В стране маленьких слов
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Сообщение из опыта работы Тема: "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога" старшая логопедическая группа Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога на преодоление речевых недостатков и снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
в стране маленьких словc | 48 КБ |
сообщение из опыта работы | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
в
старшей логопедической группе
« В СТРАНЕ МАЛЕНЬКИХ СЛОВ»
Конспект подготовили:
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
КОБЗАРЬ А.В. и
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
ПАНИНА М.Н.
апрель 2009г
Программные задачи:
- Упражнять детей в согласовании мелких движений рук, органов артикуляции и зрения.
- Совершенствовать предложно-падежное управление с использованием схем в словосочетаниях, предложениях, рассказах с учетом индивидуальных особенностей детей с различной формой восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики).
- Вырабатывать координированные действия во взаимосвязи с речью.
- Развивать словообразовательные функции речи путем упражнений употребления приставочных глаголов, существительных с предлогами.
- Учить составлению рассказа по действию с песком и опорным картинкам.
- Расширять активный и пассивный словарь.
- Развивать логическое мышление посредством работы со схемами, внимание, память, восприятие.
- Способствовать развитию доверительных взаимоотношений детей и взрослых, снятию психомышечного и эмоционального напряжения.
- Снятие зажимов брезгливости, закрепление базового доверия к окружающему миру.
- Воспитывать аккуратность, нарабатывать терпение, выдержку.
Оборудование:
- Деревянные шпатели;
- Влажные салфетки, тазики с водой, полотенца;
- Схемы предлогов;
- Предметны и сюжетные картинки;
- Макет, различные виды транспорта из конструктора;
- Тазики с песком;
- Печатки для песка;
- Фонограммы отрывков музыкальных произведений; сюрпризы;
- Мольберт, мяч;
- Маленькие шоколадки.
Ход занятия:
1 часть. Игра на взаимодействие «Подари ласковое имя».
Дети приглашаются в круг вместе с логопедом и психологом.
- Давайте поиграем в игру «Подари ласковое имя». Когда мы называем имя,
надо смотреть друг другу в глаза и улыбаться (игра повторяется 2 раза).
- Вы хотите попасть в волшебную страну маленьких слов? Возьмитесь за
руки, закройте глаза и прислушайтесь (звучит музыкальный фон).
Откройте глаза. Вот мы и в волшебной стране маленьких слов!
2 часть. Упражнения для артикуляции, мелкой моторики рук и глаз.
- В нашей стране все возможно. Пойдемте с вами в цирк, Там научимся разным фокусам. Возьмите влажные салфетки и протрите руки. Начинаем выполнять «фокусы» (выполняются упражнения для языка, рук и глаз, затем с деревянным шпателем).
- Молодцы, очень хорошо выполнили «фокусы», как настоящие фокусники.
3 часть. Работа со схемами. (проводит уч.-логопед)
- Вы не забыли, что мы с вами в стране маленьких слов?
- Какие маленькие слова вы знаете?
- Постарайтесь все звуки и слова произносить правильно, следите за своей
речью.
- Это схемы, которые обозначают маленькое слово. Какое слово спряталось?
(работа со схемами предлогов).
- Придумайте словосочетание с этими словами (в лесу, на поляне, над домом
и т.д.).
- Игра с мячом. Я бросаю мяч и называю маленькое слово. Вы возвращаете
мяч и добавляете еще свое слово (в комнате, на столе, под стулом) и т.д.
- Составьте предложения с маленькими словами по сюжетной картинке,
которая перед вами.
Подберите схему к вашей картинке.
4 часть. Игра с макетом.
- Продолжаем путешествие по стране маленьких слов. (дети подходят к
дети подходят к макету и рассматривают его).лов. и составляют предложения по сюжетным картинкам). макету и рассматривают его).
- Как вы думаете, что это? (лес, гора, дорога, яма, мост, река, дом,
песочница).
- Чем можно путешествовать по дороге? (дети называют наземный
транспорт)
- Я буду ехать на автобусе (будьте внимательны в поездке встречаются
маленькие слова
Выехала из леса;
Отъехала от леса;
Поехала по дороге;
Подъехала к горе;
Заехала на гору;
Съехала с горы;
Отъехала от горы;
Объехала яму;
Подъехали к мосту;
Переехала мост;
Подъехала к дому.
- Выберите себе транспорт, на котором будете путешествовать. На каком
транспорте ты поедешь? (дети повторяют маршрут по частям).
- Посмотрите, около дома песочница. Хотите поиграть с песком?
5 часть. Работа с песком (проводит педагог-психолог)
- Я приглашаю вас поиграть с песком (дети подходят к столам, на которых
стоят индивидуальные песочницы).
- Приложите руки к песку (включается спокойный музыкальный фон, дети
выполняют действия по показу психолога). Почувствуйте песок. Мне
хорошо и приятно. Я чувствую прохладу песка. Мне нравится держать руки
на песке. А что чувствуете вы? (дети рассказывают).
- А теперь возьмите песок в щепотку, ощутите его. Я ощущаю маленькие
песчинки. Что ощущаете вы?
- Какой песок? (влажный, прохладный, приятный).
- Давайте поиграем с песком и пальчиками
(проводится пальчиковое упражнение «Прогулка»):
Пошли пальчики гулять
А вторые догонять,
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком,
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал
- Нарисуем «песчаные картинки». Разгладьте песок, сделайте поверхность
гладкой, ровной. Рисуем все вместе.
- Вверху рисуем тучку – делаем отпечаток ладони. На небе появилась тучка (дети повторяют предложения хором и индивидуально).
- Из тучки пошел дождь (отпечаток пальцев).
- Из-за тучки выглянуло солнышко (отпечатки кулачка и ребра ладони)
- По травке ползет гусеница (изображение с помощью печатки).
- Какая красивая, необычная картина у нас получилась!
- Давайте помоем руки.
6 часть. Составление рассказа по опорным картинкам.
(проводит учитель-логопед)
- Посмотрите на картинки.
Откуда эти картинки? (с нашей «песчаной картины»)
- Эти картинки вам помогут составить рассказ. Кто сможет составить
рассказ? (если дети затрудняются, дается образец рассказа логопеда).
- Мы побывали в стране маленьких слов. Но нам пора возвращаться в
детский сад. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и закройте глаза (звучит
музыкальный фон). Открыли глаза. Мы вернулись в детский сад.
Давайте поиграем. Игра называется «Найди и промолчи».
Что искать, нам поможет загадка:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(матрешка)
- Что будем искать? Но кто найдет матрешку, не говорит, а тихонько садится на свое место и молчит.
- Дети, какая она тяжелая,большая. В ней что-то есть.
Давайте посмотрим (открыть матрешку, показать детям сюрприз). Мы провели замечательное путешествие в страну маленьких слов. Эти сюрпризы для вас. Спасибо. Желаю вам удачи и хорошего настроения.
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь в работе
учителя-логопеда
и педагога-психолога.
(Сообщение из опыта работы)
Подготовили:
Учитель-логопед Кобзарь А.В.
Педагог-психолог Панина М.Н.
МДОУ ЦРР детский сад № 26
«Журавушка»
Подольского района
2009г.
Дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, дети-дизартрики – основной контингент логопедических групп в МДОУ .
Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое, комплексное, коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Оттого, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится коррекционная работа с детьми логопедической группы, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
Как правило, образовательный процесс в МДОУ отличается преимущественно «учебной» направленностью коррекционно-педагогической работы, неправомерно повышенным вниманием к решению задач начального курса, в ущерб задачам речевого, индивидуально-личностного развития и воспитания детей.
Поэтому мы, коррекционные педагоги, приступили к поискам новых вариативных форм организации логопедической и психологической помощи дошкольникам, наряду с совершенствованием традиционных форм коррекционно-речевой работы:
- Во-первых, мы обращаем главное внимание на полноценное
формирование и развитие личности ребенка с речевыми недостатками
в целом;
* Во-вторых, считаем, что эффективность коррекционно-
педагогической работы выше, если корригировать каждого ребенка, изучив все его личностные, речевые, психологические особенности, структуру речевого дефекта, клинический диагноз;
- В-третьих, у детей все чаще и чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственных речевых нарушений, но и преодоление недостатков в развитии неязыковых функций и процессов.
Поэтому, вашему вниманию предлагаем ПАМЯТКУ по взаимодействию с детьми логопедической группы, которую можно предложить педагогам, родителям для использования в практической деятельности.
Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания.
Сложность заключается в том, что различные речевые нарушения ведут за собой и другие нарушения. В частности, нарушения эмоционально-волевой сферы, коммуникативной сферы. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно-агрессивным или, наоборот, подавленным, замкнутым. Часто дети либо стараются избегать общения, либо вступают в бесконечные конфликты.
Кроме этого у многих детей с нарушениями речи могут проявиться нарушения координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сниженный уровень развития познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения), нарушения чувства ритма и др. Поэтому детям логопедической группы требуется помощь и логопеда и педагога-психолога. Отсюда вытекает, что очень важна взаимосвязь в работе, а иногда и совместная коррекционно-развивающая работа двух специалистов с тем или иным ребенком.
Важное направление в работе специалистов (и логопеда, и педагога-психолога) – диагностическое обследование. Логопед обследует речь ребенка, педагог-психолог – познавательные психические процессы. Результаты обследования обсуждаем на совместных совещаниях (советах специалистов), составляем служебные записки с рекомендациями (логопед – для психолога, психолог – для логопеда). Эти рекомендации учитываем при планировании коррекционно-развивающей работы. Например, индивидуальный подход в коррекционной работе с ребенком-дизартриком: логопед работает над подготовкой органов артикуляции к произношению с помощью артикуляционных упражнений, психолог – над мимикой и эмоциями.
Аналогичную работу проводим в середине и в конце года, обсуждая не только вопросы коррекции, но и динамику в развитии детей.
Результаты диагностических логопедических и психологических обследований обсуждаем на советах специалистов. Причем к этой работе привлекаем и других специалистов (старшего воспитателя, музыкального работника, инструктора по физической культуре).
Например, один из советов специалистов был посвящен проблемам тревожности у детей дошкольного возраста, где выработана стратегия и тактика работы с детьми-тревожниками, индивидуальный подход к ним
(общие положения; включение игр и игровых упражнений на взаимодействие и тактильное доверие, на повышение самооценки, релаксационных игр и упражнений в практику работы специалистов, частные положения; распределение ролей и участие в утренниках – музыкальному руководителю, участие в соревнованиях – физруку, позитивная оценка выполнения заданий, темп работы – логопеду). На следующем совете специалистов обсуждались вопросы по развитию мелкой моторики и применению самомассажа на практике.
В течении года у нас часто возникают вопросы по той или иной проблеме. Поэтому часто мы устраиваем консультационные пятиминутки, где и обсуждаем эти проблемы.
Затем проводим консультации с привлечением других специалистов. Например, в этом учебном году были проведены консультации психолога:
«Игры на взаимодействие и тактильное доверие детей», «Элементы психогимнастики в коррекционной работе с детьми-логопатами», «Релаксационные упражнения»; консультации логопеда: «Массаж руки», «Приемы работы для развития связной речи», «Речь и мяч» и др.
В нашей работе существуют аналогичные направления. Это работа над мелкой моторикой, над общей моторикой и координацией движений, на развитие познавательных психических процессов и ознакомление с окружающим миром, над ориентировкой на листе бумаги и в пространстве с детьми с нарушениями слоговой структуры слова, над ритмом, применение релаксационных игр и игровых упражнений и т.д. Поэтому в течении года мы делимся друг с другом новинками методической и специальной литературы, опытом работы по применению новых приемов и методов работы. Все это помогает разнообразить содержание развивающей работы, сделать её интересной и результативной.
