Развитие связной речи у детей с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). Самообразование.
материал по логопедии (подготовительная группа)

Махрова Юлия Александровна

Развитие связной речи

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

·                   изучить литературу по теме самообразования;

·                   повысить собственный уровень знаний;

·                   разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год;

·                   найти и применить эффективные методы и приёмы, способствующие развитию связной речи;

·                   повысить познавательную активность и работоспособность детей;

·                   активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

·                   подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на данную тему.

·                   провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.

Работа по развитию связной речи неотделима от остальных задач речевого развития и связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием её грамматического строя, воспитанием звуковой культуры. Связная речь является своеобразным показателем того, насколько качественно ребёнок овладел родным языком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi._samoobrazovanie.docx42.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

План работы по самообразованию

учителя-логопеда: Махровой Ю.А.

Тема: «Развитие связной речи у детей с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)»

2019-2020 г.

Развитие связной речи

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

  • изучить литературу по теме самообразования;
  • повысить собственный уровень знаний;
  • разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год;
  • найти и применить эффективные методы и приёмы, способствующие развитию связной речи;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
  • подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на данную тему.
  • провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.

Обоснование выбранной темы самообразования

Развитию связной речи дошкольников в наши дни уделяется самое пристальное внимание. Для успешного освоения программы обучения в школе выпускник детского сада должен обладать умением связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определённую тему.

Ребёнок продолжая осваивать грамматику, звуковую культуру речи, лексику родного языка, знакомясь с образностью речи, совершенствует свою речь, учится понятно и доступно излагать свои мысли. Работа по развитию связной речи неотделима от остальных задач речевого развития и связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием её грамматического строя, воспитанием звуковой культуры.

Связная речь является своеобразным показателем того, насколько качественно ребёнок овладел родным языком. Она очень тесно переплетена со многими сторонами речи. Какой у ребёнка словарный запас? Если он достаточен, то ребёнок сможет выделять признаки предметов, описывать их, используя слова-синонимы. Для развития связной речи ребёнок должен уметь владеть словарным запасом, знать смысл тех или иных слов, чтобы правильно употребить их в своём рассказе. Усвоение смысла слов происходит в основном в практической деятельности с предметами, знакомстве с окружающей средой. Расширяя свои представления об окружающем мире, усваивая многие понятия, делая выводы, ребёнок таким образом совершенствует свою мыслительную деятельность. Она, в свою очередь, влияет на последовательность, логичность речи ребёнка. Если ребёнку в 2-4 года для развития связной речи предлагали предметные и сюжетные картинки, то с 5 лет важно научить ребёнка пересказывать сказки, короткие рассказы, рассказывать стихи. При этом он будет совершенствовать грамматическую лексику, синтаксическое умение и навыки, научится ставить слово в нужный падеж, число, род, понимать оттенки в передаче смысла. Во время пересказа важно следить за тем, чтобы ребёнок не разделял свой рассказ временными промежутками и не терял последовательность изложения мыслей.

Связная речь, формируется благодаря речи монологической. Монолог- это высшая ступень связной речи. Именно в монологе ребёнок овладевает в полной мере произвольностью речи. Ведь прежде чем выразить вслух свои мысли, ребёнок мысленно строит свой рассказ: что он будет говорить, как, каким образом построит предложение, что скажет вначале, а что в конце. Ребёнок учится мыслить!

Монологическая речь – показатель мышления. А как мыслим – так и говорим, излагаем. Как отмечают педагоги и психологи, связная речь ребёнка не цепочка связанных друг с другом предложений, а цепочка логически выстроенных мыслей. Особенности мышления будут видны в речи. Один выделяет больше внешние признаки, другой пытается всегда что-то с чем-то связать, найти причину.

На каждом возрастном этапе существуют свои средства развития связной речи и свои достижения. Так, ребёнок в 2-3 года произносит связно 3-4 предложения, хорошо владеет диалогом. Достаточный словарный запас позволяет найти необходимое слово. В 4-5 лет употребление синонимов, антонимов, связность повествования говорят о достаточном уровне развития связной речи. Но ребёнок не овладеет в полной мере связной речью, пока не усвоит соответствующие словесные конструкции. К ним относятся сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, обороты, однородные члены предложения.

