Обобщение опыта
материал по развитию речи по теме
Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим и природой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_sebe_v_papku_1.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Не условным звукам только учится
ребенок, изучая родной язык, он
пьет духовную жизнь и силу из
родимой груди родного слова».
К. Д. Ушинский
В современном обществе большое внимание уделяется развитию одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Из опыта работы можно сказать, что речь дошкольников развивается в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками; речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Развитие речи и ознакомление дошкольников с окружающим и природой я осуществляю с помощью:
- словесного метода;
- наглядностей;
- дидактических игр;
- экскурсий;
- наблюдений.
Рабочий день я начинаю со свободной непринужденной беседы с детьми: «Саша, как ты провел выходные?», «Маша, а что интересного ты увидела по дороге в детский сад?» и т.д. И дети стремятся поделиться своими впечатлениями, их переполняют эмоции, чувства.
На доступном материале я знакомлю детей с природой, используя поэтические строки:
Улетает наше лето…
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят, летят, летят.
Пролетают паутинки с паучками в серединке.
И высоко от земли пролетели журавли.
Предлагаю детям почувствовать, ощутить осень. «Произнесите слово «шелестит» несколько раз. Что вы слышите?» И дети отвечают: «Шуршат листья под ногами, как будто мы по ним идем. Как здорово!»
На ярких образах детской художественной литературы и устного народного творчества воспитываю любовь к русской культуре:
За столом сиди красиво,
Не сутулься, не кривляйся.
Нос в тарелку не клади,
Не сказав «спасибо»,
От стола не отходи.
Детские рассказы систематически анализирую с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
Обучение провожу в игровой форме, т.к. игра наиболее доступна и близка дошкольнику. За основу беру словесные игры: «Наоборот», «Найди и расскажи», «Времена года», «Путешествие в сказочный лес».
В игре ребенок не просто воспроизводит предметы и действия взрослых, но и проявляет творчество. Например, ребенок изобретает собственные варианты сказок. Предлагаю детям придумать свой вариант в сюжете сказки. Задаю Илье вопрос: «Что бы ты такое придумал, если бы был колобком, чтобы лисичка тебя не съела?» Ответ: «Я предложил бы ей половить рыбку». А Влад так ответил на мой вопрос: «Пригласил бы ее в гости и накормил пирогами». « Обманул бы ее, сказал: «Смотри, там зайчик в кустах», - а сам бы убежал». Спрашиваю: «куда убежал?» Ответ: «Нашел бы хороший дом, где много детей и весело». Так, развивая у ребенка положительное отношение, создаю оптимальный режим для развития речи.
На конкретном наглядном дидактическом материале (предметы, картинки, игрушки) дети упражняются в назывании предметов, определении их признаков, качеств, свойств: « Коля, что ты достал из мешочка? Расскажи о мячике. Какой он по форме? По цвету? И т.д.»
Дети обследуют предметы, знакомятся с содержанием картин, анализируют отдельные действия, события, упражняются в правильном произношении и понимании слов.
Для лучшего усвоения материала по активизации речи дошкольников каждому ребенку предлагаю предметные или сюжетные картинки. Например, при ознакомлении детей с темой «Природа родного края» использую картинки: дикие животные и птицы, растительный мир. На занятиях с общественной жизнью, трудом и культурой русского народа применяю картины и фотографии, рассказывающие о жизни и труде:
Ходит в белом колпаке
С поварешкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, суп и винегрет.
(Повар)
Он проснется на заре,
Снег расчистит на дворе.
Все дорожки подметет
И песком посыпет лед.
(Дворник)
Не оставляют равнодушными детей сделанный мною макет крестьянской избы. Их вопросы: «А что это такое?», « Для чего это нужно?», «Из чего сделано?» не покидают их мысли. А со всем этим я познакомила детей с помощью загадок. Ведь загадка дает как бы словесный портрет предмета, явления, характеризует их с новой, неожиданной стороны, поэтому она полезна и увлекательна.
Зимой нет теплей, Ни хвоста, ни головы,
Летом холодней. А четыре ноги?
(Печь) (Стол)
Использование наглядно – действенного метода, приемов сравнений и обобщения предметов по их названию, по их свойствам и признакам, игровая ситуация, применение наглядностей, разучивание и пересказ художественных произведений, опора на опыт детей – все это оживляет их речевую активность, повышает эмоциональное восприятие, интенсивнее развивает активный словарь, логическое мышление, воспитывает умение придумать нужное слово, предложение, рассказ.
Таким образом, по теме «Развитие речи в процессе ознакомления дошкольников с окружающим и природой» мною был сделан срез знаний, умений и навыков детей подготовительной к школе группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы
Обобщение опыта работы по теме: «Пути повышения двигательной активности в младшем дошкольном возрасте» Воспитателя МДОУ детский сад № 10 г. Кропоткин Савчук Ната...
Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"
Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)...
Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.
Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...
Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.
Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество мам с детьми и с командой педагогов....
Обобщение опытом. "Обогащение социального опыта ребёнка посредством театрализации"
Данный материал рассказывает о том,как театрализация формирует у детей опыт социальных навыков....
Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя
В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, кот...