методические рекомендации для воспитателей "Использование лексико-грамматических тем с детьми младшего и старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи на тему

 

Уважаемые коллеги!

Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания.

Целью данной методической рекомендации является развить все компоненты устной речи детей посредством игр и упражнений для формирования словарного запаса и правильного грамматического оформления речи.

Данная рекомендация была разработана, чтобы помочь воспитателям в планировании своей работы по каждой лексической теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendacii_logopeda.docx49.67 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край

Ст. Каневская

Методические рекомендации для воспитателей

«Использование лексико-грамматических тем с детьми младшего и старшего дошкольного возраста»

Учитель-логопед: Куценко Ирина Владимировна

Уважаемые коллеги!

Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания.

Целью данной методической рекомендации является развить все компоненты устной речи детей посредством игр и упражнений для формирования словарного запаса и правильного грамматического оформления речи.

Данная рекомендация была разработана, чтобы помочь воспитателям в планировании своей работы по каждой лексической теме.

Использование лексико-грамматических тем с детьми младшего возраста.

тема

лексика

Примерные дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования

литература

«Осень»

Осень, листья, трава, тучи, ветер, дождь, зонт, холодная, красивая, дождливая, тёплая (одежда);

Цвета (листьев, травы) – зелёный, жёлтый, красный, коричневый;

Наступила, похолодало, желтеют, краснеют, засыхают, опадают, идет, дует.

1 «Что бывает осенью?»

2 «Один-много»

3 «Осенние листья»

Стихотворение З. Александровой «Дождик», М. Ходяковой «Осень»

«Овощи»

Морковь, помидор, огурец, лук, картошка, репа – овощи, то, что растёт на грядке на огороде; салат, щи, пища;

Цвета (основные) – красный, зелёный, жёлтый, чёрный, коричневый;

Вкус – кислый, сладкий, горький;

Форма – круглая;

Размер – большой, маленький.

Расти, зреть, брать, мыть, чистить, резать, варить, есть.

Один, много.

1 «Чудесный мешочек»

2 «Загадки зайца»

3 «Один-много»

4 «Назови ласково»

5 «Какой овощ пропустили?»

6 «Поваренок»

Сказка «Репка», стихотворение А. Прокофьева «Огород»

«Фрукты»

Яблоко, лимон, апельсин, груша, слива – фрукты, то, что растёт на дереве в саду; компот, варенье, сок.

Сочный, вкус – кислый, сладкий;

Цвет- зелёный,  жёлтый, красный, синий, оранжевый;

Форма – круглый, овальный;

Размер – большой, маленький.

Расти, созревать, собирать, срывать, брать, мыть, очищать, есть, варить, резать.

Один, много.

1 «Что в корзинке?»

2 «Чудесный мешочек»

3 «Соберем фрукты в саду»

4 «Магазин «Фрукты»

5 «Один-много»

6 «Назови ласково»

7 «Разрезные картинки»

Считалочка «Апельсин», стихотворение В. Волиной «Осень добрая пришла…»


«Игрушки»

Машина, мишка, зайка, кукла, кубики, мяч, юла, матрешка и др. - игрушки.

Цвет – красный, зеленый, синий, жёлтый, коричневый, чёрный;

Форма – круглый, квадратный;

Поверхность – мягкий, твердый, чистый, грязный;

Размер -  большой, маленький;

Новый, старый, любимый, красивый.

Играть, катать, строить, собирать, разбирать, кормить, спать, мыть, качать, убирать.

1 «Узнай игрушку»

2 «Чудесный мешочек»

3 «Назови ласково»

4 «Один-много»

5 «Чего не стало?»

6 «Разрезные картинки»

7 «Чего не хватает?»

Стихи А. Барто из цикла «Игрушки»

«Одежда»

Майка, трусы, носки, колготки, платье, сарафан, кофта, рубашка, брюки, шорты, пальто, куртка, шуба, плащ, варежки – одежда;  рукава, воротник, карман, пуговица, молния, пояс.

Основные цвета;

Короткая, длинная, чистая, грязная, красивая.

Шить, вязать, носить, одевать, надевать, снимать, застегивать, расстегивать, повесить, стирать.

1 «Уложим куклу спать»

2 «Кукла проснулась»

3 «Нарядим куклу»

4 «Один-много»

5 «Назови ласково»

6 «Кто во что одет?»

7 «Чего не хватает?»

