Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей»
план-конспект занятия (младшая группа)
Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей»
Цель: закрепление знаний детей о патешках
Задачи:
Образовательная:
-уметь правильно охарактеризовать героев патешек; упражнять в правильном употреблении прилагательных;
-учить, эмоционально проживать роль, подбирать мимику, интонации в соответствии с игровой ситуацией.
Развивающая:
-развивать связную речь детей путём пересказа знакомых патешек; умение правильно звукоподражать животным, музыкальным инструментам.
-познакомить детей с новой иллюстрацией, учить детей внимательно её рассматривать, замечая в ней главное и детали;
-выделять средство выразительности – цвет.
Воспитательная:
-воспитывать желание прийти на помощь попавшем в беду.
-приобщать детей к русской национальной культуре
Оборудование: Кукла Катя, сундучок, снежинка, труба, колокольчик, пиктограммы с грустным и весёлым настроением, иллюстрация к патешке «Кошкин дом»,маски: кошки, лисы, зайца, ежей, медведя, козы.
Ход занятия:
1,2,3,4,5 - дружно мы идём играть
Ребята, давайте с вами поприветствуем друг друга патешкой «Мама, мама»
Воспитатель подзывает детей к себе.
- Собрались все дети в круг,
Я - твой друг, и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрите, ребята, к нам пришла наша знакомая Катенька – Катюша, она принесла с собой волшебный сундучок. А чтобы узнать, что в нём находится, нужно отгадать загадки.
Послушайте первую загадку: «Всю зиму лежал Весной, в реку побежал» (снег)
-Сейчас посмотрим правильно ли вы отгадали (из сундука достаю снежинку и выставляю на фланелеграф).
-Правильно отгадали, а кто помнит патешку про снег? (рассказ патешки)
- Зимой мы очень любим играть со снегом.
- А какое настроение у вас когда вы играете со снегом?
-Покажите с помощью карточки это настроение (работа с пиктограммами)
- А как оно называется? (весёлое, радостное)
-А теперь пора отгадать, что ещё принесла нам Катя в своём волшебном сундучке.
-Для этого давайте все вместе вспомним потешку про ворона (ворон помогает)
«Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во трубу серебряную
Труба точеная, позолоченная»
-Молодцы ребята, во что играл ворон (во трубу)
-Именно её нам принесла Катя.
-А какая песенка у дуды? (ду-ду)
- Давайте споём песенку дуды тихо, а теперь громко. (индивидуально, хором)
-А теперь отгадайте следующую загадку:
«Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается? (кот)
- Правильно, это котик, а кто помнит потешку про кота? (рассказ 2 знакомых потешек)
-А какой котик в этих потешках? (хороший, добрый, отзывчивый, щедрый, заботливый, ласковый)
- А с кем больше всего любит играть кот (с мышками)
-Мы сейчас с вами превратимся в маленьких мышат и вместе поиграем (физкультминутка)
«Вышли мыши как –то раз
Посмотреть который час
Раз, два, три, четыре
Мыши дёрнули за гири,
Вдруг раздался страшный звон
Разбежались мыши вон»
Раздаётся звон колокольчика.
- Ребята Катя-Катюша принесла нам колокольчик, а из какой потешки этот колокольчик? «Кошкин дом»
-Давайте все вместе вспомним эту потешку. (коллективный рассказ)
- Катя – Катюша принесла нам новую иллюстрацию к этой потешки. Посмотрите, как художник красиво, ярко, выразительно нарисовал героев этой потешки.
-Давайте посмотрим на неё внимательно.
-Это иллюстрация весёлая или грустная?
-Почему она грустная?
- А кто услышал звон и поспешил на помощь кошке, заливать её дом? (курица)
-Как можно сказать про курицу, какая она в этой потешке (храбрая, смелая, отважная, отзывчивая)
- А что делает кошка? (уточнение воспитателя: бегает, кричит жалобно, испуганно мяу – мяу)
- Давайте и мы жалобно помяукаем
-Покажите, как она испугалась?
- Посмотрите, как художник с помощью цвета, краски передал, что пожар это очень страшно. Этот цвет передаёт опасность, тревогу. Посмотрите, как художник нарисовал огонь красные языки вырываются из окна и поднимаются в небо чёрными клубами, как будто мы слышим,как кричит пожар: «Я пожар, я беда, разбегайся кто куда!»
-А как вы думаете почему у кошки загорелся дом?
-А можно детям брать спички? А подходить к газовой плите? Дома оставаться одним?
- Я надеюсь, что все эти правила вы будете помнить и соблюдать, и тогда с вами не произойдёт такой страшной беды.
