«Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Консультация
«Устное народное творчество в коррекции речевых
нарушений у детей дошкольного возраста»
Т.Н. Субботина, воспитатель
МБДОУ детский сад № 37 «Соловушка», г. Старый Оскол
И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле эта стихотворная «шумиха» незаменима в коррекционной работе.
Фольклор дает прекрасные образы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации.
Устное народное творчество нужно для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.
Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках, играх - драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?
Важно, чтобы ребенок различал, анализировал и дифференцировал на слух фонемы. Фольклор поможет развивать фонематический слух.
Через устное народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения.
Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения. Поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки.
Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать.
Колыбельные песни. Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Все начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек.
Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств, переживаний. Повторные сочетания действий ребенка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания.
Ах ты, радуга – дуга,
Ты высока и туга!
Дай нам солнышка-
Колоколнышка.
Приговорка своим словесным строением и оформлением настраивает ребенка уважительно относиться к каждому растению в лесу, в поле, в огороде. Для каждого растения существует свое определение, ласковое слово. Обратите внимание на звуковое подобие слов: «репка» - «кепка», «капуста» - «виласта» - «пудаста», объединяющее предмет с его необходимыми и желанными признаками. Так ребенок воочию видит, каково назначение растения, его здоровая, живая красота. Приговорки учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать правила.
Матушка репка,
Уродись крепка,
Ни густа, ни редка,
До великого хвоста.
Фольклорные прибаутки - небольшие стихотворения из двух - четырех, редко восьми строк. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя - коток, курочка -рябушечка.
Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться, это смешное передавать в слове. Это лучший способ развития, как координации движений, так и общей мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик –
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.
Как петух в печи пороги печет,
Кошка на окошке рубашку шьет,
Поросенок в ступе горох толчет…
Приметы – прекрасный образец «земледельческой мысли» народа. Знания природы и жизненный опыт выливались в пословичные выражения, которые дошли до наших дней. В коррекционной работе приметы:
- помогают расширить словарный запас детей;
- способствуют развитию слуховой памяти;
- дают возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;
- развивают фонематичекий слух;
- оказывают помощь в автоматизации звуков речи.
В марте мороз трескуч, да не жгуч.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Скороговорки. Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи частей слова, и одновременно баловство, любимая игра в словотворчество.
Использование скороговорок помогает закрепить дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания.
Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствует автоматизации звуков речи.
На былинке пылинка,
Пылинка на былинке.
Народные дразнилки предназначены для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде.
Дразнилка склонна к преувеличению и преуменьшению. Она учит подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым жизненным ситуациям. В дразнилке удалось сохранить четкость, ритмичность, краткость, выразительность.
Антошка-картошка,
Соломенная ножка,
Сам с ноготок,
Голова с локоток.
Загадки - важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.
По типу структурной логической задачи существует пять видов загадок:
- загадки с точно названными признаки;
- загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками;
- загадки с отрицательным сравнением;
- загадки с отрицательным сравнением и зашифрованными признаками, т.е. содержание и отрицание, и иносказания;
- комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.
Можно выделить несколько видов деятельности детей в играх с загадками:
- загадывание загадок;
- отгадывание загадок;
- доказательство правильности отгадок;
- сравнение загадок о разном.
Не украшения, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет.
(Месяц и звезды)
Пословицы и поговорки. Поговорка сходна с пословицей, но в отличие от нее она не является полным суждением. Поговорка часть суждения.
Он – лисий хвост. – Поговорка.
В чужом глазу сучок видит, а в своем и бревна не замечает. -Пословица.
Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка.
В логопедической работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей. Она будет уместна при работе с рассказом, сказкой.
Подвижные игры и считалки. Считалки тесно связаны с играми. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Действия часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Так, зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить на безоговорочное и точное выполнение правил.
Тара - бара,
Домой пора
Коров доить,
Тебе водить.
Сказка является сугубо педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей.
В сказке, обращенной к детям, элементы фантастики в изображении отношений почти отсутствуют. Птицы, звери и люди представлены в ней в натуральную величину, поэтому они побеждают врагов с помощью необычных фантастических поступков.
Коррекционная работа зачастую невидима, кропотлива, сложна.
Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой, красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которую называют связью поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество.
Литература:
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: 2007.
2. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание № 3, 2007.
3. Бахвалова Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика № 8(49) ноябрь, 2008.
4. Соболева А.В. Загадки-смекалки: практ. пособие для логопедов, воспитателей и родителей / А.В. Соболева. М.: ГНОМ и Д, 2000.
5. Чернядьева Т. Знакомство детей с малыми фольклорными формами / Т. Чернядьева // Ребёнок в детском саду, № 4, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменим...
Консультация для родителей «ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : " Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей Ппо теме : «Роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей на тему: «ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Народное творчество дает возможность окунуться в особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове....
Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скорог...
Презентация. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста....
Выступление на тему: «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Выступление на тему: «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»...