Поэтому, когда мы обучаем ребёнка грамматически правильно строить предложения, ставить слова в нужную форму, мы тем самым развиваем и связную речь. Большое внимание следует уделять тому, как ребёнок употребляет предлоги, союзы. Они помогают речи приобретать плавность, последовательность.

Существует два типа связной речи: диалог и монолог.

Диалог – это разговор двух и более людей.

Монолог – это речь одного человека.

Во время монолога человек знакомит собеседника с какой-либо информацией, делится впечатлениями. Во время диалога уточняются факты, задают вопросы собеседнику.

Диалог – это наши разговоры, обмен информацией, мнениями. Ребёнок чаще слышит его и быстрее усваивает.

А вот монологической речи следует учить. Научить ребёнка монологической речи можно через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Лучше начинать с описания. А если в описание предметов включить происходящие действия, то уже получится монолог-повествование.

А есть ещё монологи-рассуждения. Это когда устанавливается причина явления и делается вывод.

Ребёнок может слушать рассказы, сказки, а может и сам их сочинять, что тоже служит приёмом обучения монологической речи.

Следующий приём обучения монологической речи – пересказ. Начиная с 5 – 5,5 лет ребёнок должен уметь пересказывать текст без помощи наводящих вопросов, с повторением авторских слов, уметь выразительно передавать реплики персонажей. Если в тексте встречается образное выражение и ребёнок не может понять его смысл, взрослый объясняет, что оно означает.

Детям этого возраста предлагаются вопросы: почему? как? зачем? каким образом? Данные вопросы помогают построить ребёнку монолог-рассуждение. Ребёнок учится искать причины и описывать связи.

После 5 лет можно давать вопросы-указания. Это своеобразные маячки – что за чем говорить. Например: вначале расскажи, что ты видишь на картинке, потом о цвете, о форме, понравился тебе предмет или нет. Это своего рода логический план ответа, который ребёнок уже начинает удерживать в памяти. Также можно использовать опорные схемы для составления рассказов-описаний.

Обучая навыкам связной речи и побуждая к ней ребёнка, логопеду приходится искать интересные для дошкольника формы преподнесения и закрепления материала. Стала очевидной необходимость обновления традиционных методов речевого развития как по форме, так и по содержанию. Для подготовки детей к предстоящему школьному обучению необходимы вспомогательные средства, облегчающие становление у них развёрнутого смыслового высказывания. Одно из таких средств наглядность, при которой или по которой происходит речевой акт. Важность этого фактора отмечали А.М. Леушина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Значимость второго вспомогательного средства – моделирования плана высказывания – неоднократно подчёркивалась педагогами В.К. Воробьёвой, В.П. Глуховым. Л.С. Выготский отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. Таким образом, наряду с традиционными методами и приёмами необходимо использовать такие средства моделирования, как схемы, пиктограммы, символы, предметные картинки.

План работы

Месяц

Цель

Содержание работы

1 Этап «Организационно-диагностический»

Сентябрь

Определение цели и задач работы

  • Подбор литературы по теме самообразования
  • Обзор информации в интернете по теме самообразования
  • Проведение диагностики состояния связной речи
  • Анализ результатов диагностики
  • Ознакомление родителей с результатами диагностики

2 Этап Основной (Практический)

Октябрь

Теоретическое изучение проблемы и практическое применение

  • Разработка перспективного плана
  • Ознакомление с системой методов и приёмов, обеспечивающих наиболее эффективное развитие связной речи
  • Подбор и изготовление настольных игр, направленных на развитие связной речи

Ноябрь

  • Применение различных игр для развития связной речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях
  • Оформление картотеки «Логопедические игры для развития связной речи»
  • Изготовление различных видов театра для развития связной речи (театр на палочках, театр из фетра, театр на подставках и др.)

