В стране маленьких слов
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Кобзарь Альбина Васильевна

Сообщение из опыта работы Тема: "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога" старшая логопедическая группа Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога на преодоление речевых недостатков и снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Конспект   занятия

                                                  в  

                       старшей  логопедической  группе

    « В  СТРАНЕ  МАЛЕНЬКИХ  СЛОВ»

                                             

                                                         

                                                             Конспект подготовили:

                                                                 учитель-логопед

                                                  высшей квалификационной категории

                                                                 КОБЗАРЬ А.В.  и

                                                               педагог-психолог

                                                  высшей квалификационной категории

                                                                 ПАНИНА М.Н.

                                      апрель  2009г                  

        Программные задачи:

  1. Упражнять детей в согласовании мелких движений рук, органов артикуляции и зрения.
  2.   Совершенствовать предложно-падежное управление с использованием схем в словосочетаниях, предложениях, рассказах с учетом индивидуальных особенностей детей с различной формой восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики).
  3. Вырабатывать  координированные действия во взаимосвязи с речью.
  4. Развивать словообразовательные функции речи путем упражнений употребления приставочных глаголов, существительных с предлогами.
  5. Учить составлению рассказа по действию с песком и опорным картинкам.
  6. Расширять активный и пассивный словарь.
  7. Развивать логическое мышление посредством работы со схемами, внимание, память, восприятие.
  8. Способствовать развитию доверительных взаимоотношений детей и взрослых, снятию психомышечного и эмоционального напряжения.
  9. Снятие зажимов брезгливости, закрепление базового доверия к окружающему миру.
  10. Воспитывать аккуратность, нарабатывать терпение, выдержку.

Оборудование:

  1. Деревянные шпатели;
  2. Влажные салфетки, тазики с водой, полотенца;
  3. Схемы предлогов;
  4. Предметны и сюжетные картинки;
  5. Макет, различные виды транспорта из конструктора;
  6. Тазики с песком;
  7. Печатки для песка;
  8. Фонограммы отрывков музыкальных произведений; сюрпризы;
  9. Мольберт, мяч;
  10. Маленькие шоколадки.

          Ход занятия:

     

       1 часть.  Игра на взаимодействие «Подари ласковое имя».

      Дети приглашаются в круг вместе с логопедом и психологом.

-  Давайте поиграем в игру «Подари ласковое имя». Когда мы называем имя,

   надо смотреть друг другу в глаза и улыбаться (игра повторяется 2 раза).

-  Вы хотите попасть в волшебную страну маленьких слов? Возьмитесь за

   руки, закройте глаза и прислушайтесь (звучит музыкальный фон).

  Откройте глаза. Вот мы и в волшебной стране маленьких слов!

2 часть.  Упражнения для артикуляции, мелкой моторики рук и глаз.

-  В нашей стране все возможно. Пойдемте с вами в цирк, Там научимся разным фокусам. Возьмите влажные салфетки и протрите руки. Начинаем выполнять «фокусы» (выполняются упражнения для языка, рук и глаз, затем с деревянным шпателем).

-  Молодцы, очень хорошо выполнили «фокусы», как настоящие фокусники.

3 часть. Работа со схемами. (проводит уч.-логопед)

-  Вы не забыли, что мы с вами в стране маленьких слов?

-  Какие маленькие слова вы знаете?

-  Постарайтесь все звуки и слова произносить правильно, следите за своей

   речью.

-  Это схемы, которые обозначают маленькое слово. Какое слово спряталось?

   (работа со схемами предлогов).

-  Придумайте словосочетание с этими словами (в лесу, на поляне, над домом

   и т.д.).

-  Игра с мячом. Я бросаю мяч и называю маленькое слово. Вы возвращаете

   мяч и добавляете еще свое слово (в комнате, на столе, под стулом) и т.д.        

-  Составьте предложения с маленькими словами по сюжетной   картинке,

   которая  перед вами.

    Подберите схему к вашей картинке.

   

4 часть. Игра с макетом.

-  Продолжаем путешествие по стране маленьких слов. (дети подходят к

    дети подходят к макету и рассматривают его).лов. и составляют предложения  по сюжетным картинкам).                             макету и рассматривают его).

-  Как вы думаете,  что это? (лес, гора, дорога, яма, мост, река, дом,

   песочница).

-  Чем можно путешествовать по дороге? (дети называют наземный

   транспорт)

-  Я буду ехать на автобусе (будьте внимательны в поездке встречаются

    маленькие слова

                                         Выехала из леса;

                                         Отъехала от леса;

                                         Поехала по дороге;

                                         Подъехала к горе;

                                         Заехала на гору;

                                         Съехала с горы;

                                         Отъехала от горы;

                                         Объехала яму;

                                         Подъехали к мосту;

                                         Переехала мост;

                                         Подъехала к дому.

-  Выберите себе транспорт, на котором будете путешествовать. На каком

   транспорте ты поедешь? (дети повторяют маршрут по частям).

-  Посмотрите, около дома песочница. Хотите поиграть с песком?

5 часть. Работа с песком (проводит педагог-психолог)

-  Я приглашаю вас поиграть с песком (дети подходят к столам, на которых

   стоят индивидуальные песочницы).

-  Приложите руки к песку (включается спокойный музыкальный фон, дети

   выполняют действия по показу психолога). Почувствуйте песок. Мне

   хорошо и приятно. Я чувствую прохладу песка. Мне нравится держать руки

   на песке. А что чувствуете вы? (дети рассказывают).

-   А теперь возьмите песок в щепотку, ощутите его. Я ощущаю маленькие

   песчинки. Что ощущаете вы?

-  Какой песок? (влажный, прохладный, приятный).

-  Давайте поиграем с песком и пальчиками

   (проводится пальчиковое    упражнение «Прогулка»):

                                   Пошли пальчики гулять

                                   А вторые догонять,

                                   Третьи пальчики бегом,

                                   А четвертые пешком,

                                   Пятый пальчик поскакал

                                   И в конце пути упал

-  Нарисуем «песчаные картинки». Разгладьте песок, сделайте поверхность

   гладкой, ровной. Рисуем  все вместе.

-  Вверху рисуем тучку – делаем отпечаток ладони. На небе появилась тучка (дети повторяют предложения хором и индивидуально).

- Из тучки пошел дождь (отпечаток пальцев).

-  Из-за тучки выглянуло солнышко (отпечатки кулачка и ребра ладони)

-  По травке ползет гусеница (изображение  с помощью печатки).

-  Какая красивая, необычная картина у нас получилась!

-  Давайте помоем руки.

6 часть. Составление рассказа по опорным картинкам.

   (проводит учитель-логопед)

-  Посмотрите на картинки.

   Откуда эти картинки? (с нашей «песчаной картины»)

-  Эти картинки вам помогут составить рассказ. Кто сможет составить

   рассказ? (если дети затрудняются, дается образец рассказа логопеда).

   

-  Мы побывали в стране маленьких слов. Но нам пора возвращаться в

  детский сад. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и закройте глаза (звучит

  музыкальный фон). Открыли глаза. Мы вернулись в детский сад.

  Давайте поиграем. Игра называется «Найди и промолчи».

  Что искать, нам   поможет загадка:  

                                                  Ростом разные подружки,

                                                  Но похожи друг на дружку,

                                                  Все они сидят друг в дружке,

                                                 А всего одна игрушка.  

                                                                                    (матрешка)

-  Что будем искать? Но кто найдет матрешку, не говорит, а тихонько садится на свое место и молчит.

-  Дети, какая она тяжелая,большая. В ней что-то есть.

Давайте посмотрим (открыть матрешку, показать детям сюрприз). Мы провели замечательное путешествие в страну маленьких слов. Эти сюрпризы для вас. Спасибо. Желаю вам удачи и хорошего настроения.

                                           

               



Предварительный просмотр:

                     Взаимосвязь в работе

                        учителя-логопеда

                     и педагога-психолога.

                           (Сообщение из опыта работы)

                                                                                   Подготовили:

                                                                    Учитель-логопед Кобзарь А.В.

                                                                    Педагог-психолог Панина М.Н.

                                                                    МДОУ ЦРР детский сад № 26

                                                                               «Журавушка»

                                                                                    Подольского  района

                                                               2009г.

Дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, дети-дизартрики – основной контингент логопедических групп в  МДОУ .

Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое, комплексное, коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Оттого, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится коррекционная работа с детьми логопедической группы, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Как правило, образовательный процесс в МДОУ отличается преимущественно «учебной» направленностью коррекционно-педагогической работы, неправомерно повышенным вниманием к решению задач начального курса, в ущерб задачам речевого, индивидуально-личностного развития и воспитания детей.

Поэтому мы, коррекционные педагоги, приступили к поискам новых вариативных форм организации логопедической и психологической помощи дошкольникам, наряду с совершенствованием традиционных форм коррекционно-речевой работы:

  1. Во-первых, мы обращаем главное внимание на полноценное

формирование и развитие личности ребенка с речевыми недостатками

в целом;

*  Во-вторых, считаем, что эффективность коррекционно-

педагогической работы выше, если корригировать каждого ребенка, изучив все его личностные, речевые, психологические особенности, структуру речевого дефекта, клинический диагноз;

  1. В-третьих, у детей все чаще и чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственных речевых нарушений, но и преодоление недостатков в развитии неязыковых функций и процессов.

Поэтому, вашему вниманию предлагаем ПАМЯТКУ по взаимодействию с детьми логопедической группы, которую можно предложить педагогам, родителям для использования в практической  деятельности.

Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания.

Сложность заключается в том, что различные речевые нарушения ведут за собой и другие нарушения. В частности, нарушения эмоционально-волевой сферы, коммуникативной сферы. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно-агрессивным или, наоборот, подавленным, замкнутым. Часто дети либо стараются избегать общения, либо вступают в бесконечные конфликты.

Кроме этого у многих детей с нарушениями речи могут проявиться нарушения координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сниженный уровень развития познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения), нарушения чувства ритма и др. Поэтому детям логопедической группы требуется помощь и логопеда и педагога-психолога. Отсюда вытекает, что очень важна взаимосвязь в работе, а иногда и совместная коррекционно-развивающая работа двух специалистов с тем или иным ребенком.

Важное направление в работе специалистов (и логопеда, и педагога-психолога) – диагностическое обследование. Логопед обследует речь ребенка, педагог-психолог – познавательные психические процессы. Результаты обследования обсуждаем на совместных совещаниях (советах специалистов), составляем служебные записки с рекомендациями (логопед – для психолога, психолог – для логопеда). Эти рекомендации учитываем при планировании коррекционно-развивающей работы. Например, индивидуальный подход в коррекционной работе с  ребенком-дизартриком:  логопед работает над подготовкой органов артикуляции к произношению с помощью артикуляционных упражнений, психолог – над мимикой и эмоциями.

Аналогичную работу проводим в середине и в конце года, обсуждая не только вопросы коррекции, но и динамику в развитии детей.

Результаты диагностических логопедических и психологических обследований обсуждаем на советах специалистов. Причем к этой работе привлекаем и других специалистов (старшего воспитателя, музыкального работника, инструктора по физической культуре).

Например, один из советов специалистов был посвящен проблемам тревожности у детей дошкольного возраста, где выработана стратегия и тактика работы с детьми-тревожниками, индивидуальный подход к ним

(общие положения; включение игр и игровых упражнений на взаимодействие и тактильное доверие, на повышение самооценки, релаксационных игр и упражнений в практику работы специалистов, частные положения; распределение ролей и участие в утренниках – музыкальному руководителю, участие в соревнованиях – физруку, позитивная оценка выполнения заданий, темп работы – логопеду). На следующем совете специалистов обсуждались вопросы по развитию мелкой моторики и применению самомассажа на практике.

В течении года у нас часто возникают вопросы по той или иной проблеме. Поэтому часто мы устраиваем консультационные пятиминутки, где и обсуждаем эти проблемы.

Затем проводим консультации с привлечением других специалистов. Например, в этом  учебном году были проведены консультации психолога:

«Игры на взаимодействие и тактильное доверие детей», «Элементы психогимнастики в коррекционной работе с детьми-логопатами», «Релаксационные упражнения»; консультации логопеда: «Массаж руки», «Приемы работы для развития связной речи», «Речь и мяч» и др.

