. | 1 образование относительных прилагательных 2 согласование существительных с числительными один, два в роде и числе. | Составление описательного рассказа «Моя любимая игрушка» |
«Новогодний праздник» | Украшения, гирлянда, мишура, конфетти, елочный, морозный, морозит, пурга, метель, морозно, Снегурочка, Дед Мороз, радостно. | 1 образование относительных прилагательных 2 упражнение в употреблении предлогов на, под, около. | Составление рассказа по сюжетной картинке на новогодние темы. |
«Дикие животные» | Звери, дикие животные, шерсть, лапы, клыки, рога, место обитания, засыпают, зимуют, линяют, впадают, спячка, пушистая, хитрая, юркая, шустрая, бурый, неуклюжий, вперевалочку. | 1 упражнения в употреблении косвенных падежей имен существительных 2 образование приставочных глаголов (выбежал, подбежал, ускакал) | Составление рассказов о животных |
«Животные жарких стран» | Зоопарк, Африка, лев, тигр, слон, обезьяна, зебра, носорог, крокодил, бегемот, кенгуру, скачет, крадется, прыгает, лазает, хищные, травоядные, лианы, баобаб, ананас, банан. | 1 упражнения в образовании множественного числа существительных (лев-львы, львята) 2 работа с антонимами (добрый – злой) | Составление рассказа с опорой на игрушки и предметные картинки. |
«Животные холодных стран» | Север, белый медведь, пингвин, Антарктида, песец, морж, олень, стройный, ветвистые рога, неуклюжий, пушистый, лохматый, хищный, холодно, мерзлота, айсберг, ледоколы. | 1 употребление имен существительных единственного и множественного числа в родительном падеже 2 согласование имен существительных с прилагательными в роде, числе, падеже 3 работа с синонимами (неуклюжий, неповоротливый и т. д.) | Составление рассказа по сюжетной картине по выбору воспитателя |
«Зимующие птицы» | Корм, кормушка, холод, воробей, ворона, синица, снегири, дятел, сорока, сова, клевать, чирикать, нахохлился, каркать, зимующие, выжить, ветрено, морозно. | 1 упражнение в употреблении предлогов на, у, в, с, около. 2 согласование имен существительных и глаголов прошедшего времени. | Инсценирование стихотворения «Где обедал воробей?» |
«Зима. Зимние забавы» | Зимние забавы, холод, стужа, январь, февраль, декабрь, замерзнуть, зябко, поземка, дуть, завывает, лепить, Съезжать, пушистый, белый, искрится, гладкий, твердый. | 1 упражнения в употреблении однородных определений (снег пушистый, мягкий) 2 работа с антонимами (холодно-тепло) | Составление рассказа по картине и из личного опыта («Зимние забавы») |
«Почта» | Почтальон, конверт, марки, заказное письмо, газеты, журналы, телеграмма, телефон, телеграф, посылочный отдел, отдел доставки, адрес, бланк, бросил, опустил, доставил, бандероль, внимательно. | 1 работа с родственными словами 2 образование относительных прилагательных 3 согласование имени существительного с местоимением в роде, числе, падеже. | Составление рассказа из личного опыта «Что я видел на почте?» |
«Транспорт» | Название транспорта, воздушного, водного | 1 употребление имен существительных единственного и множественного числа 2 употребление глаголов с приставками у, в, на, с, под 3 согласование имен существительных с числительными 1-10 | Составление предложений с предлогами к, за, около, на, из-за. |
«Семья» | Взрослые, дети, поколение, помощник, старший, младший, пожилой, женский день, любимая, нежная, оберегать, защищать, помогать, дарить, поздравлять, братья, сестры | 1 употребление косвенных падежей имен существительных в предложениях 2 образование прилагательных от наречий | Рассказ «Моя семья» (из личного опыта) |
«Больница» | Больница, поликлиника, врач, доктор, медсестра, рецепт, аптека, шприц, градусник, лекарство; здоровый, лечить, выздоравливать, забинтовывать, шпатель, фонендоскоп, чуткий | 1 образование относительных прилагательных от существительных 2 согласование имени существительного с местоимениями мой, моя, моё, мои | |
«Магазин» | Магазин, хлебный, игрушечный, молочный, мебельный, продавец, кассир, товаровед, продает, получает, товар | Согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже | Составление рассказа из личного опыта «Как я ходил с мамой в магазин» |
«Весна» | Весна, март, апрель, май, капель, почки, гнезда, пригревает, пашут, вьют, сеют, набухают, щебечут, пробивается, день длиннее, ярко, ночь короче | 1 употребление имен существительных с глаголами настоящего и прошедшего времени 2 работа с антонимами (короче-длиннее, тепло-холодно) | Составление сложных предложений с союзом потому что |
«Библиотека. Сказки» | Библиотекарь, стеллажи, переплет, обложка, страницы, автор, название, писатель, поэт, читать, добро, зло, сказочник, устное народное творчество, волшебство, чудесные вещи | Употребление существительных единственного и множественного числа в винительном и родительном падежах. | Сочинение сказки о чудесных вещах |