Декабрь

  • Применение различных игр для развития связной речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях
  • Консультация для педагогов и родителей «Развитие связной речи у старших дошкольников»

Январь

  • Мастер-класс для педагогов ДОУ «Логопедические игры для работы по формированию связной речи»
  • Изготовление и пополнение наглядного, демонстрационного и раздаточного материала по данной теме

Февраль

  • Подборка и изготовление дидактических игр для профессиональной ориентации дошкольников, способствующих развитию связной речи
  • Показ-театрализация логопедической сказки «Как тигрёнок учился рычать» для родителей детей логопатов

Март

  • Презентация «Развитие связной речи дошкольников»
  • Консультация для педагогов «Новое в организации занятий по развитию связной речи дошкольников»

Апрель

  • Консультация для педагогов «Эффективные приёмы обучения дошкольников с общим недоразвитием речи составлению описательных рассказов»

3 Этап Заключительный

Май

Подведение итогов работы

  • Написание отчёта о проделанной работе
  • Сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы

Коррекция связной речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность – эффективное средство для развития детей. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных героев произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок).

Участие детей в инсценировках обогащает словарный запас, развивает мышление, внимание, память, помогает их социализации в процессе осмысления нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения, даёт толчок эмоционального развития: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного поступка, совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи. Наконец, участие в инсценировках – это средство самовыражения и самореализации ребёнка. Коллективный характер игры создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия.

Действия, описанные в литературном произведении, надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. В создании игрового образа особенно велика роль слова, помогающего выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовывать с ними свои действия.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи, её грамматический строй.

Музыка, используемая в театрализованных играх, подчёркивает характер героев, помогает детям имитировать движения персонажей, совершенствуя координацию, вырабатывая чувство ритма.

Способствует театрализованная деятельность  и развитию творчества детей, требуя от них внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать подчиняясь определённому образу, перевоплощаться в него. Подражание добрым, честным, смелым персонажам, послужит для ребёнка стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Очень важно роль педагога в организации театрализованных представлений. Умело направляя совместную деятельность детей в нужное русло, не оставляя без внимания вопросы организационного плана, педагог создаёт благоприятные условия для всестороннего развития детей.

Благодаря театрализованной деятельности расширяется и активизируется словарь детей, совершенствуется речевая культура, развиваются творческие способности, приобретается опыт публичного выступления.

        

Создание коллажа по картинкам

При работе по изготовлению коллажа создаются условия для подготовки детей к школе: обогащается словарный запас, совершенствуются навыки словообразования, формируется звукопроизношение, развиваются фонематические процессы, связная речь. Создание коллажа служит развлечением и помогает проявить способность к воображению, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, формирует коллективные взаимоотношения.

Задачи

  • Сформировать у детей интерес к приёму «коллажирования» как мотиву подготовки к составлению сказок, рассказов, историй былей.
  • Развивать познавательные способности, творческое воображение и мышление.
  • Развивать умение детей в умении отбирать для рассказа картинки и правильно их располагать.
  • Развивать мелкую моторику рук при работе с бумагой и ножницами.

В процессе работы по изготовлению коллажей у детей должно быть сформировано умение:

-самостоятельно и последовательно составлять рассказы разного содержания;

-подбирать картинки на определённую тему;

-пользоваться ножницами, клеем, делать разметку, аккуратно вырезать картинки из журналов.

Самодельный коллаж – продукт фантазии ребёнка, его воображения. Во время изготовления коллажа у него появляется мотивация к созданию самостоятельного произведения.

Составление рассказа по картине и серии картин

Принцип составления рассказа по любой картине должен основываться на достаточно богатом словарном запасе, знаниях об окружающей действительности.

Дети должны:

- знать, что у рассказа есть начало, середина и конец; эти части "дружат" между собой;

- уметь отличать рассказ от простого набора предложений.

Картины и серии картин можно разделить на три вида:

1) действие происходит вне помещения;

2) действие происходит в помещении;

3) пейзажные, без действующих лиц.

