Использование малых фольклорных жанров на занятиях по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Резникова Ольга Александровна

Развитие речи детей через знакомые потешки с использованием пиктограмм настроений и драматизации сказки "Теремок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mo.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

              Конспект

занятия  по  развитию  речи

во  второй  младшей   группе

по теме: «Использование  малых     фольклорных  жанров  на занятиях

по  развитию  речи»

Резниковой  Ольги  Александровны

МДОУ  детский  сад № 2

Цель:закрепить  знание  детей  потешек;  уметь  правильно  охарактерезовывать  героев потешек;  развивать  связную  речь  детей  путём  пересказа  знакомых  потешек;  упражнять  в  правильном  употреблении  прилагательных,  умении  правильно  звукоподражать  животным,  музыкальным  инструментам.  Познакомить  детей  с  новой  иллюстрацией,  учить  детей  внимательно  её  рассматривать ,  замечая  в  ней  главное  и  детали; выделять  средство  выразительности -  цвет.  Воспитывать  желание  прийти  на помощь  попавшему  в  беду.

Оборудование: Кукла Катя, сундучок, снежинка, труба,  колокольчик, пиктограммы  с  грустным  и  весёлым  настроением,  иллюстрация  Васнецова  к  потешке  «Кошкин  дом»,  маски: кошки,  лисы,  зайца,  ежей,  медведя,  козы.

1,2,3,4,5 -  дружно  мы  идём  играть

Ребята,  давайте  с  вами  поприветствуем  друг  друга  потешкой «Мама,  мама»

Посмотрите,  ребята,  к  нам  пришла  наша  знакомая  Катенька – Катюша,  она  принесла  с  собой  волшебный  сундучок.  А  чтобы  узнать,  что  в  нём  находится,  нужно  отгадать  загадки.

Послушайте  первую  загадку:   «Всю  зиму  лежал                                                                         Весной,  в  реку  побежал» (снег)

-Сейчас  посмотрим правильно  ли  вы  отгадали (из  сундука  достаю  снежинку  и  выставляю  на фланелеграф).

-Правильно  отгадали,  а  кто  помнит  потешку  про  снег?  (рассказ  потешки)

- Зимой  мы  очень  любим  играть  со  снегом.

-   А  какое  настроение  у  вас    когда  вы    играете  со  снегом?

-Покажите  с  помощью карточки  это  настроение ( работа  с  пиктограммами)

- А  как  оно  называется? (весёлое,  радостное)

-А  теперь пора  отгадать,  что  ещё  принесла  нам  Катя  в  своём  волшебном  сундучке.

-Для  этого  давайте  все  вместе  вспомним  потешку  про  ворона ( ворон  помогает)

« Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Сидит  ворон  на  дубу,

Он  играет  во  трубу

Во трубу  серебряную

Труба  точеная,  позолоченная»

-Молодцы  ребята,  во  что играл ворон?(во  трубу)

-Именно  её  нам  принесла Катя.

-А  какая  песенка  у  дуды? (ду-ду)

- Давайте  споём  песенку  дуды  тихо,  а теперь  громко. (  индивидуально,  хором)

-А  теперь  отгадайте  следующую  загадку:

«Мордочка  усатая,

Шубка  полосатая,
Часто  умывается,

А  с  водой  не  знается? (кот)

- Правильно,  это  котик,  а  кто  помнит  потешку  про  кота?  (рассказ 2  знакомых потешек)

-А  какой  котик  в   этих  потешках? (хороший,  добрый,  отзывчивый,  щедрый, заботливый, ласковый)

-  А  с  кем  больше  всего  любит  играть  кот?( с  мышками)

-Мы сейчас  с  вами  превратимся  в  маленьких  мышат  и  вместе  поиграем (физкультминутка)

«Вышли  мыши  как –то  раз

Посмотреть  который  час

Раз, два,  три,  четыре

Мыши  дёрнули  за  гири,

Вдруг  раздался  страшный  звон

Разбежались  мыши  вон»

 

Раздаётся  звон колокольчика.

- Ребята  Катя-Катюша  принесла   нам  колокольчик,  а  из  какой  потешки  этот  колокольчик? «Кошкин  дом»

-Давайте  все  вместе  вспомним  эту  потешку.  (  коллективный  рассказ)

- Катя – Катюша  принесла  нам  новую  иллюстрацию  к  этой  потешки.  Посмотрите,  как  художник  Васнецов  красиво,  ярко,  выразительно  нарисовал  героев  этой  потешки.

-Давайте  посмотрим  на  неё  внимательно.

-Это  иллюстрация  весёлая  или  грустная?

-Почему  она  грустная?

