Использование дидактических игр и упражнений в развитии речи детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (средняя группа)

Дидактические игры и упражнения для решения всех задач речевого развития дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр и упражнений в развитии речи детей дошкольного возраста

Подготовила воспитатель Субачева Е.В.

Октябрь 2016

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии имеет игра. Её характером определяется речевые функции, содержание и средства общения. Дидактические игры и упражнения используются для решения всех задач речевого развития. Они укрепляют и уточняют словарь, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Поэтому мы, педагоги, большое внимание уделяем дидактическим играм и упражнениям, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Благодаря им, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

В первой и второй младших группах педагоги создают условия для обогащения и активизации словаря, использования детьми в устной речи несложных предложений.

Рекомендуются такие дидактические упражнения и игры:

- дидактическое упражнение с кубиками

Цель: учить упражнять детей в названии и различении цветов (красный, синий, желтый)

- дидактическая игра «Кто пришел?»

Цель: учить вести диалог со сверстниками, развивать внимание, память.

- дидактическая игра «Где наши ручки?»

Цель: упражняться в образовании форм родительского падежа множественного числа существительных.

- дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем»

Цель: активизировать глагольную лексику, соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

А сейчас я предлагаю сыграть в русскую народную игру «У дядюшки Якова»

Цель: соотносить глагол с действием, которое оно обозначает.

Ход игры: Дети идут по кругу и декламируют

У дядюшки Якова семеро детей

Семеро, семеро веселых сыновей.

Они и пили, и ели.

Друг на друга все смотрели,

И все делали вот так.

И вот этак, и вот так.

На последние две строчки круг останавливается, и ??? , затем все играющие выполняют различные действия: дудят, барабанят, трубят, звонят в колокольчик, играют на гитаре, гармошке и т.д.

По окончании каждого действия ведущий спрашивает: «Что делали сыновья?» Дети отвечают, игра продолжается.

Программа средней группы нацелена на освоение детьми правильного произношения всех звуков родной речи, формирование навыков пересказывания и составления небольших рассказов.

Дидактические игры на слуховое внимание «Отгадай, что звучит», «Где позвонили». Такие игры, как «Большие и маленькие комары», «Кто внимательный», «Доскажи словечко» и другие – упражняют детей в правильном произношении звуков.

Представим, что вы дети средней группы, а я провожу дидактическую игру «Закончи фразу»

Цель: развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

- Послушайте двустишие, и закончи фразу

***

Не послушал зайка папу,

Отдавили зайке (лапу).

***

Дети в скверике сидели

И мороженое (ели).

***

А возле этой ёлки

Бродили злые (волки).

***

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая (лисица).

***

Стала жаба важно квакать:

- ква, ква, ква, не надо (плакать).

***

Мы не ели, мы не пили

Бабу снежную (лепили).

***

Я сегодня сбился с ног

У меня пропал (щенок).

В старшей группе особое место занимают совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи.

Например, большая тема «Игрушки».

Дидактическая игра «Подбери признак»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Кукла (какая?) –

Мяч (какой) –

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Мяч-мячик                                        Матрешка –

Кукла -                                         Петрушка –

Мишка –

Дидактическое упражнение «Какой?»

Цель: упражнять в образовании признака от предмета.

Игрушка – игрушечный

Кукла – кукольный

Стол – настольный

Зеркало - …

По теме «Дикие животные»

Дидактическая игра «Чей, чья, чьё?»

Дидактическая игра «Чей хвост?»

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

А мы сейчас поиграем в дидактическую игру «близкие слова»

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Осенью дни  пасмурные – серые, унылые.

Осенью настроение грустное – печальное, тоскливое.

Осенью дожди частые – холодные, проливные.

Небо покрывают серые тучи – темные, дождливые.

Поздней осенью на улице холодно – пасмурно, ветрено.

В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова, из слов – предложения, дает первые представления о слове, предложении.

Вот некоторые дидактические игры и предложения на овладение основами первоночальной грамоты.

Дидактическая игра «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)»

Цель: закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков.

Дидактическая игра «Закончи слово»

Цель: развивать умение детей делить слова на слоги.

Дидактическая игра «Нужные знаки»

Цель: развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закрепить способы обозначения предложений.

А мы поиграем в дидактическую игру «Сплетем венок из предложений»

Цель: упражнять детей в составлении предложений, объеденных тематически, воспитывать речевое внимание.

Я говорю предложение, а вы придумываете новое с последним словом.

Например:

Сережа читает книгу.

Книга… и т.д.

Итак, педагоги, вы увидели, что дидактические игры и дидактические упражнения – это такой благодатный материал, который организует детей, помогает активизировать внимание, способствует взаимопониманию воспитатель - дети.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений по развитию речи. Старший дошкольный возраст

Дидактические игры и упражнения  для развития всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматического строя, связной речи....

Дидактические игры и упражнения по развитию речи. Старший дошкольный возраст.

Материал может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Он поможет в усвоении наименований предметов, действий с ними, частей предметов, форм и т.д....

Использование пальчиковой гимнастики и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста

Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста при формирования правильного произношения...

Дидактические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста.

Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Этосамостоятельно добытый опыт имеет ...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.

quot;Что я чувствую»Программное содержание. Развивать умение выделять признаки предметов, явлений с разных позиций источников восприятия.Оборудование. «Сенсорные карты», на каждой и...

Мастер класс для воспитателей "Использование кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель и задачи мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию кинезиологических  упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Познакомить  учас...

Мастер класс для воспитателей "Использование кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель и задачи мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию кинезиологических  упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Познакомить  учас...