Первый вид картин: действие происходит вне помещения.

Начинаться рассказ может со слов: как-то раз..., однажды..., был...

Далее следует ответить на вопрос: когда? (время года и название части суток):

(утро, вечер) осенью, то день (утро, вечер) - осенний, хмурый, пасмурный, солнечный, тёплый, холодный, дождливый, ветреный, ясный;

если событие происходит зимой, то день (утро, вечер) - зимний, морозный, холодный, ясный, снежный;

если событие происходит весной, то день (утро, вечер) - весенний, ясный, солнечный, тёплый;

если событие происходит летом, то день - жаркий, тёплый, летний, ясный.

Варианты начала могут быть разные : "Однажды летним, жарким днём...

Как-то раз зимним, морозным утром...

Был тёплый осенний вечер...".

Следующая группа вопросов: кто что задумал (решил?) где? куда?

Придумать имя герою, обозначить место действия, цель.

Например:"Дети пошли в лес за грибами...Петя вышел с машинкой во двор".

Середина рассказа - описание непосредственных событий, происшедших с героем (героями). Вопрос: "А что случилось?"(Устанавливаются причинно-следственные связи.)

Конец - результат действия, оценка поступков героев, высказывание отношения к герою.

Взрослый может предложить продолжить рассказ - что могло быть дальше.

Второй вид картин: действие происходит в помещении.

Начало. Отвечаем на вопросы: когда? где? кто что задумал (решил)?

Время года опускается, остаётся название части суток.

Когда? - используем выражения: однажды утром, днём, вечером, после завтрака, обеда, прогулки, сна...

Где? - дома, в саду, в группе...

Кто (даётся имя) что решил, предложил, задумал.

Середина и конец. Остаются такими же, как и в работе с первым видом картин.

Третий вид картин: нет действующих лиц и событий. Это картины типа "Ранняя осень", "Поздняя осень", "Зима".

Начало. Название картины, имя автора, определение времени года.

Пришла...наступила... (по картине И. Левитана).

Середина. Последовательно, сверху вниз (от состояния неба и солнца, заканчивая тем, что на земле), учитывая передний и задний план, нужно дать описание признаков данного времени года.

Очень полезно во время рассматривания использовать:

-произведения поэтов и писателей, где говорится о временах года, обращать внимание детей, как автор говорит о небе, снеге, солнце, других объектах природы, и постараться использовать эти слова и выражения в рассказе;

-опыт наблюдений за природой на прогулках.

Всё это способствует накоплению и обогащению активного словаря ребёнка, облегчает процесс составления рассказа.

Аналогично подбирается словарь по остальным временам года.

Конец. Передача настроения автора и ребёнка. Вопросы: "Какое настроение у тебя, когда ты смотришь на эту картину? Почему?".

Нельзя забывать об употреблении слов с уменьшительно-ласкательным значением (травка, берёзка, солнышко), слов с противоположным значением (далеко-близко, высоко-низко, толстый-тонкий, широкий-узкий).

Примерный словарь на тему "Осень"

Небо

Хмурое, серое, свинцовое, низкое, пасмурное, покрытое тёмными тучами.

Высокое, чистое, ясное.

Ветер

Дует, воет, гудит, срывает.

Солнце

Светит, прячется за тучи, выглядывает из-за туч.

День, воздух

Осенний, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, грустный, пасмурный, прохладный, дождливый.

Ясный, светлый, прекрасный, солнечный, тёплый,

Дождь

Идёт, льёт, моросит, заливает, стучит по крыше.

моросящий, ливневый, мелкий, холодный, нудный, затяжной.

Деревья,

листья

Жёлтые, золотые, пунцовые, красные, алые, багряные, пурпурные, разноцветные.

Листья опадают, летят, шелестят, шуршат, кружатся, сохнут, устилают землю.

Цветы, травы

Трава жёлтая, оранжевая, коричневая.

Завяли, увяли, пожелтели, отцвели.

Птицы

Собираются в стаи, улетают кричат, прощаются.