Народные  потешки по теме, стихотворение В. Кудлачева «Подарок».

«Посуда»

Чайник, чашка, блюдце, тарелка, ложка, хлебница – посуда; с полосками, с цветочками; чай, кофе, молоко, компот, хлеб, сахар.

Чайная, красивая, чистая, грязная, одинаковая, разная, большая, средняя, самая маленькая;

Деревянная, железная, керамическая, стеклянная, пластмассовая, глиняная.

Мыть, вытирать, сушить, класть, положить, наливать, есть, пить, размешивать, разбивать.

Один, много.

1 «К кукле пришли гости»

2 «Угостим медведей чаем»

3 «Помоем посуду»

4 «Один-много»

5 «Ложка и стакан»

6 «Чего не стало?»

7 «Разрезные картинки»

Потешка «Ладушки», сказка «Три медведя», К. Чуковский «Федорино горе», С. Маршак «Кошкин дом»

«Мебель»

Мебель – стол (крышка, ножки), стул (ножки, сиденье), кровать, диван, кресло, шкаф.

Мягкий, твердый, деревянный, пластмассовый.

Сидеть, лежать, есть, ставить, вытирать.

1 «В гостях у куклы Оли»

2 «Спрячь мячик»

3 «Мебель для Мишутки»

4 «Один-много»

5 «Мастер»

Сказка «Три медведя», С. Маршак «Кошкин дом»

«Дом»

Дом – кухня, комната, окно, стена, крыша, труба, дверь, лестница, забор, теремок, улица, много домов.

Основные цвета;

Высокий, низкий, сказочный, красивый, разный, разноцветный;

Строить, жить, входить, выходить, открывать, закрывать, убираться.

Один, много.

1 «Мой дом»

2 «Назови ласково»

3 «Кошкин дом»

4 «Разноцветная улица»

5 «Строитель»

Сказка «Теремок», С Маршак «Кошкин дом»

«Человек»

Человек – мужчина, женщина, ребенок, мальчик, девочка;

Части тела – голова, волосы, глаза, уши, нос, рот, зубы, шея, лицо, руки, ладони, ноги, колени, тело, пальцы, спина, грудь, живот.

Правая, левая.

Бегать, ходить, прыгать, смотреть, сидеть, спать, слушать, есть, пить, говорить, дышать, плакать, улыбаться, умываться, брать, носить, играть, рисовать.

Один, два, много.

1 «Доктор»

2 «Один-много»

3 «Назови ласково»

4 «Два и две»

5 «Вспомни, что делает»

6 «Олины помощники»

Народные потешки.

«Домашние животные»

Рекомендуется изучать каждое животное с его детёнышами в течение одной недели.

«Кошка с котенком»

Животное, кот, кошка, котенок;

Знать их части тела: голова, морда, уши, глаза, тело, лапы, хвост; знать, что живут в доме; знать, что питаются молоком, рыбой, мясом, покрыты шерстью.

Домашняя, пушистая, мягкая, теплая, серая (рыжая), длинный (хвост), большая, маленькая.

Звукоподражания: мяу-мяу, кис-кис.

Ходить, бегать, лакать, спать, лежать, сидеть, прыгать, ловить, играть, мяукать, пищать.

Один, много.

«Собака со щенком»

Собака, щенок, шерсть; уточнить названия частей тела; конура (будка), крыша, стена, миска; знать, что ест мясо.

Домашняя, пушистая, большая, маленькая, разные.

Звукоподражания: ав-ав.

Ходить, сидеть, лежать, спать, есть, играть, лаять, гладить, кормить.

Один, много.

«Корова с теленком»

Корова, теленок; знать их части тела; знать, что ест сено, траву; стадо, луг, пастух, загон, молоко.

Цвета окраски коровы: черная, рыжая, белая; домашняя, добрая, большая, парное (молоко).

Звукоподражания: ту-ру-ру, му-му.

Ходить, бегать, лежать, есть, щипать, мычать, пасти, созывать, давать (молоко).

Одна, много.

«Лошадь с жеребенком»

Лошадь, жеребенок; знать их части тела, сено, конюшня.

Домашняя, белая, черная, гладкая, большая, маленькая.

Звукоподражения: но, цок-цок, тпру, иго-го.

Ходить, скакать, спать, есть, пить, ржать, кормить, поить, ездить, скакать, кататься, причесать.

Один, много.

1 «Давай познакомимся»

2 «Кто как кричит?»

