Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей»
план-конспект занятия (младшая группа)

Дмитриева Мария Дмитриевна

Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей»

Цель: закрепление знаний детей о патешках 

 

Задачи:

 

Образовательная:

-уметь правильно охарактеризовать героев патешек; упражнять в правильном употреблении прилагательных;

-учить, эмоционально проживать роль, подбирать мимику, интонации в соответствии с игровой ситуацией.

Развивающая:

-развивать связную речь детей путём пересказа знакомых патешек; умение правильно звукоподражать животным, музыкальным инструментам.

-познакомить детей с новой иллюстрацией, учить детей внимательно её рассматривать, замечая в ней главное и детали;

-выделять средство выразительности – цвет.

Воспитательная:

-воспитывать желание прийти на помощь попавшем в беду.

-приобщать детей к русской национальной культуре

 

Оборудование: Кукла Катя, сундучок, снежинка, труба, колокольчик, пиктограммы с грустным и весёлым настроением, иллюстрация к патешке «Кошкин дом»,маски: кошки, лисы, зайца, ежей, медведя, козы.

 

Ход занятия:

1,2,3,4,5 - дружно мы идём играть

Ребята, давайте с вами поприветствуем друг друга патешкой «Мама, мама»

Воспитатель подзывает детей к себе.

- Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Посмотрите, ребята, к нам пришла наша знакомая Катенька – Катюша, она принесла с собой волшебный сундучок. А чтобы узнать, что в нём находится, нужно отгадать загадки.

Послушайте первую загадку«Всю зиму лежал Весной, в реку побежал» (снег)

-Сейчас посмотрим правильно ли вы отгадали (из сундука достаю снежинку и выставляю на фланелеграф).

-Правильно отгадали, а кто помнит патешку про снег? (рассказ патешки)

- Зимой мы очень любим играть со снегом.

- А какое настроение у вас когда вы играете со снегом?

-Покажите с помощью карточки это настроение (работа с пиктограммами)

- А как оно называется? (весёлое, радостное)

-А теперь пора отгадать, что ещё принесла нам Катя в своём волшебном сундучке.

-Для этого давайте все вместе вспомним потешку про ворона (ворон помогает)

«Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу

Во трубу серебряную

Труба точеная, позолоченная»

-Молодцы ребята, во что играл ворон (во трубу)

-Именно её нам принесла Катя.

-А какая песенка у дуды? (ду-ду)

- Давайте споём песенку дуды тихо, а теперь громко. (индивидуально, хором)

-А теперь отгадайте следующую загадку:

«Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается? (кот)

- Правильно, это котик, а кто помнит потешку про кота? (рассказ 2 знакомых потешек)

-А какой котик в этих потешках? (хороший, добрый, отзывчивый, щедрый, заботливый, ласковый)

- А с кем больше всего любит играть кот (с мышками)

-Мы сейчас с вами превратимся в маленьких мышат и вместе поиграем (физкультминутка)

«Вышли мыши как –то раз

Посмотреть который час

Раз, два, три, четыре

Мыши дёрнули за гири,

Вдруг раздался страшный звон

Разбежались мыши вон»

Раздаётся звон колокольчика.

- Ребята Катя-Катюша принесла нам колокольчик, а из какой потешки этот колокольчик? «Кошкин дом»

-Давайте все вместе вспомним эту потешку. (коллективный рассказ)

- Катя – Катюша принесла нам новую иллюстрацию к этой потешки. Посмотрите, как художник красиво, ярко, выразительно нарисовал героев этой потешки.

-Давайте посмотрим на неё внимательно.

-Это иллюстрация весёлая или грустная?

-Почему она грустная?

- А кто услышал звон и поспешил на помощь кошке, заливать её дом? (курица)

-Как можно сказать про курицу, какая она в этой потешке (храбрая, смелая, отважная, отзывчивая)

- А что делает кошка? (уточнение воспитателя: бегает, кричит жалобно, испуганно мяу – мяу)

- Давайте и мы жалобно помяукаем

-Покажите, как она испугалась?

- Посмотрите, как художник с помощью цвета, краски передал, что пожар это очень страшно. Этот цвет передаёт опасность, тревогу. Посмотрите, как художник нарисовал огонь красные языки вырываются из окна и поднимаются в небо чёрными клубами, как будто мы слышим,как кричит пожар«Я пожар, я беда, разбегайся кто куда!»

-А как вы думаете почему у кошки загорелся дом?

-А можно детям брать спички? А подходить к газовой плите? Дома оставаться одним?

- Я надеюсь, что все эти правила вы будете помнить и соблюдать, и тогда с вами не произойдёт такой страшной беды.