Земля

Мокрая, грязная после дождя, засыпана разноцветным или золотым ковром.

Беседа об осени с опорой на личный опыт детей

Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Формирование представления о переносном значении слова (золотая осень).

Логопед. Какой месяц осени заканчивается?

1-й ребёнок. Заканчивается сентябрь.

Логопед. Какой месяц наступит после него?

2-й ребёнок. После сентября наступит октябрь.

Логопед. Какой месяц завершает осень?

3-й ребёнок. Завершает осень ноябрь.

Логопед. Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днём в солнечные дни. Хотя по вечерам и ночью уже достаточно холодно. По утрам мы можем наблюдать туман. Он густой, белый, плотный, сырой. Такие туманы - одна из примет ранней осени, когда дни тёплые, а ночи холодные. Ранней осенью ещё много цветов, дозревают фрукты и овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Ещё не исчезли многие насекомые, перелётные птицы только начинают готовиться к отлёту в тёплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой.

Дети. Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, жёлтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний парк издалека, он кажется золотым.

Логопед. Правильно. Мне очень понравилось объяснение которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и довольно тёплые дни. Травы и цветы золотой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Исчезают насекомые. Перелётные птицы начинают отлёт. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами.

Упражнение "Периоды осени".

Развитие зрительного восприятия и внимания, связной речи, способности обобщать.

Логопед раскладывает на столе репродукции картин русских художников.

Логопед. Посмотрите на картины русских художников и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой - золотая осень, на которой - поздняя осень. Можете посоветоваться, а потом закрепите картины на магнитной доске именно в таком порядке.

Дети выполняют задание логопеда.

Логопед. Что ж, вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Действительно, на картине А. Грицая "После дождя. Осень" изображена ранняя осень, на картине "Осень" художник А. Лентулов изобразил золотую осень, а картина В. Попкова так и называется "Поздняя осень". Что помогло вам правильно выполнить задание? Расскажите.

Дети рассказывают, на какие приметы они обращали внимание, выполняя задание.

1-й ребёнок. На первой картине художник нарисовал дождливый осенний день. Небо серое, покрытое облаками. На дороге грязь и лужи. Но листья на деревьях и трава ещё зелёные. Только кое-где начинает проглядывать желтизна. Поэтому я подумал, что это ранняя осень.

2-й ребёнок. На картине "Осень" мы видим деревья, покрытые золотыми листьями. Кажется, что они горят на солнце. Эту картину можно было назвать "Золотая осень".

3-й ребёнок. На третьей картине мы видим почти голые деревья, серые холмы, на которых засохла трава, серое небо. Художник изобразил самую грустную осеннюю пору - позднюю осень.

Логопед. Вы очень хорошо смогли объяснить свой выбор. Я горжусь вами!

Игры направленные на развитие связной речи и автоматизацию правильного произношения поставленных звуков у дошкольников с 6  до 7 лет (Подготовительная к школе группа)

Упражнение «Запиши рассказ»

Развитие связной речи, слухового внимания, памяти. Автоматизация сонорных звуков.

Логопед раскладывает на столе 8 предметных картинок (которые являются опорным планом рассказа), располагая по две в одном ряду.

Логопед зачитывает рассказ:

Рома позвонил Игорю и предложил пойти на рыбалку.

Ребята поймали в пруду карася.

Рома взял топор и нарубил дров.

Игорь острым ножом почистил рыбу.

Ребята развели костёр и сварили уху.

На первых порах ребёнок слушает рассказ с опорой на предметные картинки, затем педагог их перемешивает, и ребёнок «записывает» рассказ с помощью этих перемешанных картинок, располагая их в следующем порядке:

Рома позвонил Игорю и предложил пойти на рыбалку.

Ребята поймали в пруду карася.

Рома взял топор и нарубил дров.

Игорь острым ножом почистил рыбу.

Ребята развели костёр и сварили уху.

Далее ребёнок рассказывает с опорой на свой картинный план, что у него получилось.

