Консультация «Применение методики синквейн в работе с детьми ОНР».
методическая разработка по развитию речи по теме

 

 

  Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не

один год. От этого зависит и социальный статус человека и

профессиональная карьера.

Непременным условием для всестороннего развития ребѐнка, для его

успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и

сверстниками. Дети с ОНР испытывают трудности и не владеют навыками

связной речи в достаточном объеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение методики синквейн в работе с детьми ОНР».

  Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не

один год. От этого зависит и социальный статус человека и

профессиональная карьера.

Непременным условием для всестороннего развития ребѐнка, для его

успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и

сверстниками. Дети с ОНР испытывают трудности и не владеют навыками

связной речи в достаточном объеме.

Дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи,

испытывают трудности  в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, очень низкий уровень словаря, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом даются процессы чтения и письма из–за ряда особенностей формирования речи.

Сегодняшний день отличается  активным ростом новых развивающих

технологий,  многие из которых можно успешно использовать при

коррекции речевых нарушений;

 Для того  чтобы работа была успешной, воздействие должно быть

системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный

процесс;

 

Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который

позволяет быстро получить результат, является работа над созданием

нерифмованного стихотворения, синквейна. Применение методики

синквейн в коррекционно-развивающей работе с детьми ОНР способствует успешной коррекции  речи в целом при соблюдении системности  работы.

 Применяя данную методику у детей увеличится словарный запас, речь станет богаче,  ярче,  дети перестанут бояться высказывать свои мысли вслух, что является особенно важным для детей с ОНР. Коррекционная работа начинается с уточнения, расширения, совершенствования словаря по лексическим  темам.  Метод синквейна можно

включать в коррекционно-развивающую  работу  с детьми логопедической

группы не нарушая структуры занятия. Данный метод может легко

интегрироваться с другими образовательными областями программы, а

простота построения  синквейна  позволяет быстро получить результат.

Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово,

обозначающее действие предмета», мы  готовим детей для

последующей работы над предложением. Давая понятие «слово,

обозначающее признак предмета» - накапливаем материал для

распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями

«живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам,

обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их

графически.  Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия. Работа строится по определенной схеме:

-называние слов-предметов живых;

- называние слов-предметов неживых;

-постановка вопросов к каждому слову: Кто это? Что это? Какой?

Какая? Какое? Что делает? Что делал? (а);10

- добиваться от детей нескольких ответов (ветер - дует, воет, завывает,

скрипит, свистит и др.);

-называть несколько признаков к предмету и угадывать что это?

(круглый, оранжевый, сочный, сладкий, спелый, витаминный  –

апельсин);

-нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце, яркое,

светит).

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы

слов и их раздельное написание. В этой работе можно

использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно

название тому, что изображено на картинке (дядя), то педагог  может

спросить, как назвать его по другому (папа, мужчина).  Воспитатель

требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет.

 Дети учатся составлять по картинкам простые предложения разной структуры

Дети нужно помочь осознать что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейнами - сочетания, где сконцентрированы

знания чувства, и сужена оценка явлений и событий, выражены свои

позиция,  взгляд на то  или иное событие, предмет

. В старшей группе детям предлагается схема составления

снквейна:

  1. 1 строчка (Кто? Что?)  - существительное  - одно ключевое слово,

определяющее содержание (название произведения, имя героя);

  1. 2 строчка  (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных , характеризующих первую строчку;
  2. 3 строчка (Что делает?)  – три глагола, обозначающих действие,

относящееся к теме;

  1. 4 строчка  – четыре слова  – ключевая фраза, которая показывает

отношение автора к теме или еѐ суть;

  1. 5 строчка  – одно слово (существительное) или словосочетание  –

ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Предварительная работа по созданию синквейна ведется на занятиях с

 воспитателем,  с родителями в домашних условиях

Помочь детям сознательно усваивать слова и активно пользоваться ими

могут следующие упражнения:

«Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно:

спелое, сочное, румяное, вкусное.

«Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое

… (полотенце)

«Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); вечер … (воет,

срывает листья, поднимает пыль, надувает паруса).

«Что чем делают?»  - рисуют … карандашом, мелком, углем,

фломастером, кисточкой)

«Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья);

обедать (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить) и т

Родителям предлагается написать «Сочинения»  на тему недели, что находит свое отражение в  комплексно-тематическом планировании. Лексические темы, которые усваивают дети  логопедической группы, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены  человеку, явлениям природы, животным, птицам, праздникам, различным датам. Работа над темами «Человек», «Папа», «Мама», «Девочки», «Мальчики», «Я», «Мы» позволяет детям подумать над тем, кто такой человек,  о чем он мечтает, что может, чего не должен совершать в этой жизни. Работы детей (синквейны) оформляются в альбоме, совместно с родителями.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.