Катя – Катюша говорит мне, что она видела как вы интересно играете в потешку «Тень, тень потетень». Она принесла вам маски для этой игры, поиграем? (инсцинировка потешки)

-А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями потешкой «До свиданья»

Потешки используемые на занятии

1-Мама, мама!

-Что, что?

-Гости едут!

-Ну и что?

-Здрасьте, здрасьте!

Чмок, чмок!

-Здрасьте, здрасьте!

Чмок, чмок!

2 Полно, беленький снежочек,

На талой земле лежать!

Время, беленький снежочек,

Время таять-пропадать,

Во долинушку стекать

И сыру землю питать!

3 Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу

Во трубу серебряную

Труба точеная, позолоченная»

4 «Пошёл котик на Торжок

Купил котик пирожок

Пошёл котик на улочку

Купил котик булочку

Самому ли съесть

Либо Бореньке снесть

Я и сам укушу

Я и Бореньке снесу»

5 «Котя, котенька, коток,

Котя серенький хвосток

Приди котя ночевать

Мою деточку качать

Уж как я тебе коту

За работу заплачу

Дам кусок пирога

И кувшин молока»

6 «Вышли мыши как –то раз

Посмотреть который час

Раз, два, три, четыре

Мыши дёрнули за гири,

Вдруг раздался страшный звон

Разбежались мыши вон»

7 «Тили-бом! Тили –бом!

Загорелся Кошкин дом,

Загорелся Кошкин дом,

Идёт дым столбом!

Кошка выскочила

Глаза выпучила

Бежит курочка с ведром

Заливать Кошкин дом

А лошадка - с фонарём

А собачка - с помелом,

Серый заюшка с листом.

Раз – раз, раз-раз!

И огонь погас!

8 «Тень тень потетень

Выше города плетень

Сели звери на плетень

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

-Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

-Поди догоняй –ка!

Похвалялися ежи:

-У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

- Могу песни я петь!

Похвалялася коза:

-Всем вам выколю глаза!»

9 «Расставаясь на прощанье

Всем мы скажем -до свиданья

Очень рады мы друзьям

Приходите в гости к нам!»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей»

Цель: закрепление знаний детей о патешках 

Задачи:

Образовательная:

-уметь правильно охарактеризовать героев патешек; упражнять в правильном употреблении прилагательных;

-учить, эмоционально проживать роль, подбирать мимику, интонации в соответствии с игровой ситуацией.

Развивающая:

-развивать связную речь детей путём пересказа знакомых патешек; умение правильно звукоподражать животным, музыкальным инструментам.

-познакомить детей с новой иллюстрацией, учить детей внимательно её рассматривать, замечая в ней главное и детали;

-выделять средство выразительности – цвет.

Воспитательная:

-воспитывать желание прийти на помощь попавшем в беду.

-приобщать детей к русской национальной культуре

Оборудование: Кукла Катя, сундучок, снежинка, труба, колокольчик, пиктограммы с грустным и весёлым настроением, иллюстрация к патешке «Кошкин дом»,маски: кошки, лисы, зайца, ежей, медведя, козы.

Ход занятия:

1,2,3,4,5 - дружно мы идём играть

Ребята, давайте с вами поприветствуем друг друга патешкой «Мама, мама»

Воспитатель подзывает детей к себе.

- Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Посмотрите, ребята, к нам пришла наша знакомая Катенька – Катюша, она принесла с собой волшебный сундучок. А чтобы узнать, что в нём находится, нужно отгадать загадки.

Послушайте первую загадку«Всю зиму лежал Весной, в реку побежал» (снег)

-Сейчас посмотрим правильно ли вы отгадали (из сундука достаю снежинку и выставляю на фланелеграф).

-Правильно отгадали, а кто помнит патешку про снег? (рассказ патешки)

- Зимой мы очень любим играть со снегом.

- А какое настроение у вас когда вы играете со снегом?

-Покажите с помощью карточки это настроение (работа с пиктограммами)

- А как оно называется? (весёлое, радостное)

-А теперь пора отгадать, что ещё принесла нам Катя в своём волшебном сундучке.

-Для этого давайте все вместе вспомним потешку про ворона (ворон помогает)

«Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу

Во трубу серебряную

Труба точеная, позолоченная»

-Молодцы ребята, во что играл ворон (во трубу)

-Именно её нам принесла Катя.