- А  кто  кричит « Тили  бом,  тили  бом,  загорелся  Кошкин  дом!»? (сопровождение  текста звоночком)

-Правильно  кошки,  а  где  они  нарисованы? ( на  колокольне)

- А  зачем  они  звонят  во  все  стороны? (  чтобы сообщить  всем  о  пожаре)

- А  кто  услышал  звон  и  поспешил  на  помощь  кошке,  заливать  её  дом? ( курица)

-Как  можно  сказать  про  курицу,  какая  она  в  этой  потешке?( храбрая,  смелая,  отважная,  отзывчивая)

-А  кто  ещё услышал  звон  и  спешит  на  помощь?( птицы)

-Как  можно  сказать  о них.  (храбрые,  смелые,  отважные,  отзывчивые)

- А  что  делает  кошка?      (уточнение  воспитателя: бегает,  кричит жалобно,  испуганно мяу – мяу)

- Давайте  и  мы  жалобно  помяукаем

- О  ком   на  картине мы ещё  не  рассказали? Что  делают  мыши?

-Они  испугались  или  обрадовались?

-Покажите , как  они  испугались?

- Посмотрите, как художник  Васнецов  с  помощью  цвета,  краски  передал,  сто  пожар  это  очень  страшно. Небо,  землю  и  всё  вокруг  он  нарисовал  синим  цветом. Этот  цвет  передаёт  опасность,  тревогу.    Посмотрите , как  художник  нарисовал  огонь  красные    языки вырываются  из  окна  и  поднимаются  в  небо  чёрными  клубами,  как  будто  мы  слышим,  как  кричит  пожар: « Я пожар, я  беда,  разбегайся  кто  куда!»

-А  как  вы  думаете  почему  у  кошки  загорелся  дом?

-А  можно  детям  брать  спички?  А  подходить  к  газовой  плите? Дома  оставаться  одним?.

- Я  надеюсь,  что  все  эти  правила  вы  будете  помнить  и  соблюдать,  и  тогда  с  вами  не  произойдёт  такой  страшной  беды.

Катя – Катюша  говорит  мне ,  что  она  видела  как  вы  интересно  играете  в  потешку  «  Тень,  тень  потетень».    Она  принесла  вам  маски  для  этой  игры,  поиграем? (инсцинировка   потешки)

-А  теперь  давайте  попрощаемся  с  нашими  гостями  потешкой  « До  свиданья»

 Потешки  используемые  на  занятии

-Мама,  мама!

-Что, что?

-Гости  едут!

-Ну  и  что?

-Здрасьте,  здрасьте!

Чмок, чмок!

-Здрасьте,  здрасьте!

Чмок, чмок!

Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!

«Ай   ду – ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит  ворон  на  дубу,

Он  играет  во  трубу

Во  трубу  серебряную

Труба  точеная,  позолоченная»

«Пошёл  котик  на  Торжок

Купил  котик  пирожок

Пошёл  котик  на  улочку

Купил  котик  булочку

Самому  ли  съесть

Либо  Бореньке  снесть

Я  и  сам  укушу

Я  и Бореньке снесу»

«Котя,  котенька,  коток,

Котя  серенький  хвосток

Приди  котя  ночевать  

Мою  деточку  качать

Уж  как  я тебе  коту

За  работу  заплачу

Дам  кусок  пирога

И  кувшин  молока»

«Вышли  мыши  как –то раз  

Посмотреть  который  час

Раз, два,  три,  четыре

Мыши  дёрнули  за  гири,

Вдруг  раздался  страшный  звон

Разбежались  мыши  вон»

«Тили-бом! Тили –бом!

Загорелся  Кошкин  дом,

Загорелся  Кошкин  дом,

Идёт  дым  столбом!

Кошка  выскочила

Глаза  выпучила

Бежит  курочка  с  ведром  

Заливать  Кошкин  дом

А  лошадка - с  фонарём

А   собачка -  с помелом,

Серый  заюшка  с  листом.

Раз – раз,  раз-раз!

И  огонь  погас!

« Тень  тень  потетень

Выше  города  плетень

Сели  звери  на  плетень

Похвалялися  весь  день.

Похвалялася  лиса:

-Всему  свету  я  краса!

Похвалялся  зайка:
-Поди  догоняй –ка!

Похвалялися  ежи:

-У  нас  шубы  хороши!

Похвалялся  медведь:

- Могу  песни  я  петь!

Похвалялася  коза:

-Всем  вам  выколю  глаза!»

«Расставаяь  на  прощанье

Всем  мы  скажем  -до  свиданья

Очень  рады мы  друзьям

Приходите  в  гости  к  нам!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных жанров (пословиц и поговорок) в развитии речи детей

Малые фольклорные жанры - пословицы и поговорки - способствуют развитию речи старших дошкольников, учат их рассуждать, думать, делать вывод ы и обобщения....

Перспективный план работы кружка по развитию речи с использованием малых фольклорных жанров на 2015 – 2016 уч. год

В работе представлены планирование на год и картотека малых фольклорных жанров для детей раннего возраста....

Презентация " Развитие речи детей раннего возраста. Использование малых фольклорных жанров"

Презентация для семинара-практикума учителя-логопеда, проведенной для родителей младших и средних групп десткого сада....

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой гребешок"

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой ...

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой гребешок"

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой ...

Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей»

Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей»Цель: закрепление знаний детей о патешках  Задачи: Образовательная:-умет...

Консультация для родителей "Использование малых фольклорных жанров мордовского народа в развитии речи младших дошкольников"

       Детский фольклор необходим в общении взрослых и детей, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. Исполь...