2. Душка Н. Д. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5

(2005).

3. Картушина М.Ю.  «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет».

4. Ткаченко Т.А. «Учимся говорить правильно»

5. Терентьева Н.  Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).

6. Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ)

Графические модели составления синквейна:

 «Слова-предметы неживые»                                  

  «Слова-предметы живые»

«Слово-действие»

«Слово действие»

«Слово-признак»

«Слово-признак»

«Слово-предмет»

«Слово-предмет

неживое»

 

Образцы детских  сочинений синквейна в рамках изучения

лексических тем

Лексическая тема «Грибы»                                                            

1. Гриб

2. Съедобный, старый.

3. Стоит, растет, прячется.

4. Люблю жаренные грибы.

5. Полянка

1. Боровик

2. Белый,  вкусный, холодный.

3. Лежит на земле, прячется, растет.

4. Не люблю их есть.

5. Лес

Лексическая тема «Осень»

1. Листья

2. Осенние, желтые

3. Падают, летят, растут.

4. Люблю собирать листья.

5. Голые деревья.

Лексическая тема «Овощи»                                                        

1. Помидор

2. Красный, вкусный

3. Расти, катиться

4. Он очень красивый

5. Салат

1. Огурец

2. Сочный, большой, зеленый

3. Растет, зреет, висит

4. Люблю есть огурцы

5. Огород

1. Морковь

2. Вкусная, сладкая, сочная

3. Растет, вариться, сидит

4. Люблю еѐ кушать

5. Гладкая, ровная, длинная

1. Свекла

2. Красная, вкусная

3. Растет, вылезает из земли, вянет

4. Я люблю еѐ кушать

5. Огород

1. Капуста

2. Зеленая, хрустящая

3. Продается, растет, варить

4. Еѐ кушают люди

5. Пирожки

Лексическая тема «Фрукты»

1. Яблоко

2. Круглое, сочное

3. Лежит на тарелке, висит на ветке

4. Люблю яблочный компот

5. Дерево

1. Груша

2. Зеленная, сладкая

3. Продается, моется, лежит

4.Я люблю еѐ кушать

5.  Дом

1. Апельсин

2. Оранжевый, вкусный

3. Лежать в вазе

4. Делить на дольки, чистить

5. Стол

1. Банан

2. Желтый,  сладкий

3. Мыть, снимать кожуру, есть

4. Я его кушаю

5. Холодильник

Лексическая тема «животные»

1. Лиса

2. Хитрая, пушистая

3.Ловит, ест, ходит тихонько

4. Не люблю – хитрит и ест мышей

5. Съела колобка

1. Кошка

2. Ласковая, домашняя

3. Мяукает, царапает, прыгает

4. Люблю котенка

5. Пушистая шерстка у нее

Лексическая тема «Зима»

1. Зима

2. Белая, волшебная

3. Зима подарила снег, укутала деревья, дарит горки

4. Люблю кататься на горке

5.  Холод

1. Зима

2. Холодная, снежная.

3. Морозит, наступает, приходит.

4. Я люблю зиму.

5. Я строю горки, крепость.

Использование    синквейна  сказалось на результативности речевого развития:

Сравнительная диаграмма по усвоению детьми речевого раздела программы : старшая группа учебный год

2009 – 2010

2010-2011

2009 – 2010

2010-2011

2009 – 2010

2010-2011

низкий

средний

высокий

Формирование словаря

32

5

68%

40%

0%

35%

ЗКР

56

2%

44%

20%

0%

78%

Связная речь

40%

0%

60%

31%

0%

69%

Рациональное использование метода синквейна в коррекционной работе имеет позитивное воздействие на речевое развитие детей с ОНР, словарный запас у детей увеличился , речь стала богаче , ярче , дети перестали бояться высказывать свои мысли вслух.

 

 Используемая литература:

1. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.

2) . Душка Н. Д. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед»

 № 5 (2005).

3. Картушина М.Ю.  «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет».

4. Ткаченко Т.А. «Учимся говорить правильно»

5. Терентьева Н.  Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).

6. Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ)

Интернет ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%

D0%B5%D0%B9%D0%BD#cite_ref-0

http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=60625

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность применения методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию реб...

Консультация для педагогов ДОУ « Методика синквейн в работе с детьми старшей группы»

Консультация для педагогов ДОУ« Методика синквейнв работе с детьми старшей группы»...

Применение методики синквейн в работе с детьми с ОНР

  Современная логопедическая практика характеризуется поиском новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.  Одной  из таких эффективных соврем...

Проект "Применение методики "синквейн" в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Объектом являются дети группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет.Предметом является методика синквейн.Новизна проекта заключается в следующем: метод синквейна можно включать в развивающу...