Использование пальчиковых игр и упражнений в развитии речи детей докшольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

использование коррекционно-развивающих игр и упражнений в развитии речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekciya_rechi.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

Тема: Использование пальчиковых игр и упражнений в коррекции речевых нарушений

                                                     

Содержание:

  1. Введение

1.1 Проблемы

1.2 Причины

1.3 Последствия

1.4 Ключевая проблема

1.5 Опыт решения сходных проблем

1.6 Актуальность

  1. Концепция деятельности

III. Обзор литературы по данной теме.

IV. Описание опыта.

4.1. Использование пальчиковых упражнений в комплексной системе коррекции речевых нарушений.

4.2. Критерии обследования мелкой моторики.

4.3. Подготовительный этап – массаж пальцев рук и кистей.

4.4. Пальчиковые фигурки, использование их в коррекции звукопроизношения.

4.5. Роль пальчиковых игр в развитии словарного запаса детей.

4.6. Игры-драматизации с использованием пальчиковых упражнений.

V. Материалы, методы и результаты исследования

VI. Предъявление опыта деятельности

VII. Выводы

VIII. Список литературы

IX. Приложения.

1. Введение

 Общеизвестно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Это объясняется тем, что в ходе развития человеческого общения движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли более тонкую сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти рук в коре головного мозга. Примерно также происходит процесс развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.

  1. Проблемы

Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.

У детей с нарушениями речи имеются и другие, более сложные отклонения. Так сниженный тонус сенсорной и моторной сферы усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а также ведет к задержке общего развития. При обследовании таких детей мы отмечаем у них мимическую, эмоциональную, моторную недостаточность, а также недостаточность психических функций.

Что касается самой речи, то, как правило, «страдают» не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи.

1.2 Причины

Причинами возникших проблем является незрелость определенных зон мозга ребенка, либо их дисфункция. Поэтому, определяя содержание коррекционной работы, мы стремимся учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах, которые испытывают дети. Чтобы достичь высокой степени реабилитации детей, формирующую и восстановительную работу ведем с учетом нейропсихологического подхода.

1.3 Последствия

В логопедические группы нашего детского сада поступают дети с различными видами речевой недостаточности. Зачастую речевой дефект является весьма стойким, сочетаясь, как мы уже сказали, с различными нарушениями психической деятельности. Если таким детям не оказать квалифицированную помощь логопедом и воспитателями, нетрудно представить, что ожидает таких детей в школе. Трудности школьного обучения детей с дефектами речи обусловлены тем, что большинство заданий имеет словесный характер. А дефицит речевых средств приводит к  серьезным деформациям психической деятельности и создает проблемы в процессе адаптации детей к школе.

1.4 Ключевая проблема

Таким образом, ключевая проблема, которую мы хотели решить в ходе своей педагогической деятельности с помощью специальных игр и упражнений, совершенствовать сенсомоторное развитие детей и, таким образом создать фундамент речевого и умственного развития дошкольника.

1.5 Опыт решения сходных проблем

Начиная работу над данным проектом, мы проанализировали труды следующих авторов: Л.С.Выготского, М.Гросс, У.Вильсон, Г.А.Волковой, Г.А.Каше, С.А.Мироновой, Т.Б.Филичевой, М.Ф.Фомичевой и др. Главными задачами в работе с детьми, по их мнению, является постановка звуков и закрепление их в спонтанной речи, формирование правильного произношения звуков, их дифференциация, а также развитие фонематического восприятия, умения проводить звуковой анализ, подготовка к обучению грамоте. По нашему мнению, важнейшим средством оптимизации корректирующих воздействий является проведение комплексный занятий, на который совершенствуются все компоненты речевой системы дошкольника. Одним из важных звеньев такого занятия станет развитие мелкой моторики детей.

1.6 Актуальность

Работа с детьми в логопедической группе продолжается в течение двух лет до поступления детей в школу.