«Моя страна» | Россия, столица, Москва, улица, площадь, набережная, аллея, заводы, простор, части света, герб, гимн. | 1 употребление существительных в предложном падеже 2 согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже | Заучивание стихотворений о Родине |
«Стройка» | Строитель, маляр, каменщик, плотник, стройка, подъемный кран, бульдозер, мастерок, раствор, стружки, опилки, укладывать, вставлять, настилать, ловко, слаженно, прочно, аккуратно | 1 творительный падеж имен существительных (красят кистью) 2 согласование слов в предложении | Составление предложений по сюжетным картинкам. |
«Рыбы» | Карась, щука, лещ, сом, ерш, дельфин, акула, кит, окунь, плавники, чешуя, аквариум, икра, речные, морские, аквариумные, жарить, сушить, жабры. | 1 образование прилагательных от существительных (аквариум-аквариумные) 2 употребление имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе (карась-карасик) | Составление рассказа «Красивый цветок» |
«Цветы» | Полевые: ромашки, колокольчики, одуванчики, мак; садовые: розы, гвоздика, тюльпан, пион, нарцисс; комнатные: герань, бальзамин, бегония, аспарагус; цветут, пахнут, вянут, ухаживать, поливать, рыхлить, ароматный, яркий, цветущий. | 1 согласование с существительным прилагательного в роде, числе, падеже. 2 работа с синонимами. | Придумать загадки-описания о цветах и травах. Выучить стихи о цветах |
«Насекомые» | Кузнечик, жуки, шмель, пчела, бабочки, комар, гусеница, стрекоза, летать, жужжать, жалить, стрекотать, вредные, полезные. | 1 использование существительного единственного и множественного числа в родительном и винительном падежах 2 употребление существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени. | Пересказ рассказов, сказок (по выбору воспитателя); составление описательных рассказов. |
«Лето» | Лето, июнь, июль, август, отдых, отпуск, поездка, море, загар, игры, пляж, песок, купаться, загорать, плавать | 1 образование глаголов с помощью приставок 2 согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже | Составление рассказов по картинкам. |
«Спорт» | Летние виды спорта: бег, легкая атлетика; зимние виды спорта: лыжи, фигурное катание, конькобежный спорт; боксер, лыжник, пловец, велосипедист, бегать, прыгать, бросать, метать, плавать. | 1 образование относительных прилагательных 2 согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже. | Пересказ рассказа педагога |
Литература
- «Логопед» научно-методический журнал №2 2007
- Ж. В. Антипова, Т. В. Волосовец, Л. П. Зернова, И. А. Зимина, Е. Н. Кутепова, Г. Р. Шашкина «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» учебно-методическое пособие - М., 2004
- Е. Краузе «Логопедия»- СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подгрупповая непрерывно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в группе старшего дошкольного возраста
Подгрупповая логопедическая НОД по формированию ЛГК и связной речи в группе старшего доршкольного возраста. Тема "Дикие животные весной"...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических отношений и связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в волшебную страну"
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических отношений и связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в волшебную страну"...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических отношений и связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Прогулка в зоопарк"
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических отношений и связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Прогулка в зоопарк"...
Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Картотека упражнений для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников среднего и старшего дошкольного возраста"
Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направленн...
Картотека Дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Картотека Дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста....
Формирование лексико-грамматических категорий по теме: «Весна» у детей старшего дошкольного возраста
Цель: создание условий для развития речевой активности у детей.Задачи:• формировать лексический словарь по теме;• учить грамматически правильно выстраивать слова в предложениях;• закреп...
Методическое игровое пособие по развитию и совершенствованию лексико-грамматической стороны речи «Скажи правильно» для детей старшего дошкольного возраста
laquo;Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребёнкавливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажи...