"Страна песка - страна чудесных слов"
методическая разработка (младшая группа) по теме
Мастер-класс для воспитателей ДОУ по развитию познавательно- речевой сферы младших дошкольников средствами песочной терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
К.Д.Ушинский
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ.
В ней раскрыта форма методического сопровождения в виде мастер – класса.
Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам организованной игры с песком как залога успешного познавательно- речевого развития дошкольников младшего возраста. Песочная игротерапия способствует обогащению и активизации словарного запаса детей, развитию пространственных ориентировок, мышления, творческого воображения, памяти и воображения.
Актуальность:
Актуальность проблемы познавательно-речевого развития детей в ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста, является важным условием успешного обучения в школе.
На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Одним из эффективных методов развития речи детей дошкольного возраста, является песочная терапия.
Как писал К. Д. Ушинский:
«Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Формированием концепции «песочной терапии» (sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф.
Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги –
Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна, Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».
Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психологу, но и логопеду. Помимо общепринятых направлений в работе для развития речи детей, мы используем на занятиях элементы песочной терапии.
Частичный перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:
• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, развивается восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, дыхание, внимание и память, фонематический слух. Главное идет подготовка к обучение письму и чтению.
Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях.
Использование песочной игротерапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребенок и педагог легко обменивается идеями. Что позволяет построить партнерские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит этот метод для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.
Цель мастер-класса:
Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии познавательно-речевой активности дошкольников посредствам использования песочной игротерапии.
Задачи:
1.Формировать у педагогов понимание значимости использования песочной игротерапии и развитии дошкольников;
2. Обучить сочетанию игр и упражнений в песке для тренировки пальцев рук с речевой деятельностью;
4. Гармонизировать эмоциональное состояние педагогов.
Ход мастер – класса.
Первая часть
Уважаемые коллеги, сегодня вашему вниманию будет предложены игры и упражнения с песком, которые используем в познавательно- речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
Работа в песочнице предполагает 3 этапа:
1 этап: Знакомство с песочной страной.
Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице.
На этом этапе проводятся упражнения и игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Обычно используются игры, которые предлагает Н.В. Зеленцова-Пешкова в книге "Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста":
«Здравствуй песочек»,«Песочный дождь», «Секретные задания кротов», «Песочные прятки»
Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития детей.
• Во-первых, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.
• Во-вторых, наряду с развитием кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети прислушиваются к себе и проговаривают свои ощущения. А это способствует развитию речи, обогащению словаря, развитию произвольного внимания и памяти.
2 этап: Путешествие по песочной стране.
Цели:
• развитие познавательных процессов;
• развитие речи, памяти, мышления;
• совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
На этом этапе проводятся следующие упражнения и игры:
«Дорисовывание фигур до предметов»
Цель: развитие познавательных процессов; развитие речи, памяти, мышления; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
«Секретики»
Цель: развитие познавательных процессов; развитие речи, памяти, мышления; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
«Украсим коврики»
Цель: развитие познавательных процессов; развитие речи, мышления;
совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
«Угадай на ощупь», «Заборчики» , «Норки для мышки», «Узоры на песке»,«Рисуем дорожки»
Цель: развитие графомоторных навыков
Перед началом игр для развития диафрагмального дыхания необходимо напомнить следующие правила:
Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «Шариком»; выдыхай медленно и плавно; старайся дуть, чтоб воздушная струя была очень долгой.
«Выровняй дорогу», «Что под песком», «Буря», «Выдувашки».
Формирование лексико-грамматического строя речи
Обогащение и закрепление слов родного языка – одна из самых важных задач развития речи. Что же можно делать в песочнице.
Во-первых: расширять и активизировать словарь связанный с песочницей: песок, песчинка, караваны, барханы и другие слова.
Во-вторых: обогатить словарь детей соответствующими материалу глаголами (Сыпать, гладить, грести , обогатить речь прилагательными, причастиями (песчаный, легкий, сухой, золотой)
В-третьих: развитие когнитивных процессов, в частности развитие операций классификации (домашние и дикие животные)
Говоря о грамматической стороне речи, мы подразумеваем способность в рамках языковой нормы, образовывать новые слова, умении согласовывать их в роде, числе и падеже.
«Секрет» — отыскав в песке игрушку, скажи, какая она (подбор прилагательных);
«Загадки» — опиши игрушку, спрятанную в песке не называя ее;
Для развития связной речи детей, обучение рассказыванию.
для составления описательных рассказов организуем такие игры как «Что спрятал песок», «Мой клад».
Для пересказа сказок совместно с детьми создаем сюжетную композицию на песке.
3 этап-Прощание с песочницей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дружба! Какое чудесное слово"
Цель: показ ценности и необходимости дружбы.Задачи: уточнить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; воспитывать вежливое отношение друг к другу; соде...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по " Познавательному развитию" (Познаю мир ) во второй мл.г. на тему"Дружба-чудесное слово!"февраль 2015г.
Конспект НОД по Познавательному развитию (Познаю мир) во второй мл.гр. Пояснительная записка к непосредственно-образовательной деятельности образовательная область «Познавательное раз...
Мастер - класс для родителей "Страна песка - Страна чудес"
Игры с песком.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14402724","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"270"}}]]...
Страна чудесных слов Т. А. Антропова, Г. А. Мареева.
В пособии представлены занятия для детей 5 - 7 лет по развитию связной речи и формированию лексико - грамматических категорий русского языка на материале, связанном с русской природой и сезонными изме...
Конспект НОД по ОО "Речевое развитие" развитие речи "Путешествие в страну Чудесных слов"
Конспект НОД по ОО "Речевое развитие" Развитие речи старшая группа "Путешествие в страну Чудесных слов"...
Конспект занятия с применением интерактивной доски в средней группе № 1 «Радуга» На тему «Дружба чудесное слово!», Интерактивная игра «Дружба чудесное слово!»
Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной, привлекат...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...