Катя – Катюша говорит мне, что она видела как вы интересно играете в потешку «Тень, тень потетень». Она принесла вам маски для этой игры, поиграем? (инсцинировка потешки)
-А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями потешкой «До свиданья»
Потешки используемые на занятии
1-Мама, мама!
-Что, что?
-Гости едут!
-Ну и что?
-Здрасьте, здрасьте!
Чмок, чмок!
-Здрасьте, здрасьте!
Чмок, чмок!
2 Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!
3 Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во трубу серебряную
Труба точеная, позолоченная»
4 «Пошёл котик на Торжок
Купил котик пирожок
Пошёл котик на улочку
Купил котик булочку
Самому ли съесть
Либо Бореньке снесть
Я и сам укушу
Я и Бореньке снесу»
5 «Котя, котенька, коток,
Котя серенький хвосток
Приди котя ночевать
Мою деточку качать
Уж как я тебе коту
За работу заплачу
Дам кусок пирога
И кувшин молока»
6 «Вышли мыши как –то раз
Посмотреть который час
Раз, два, три, четыре
Мыши дёрнули за гири,
Вдруг раздался страшный звон
Разбежались мыши вон»
7 «Тили-бом! Тили –бом!
Загорелся Кошкин дом,
Загорелся Кошкин дом,
Идёт дым столбом!
Кошка выскочила
Глаза выпучила
Бежит курочка с ведром
Заливать Кошкин дом
А лошадка - с фонарём
А собачка - с помелом,
Серый заюшка с листом.
Раз – раз, раз-раз!
И огонь погас!
8 «Тень тень потетень
Выше города плетень
Сели звери на плетень
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
-Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
-Поди догоняй –ка!
Похвалялися ежи:
-У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
Похвалялася коза:
-Всем вам выколю глаза!»
9 «Расставаясь на прощанье
Всем мы скажем -до свиданья
Очень рады мы друзьям
Приходите в гости к нам!»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей»
Цель: закрепление знаний детей о патешках
Задачи:
Образовательная:
-уметь правильно охарактеризовать героев патешек; упражнять в правильном употреблении прилагательных;
-учить, эмоционально проживать роль, подбирать мимику, интонации в соответствии с игровой ситуацией.
Развивающая:
-развивать связную речь детей путём пересказа знакомых патешек; умение правильно звукоподражать животным, музыкальным инструментам.
-познакомить детей с новой иллюстрацией, учить детей внимательно её рассматривать, замечая в ней главное и детали;
-выделять средство выразительности – цвет.
Воспитательная:
-воспитывать желание прийти на помощь попавшем в беду.
-приобщать детей к русской национальной культуре
Оборудование: Кукла Катя, сундучок, снежинка, труба, колокольчик, пиктограммы с грустным и весёлым настроением, иллюстрация к патешке «Кошкин дом»,маски: кошки, лисы, зайца, ежей, медведя, козы.
Ход занятия:
1,2,3,4,5 - дружно мы идём играть
Ребята, давайте с вами поприветствуем друг друга патешкой «Мама, мама»
Воспитатель подзывает детей к себе.
- Собрались все дети в круг,
Я - твой друг, и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрите, ребята, к нам пришла наша знакомая Катенька – Катюша, она принесла с собой волшебный сундучок. А чтобы узнать, что в нём находится, нужно отгадать загадки.
Послушайте первую загадку: «Всю зиму лежал Весной, в реку побежал» (снег)
-Сейчас посмотрим правильно ли вы отгадали (из сундука достаю снежинку и выставляю на фланелеграф).
-Правильно отгадали, а кто помнит патешку про снег? (рассказ патешки)
- Зимой мы очень любим играть со снегом.
- А какое настроение у вас когда вы играете со снегом?
-Покажите с помощью карточки это настроение (работа с пиктограммами)
- А как оно называется? (весёлое, радостное)
-А теперь пора отгадать, что ещё принесла нам Катя в своём волшебном сундучке.
-Для этого давайте все вместе вспомним потешку про ворона (ворон помогает)
«Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во трубу серебряную
Труба точеная, позолоченная»
-Молодцы ребята, во что играл ворон (во трубу)
-Именно её нам принесла Катя.
-А какая песенка у дуды? (ду-ду)
- Давайте споём песенку дуды тихо, а теперь громко. (индивидуально, хором)
-А теперь отгадайте следующую загадку:
«Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается? (кот)
- Правильно, это котик, а кто помнит потешку про кота? (рассказ 2 знакомых потешек)
-А какой котик в этих потешках? (хороший, добрый, отзывчивый, щедрый, заботливый, ласковый)
- А с кем больше всего любит играть кот (с мышками)
-Мы сейчас с вами превратимся в маленьких мышат и вместе поиграем (физкультминутка)
«Вышли мыши как –то раз
Посмотреть который час
Раз, два, три, четыре
Мыши дёрнули за гири,
Вдруг раздался страшный звон
Разбежались мыши вон»
Раздаётся звон колокольчика.