-А какая песенка у дуды? (ду-ду)

- Давайте споём песенку дуды тихо, а теперь громко. (индивидуально, хором)

-А теперь отгадайте следующую загадку:

«Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается? (кот)

- Правильно, это котик, а кто помнит потешку про кота? (рассказ 2 знакомых потешек)

-А какой котик в этих потешках? (хороший, добрый, отзывчивый, щедрый, заботливый, ласковый)

- А с кем больше всего любит играть кот (с мышками)

-Мы сейчас с вами превратимся в маленьких мышат и вместе поиграем (физкультминутка)

«Вышли мыши как –то раз

Посмотреть который час

Раз, два, три, четыре

Мыши дёрнули за гири,

Вдруг раздался страшный звон

Разбежались мыши вон»

Раздаётся звон колокольчика.

- Ребята Катя-Катюша принесла нам колокольчик, а из какой потешки этот колокольчик? «Кошкин дом»

-Давайте все вместе вспомним эту потешку. (коллективный рассказ)

- Катя – Катюша принесла нам новую иллюстрацию к этой потешки. Посмотрите, как художник красиво, ярко, выразительно нарисовал героев этой потешки.

-Давайте посмотрим на неё внимательно.

-Это иллюстрация весёлая или грустная?

-Почему она грустная?

- А кто услышал звон и поспешил на помощь кошке, заливать её дом? (курица)

-Как можно сказать про курицу, какая она в этой потешке (храбрая, смелая, отважная, отзывчивая)

- А что делает кошка? (уточнение воспитателя: бегает, кричит жалобно, испуганно мяу – мяу)

- Давайте и мы жалобно помяукаем

-Покажите, как она испугалась?

- Посмотрите, как художник с помощью цвета, краски передал, что пожар это очень страшно. Этот цвет передаёт опасность, тревогу. Посмотрите, как художник нарисовал огонь красные языки вырываются из окна и поднимаются в небо чёрными клубами, как будто мы слышим,как кричит пожар«Я пожар, я беда, разбегайся кто куда!»

-А как вы думаете почему у кошки загорелся дом?

-А можно детям брать спички? А подходить к газовой плите? Дома оставаться одним?

- Я надеюсь, что все эти правила вы будете помнить и соблюдать, и тогда с вами не произойдёт такой страшной беды.

Катя – Катюша говорит мне, что она видела как вы интересно играете в потешку «Тень, тень потетень». Она принесла вам маски для этой игры, поиграем? (инсцинировка потешки)

-А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями потешкой «До свиданья»

Потешки используемые на занятии

1-Мама, мама!

-Что, что?

-Гости едут!

-Ну и что?

-Здрасьте, здрасьте!

Чмок, чмок!

-Здрасьте, здрасьте!

Чмок, чмок!

2 Полно, беленький снежочек,

На талой земле лежать!

Время, беленький снежочек,

Время таять-пропадать,

Во долинушку стекать

И сыру землю питать!

3 Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу

Во трубу серебряную

Труба точеная, позолоченная»

4 «Пошёл котик на Торжок

Купил котик пирожок

Пошёл котик на улочку

Купил котик булочку

Самому ли съесть

Либо Бореньке снесть

Я и сам укушу

Я и Бореньке снесу»

5 «Котя, котенька, коток,

Котя серенький хвосток

Приди котя ночевать

Мою деточку качать

Уж как я тебе коту

За работу заплачу

Дам кусок пирога

И кувшин молока»

6 «Вышли мыши как –то раз

Посмотреть который час

Раз, два, три, четыре

Мыши дёрнули за гири,

Вдруг раздался страшный звон

Разбежались мыши вон»

7 «Тили-бом! Тили –бом!

Загорелся Кошкин дом,

Загорелся Кошкин дом,

Идёт дым столбом!

Кошка выскочила

Глаза выпучила

Бежит курочка с ведром

Заливать Кошкин дом

А лошадка - с фонарём

А собачка - с помелом,

Серый заюшка с листом.

Раз – раз, раз-раз!

И огонь погас!

8 «Тень тень потетень

Выше города плетень

Сели звери на плетень

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

-Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

-Поди догоняй –ка!

Похвалялися ежи:

-У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

- Могу песни я петь!

Похвалялася коза:

-Всем вам выколю глаза!»

9 «Расставаясь на прощанье

Всем мы скажем -до свиданья

Очень рады мы друзьям

Приходите в гости к нам!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание....

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художест...

Статья в газету "Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей"

В развитии речи детей дошкольного возраста средства малого фальклора играют немаловажную роль. Так как применяя их при работе с детьми, мы можем повлиять на формирование связной речи ребенка, правильн...

Методические рекомендации "Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей"

В дошкольном возрасте потешки играют немаловажную роль, с помощью потешек можно наладить эмоциональный контакт с ребенком, если ребенок устал или не в настроении. Они создают успокаивающие, отвлекающи...

Роль малых фольклорных жанров в развитии речи детей 2-3 лет

        Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость, это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой о...