Когда ребёнок усвоит принцип «записи», следующий рассказ он уже сможет прослушивать без опоры и пробовать «записать» его сразу предметными картинками.

Игра «Магазин»

Развитие связной речи, закрепление знания обобщающих понятий. Автоматизация сонорных звуков.

Для этой игры должны быть подготовлены картинки, отображающие предметы одной группы. Отрабатываются обобщающие понятия: овощи, фрукты, посуда, мебель и.т.п.

Один из играющих становится покупателем, другой – продавцом. Прилавком может служить магнитная доска. К ней прикрепляются шесть картинок.  Например: тарелка, кружка, кастрюля, сковорода, сахарница, дуршлаг и др.

Покупатель, не называя предмета, описывает его. Например: «Я хочу купить предмет посуды. У неё есть крышка, две ручки, дно. В ней варят суп».

Продавец по описанию отгадывает одну из шести картинок. Если она названа правильно, играющие сами выбирают следующих покупателя и продавца. Если ответ неверный, двух следующих играющих назначает логопед. Вместо отгаданной картинки обязательно ставится новая.

Игра «Пойми меня»

Развитие  навыков составления короткого описательного рассказа.

Игра представляет собой лото на любую тему: птицы, домашние животные, дикие животные, рыбы и.т.п. Двое играющих кладут перед собой карту – игровое поле – и колоду карточек, соответствующую игровому полю противника.

 Первый игрок берёт любую карточку из своей колоды и, не показывая её партнёру, описывает предмет, изображённый на этой карточке. Второй ребёнок должен отгадать, какой из предметов, имеющихся на его игровом поле, был загадан.

Если ответ правильный, отгадавший кладёт карточку на соответствующую картинку на своём игровом поле.

Если карточка не угадывается сразу, первый играющий старается более подробно описать предмет. Когда игровое поле второго игрока будет заполнено, отгадывающим становится первый игрок.

Игра «Ворона и забор»

Тренировка в употреблении предложений с предлогами. Автоматизация сонорных звуков.

Перед ребёнком выставляются две картинки с изображением вороны и забора. Логопед предлагает рассмотреть и описать расположение вороны относительно забору.

Например: ворона на заборе, ворона за забором, ворона перед забором, ворона под забором.

Если ребёнок затрудняется, логопед чётко произносит нужные фразы, выделяя предлоги, и просит повторить текст.

Игрок меняет местоположение вороны и составляет предложения по просьбе логопеда.

Игра «Бывает – не бывает»

Развитие здравого смысла, чувства юмора, творческого воображения детей, умения связно и логически правильно излагать реальные и фантастические события. Автоматизация сонорных звуков.

Логопед предлагает детям представить себе ситуацию, которую он описывает, и сказать, бывает ли на самом деле то, о чём идёт речь. Если ребёнок ответит правильно, его очередь загадывать логопеду загадку, если неправильно – очередь переходит к другому.

Обязательно нужно чередовать реальные и нереальные варианты, например: «Волк бродит по лесу», «Волк сидит на дереве», «Лодка плывёт по небу», «Забор рисует Рому» и т.п.

Также можно использовать в игре мяч: игрок бросает мяч, произнеся фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чём сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает вовсе.

Упражнение «Построй предложение»

Развитие умения правильно определять место слова в предложении, совершенствование связной речи. Автоматизация шипящих звуков.

Логопед. Ребята, внимательно послушайте слова и составьте из них предложение. При этом вы не должны «потерять» ни одного слова.

Логопед предлагает детям следующие группы слов:

- Кошка, мышка, пошла, пушистая, поймала.

- Шагали, малыши, дорожка, широкая, по.

- Смешная, Миша, шутка, услышать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный план занятий по формированию лексико – грамматических средств языка, развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной группе

Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большое внимание. Дефекты произношения сами собой не...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)

Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)...

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами театрализации «Теремок» в подготовительной к школе группе»

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами театрализации "Теремок" в подготовительной к школе группе...

Самообразование на тему: «Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность» в подготовительной к школе группе

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность....