Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием ТРИЗ
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Хорошилова Татьяна Ивановна

Конспект НОД по познавательному развитию для  детей подготовительной к школе группы. В ходе совместной деятельности дети познают себя самого через собственное имя.  Использование технологий ТРИЗ-РТВ позволяет  активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь,  фантазию, учит рассуждать.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya-eto_kto.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация:  конспект НОД по познавательному развитию для  детей подготовительной к школе группы. В ходе совместной деятельности дети познают себя самого через собственное имя.  Использование технологий ТРИЗ-РТВ позволяет  активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь,  фантазию, учит рассуждать.

Визуализация материала мультимедийной презентацией повышает интерес, концентрирует внимание. Интеграция образовательных областей (познание, социализация, труд, художественное творчество, здоровье, музыка) позволяет сохранять интерес на протяжении всей деятельности.

Цель: приобщить детей к самопознанию, самонаблюдению через особое отношение к своему имени. Научить решать изобретательские задачи, освобождаясь от стереотипов мышления.

Задачи: дать детям представление о том, что у каждого человека есть собственное имя, которое отличает его от других людей. Продолжать учить работать по экранам системного оператора, рассматривая ребёнка, как систему.

Закрепить  трудовые умения; технические навыки, способы рисования ватным тампоном, карандашом.

Воспитывать потребность познать самого себя, стремление к разнообразной и продуктивной деятельности, интереса к собственным открытиям.  Учить гордиться своим именем. Формировать дружеские взаимоотношения.

Программное обеспечение: познание – мультимедийная установка,  д/и «Собери цветок», сердечки-значки; музыка - диск с аудиозаписью; здоровье – шапочка-цветок; труд – семена овса, контейнеры с землёй, клеёнка, вода; художественное творчество – бумага, карандаши, ватные диски, магнитная доска.

Предварительная работа: чтение художественных произведений Н.Носова            «Рассказы о Незнайке», И. Лопухина «Есть у меня братишка…», энциклопедия «Что означают наши имена?». Работа с пятиэкранным СО.

.

Образовательные ресурсы: /Интернет ресурсы: http://www.razvitierebenka.com

 http://yandex.ru/yandsearch

Влияние технологий ТРИЗ на развитие творческих способностей детей: Из опыта работы Мороз Н.В. – Биробиджан: ОблИУУ,2009. – 24 с.

Страунинг А.М. Росток: программа по ТРИЗ – РТВ для детей дошкольного возраста./А.М. Страунинг., - Обинск,1996.-219с.

Развитие эмоционального мира детей : популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л. Кряжева. – Ярославль : Академия развития, 1996.– 208 с.


Сценарий НОД:

- Ребята, сейчас я вам задам очень интересный, но довольно трудный вопрос. Хотите?

- У вас есть что-то, но это что-то невидимое и это что-то отличает вас друг от друга. Что это?

- Трудный вопрос? Трудный, но на трудные вопросы всегда нужно искать ответ!

Я вам подскажу: это невидимое можно услышать…

- Конечно - это имя!

Нет ни одного человека, у которого бы не было имени. Как вы думаете, зачем людям нужны имена?

- Что же такое имя?  (Это слово.)

- Да, это слово, но слово особое. И значит оно очень много. По имени можно узнать пожилой это человек или молодой, большой или маленький, как мы к нему относимся, мальчик это или девочка.

- Если я скажу, Иван Петрович – о ком я говорю? Это взрослый или ребенок?

- Почему взрослых принято называть по И. О?

Тем самым проявляется уважение к старшим. Не знать И. О. – невежливо. Не ленитесь, всегда обращайтесь к взрослому по И. О.

- Что означает отчество?

- А если я просто назову: «Аня» – о ком я говорю?

- Хотите увидеть Аню в нашем волшебном телевизоре? (1)

- Как здесь можно сказать об Ане, кто она? (девочка, ребенок, дошкольница.)

- Частью чего является Аня?  (группы, семьи, жителей страны, планеты)

- Когда она пойдёт в школу, частью чего она станет? (класса, школы)

- Кем Аня была раньше?

(малышом, младенцем, грудным ребенком, ползунком, лялечкой)

- Какая разница между грудным ребенком и куклой? (Не растет и т. д.)

Дети перечисляют отличия.

-Давайте послушаем, как стучит сердце у куклы. Оно стучит? Почему мы его не слышим?

 -А если мы послушаем своё сердце? Оно стучит? Почему мы его  слышим?

-А может ли кукла дышать? (Дети делают вывод - кукла не живая, а ребёнок – живой.)

- Здесь Аня одна. Но про нее можно сказать и «много». Что много у Ани? (Волос, ресниц, зубов, пальцев)

- Во сколько «много», а ребенок «1»!

- Наш телевизор покажет, какие еще части тела есть у Ани (глаза, нос, уши, губы, туловище, ноги)

-А почему у человека 2 глаза, 2 уха, а язык – 1?

-А можно ли сосчитать волосы на голове?

- Чем отличаются руки грудного ребенка от ваших рук?

(Что умеют делать руки дошкольника и грудного ребенка)

- Какими станут рукиАни, когда она будет взрослой? (кадр) Чему они научатся?

- Что произойдет, если у людей руки вытянутся и станут длиннее их самих?

Игра «Хорошо-плохо»

(Неудобно ходить, одежда мала и т.д.)

Как может измениться её причёска?

-Теперь мы видим, какой Аня  была, и какой стала.