- Ребята Катя-Катюша принесла нам колокольчик, а из какой потешки этот колокольчик? «Кошкин дом»
-Давайте все вместе вспомним эту потешку. (коллективный рассказ)
- Катя – Катюша принесла нам новую иллюстрацию к этой потешки. Посмотрите, как художник красиво, ярко, выразительно нарисовал героев этой потешки.
-Давайте посмотрим на неё внимательно.
-Это иллюстрация весёлая или грустная?
-Почему она грустная?
- А кто услышал звон и поспешил на помощь кошке, заливать её дом? (курица)
-Как можно сказать про курицу, какая она в этой потешке (храбрая, смелая, отважная, отзывчивая)
- А что делает кошка? (уточнение воспитателя: бегает, кричит жалобно, испуганно мяу – мяу)
- Давайте и мы жалобно помяукаем
-Покажите, как она испугалась?
- Посмотрите, как художник с помощью цвета, краски передал, что пожар это очень страшно. Этот цвет передаёт опасность, тревогу. Посмотрите, как художник нарисовал огонь красные языки вырываются из окна и поднимаются в небо чёрными клубами, как будто мы слышим,как кричит пожар: «Я пожар, я беда, разбегайся кто куда!»
-А как вы думаете почему у кошки загорелся дом?
-А можно детям брать спички? А подходить к газовой плите? Дома оставаться одним?
- Я надеюсь, что все эти правила вы будете помнить и соблюдать, и тогда с вами не произойдёт такой страшной беды.
Катя – Катюша говорит мне, что она видела как вы интересно играете в потешку «Тень, тень потетень». Она принесла вам маски для этой игры, поиграем? (инсцинировка потешки)
-А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями потешкой «До свиданья»
Потешки используемые на занятии
1-Мама, мама!
-Что, что?
-Гости едут!
-Ну и что?
-Здрасьте, здрасьте!
Чмок, чмок!
-Здрасьте, здрасьте!
Чмок, чмок!
2 Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!
3 Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во трубу серебряную
Труба точеная, позолоченная»
4 «Пошёл котик на Торжок
Купил котик пирожок
Пошёл котик на улочку
Купил котик булочку
Самому ли съесть
Либо Бореньке снесть
Я и сам укушу
Я и Бореньке снесу»
5 «Котя, котенька, коток,
Котя серенький хвосток
Приди котя ночевать
Мою деточку качать
Уж как я тебе коту
За работу заплачу
Дам кусок пирога
И кувшин молока»
6 «Вышли мыши как –то раз
Посмотреть который час
Раз, два, три, четыре
Мыши дёрнули за гири,
Вдруг раздался страшный звон
Разбежались мыши вон»
7 «Тили-бом! Тили –бом!
Загорелся Кошкин дом,
Загорелся Кошкин дом,
Идёт дым столбом!
Кошка выскочила
Глаза выпучила
Бежит курочка с ведром
Заливать Кошкин дом
А лошадка - с фонарём
А собачка - с помелом,
Серый заюшка с листом.
Раз – раз, раз-раз!
И огонь погас!
8 «Тень тень потетень
Выше города плетень
Сели звери на плетень
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
-Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
-Поди догоняй –ка!
Похвалялися ежи:
-У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
Похвалялася коза:
-Всем вам выколю глаза!»
9 «Расставаясь на прощанье
Всем мы скажем -до свиданья
Очень рады мы друзьям
Приходите в гости к нам!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание....
Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художест...
Проект «Малые фольклорные жанры в развитии речи детей 2–3 лет».
Проект в младшей группе...
Статья в газету "Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей"
В развитии речи детей дошкольного возраста средства малого фальклора играют немаловажную роль. Так как применяя их при работе с детьми, мы можем повлиять на формирование связной речи ребенка, правильн...
Методические рекомендации "Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей"
В дошкольном возрасте потешки играют немаловажную роль, с помощью потешек можно наладить эмоциональный контакт с ребенком, если ребенок устал или не в настроении. Они создают успокаивающие, отвлекающи...
Роль малых фольклорных жанров в развитии речи детей 2-3 лет
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость, это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой о...
«Использование малых фольклорных жанров для развития речи у детей раннего возраста»
Активное участие в методическом объединении...