Следующее совместное направление в работе – это консультативная работа логопеда и психолога с воспитателями.
Проводим совместные тренинги «Речевые психологические настройки», «Формирование позитивного восприятия мира», семинары «Любовь к себе через природу», «Этика и этикет педагога» и т.д.
Работа с родителями занимает важное место в практике логопеда и психолога, так как без помощи родителей невозможно решить некоторые проблемные вопросы.
Систематически проводятся родительские собрания в логопедической группе, где обсуждаются речевые и психологические проблемы.
Например, на собраниях обсуждались темы: «Речь детей в норме и патология», «Причины неврозов у детей», Массаж и самомассаж», «Игры и упражнения для развития памяти», «Детская агрессивность» и др. Родители с интересом участвуют в обсуждении проблемы, высказывают свое мнение, заполняют анкеты, учатся применять некоторые приемы снятия проблемного вопроса. Проводили такую форму работы: предварительно обследовали детей по тексту «Моя семья», итоги проанализировали. На первом родительском собрании совместно логопед и психолог провели общую консультацию для родителей «Место ребенка в семье» и индивидуальные по запросу родителей.
Серия консультаций «Психические особенности детей логопедической группы», «Зона ближайшего речевого развития вашего ребенка», «Особенности взаимодействия взрослого и ребенка в логопедической группе» и др. помогает родителям понять проблемы детей и выработать позицию принятия ребенка таким, каков он есть.
В течение года проводится большая профилактическая работа с родителями и педагогами в форме оформления наглядности – тематических ширм, где даются общие сведения по проблеме и конкретные рекомендации логопеда и психолога.
Например, оформлены ширмы: «От звука к слову», «Мелкая моторика», «Если ваш ребенок левша», «Подготовка руки ребенка к письму», «Детские страхи» и др.
Таким образом, в коррекционно-развивающем направлении очень важна взаимосвязь всех специалистов, особенно с детьми логопедической группы, что делает работу более глубокой, всеобъемлющей и действенной.
Но на этом наша совместная работа не заканчивается. У нас тоже есть недостатки и упущения. Например, важно усилить профилактическую работу с педагогами. Давно пытаемся организовать клуб «Школа общения – говори правильно», тренинговые занятия по снятию психоэмоционального напряжения, обучению элементам самомассажа пальцев и кистей рук.
Эта работа находится в стадии обсуждения и планирования. Пока не можем это осуществить из-за сложившихся объективных условий.
В будущем планируем ввести в практику работы такую форму, как совместное тестирование того или иного ребенка (по заявкам воспитателей, родителей или к медико-психолого-педагогической комиссии) с присутствием логопеда и психолога.
Это поможет выработать тактику совместной коррекционно-развивающей работы, сделать её еще более действенной и результативной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Путешествие на планету Маленьких слов"
Конспект итогового логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, старшая группа....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. "Путешествие в страну маленьких слов". Тема: "Предлоги В, НА, ПОД, ЗА".
Целью данного занятия является уточнение пространственных отношений предлогов В, НА, ПОД, ЗА и в правильном употреблении их в речи....
"Страна песка - страна чудесных слов"
Мастер-класс для воспитателей ДОУ по развитию познавательно- речевой сферы младших дошкольников средствами песочной терапии....
Путешествие в Страну маленьких слов
Материал направлен на уточнение пространственных отношений, выраженных предлогами «в», «на», «под»,» за»; упражнять в правильном употреблении предлогов...
Знакомство с предлогами «Путешествие в Страну маленьких слов.»
Презентация к НОД "Путешествие в страну маленьких слов" Игры на изучения предлогов с детьми подготовительной группы....
Занятие "В стране маленьких слов"
Занятие "В стране маленьких слов" проводится с ребенком с ОНР II уровня и направлено на развитие фразовой речи и пространственной ориентировки на основе упражнений в употреблении слов ...