Учитывая индивидуальные особенности  детей с нарушениями речи, можно сказать, что перед педагогами стоят очень трудные задачи, решать которые нужно незамедлительно. Использованием пальчиковых игр и упражнений, занимательных заданий, двигательной активности делают занятия более живыми, интересными, результативными. Кроме того, пальчиковые игры, речь с движением способствуют развитию зрительной и речевой памяти, координации движений, что, в конечном счете, поможет педагогу качественно подготовить ребенка к обучению в школе.

2. Концепция деятельности

Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть следующую гипотезу: пальчиковые игры и упражнения, систематически используемые на логопедических занятиях и в совместной деятельности, оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей. Пальчиковые игры и упражнения способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.

Целью нашей работы является четкое построение системы коррекционных мероприятий с детьми, имеющими речевые нарушения, по преодолению задержки развития речи путем тренировки движений пальцев рук.

Модель деятельности

Для решения поставленных целей и задач мы построили свою работу в следующей последовательности:

  1. Подготовительный этап

 - проводим диагностику;

 - обучаем детей самомассажу кистей рук и каждого пальца.

II этап. Учим детей изображать пальчиками различные фигурки и даже звуки.

III этап. Переходим к использованию рифмованных историй, которые изображаем руками, сопряжено с речью.

IV этап. Пальчиковые игры-драматизации.

V этап. Игры в теневом театре.

При переходе с одного этапа на другой пальчиковые упражнения усложняются. Поэтому нельзя переходить к следующему этапу, пока ребенок полностью не освоил предыдущий. Мы добиваемся, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

График выполнения работ

Сроки выполнения нашего проекта – два года, поскольку именно в течение этого срока обучаются и воспитываются дети в нашей логопедической группе. Наши коррекционные занятия органично вписались в программу, по которой работает группа.

Целевые группы

Мы проводим занятия со всеми детьми старшего дошкольного возраста, посещающими логопедическую группу. Особое внимание уделяем детям, имеющим моторную речевую недостаточность.

Ресурсное обеспечение проекта

Для реализации проекта требуются минимальные ресурсы: мы подготовили оборудование для теневого театра. Благодаря поддержке родителей приобрели необходимые пособия, игры и литературу.

Факторы, способствующие и препятствующие реализации работы.

Невербальные упражнения по развитию мелкой моторики органично связаны с развитием фонематического слуха, слухового внимания детей. Они также способствуют развитию координации движений как артикуляционных, так и двигательных.

Проводя работу по данной теме, мы выяснили, что факторами, способствующими успешной реализации проекта являются:

  1.  четкое взаимодействие воспитателей и логопеда;
  2.  взаимосвязь воспитателей и инструктора по физкультуре, продолжающего коррекционную работу с детьми на своих занятиях;
  3.  заинтересованность и активная помощь родителей;
  4.  создание благоприятной эмоциональной обстановки в группе.

Факторами, препятствующими реализации проекта является недопонимание некоторых родителей важности проводимой нами работы.

Обзор литературы по теме курсовой работы

Начиная работу по данной теме, мы проанализировали труды таких авторов как Н.С.Жукова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина, они описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитов и Л.А. Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с ДЦП.

Л.В.Фомина в своей работе обращает особое внимание педагогов на следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Именно этот факт мы и используем в своей коррекционной работе с детьми.

***

Я работаю в логопедической группе детского сада. Дети, посещающие нашу группу, имеют такие тяжелые речевые нарушения как: дизартрия, алалия, заикание, нарушение фонематического слуха, слоговой структуры слова, темпа и ритма речи. Мы проводим большую коррекционно-воспитателъную   работу:    занятия   по   всем   разделам программы, индивидуальные занятия с детьми, физкультминутки, артикуляционные гимнастики, релаксацию, дыхательную гимнастику, пальчиковые упражнения.

На первых этапах работы, когда дети еще не могут говорить самостоятельно, без заикания, когда необходимо ограничить их речевое общение (режим молчания), мы предлагаем им игры на развитие мелкой моторики.

