Использование пальчиковой гимнастики и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Никитенко Анна Ильинична

Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста при формирования правильного произношения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование пальчиковой гимнастики и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Уровень речевого развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук – движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи. Поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект.

Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает (например, ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином), то задерживается и речевое развитие.

Слабую руку дошкольника можно и нужно развивать.

Игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить в детском саду и дома.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

- развивать речь

- повышают работоспособность коры головного мозга

- способствуют овладению навыками мелкой моторики

- снимают тревожность

- развивают у ребенка психические процессы ( мышление, память, внимание, воображение)

- учат переключаться с одного движения на другой

Существуют следующие виды пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук:

  • занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией)
  • ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.);
  • рисование - занятие, которое любят почти все дети. Чем чаще ребенок держит в руках кисть или карандаш, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова;
  • игра с крупой. Игры с крупными семенами. Насыпьте в тарелочку горох, с какой-либо другой крупой и предложите ребенку отсортировать горох от крупы в другую тарелочку. Разнообразную крупу можно сортировать, катать между большим и указательным пальцами.
  • игра с грецкими орехами. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и при этом приговаривает слова: Я катаю свой орех, что бы стал круглее всех;
  • игра с карандашами. Можно выполнять различные манипуляции с цветными карандашами: зажимать карандаш между соседними пальцами;
  • игра с массажными мячиками. Ребенок катает мячик одной рукой по ручкам и по ножкам и при этом приговаривает слова: Тише мяч не торопись, Ты по ручкам прокатись, Ты по ножкам прокатись, И обратно возвратись;
  • чудо – прищепки. При помощи прищепок, можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику или кактусу – иголки, павлину - разноцветный хвост и т. п. (солнышко, ёжик – плоскостные изображения);
  • разрывание на мелкие кусочки и обрывание листа бумаги;
  • собирание бусинок на нить;
  • выкладывание мозаики, «Волшебные спички» (Выкладывание по образцу);
  • пальчиковый театр.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически не менее 5 минут ежедневно. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму и сильным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковых игр и упражнений в развитии речи детей докшольного возраста

использование коррекционно-развивающих игр и упражнений в развитии речи дошкольников...

"Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР"

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая мотор...

Использование пальчиковых игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста

Использование пальчиковых игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста Татьяна Малова Использование пальчиковых игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста ...

Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста

Значение пальчиковой гимнастики  игр и упражнений в формировании речи детей...