Использование дидактических игр и упражнений в развитии речи детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (средняя группа)
Дидактические игры и упражнения для решения всех задач речевого развития дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дидактические игры по развитию речи | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр и упражнений в развитии речи детей дошкольного возраста
Подготовила воспитатель Субачева Е.В.
Октябрь 2016
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии имеет игра. Её характером определяется речевые функции, содержание и средства общения. Дидактические игры и упражнения используются для решения всех задач речевого развития. Они укрепляют и уточняют словарь, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Поэтому мы, педагоги, большое внимание уделяем дидактическим играм и упражнениям, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Благодаря им, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
В первой и второй младших группах педагоги создают условия для обогащения и активизации словаря, использования детьми в устной речи несложных предложений.
Рекомендуются такие дидактические упражнения и игры:
- дидактическое упражнение с кубиками
Цель: учить упражнять детей в названии и различении цветов (красный, синий, желтый)
- дидактическая игра «Кто пришел?»
Цель: учить вести диалог со сверстниками, развивать внимание, память.
- дидактическая игра «Где наши ручки?»
Цель: упражняться в образовании форм родительского падежа множественного числа существительных.
- дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем»
Цель: активизировать глагольную лексику, соотносить слово с действием, которое оно обозначает.
А сейчас я предлагаю сыграть в русскую народную игру «У дядюшки Якова»
Цель: соотносить глагол с действием, которое оно обозначает.
Ход игры: Дети идут по кругу и декламируют
У дядюшки Якова семеро детей
Семеро, семеро веселых сыновей.
Они и пили, и ели.
Друг на друга все смотрели,
И все делали вот так.
И вот этак, и вот так.
На последние две строчки круг останавливается, и ??? , затем все играющие выполняют различные действия: дудят, барабанят, трубят, звонят в колокольчик, играют на гитаре, гармошке и т.д.
По окончании каждого действия ведущий спрашивает: «Что делали сыновья?» Дети отвечают, игра продолжается.
Программа средней группы нацелена на освоение детьми правильного произношения всех звуков родной речи, формирование навыков пересказывания и составления небольших рассказов.
Дидактические игры на слуховое внимание «Отгадай, что звучит», «Где позвонили». Такие игры, как «Большие и маленькие комары», «Кто внимательный», «Доскажи словечко» и другие – упражняют детей в правильном произношении звуков.
Представим, что вы дети средней группы, а я провожу дидактическую игру «Закончи фразу»
Цель: развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.
- Послушайте двустишие, и закончи фразу
***
Не послушал зайка папу,
Отдавили зайке (лапу).
***
Дети в скверике сидели
И мороженое (ели).
***
А возле этой ёлки
Бродили злые (волки).
***
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая (лисица).
***
Стала жаба важно квакать:
- ква, ква, ква, не надо (плакать).
***
Мы не ели, мы не пили
Бабу снежную (лепили).
***
Я сегодня сбился с ног
У меня пропал (щенок).
В старшей группе особое место занимают совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи.
Например, большая тема «Игрушки».
Дидактическая игра «Подбери признак»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Кукла (какая?) –
Мяч (какой) –
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Мяч-мячик Матрешка –
Кукла - Петрушка –
Мишка –
Дидактическое упражнение «Какой?»
Цель: упражнять в образовании признака от предмета.
Игрушка – игрушечный
Кукла – кукольный
Стол – настольный
Зеркало - …
По теме «Дикие животные»
Дидактическая игра «Чей, чья, чьё?»
Дидактическая игра «Чей хвост?»
Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
А мы сейчас поиграем в дидактическую игру «близкие слова»
Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.
Осенью дни пасмурные – серые, унылые.
Осенью настроение грустное – печальное, тоскливое.
Осенью дожди частые – холодные, проливные.
Небо покрывают серые тучи – темные, дождливые.
Поздней осенью на улице холодно – пасмурно, ветрено.
В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова, из слов – предложения, дает первые представления о слове, предложении.
Вот некоторые дидактические игры и предложения на овладение основами первоночальной грамоты.
Дидактическая игра «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)»
Цель: закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков.
Дидактическая игра «Закончи слово»
Цель: развивать умение детей делить слова на слоги.
Дидактическая игра «Нужные знаки»
Цель: развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закрепить способы обозначения предложений.
А мы поиграем в дидактическую игру «Сплетем венок из предложений»
Цель: упражнять детей в составлении предложений, объеденных тематически, воспитывать речевое внимание.
Я говорю предложение, а вы придумываете новое с последним словом.
Например:
Сережа читает книгу.
Книга… и т.д.
Итак, педагоги, вы увидели, что дидактические игры и дидактические упражнения – это такой благодатный материал, который организует детей, помогает активизировать внимание, способствует взаимопониманию воспитатель - дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений по развитию речи. Старший дошкольный возраст
Дидактические игры и упражнения для развития всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматического строя, связной речи....
Дидактические игры и упражнения по развитию речи. Старший дошкольный возраст.
Материал может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Он поможет в усвоении наименований предметов, действий с ними, частей предметов, форм и т.д....
Использование пальчиковой гимнастики и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста
Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста при формирования правильного произношения...
Дидактические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста.
Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Этосамостоятельно добытый опыт имеет ...
Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.
quot;Что я чувствую»Программное содержание. Развивать умение выделять признаки предметов, явлений с разных позиций источников восприятия.Оборудование. «Сенсорные карты», на каждой и...
Мастер класс для воспитателей "Использование кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста»
Цель и задачи мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Познакомить учас...
Мастер класс для воспитателей "Использование кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста»
Цель и задачи мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Познакомить учас...