В группе создана богатая развивающая среда для этой цели. Здесь
сосредоточены все пособия, игры и упражнения на развитие мелкой
моторики:        

  1. Мелкая и крупная мозаика;
  2. Леска, проволока, шнуры для нанизывания бусинок и пуговиц;
  3. Пособия по застегиванию пуговиц разной величины;
  4. Коробочки для собирания и перекладывания мелких предметов;
  5. Цветные клубочки ниток для перематывания и выкладывания
    узоров на бархатной бумаге «Рисуем ниточкой»;
  6. Пособия со шнуровкой;
  7. Наборы резиновых игрушек для укрепления мышцы руки;
  8. Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания
    узоров из ракушек, семян и другого природного материала;
  9. Счетные палочки и спички для выкладывания узоров с образцами
    рисунков;
  10. Головоломки «Собери картинку»;
  11. Пальчиковый театр;
  12. Конструкторы.

Упражнения на развитие мелкой мускулатуры всегда включаю в физкультминутки.

В начале учебного года мы проводим обследование детей по всем разделам программы, особое внимание уделяем состоянию мелкой моторики, динамической координации рук.

Для данной диагностики предлагаем упражнения:

  1. «Пальчики здороваются» - попеременное касание четырьмя пальцами
    большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.
  2. «Играем на пианино» - держа кисти рук горизонтально над столом
    касаться его поверхности поочередно 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами.
    Выполняется правой, левой и обеими руками.
  3. Руки положить ладонями на стол, левую руку сжать в кулак.
    Синхронно, без напряжения, менять положение рук.
  4. Менять положение лежащих на столе рук: 1 - рука сжата в кулак, 2 -
    рука поставлена на ребро, 3 - ладош лежит на столе.
  5. Показательной является проба на пространственную координацию
    движений рук. Руки вытянуть вперед. Левую руку ладонью вверх сжать
    в кулак, правую руку приставить к ней ладонью. Менять положения
    рук. Сгибать руки в локтях нельзя.

Результаты диагностического обследования выявили всю глубину проблемы. На начало осуществления проекта мы получили следующие результаты:

Обследовалось 16 человек.

Уровни развития

Высокий

Средний

Низкий

Количество человек

-

6

10

%

0

38%

62%

Четко выполнить все 5 заданий не смог никто из детей нашей группы. 6 человек справились с тремя заданиями. 10 человек смогли выполнить одно – два задания. Все дети имеют тяжелый речевой диагноз.

 По итогам обследования наметили план работы. Выяснилось, что у детей нашей группы недостаточно развиты мышцы кисти рук, наблюдается низкая координация движений ее частей. Поэтому работу начинаем с массажа кистей рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Период с 4 до 7 лет считается сензитивным не только для речи, но и для развития ручной умелости, графомоторных навыков. Мускульная память в этот период очень цепкая, да и окостенение запястья и фаланг пальцев не закончилось. Самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в обоих полушариях.

При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание кончиками пальцев при массировании, сгибание, разгибание пальчиков (всех вместе и поочередно). Используем такие упражнения: катание грецкого ореха или шарика (при усложнении используем два), катание ребристого карандаша как по внутренней, так и по тыльной сторонам руки, имитация скатывания колобка, палочек (как в лепке), сжимание резиновых игрушек разной плотности.

Дети старшего дошкольного возраста выполняли массаж 2-3 раза в день: на прогулке, в качестве физкультминутки на занятиях, дома. Для родителей была проведена обучающая консультация (см. приложение). Дети выполняют самомассаж 5-10 минут. Используется от 5 до 10 упражнений, между которыми проводится расслабление рук. Каждое упражнение выполняется 8 раз (по четыре раза для правой и левой руки). Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью, от кисти к локтю. После каждого упражнения делаем расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. На начальном этапе, выполняя движения, взрослый проговаривает действия. Затем воспитатель делает самомассаж рук вместе с детьми, показывая его на себе. Потом дети делают упражнения по словесной инструкции взрослого. Затем кто-то из детей осуществляет показ упражнений. Иногда подключаем общее проговаривание прямого и обратного счета. Выполнение упражнений иногда сопровождаем музыкой, стихами, счетом на четыре для каждой руки.

Одновременно с этим в свободное время, во время дидактических игр, во время прогулки дети застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают и развязывают узлы, используются различные шнуровки (см. приложение).