В нашей работе существуют аналогичные направления. Это работа над мелкой моторикой, над общей моторикой и координацией движений, на развитие познавательных психических процессов и ознакомление с окружающим миром, над ориентировкой на листе бумаги и в пространстве с детьми с нарушениями слоговой структуры слова, над ритмом, применение релаксационных игр и игровых упражнений и т.д. Поэтому в течении года мы делимся друг с другом новинками методической и специальной литературы, опытом работы по применению новых приемов и методов работы. Все это помогает разнообразить содержание развивающей работы, сделать её интересной и результативной.

Следующее совместное направление в работе – это консультативная работа логопеда и психолога с воспитателями.

Проводим совместные тренинги «Речевые психологические настройки», «Формирование позитивного восприятия мира», семинары «Любовь к себе через природу», «Этика и этикет педагога» и т.д.

Работа с родителями занимает важное место в практике логопеда и психолога, так как без помощи родителей невозможно решить некоторые проблемные вопросы.

Систематически проводятся родительские собрания в логопедической группе, где обсуждаются речевые и психологические проблемы.

Например, на собраниях обсуждались темы: «Речь детей в норме и патология», «Причины неврозов у детей», Массаж и самомассаж», «Игры и упражнения для развития памяти», «Детская агрессивность»  и др. Родители с интересом участвуют в обсуждении проблемы, высказывают свое мнение, заполняют анкеты, учатся применять некоторые приемы снятия проблемного вопроса. Проводили такую форму работы: предварительно обследовали детей по тексту «Моя семья», итоги проанализировали. На первом родительском собрании совместно логопед и психолог провели общую консультацию для родителей «Место ребенка в семье» и индивидуальные по запросу родителей.

Серия консультаций «Психические особенности детей логопедической группы», «Зона ближайшего речевого развития вашего ребенка», «Особенности взаимодействия взрослого и ребенка в логопедической группе» и др. помогает родителям понять проблемы детей и выработать позицию принятия ребенка таким, каков он есть.

В течение года проводится  большая профилактическая работа с родителями и педагогами в форме оформления наглядности – тематических ширм, где даются общие сведения по проблеме и конкретные рекомендации логопеда и психолога.

Например, оформлены ширмы: «От звука к слову», «Мелкая моторика», «Если ваш ребенок левша», «Подготовка руки ребенка к письму», «Детские страхи» и др.

Таким образом, в коррекционно-развивающем направлении очень важна взаимосвязь всех специалистов, особенно с детьми логопедической группы, что делает работу более глубокой, всеобъемлющей и действенной.

Но на этом наша совместная работа не заканчивается. У нас тоже есть недостатки и упущения. Например, важно усилить профилактическую работу с педагогами. Давно пытаемся организовать клуб «Школа общения – говори правильно», тренинговые занятия по снятию психоэмоционального напряжения, обучению элементам самомассажа пальцев и кистей рук.

Эта работа находится в стадии обсуждения и планирования. Пока не можем это осуществить из-за сложившихся объективных условий.

В будущем планируем ввести в практику работы такую форму, как совместное тестирование того или иного ребенка (по заявкам воспитателей, родителей или к медико-психолого-педагогической комиссии) с присутствием логопеда и психолога.

Это поможет выработать тактику совместной коррекционно-развивающей работы, сделать её еще более действенной и результативной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Путешествие на планету Маленьких слов"

Конспект итогового логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, старшая группа....

"Страна песка - страна чудесных слов"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по развитию познавательно- речевой сферы младших дошкольников средствами песочной терапии....

Путешествие в Страну маленьких слов

Материал направлен на уточнение пространственных отношений, выраженных предлогами «в», «на», «под»,» за»; упражнять в правильном употреблении предлогов...

Знакомство с предлогами «Путешествие в Страну маленьких слов.»

Презентация к НОД "Путешествие в страну маленьких слов" Игры на изучения предлогов с детьми подготовительной группы....

Занятие "В стране маленьких слов"

Занятие "В стране маленьких слов" проводится с ребенком  с ОНР II уровня и направлено на развитие фразовой речи и пространственной ориентировки на основе упражнений в употреблении слов ...