3 «Помоги маме найти своих детенышей»

4 «Назови ласково»

5 «Один-много»

6 «Кто где спрятался»

7 «Разрезные картинки»

С. Маршак «Усатый – полосатый», потешка «Киска»

В. Сутеев «Кто сказал мяу?», стихотворение А. Барто «Пес»

Потешки «Раным-рано по утру…», «Уж как я ль мою коровушку люблю,,,»

Стихотворение А. Барто «Лошадка», потешка «Цок, цок, цок, цок!»

«Зима. Зимние забавы»

Зима, снег, сосулька, лед, снеговик, круг, горка, санки, лыжи, лопата, дорожка.

Белый, холодный, снежная, большой – маленький, средний, мягкий – твердый, зимний, прозрачная.

Идет, выпал, лежит, висит, лепить, кататься, ходить, расчищать.

1 «Что бывает зимой?»

2 «Выпал беленький снежок»

3 «Что лишнее?»

4 «Назови ласково»

5 «Сделай снеговика»

Стихотворение И. Сурикова «Зима», А. Барто «Снег», потешка «Мороз».

«Деревья. Праздник ёлки».

Дерево, ёлка, ствол, ветки, иголки, ёлочные игрушки: шар, фонарик, гирлянда, хлопушка, Снегурочка, Дед Мороз; лес, праздник.

Зелёный, чёрный, коричневый, острый, колючий, длинные – короткие, верхние – нижние, ёлочные, стеклянные, разноцветные.

Расти, пахнуть, украшать.

Один, много.

1 «Один-много»

2 «Украсим ёлку к празднику»

3 «Назови ласково»

4 «Что на ёлке, а что (кто) под ёлкой?»

5 «Сложи ёлочку»

Отрывок из стихотворения А. Барто «Машенька».

«Домашние птицы (петушок с семьей)»

Птица, петух, курица, цыпленок, зернышки, яйцо.

Домашняя, красный, жёлтый, разноцветный, круглый, большой – маленький, птичий (двор).

Звукоподражания: ко-ко-ко, пи-пи-пи, цып-цып-цып, ку-ка-ре-ку.

Ходить, клевать, пищать, звать, кукарекать, взлетать, пить, щипать, грести.

1 «Птичий двор»

2 «Кто как кричит?»

3 «Один-много»

4 «Угадай, кто это?»

5 «Кто где спрятался?»

6 «Разрезные картинки»

Сказка «Курочка Ряба», сказка К. Чуковского «Цыпленок», стихотворение Т. Волгиной «Цыплята», потешка «Петушок».

«Дикие животные» Рекомендуется изучать каждое животное с его детёнышами в течение одной недели.

«Заяц с зайчатами»

Животное, заяц, зайчонок, шубка; знать части тела, чем питается.

Дикий, белый, теплая шубка, длинные уши, короткий хвост.

Звукоподражания: прыг-скок.

Один, много.

«Лиса с лисятами»

Животное, лиса, лисенок, лисичка-сестричка; знать части тела, где живет, чем питается.

Дикая, оранжевая, пушистая, хитрая; вытянутая мордочка, острые ушки, пушистый хвост.

Жить, бегать, питаться, охотиться, ловить.

Один, много.

«Медведь с медвежатами»

Животное, медведь, медвежонок, знать части тела, где живет, чем питается.

Дикий, косолапый, неуклюжий, толстые лапы, большой, маленький.

Ходить, спать, есть, пить.

Один, много, три (медведя)

«Волк с волчатами»

Животное, волк, волчонок, знать части тела, где живет, чем питается.

Дикий, серый, злой, зубастый, сердитый, голодный.

Жить, бегать, есть, охотиться.

Один, много, два (волка)

1 «Давай познакомимся»

2 «Помоги маме найти своих детенышей»

3 «Угадай, кто это?»

4 «Один-много»

5 «Лисьи прятки»

6 «Кто чем питается?»

7 «В лесу»

Стихотворение А. Барто «Зайка», потешка «Зайчишка-трусишка»

Русские народные сказки «Колобок», «Лиса и волк», «Кот, лиса и петух», стихотворение А. Александровой «Лисята».

Сказки «Три медведя», «Колобок», «Теремок», стихотворение А. Барто «Уронили мишку на пол».

Сказки «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок».

«Весна. Кораблик»

Весна, солнце, ручьи, снег, вода, капель, проталины, кораблик, лодочка, парус, волны.

Весенний, жёлтый, синий, солнечный.

Наступила, тает, бегут, плывет, появились проталинки, светит.

Один, много.

1 «Что бывает весной?»

2 «Кораблик»

3 «Назови ласково»

4 «Разрезные картинки»

Стихотворение А. Барто «Кораблик», отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

«Транспорт. Легковые и грузовые автомобили».

Машина, автомобиль, самосвал, знать части машин, прицеп, груз.

Познакомить с обобщением, что грузовые машины перевозят различные грузы, а легковые – людей.

Грузовая, легковая, гоночная, игрушечная, настоящая, повторить основные цвета, железная, деревянная, пластмассовая.

Ехать, перевозить, катать, прицеплять.

Один, много.

1 «Чудесный мешочек»

2 «Покатаем в машине игрушки»

3 «Один-много»

4 «Где сейчас машина?»

5 «Выложи грузовую машину»

Стихи А. Барто «Грузовик», Н. Боева «По шоссе спешат машины…»

«Цветы. Цветут одуванчики»

Цветок, одуванчик, пушинка, листья, стебель, букет, венок, земля, луг, поле.

Жёлтый, белый, зелёный, дикий, луговой.

Расти, цвести, собирать, плести, дарить.

Один (Одуванчик), два (Одуванчика), три (Одуванчика), много.

1 «Зайка и его любимый цветок»

2 «Сплетем веночек»

3 «Чего не хватает»

Стихотворение М. Познанской «Одуванчик»

«Насекомые»

Насекомое, жук, бабочка, божья коровка, знать их части, цветы, пыльца.

Большие, маленькие, жёлтые, чёрные, красные, зелёные, коричневые, разноцветные, красивые, полезные, вредные.

Звукоподражания: жу-жу-жу.

Летать, ползать, жужжать, есть, пить.

Один, два, три, много.

1 «Забавная шкатулка»

2 «Угадай, кто улетел?»

3 «Один-много»

4 «Где Бабочка?»

5 «Разрезные картинки»

Стихотворение Н. Френкеля «Жук», русская закличка «Божья коровка…»

«Птицы»

Птица, воробей, голубь, знать их части тела, корм, насекомые, птенцы.

Дикие, красивые, белые, чёрные, коричневые, разноцветные, большие, маленькие.

Ходить, прыгать, летать, клевать, пить, ловить, сидеть, чирикать.

Один, два, три, много.

1 «Забавная шкатулка»

2 «Один-много»

3 «Сосчитай воробьев»

4 «Помоги Незнайке»

5 «Построй голубятню»

Стихотворение  А. Барто «Села птичка на окошко», народная потешка-игра «Воробей»

«Лето»

Лето, солнце, небо, дождь, гроза, радуга, молния, река, мяч, ягоды, грибы, овощи, фрукты.

Жарко.

Летний, жаркий, жёлтое, синее, белое, красивая, разноцветная (радуга), теплая (вода), надувной (мяч).

Наступило, светит, гремит, сверкает, купаться, играть.

1 «Что бывает летом?»

2 «Спасибо, лето!»

3 «Один-много»

4 «Назови ласково»

5 «Что лишнее?»

6 «Игры с водой»

Русские народные заклички.

Использование лексико-математических тем в старших группах

тема

лексика

грамматика

Связная речь

«Овощи»

Огород, грядки, вкус, поливать, витамины, вредители: гусеницы, жуки; урожай, цветы, цвета овощей; расти, зреть, собирать, заготавливать; зрелый, сладкий, кислый, горький, круглый, овальный.

1 образование существительного множественного числа (огурец-огурцы)

2 составление предложений из 3-4 слов (без предлогов)

3 образование родительного падежа существительных

Описать овощи с опорой на схему или без нее

«Фрукты. Сад»

Яблоки, груши, сливы, апельсин, лимон, гранат, хурма, части дерева, вкусные, румяные, сочный, спелый, незрелый, собирать, поливать.

1 множественное число имен существительных (яблоко – яблоки);

2 образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (яблоко – яблочко)

3 употребление родительного падежа единственного числа имен существительных (яблоко-яблока)

Пересказ рассказа «История одной яблоньки» К. Ушинского

«Деревья»

Ствол, ветви, листья, береза, корни, дуб, ель, сосна, клен, тополь, рябина, шишки, желуди, кисти, гроздь, шелестеть, склоняться, могучий, тонкая, стройная, плакучая, роща.

1 упражнение в образовании прилагательных (дуб-дубовый)

2 упражнение в употреблении родительного падежа имен существительных (Лист слетел с осины)

Чтение рассказов «Добрая береза», «Березка» Л. Ефименковой.

«Грибы»

Белый, подберезовик, лисички, подосиновик, бледная поганка, съедобный, несъедобный, ядовитый, полезный, сушить, варить, жарить, консервировать.

Согласование существительных с прилагательными.

Описание грибов.

«Золотая осень»

Прохладно, ветрено, сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, холодно, пасмурно, моросит, заморозки, сырой, промозглый, пожухли.

Согласование существительных с прилагательными

Составить рассказ по сюжетным картинкам и вопросам воспитателя.

«Наше тело. Предметы гигиены».

Части тела: руки, ноги, туловище, голова, глаза, уши, нос, локоть, плечо, колено, подбородок; нюхать, слушать, полный, толстый, худой, карие, волнистые волосы.

Использование винительного и творительного падежей имен существительных (Дети моют руки. Зубы чистят щеткой.)

Описание человека

«Перелетные птицы»

Перелетные птицы: грачи, скворцы, лебеди, ласточки, дикие утки, водоплавающие птицы; оперение, юг, перелет, клин, косяк.

1 употребление существительных единственного и множественного числа в родительном падеже.

2 образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Пересказ рассказа «Ласточка»

«Посуда. Труд повара»

Посуда: столовая – глубокие, мелкие тарелки, ложки, вилки; кухонная – кастрюли, сковородки; ножи, чашки, чайник, блюдца; стеклянная, деревянная, железная, глиняная.

1 образование творительного падежа существительных (Ест ложкой. Режет ножом.)

2 согласование существительных с местоимениями мой, моя, моё.

3 подбор антонимов (горячий-холодный)

Пересказ рассказа «Мама и Таня»

«Продукты питания»

Молочные: молоко, творог, кефир, сыр, масло, ряженка, варенец, йогурт; мясные: мясо, колбаса; хлебобулочные изделия: хлеб, батон, баранки, бублики, пирожные, торт, печенье; шоколад, кондитер, пекарь, печет, варит, жарит.

1 согласование существительных с местоимениями мой, моя, мое, мои.

2 образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (сыр-сырок, творог-творожок)

Чтение рассказов «Это я виноват» Т. Ткаченко, «Три калача и одна баранка» Л. Тольстого

«Одежда. Обувь»

Виды одежды, обуви: рукав, воротник, пуговицы, петелька, застежка, манжета, подошва, летний, осенний, меховой, кожаный, вязаный, резиновый, железные, пластмассовый.

1 образование относительных прилагательных (мех-меховой)

2 согласование существительных с местоимениями.

Пересказ «Кукла Маша» Т. Ткаченко

«Дом. Мебель»

Одноэтажный, многоэтажный, дом, подъезд, квартира, лестница, лифт, ступеньки, балкон, лоджия, этаж, мебель, электроприборы, пылесос, утюг, микроволновая печь, тостер, холодильник, торшер, бра, удобный, мягкий, деревянный, кожаный.

1 согласование существительного с прилагательным

2 образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

3 составить предложения с предлогами в, на, под

Пересказ рассказа «Наш дом»

«Домашние животные, детеныши»

Домашние животные: кошка, котята, собака, щенята, свинья, поросята, лошадь, жеребята, корова, телята, баран, овца, ягненок, верблюд, верблюжонок, ослы; ходят, бегают, скачут; верблюжья колючка, пустыня, будка, сарай, конюшня, овчарня.

1 образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (кошка-котенок)

2 упражнения в употреблении предложного падежа имен существительных (в конюшне, в свинарнике)

Составление описательного рассказа о домашних животных

«Домашние птицы»

Домашние птицы: петух, курица, цыпленок, гусь, гусенок, селезень, утка, утенок, индюк, индюшка, индюшонок;

Клевать, щипать, щипок, гоготать, оперение, водоплавающие.

1 образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

2 употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Составление рассказа по сюжетной картинке «Птичий двор».

«Игрушки»

Пластмассовые, деревянные, резиновые, плюшевые, меховые, стеклянные, бумажные, музыкальные, заводные, спортивные, ломать, исправить, дружно, скучно, слаженно, игрушечный.

1 образование относительных прилагательных

2 согласование существительных с числительными один, два в роде и числе.

Составление описательного рассказа «Моя любимая игрушка»

«Новогодний праздник»

Украшения, гирлянда, мишура, конфетти, елочный, морозный, морозит, пурга, метель, морозно, Снегурочка, Дед Мороз, радостно.

1 образование относительных прилагательных

2 упражнение в употреблении предлогов на, под, около.

Составление рассказа по сюжетной картинке на новогодние темы.

«Дикие животные»

Звери, дикие животные, шерсть, лапы, клыки, рога, место обитания, засыпают, зимуют, линяют, впадают, спячка, пушистая, хитрая, юркая, шустрая, бурый, неуклюжий, вперевалочку.

1 упражнения в употреблении косвенных падежей имен существительных

2 образование приставочных глаголов (выбежал, подбежал, ускакал)

Составление рассказов о животных

«Животные жарких стран»

Зоопарк, Африка, лев, тигр, слон, обезьяна, зебра, носорог, крокодил, бегемот, кенгуру, скачет, крадется, прыгает, лазает, хищные, травоядные, лианы, баобаб, ананас, банан.

1 упражнения в образовании множественного числа существительных (лев-львы, львята)

2 работа с антонимами (добрый – злой)

Составление рассказа с опорой на игрушки и предметные картинки.

«Животные холодных стран»

Север, белый медведь, пингвин, Антарктида, песец, морж, олень, стройный, ветвистые рога, неуклюжий, пушистый, лохматый, хищный, холодно, мерзлота, айсберг, ледоколы.

1 употребление имен существительных единственного и множественного числа в родительном падеже

2 согласование имен существительных с прилагательными в роде, числе, падеже

3 работа с синонимами (неуклюжий, неповоротливый и т. д.)

Составление рассказа по сюжетной картине по выбору воспитателя

«Зимующие птицы»

Корм, кормушка, холод, воробей, ворона, синица, снегири, дятел, сорока, сова, клевать, чирикать, нахохлился, каркать, зимующие, выжить, ветрено, морозно.

1 упражнение в употреблении предлогов на, у, в, с, около.

2 согласование имен существительных и глаголов прошедшего времени.

Инсценирование стихотворения «Где обедал воробей?»

«Зима. Зимние забавы»

Зимние забавы, холод, стужа, январь, февраль, декабрь, замерзнуть, зябко, поземка, дуть, завывает, лепить, Съезжать, пушистый, белый, искрится, гладкий, твердый.

1 упражнения в употреблении однородных определений (снег пушистый, мягкий)

2 работа с антонимами (холодно-тепло)

Составление рассказа по картине и из личного опыта («Зимние забавы»)

«Почта»

Почтальон, конверт, марки, заказное письмо, газеты, журналы, телеграмма, телефон, телеграф, посылочный отдел, отдел доставки, адрес, бланк, бросил, опустил, доставил, бандероль, внимательно.

1 работа с родственными словами

2 образование относительных прилагательных

3 согласование имени существительного с местоимением в роде, числе, падеже.

Составление рассказа из личного опыта «Что я видел на почте?»

«Транспорт»

Название транспорта, воздушного, водного

1 употребление имен существительных единственного и множественного числа

2 употребление глаголов с приставками у, в, на, с, под

3 согласование имен существительных с числительными 1-10

Составление предложений с предлогами к, за, около, на, из-за.

«Семья»

Взрослые, дети, поколение, помощник, старший, младший, пожилой, женский день, любимая, нежная, оберегать, защищать, помогать, дарить, поздравлять, братья, сестры

1 употребление косвенных падежей имен существительных в предложениях

2 образование прилагательных от наречий

Рассказ «Моя семья» (из личного опыта)

«Больница»

Больница, поликлиника, врач, доктор, медсестра, рецепт, аптека, шприц, градусник, лекарство; здоровый, лечить, выздоравливать, забинтовывать, шпатель, фонендоскоп, чуткий

1 образование относительных прилагательных от существительных

2 согласование имени существительного с местоимениями мой, моя, моё, мои

«Магазин»

Магазин, хлебный, игрушечный, молочный, мебельный, продавец, кассир, товаровед, продает, получает, товар

Согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже

Составление рассказа из личного опыта «Как я ходил с мамой в магазин»

«Весна»

Весна, март, апрель, май, капель, почки, гнезда, пригревает, пашут, вьют, сеют, набухают, щебечут, пробивается, день длиннее, ярко, ночь короче

1 употребление имен существительных с глаголами настоящего и прошедшего времени

2 работа с антонимами (короче-длиннее, тепло-холодно)

Составление сложных предложений с союзом потому что

«Библиотека. Сказки»

Библиотекарь, стеллажи, переплет, обложка, страницы, автор, название, писатель, поэт, читать, добро, зло, сказочник, устное народное творчество, волшебство, чудесные вещи

Употребление существительных единственного и множественного числа в винительном и родительном падежах.