Следующий этап работы - учим детей изображать пальчиками различные фигурки: «флажок», «очки», «бинокль», «стол», «солнечные лучи» и другое. Эти упражнения выполняются по образцу и словесной инструкции. Эти пальчиковые игры очень просты и эмоциональны, они отражают объективную реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явления природы. Дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Простые пальчиковые упражнения используются нами и при работе над звуками. Используя игровую ситуацию и подражательные способности детей, мы вызываем наиболее простые звуки, которых может не быть у некоторых детей группы. Мы разыгрываем различные сценки: «На птичьем дворе», «На скотном дворе», «Мама - птичка и птенчики» и т.д. Дети изображают кистями рук птиц, животных, подражают им.

Мы научили детей изображать пальцами звуки. Услышав твердый согласный звук «Л», дети его изображают: «тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно двигает в ту или иную сторону». Этот звук мы соотносим с толстым колокольчиком:

Толстый колокольчик песенку запел

И басисто, очень громко зазвенел: ла - ла - ла.

Мягкий согласный звук «ЛЬ» соотносим с тоненьким колокольчиком:

Тонкий колокольчик высоко звенел,

И тихонько песню он свою пропел: ля - ля - ля.

На звук «С» дети изображают кистями рук птичку. Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, сомкнутые пальцы-крылья. Помашите ими:

Птичка крылышками замахала

И тихонько пропищала: «Писс - писсссс».

Играем с детьми: «Угадай по артикуляции губ, какой звук я хочу произнести, изобрази его пальчиками».

Развивая фонематический слух, фонематическое восприятие, учим детей различать заданный звук среди других звуков, слогов, слов. Услышишь звук «Л», изобрази его пальчиками. Ребенок еще не научился произносить какой-либо звук, но он научился его слышать и изображать. В процессе данных пальчиковых игр у ребенка развивается слуховое внимание, вырабатывается координация движений. Мы создаем базовую основу для формирования звуковой стороны речи.

Освоив свободное выполнение пальчиковых фигурок, упражнения усложняются, мы переходим к использованию рифмованных историй: «Дружба», «Апельсин», «Алые цветы» и другие (см. приложение). Используем народные игры-потешки: «Сорока-белобока», «Этот пальчик-дедушка», «Этот пальчик хочет спать».

На этапе ограничения речи («режим молчания», «режим шепотной речи») дети выполняют пальчиковые упражнения под декламацию воспитателя. В дальнейшем слова произносят сопряжено и производят соответствующие движения пальцев.

Нами разработано тематическое планирование пальчиковых игр со стихотворным сопровождением. К каждой лексической теме занятия учим и отрабатываем определенную рифмованную историю, скороговорки, потешки (см. приложение).

Пальчиковая гимнастика с рифмованным текстом - часть занятия. Мы не только развиваем мелкую моторику, но и накапливаем предметный, глагольный словарь по теме. Например, тема «Транспорт»:

Автобус, троллейбус, машина, трамвай -

О них ты на улице не забывай,

В морях - корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

Дети соединяют все пальцы с большим по-очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог. Слова, сопровождающие движения произносятся четко, неторопливо. При сопряженном произношении дети усваивают просодические компоненты речи: темы, ритм, мелодику, интонацию, выразительность, паузацию, логическое ударение, учатся сливать слоги, слова друг с другом так, чтобы фраза произносилась как единое целое, плавно, с выразительным интонированием.

Дети очень любят пальчиковые игры. При помощи пальцев мы инсценируем рифмованные истории, потешки. В пальчиковых играх-драматизациях слово связано с действием персонажей. Из произведений детской литературы подбираем тексты, имеющие воспитательные ценности, отличающиеся динамизмом, глагольной лексикой, четкой последовательностью событий, действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы. Дети участвуют в хоровой драматизации, затем переходят к индивидуальному проговариванию роли с помощью взрослого и самостоятельно. «Волк и лиса».

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

Волк: Делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки» верхнюю и нижнюю челюсти.

Лиса: Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем.

Одна фигурка вытекает из другой.