- Что с ней происходило? (Она росла)

- А дальше Аня будет расти?

- Когда она подрастет, как мы сможем ее называть (подросток, школьница)

Аня станет  взрослой.  Такой она себя представляет.

Быть взрослым хорошо или плохо?

Что произойдет, если все взрослые исчезнут?

- Аня росла, а имя ее росло? (И да, и нет.)

 Её зовут Аня – потом будут звать Анна – а взрослую  станут называть Анна Валерьевна.

- Подумайте и скажите: имена меняются в течение жизни или нет?

- А вы знаете свое полное имя?

- Давайте поиграем. Вам нужно сгруппироваться так, чтобы вместе оказались дети, имя которых начинается на одну и ту же букву.  (Дети берутся за руки)

- Почему вы вместе?

- Какая  буквочка вас объединила? (А – Аня, Алина, Алёша.)

-У вас в руках первая  буквы вашего имени. Хотите мы сейчас оживим их?

Дети идут к столам, рисуют первую букву своего имени. (2)

- Ребята, смотрите, буквы действительно ожили. Ну, вы прямо как настоящие волшебники! (3) 

Буквы открывают свои новенькие, ясные глазки, им очень приятно с вами познакомиться. (Дети вывешивают букву своего имени на доске.) Я думаю, вы с ними подружитесь.

- Ребята, а как вас называют дома?

А как ты хочешь, чтобы тебя называли в группе?

Родители любят вас, растят, как цветочки.

А хотите и правда превратиться в цветы. Собирайтесь скорее здесь на поляне.

Этюд «Цветок».

Озорной ветерок подул так сильно, что у одной ромашки облетели все лепестки и она загрустила. Давайте ее приласкаем. По-моему – это ромашка – Ваня. Как его можно назвать ласково?

 Игра «Ласковушки». (4)

- Ванечка, Ванюша, Ваняшка, Ванюшок, Ивашечка, Иванушка, Ванюшка.

(Дети прикрепляют лепестки- ласковушки к цветку на фланелеграфе)

Вы подарили свои «ласковушки» Ване и его ромашка снова расцвела и радуется солнышку. Спасибо. (5)

- Ваня, а тебе больше всего нравиться, чтобы как тебя называли?

- Почему тебе дали это имя? ( в честь дедушки)

- Знаешь ли ты, что оно означает?

- Ребята, а у кого еще есть имена, кроме людей? (реки, горы, города, улицы)

- Правильно, улицам иногда дают имена известных людей. В нашем городе какие м-ны носят имя знаменитых людей? (Королёва, Жукова, Ольминского, проспект Угарова)

Если человек носит имя и улица носит имя, значит они похожи?

- Человек бывает какой?

  • красивый
  • модный
  • умный
  • здоровый
  • толстый

А когда об улице можно сказать: «красивая»;

Умная- (школа, компьютер, ученые, библиотека, умные дома).

здоровая – (спортсмены, больница, не загазованная, бани)

толстая – (три толстяка, дома толстые, сумо)

модная – (модный цвет, стильные дома, любят собираться- популярная)

- А в каком городе жил Незнайка?

- Почему у «коротышек» были такие странные имена? (Пулька, Пончик, Пилюлькин и т.д.)

Давайте мы придумаем для себя имена – характеристики. У нас в группе тоже есть сладкоежки; дети, которые все время веселятся. Как мы сможем их называть: весельчак, хохотушка, богатырь.

А вот Влад у нас все знает, какое имя - характеристика ему подойдет? (Зайка, вундеркиндик, умница)

Кого мы можем называть торопыжка, хорошоня, грустиночка, капризуля. Придумывая характеристики, каждому раздаю сердечки - символы.

А знаете ли вы, что означают ваши имена? (Иван – благодать божия, Наталья – природная и т.д.)

- Вам нравиться ваше имя? Кто хотел бы изменить свое имя?

- Имя человеку дается на всю жизнь. Носите с гордостью свое имя. Берегите честь своего имени. Украшайте его своими добрыми поступками, полезными делами, прославляйте своим талантом, достижениями.  

А сейчас я предлагаю вам  вырастим свое имя. Как? Давайте посадим семена, как цветочки на грядке. (6)

Дети проходят к столам. Выкладывают зернышками буквы своего имени в контейнеры с землей.

- Мы польем их водичкой, будем оберегать, и вскоре ваши имена-цветочки зазеленеют, будут подрастать вместе с вами и украшать нашу группу. И все смогут прочесть, как вас зовут.

 Вы сегодня были молодцы! Спасибо.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием здоровьесберегательных технологий «Все ли деревья сбрасывают листву?»

Задачи.       Учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке)....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием нетрадиционных техник "Как я люблю одуванчики"

Дети очень любят аппликацию, особенно не стандартное ее выполнение. Маленькие пальчики творят чудесные изображения.Эти занятия развивают мышление, фантазию, умение трудиться....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Секрет очаровательной улыбки» по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе (с использованием ТРИЗ-технологии, ИКТ)

Тема: «Секрет очаровательной улыбки»Цель: продолжать формировать знания детей о части организма - зубах          Задачи: Продолжать формировать предс...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием презентации «Великая Отечественная Война 1941–1945 г.» «Хлеб блокадного города»

Конспект занятияв подготовительной к школе группе с использованием презентации «Великая Отечественная Война 1941–1945 г.»  «Хлеб блокадного города»...