Сочинение сказки о чудесных вещах

«Моя страна»

Россия, столица, Москва, улица, площадь, набережная, аллея, заводы, простор, части света, герб, гимн.

1 употребление существительных в предложном падеже

2 согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже

Заучивание стихотворений о Родине

«Стройка»

Строитель, маляр, каменщик, плотник, стройка, подъемный кран, бульдозер, мастерок, раствор, стружки, опилки, укладывать, вставлять, настилать, ловко, слаженно, прочно, аккуратно

1 творительный падеж имен существительных (красят кистью)

2 согласование слов в предложении

Составление предложений по сюжетным картинкам.

«Рыбы»

Карась, щука, лещ, сом, ерш, дельфин, акула, кит, окунь, плавники, чешуя, аквариум, икра, речные, морские, аквариумные, жарить, сушить, жабры.

1 образование прилагательных от существительных (аквариум-аквариумные)

2 употребление имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе (карась-карасик)

Составление рассказа «Красивый цветок»

«Цветы»

Полевые: ромашки, колокольчики, одуванчики, мак; садовые: розы, гвоздика, тюльпан, пион, нарцисс; комнатные: герань, бальзамин, бегония, аспарагус; цветут, пахнут, вянут, ухаживать, поливать, рыхлить, ароматный, яркий, цветущий.

1 согласование с существительным прилагательного в роде, числе, падеже.

2 работа с синонимами.

Придумать загадки-описания о цветах и травах.

Выучить стихи о цветах

«Насекомые»

Кузнечик, жуки, шмель, пчела, бабочки, комар, гусеница, стрекоза, летать, жужжать, жалить, стрекотать, вредные, полезные.

1 использование существительного единственного и множественного числа в родительном и винительном падежах

2 употребление существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени.

Пересказ рассказов, сказок (по выбору воспитателя); составление описательных рассказов.

«Лето»

Лето, июнь, июль, август, отдых, отпуск, поездка, море, загар, игры, пляж, песок, купаться, загорать, плавать

1 образование глаголов с помощью приставок

2 согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже

Составление рассказов по картинкам.

«Спорт»

Летние виды спорта: бег, легкая атлетика; зимние виды спорта: лыжи, фигурное катание, конькобежный спорт; боксер, лыжник, пловец, велосипедист, бегать, прыгать, бросать, метать, плавать.

1 образование относительных прилагательных

2 согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже.

Пересказ рассказа педагога

Литература

  1. «Логопед» научно-методический журнал №2 2007
  2. Ж. В. Антипова, Т. В. Волосовец, Л. П. Зернова, И. А. Зимина, Е. Н. Кутепова, Г. Р. Шашкина «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» учебно-методическое пособие  - М., 2004
  3.  Е. Краузе «Логопедия»- СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2003

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповая непрерывно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в группе старшего дошкольного возраста

Подгрупповая логопедическая  НОД по формированию ЛГК и связной речи в группе старшего доршкольного возраста. Тема "Дикие животные весной"...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических отношений и связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в волшебную страну"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических отношений и связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в волшебную страну"...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических отношений и связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Прогулка в зоопарк"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических отношений и связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Прогулка в зоопарк"...

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Картотека упражнений для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников среднего и старшего дошкольного возраста"

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направленн...

Картотека Дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека   Дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста....

Формирование лексико-грамматических категорий по теме: «Весна» у детей старшего дошкольного возраста

Цель: создание условий для развития речевой активности у детей.Задачи:• формировать лексический словарь по теме;• учить грамматически правильно выстраивать слова в предложениях;• закреп...

Методическое игровое пособие по развитию и совершенствованию лексико-грамматической стороны речи «Скажи правильно» для детей старшего дошкольного возраста

laquo;Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребёнкавливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажи...