СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ НА ТЕМЫ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
материал по развитию речи (старшая группа) по теме
В статье предлагается структура непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.68 КБ |
Предварительный просмотр:
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ НА ТЕМЫ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Соломасова Тамара Николаевна, воспитатель МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Радость»
Ребёнок рассказывает о виденном, слышанном и пережитом ежедневно: о дружбе и сверстниках, о себе, об интересных прогулках и путешествиях, о праздниках и играх. Дети любят рассказывать, рассказывают с интересом. Но когда это становится учебной задачей, сразу возникает проблема: дети теряются, не могут подобрать нужные слова. Таким образом, задача нас, педагогов, детей этому нужно учить.
Начиная со старшей возрастной группы, воспитатель планирует такую деятельность. Начинаем с выбора темы. Они конкретны, однако, некоторые из тем ориентируют на рассказ о точно увиденном факте. Например, тема «Цветы на нашей клумбе» побуждает описывать определённые объекты – цветы, распустившиеся на клумбе перед детским садом, тема «наши зимние забавы» даёт возможность самому ребёнку выбрать тот или иной факт и о нём рассказать, предполагается, что дети смогут проявлять большую инициативу в отборе конкретного содержания для рассказа. В начале учебного года может быть предложена тема «Моя любимая игрушка», так как эта тема очень близка детям, у каждого ребёнка такая игрушка есть.
Рассмотрим структуру непосредственной деятельности педагога с детьми на примере этой темы. Важным фактором для успешного выполнения речевого задания является активизация детской памяти. Сначала педагог просит вспомнить любимые игрушки и назвать их. Далее воспитатель сообщает тему или подводит детей к теме, а они её формулируют. Затем следует образец-рассказ педагога, который помогает детям найти аналогичные случаи из своего опыта и овладеть формой изложения. «Сначала я подробно говорила об игрушке, о том, как она выглядела, чем была интересна. А в конце тоже подробно рассказала об игре с любимой игрушкой». Для лучшего усвоения образца педагог может повторить свой рассказ или предложить кому-либо из детей воспроизвести первую, а за тем и вторую части рассказа. Далее предоставляется время на обдумывание рассказа, затем – выступления детей. Можно заслушать 4 – 6 рассказов. Педагог анализирует рассказ каждого ребёнка. В итоговой части воспитатель подчёркивает, что дети учились интересно и подробно рассказывать об игрушках и советует более внимательно рассмотреть их после занятия, чтобы суметь хорошо описать их в следующий раз.
Хочется обратить внимание: педагог слушает выступления – рассказы детей с живым интересом: одобрительно кивает, поддерживает улыбкой, выразительным взглядом – всем своим видом выражает искренность и внимание.
Большое значение имеет предварительная работа. Это активизация опыта, на основе которого будут построены рассказы. Например, перед темой «Наши игры с куклами» воспитатель ориентирует детей на действия с разными куклами, отмечает проявление инициативы, творческой выдумки. В предварительной работе можно использовать наблюдения, так как часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями в природе. Можно использовать те интересные мероприятия, которые проходят в дошкольном учреждении: дети расскажут о том, как они мастерили поделки на выставку, как играли сказочные роли, яркие эмоции оставляют утренники, можно рассказать об участии в кукольных спектаклях и о многом другом.
Благодаря таким наблюдениям и впечатлениям у детей пополняется запас фактического материала, повышается эмоциональная готовность делиться накопленным опытом. С каждым разом дети проявляют всё большую активность и инициативу. Учитывая это обстоятельство, целесообразно побуждать детей к более самостоятельному отбору фактов для своих выступлений. Рассказы детей становятся несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них содержится значительно больше фактического материала.
На такой стадии находится умение составлять рассказы в конце старшей группы детского сада. В подготовительной к школе группе продолжается формирование данного навыка. Усложняется тематика, она становится более разносторонней, например, тему «Добрый поступок твоего товарища» можно предложить только детям в подготовительной группе. Усложняется структура занятия. В этой группе педагог может предлагать детям составлять рассказ на тему по заранее намеченному плану или привлекать детей к совместному продумыванию плана (сам он заранее при подготовке полностью намечает и разрабатывает план). Это повышает активность и самостоятельность дошкольников. Также к анализу и оценке рассказа ребёнка можно привлекать всю группу, дети в данном возрасте уже могут высказывать несложные суждения.
Навыки, которые формируются в данной непосредственной деятельности педагога с детьми, в дальнейшем реализуются в следующем: общение детей между собой становится более содержательным, дети придумывают сценки для своих концертов, сюжеты своих рассказов они могут превращать в игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказов на тему из личного опыта « моя семья»
Цель: Учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков. Развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта с опорой на схему, рассказывать связно, полно и в...

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: "Составление рассказа на тему из личного опыта «Люблю свой город Санкт-Петербург»"
Закрепить навыки детей в составление рассказов из индивидуального опыта о родном городе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во II младшей группе. Тема: «Составление рассказа на тему из личного опыта».
Занятие по развитию речи во второй младшей группе с использованием метода - биоэнергопластики....

Речевое развитие «Составление рассказа на тему из личного опыта».
Цель: формировать умение, опираясь на личный опыт, составлять короткий рассказ совместно с воспитателем.Задачи:-образовательные: формировать умение составлять совместно с воспитателем короткий рассказ...

Конспект занятия по "Развитию речи"во второй младшей группе "Составление рассказа на тему из личного опыта""
Конспект занятия по "Развитию речи"во второй младшей группе "Составление рассказа на тему из личного опыта""...