После того, как ребенок освоит свободное выполнение фигурок, упражнения можно усложнить, разыгрывая небольшие сценки, пересказывая короткие рассказы с сопровождением фигур из кисти и пальцев рук. В рассказе выделены слова, которые дети могут изобразить.

«Находчивый зайчишка»

  1. Почему это, Заинька, у тебя такие длинные ушки? Почему это,
    серенький, у тебя такие быстрые ноги?
  2. А все потому, Лисонька, что у тебя тихие шаги, да уж очень острые
    зубы!

Этюды пальчиковой драматизации (см. приложение).

Рекомендуем родителям фантазировать вместе с детьми, рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев.

Пальчиковые игры используем в теневом театре. Комната, в которой проводятся теневые игры затемнена. Источник света освещает экран, располагаясь на расстоянии 3 - 4 м от него. Между экраном и источником света (посередине) дети производят движения руками (пальцами), от которых падает тень на освещенный экран. Теневая игра сопровождается короткими диалогами, сценками. Исполнители стоят так, чтобы тень, падающая на экран, отражала только положение кисти я предплечья (см. приложение).

Результаты исследования мелкой моторики детей

Через два года, по окончанию систематической и планомерной работы по развитию мелкой моторики мы получили следующие результаты

 (В обследовании участвовали 16 чел.).

Уровни развития

Высокий

Средний

Низкий

Количество человек

3

13

-

%

19%

81%

0

Все 5 заданий легко выполнили 3 человека. Остальные справились с тремя – четырьмя заданиями.

Итоговая диагностика определила, что в школу с нормой речи выпустилось 13 человек. Трое детей с явным улучшением выпускаются в школу под наблюдение школьного логопеда.

Предъявление опыта

Данный опыт был представлен на методическом объединении воспитателей Центрального района, одобрен коллегами и рекомендован к распространению и использованию воспитателями логопедических групп детских садов.

Выводы

Пальчиковые игры совершенствуют внимание детей, зрительную реакцию на собеседника, подражательность как основу самостоятельности.

В театрализованной деятельности происходит развитие личности ребенка, его речи, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением.

 К концу коррекционного обучения мы видим моторно-ловких, артистичных, уверенных в себе детей. Дети раскрепостились, научились управлять своими эмоциями, действиями, научились говорить красиво, ритмично, плавно, выразительно.

 По результатам проделанной работы можно сделать вывод: Разнообразное использование пальчиковых игр одно из важных средств в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Анкета педагога

                                   

                                   Богачева

                                  Татьяна

                                           Валентиновна

Общие сведения

1.

Образовательное учреждение

ДОУ № 48

2.

Должность

воспитатель

3.

Населенный пункт

г. Тверь

4.

Муниципальное образование

   -

5.

Дата рождения

6.

Педагогический стаж

7.

Общий трудовой стаж

8.

Квалификационная категория, год присвоения

первая, 2002

9.

Образование

10.

Ученая степень

  -

11.

Повышение квалификации и переподготовки

ТОИУУ, 2006 г.

12.

Правительственные, отраслевые, общественные награды

  -

Контактная информация

Почтовый адрес

Рабочий телефон

36 – 55 – 73

 Домашний телефон

Мобильный телефон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение пальчикового театра, пальчиковых игр и упражнений в развитии речи детей-дошкольников.

Научные исследования доказали, что управляемое развитие движений пальцев рук стимулирует созревание двигательного анализатора, который в свою очередь является аппаратом межанализаторных связей и его с...

Консультация для родителей "Влияние пальчиковых игр и упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Влияние пальчиковых игр и упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста".Пальчиковые игры и упражнения  - развлекательное, развивающее и оздоровител...

Использование дидактических игр и упражнений в развитии речи детей дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения для решения всех задач речевого развития дошкольного возраста....

Использование пальчиковой гимнастики и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста

Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста при формирования правильного произношения...

Использование пальчиковых игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста

Использование пальчиковых игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста Татьяна Малова Использование пальчиковых игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста ...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.

quot;Что я чувствую»Программное содержание. Развивать умение выделять признаки предметов, явлений с разных позиций источников восприятия.Оборудование. «Сенсорные карты», на каждой и...