литературная викторина
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме
викторина по ознакомлению с художественной литературой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot._zan.po_hud._lit._star._gr._2011.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Литературная викторина»
Программное содержание:
С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).
Развивать чувство рифмы.
Воспитывать интерес к художественной литературе.
Словарь: рифма, иллюстрация, персонаж,
Оборудование: книги, иллюстрации, атрибуты к сказке.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся.
1 «Сказочное королевство»
Чем отличается сказка от рассказа?
(Ответы детей)
В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.
Какие вы знаете волшебные предметы?
(Ответы детей)
Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Воспитатель задает вопросы:
Где ты, братец? Отзовись!
К матушке скорей вернись!
Птицы братца унесли,
Лишь мелькнули там в дали. (Гуси-лебеди)
Какое здесь волшебство?
(ответы детей) - печка разговаривает, яблоня, речка, Машка, Баба Яга
Заколдовано копытце.
В нем нельзя воды напиться.
Хоть и вкусная вода,
Заколдована она ( Аленушка и братец Иванушка)
Какое здесь волшебство?
(ответы детей)- волшебное копытце, Баба Яга
Ведра сами побежали,
У избы вдруг постояли.
А потом скорей на лавку,
И плясать с водой в присядку.( По щучьему веленью)
Какое здесь волшебство?
(ответы детей)- щука разговаривает, ведра идут.
Мама девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)
Какое здесь волшебство?
(ответы детей)- волк разговаривает, бабушка, Красная Шапочка невредимые выходят из живота.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино)
Какое здесь волшебство?
(ответы детей)- говорящие куклы, говорящий сверчок, черепаха.
Дидактическая игра « Волшебный короб»
Стоит большой короб. Ребенок достает из него предмет и называет героя скази..
1,. Шапочка колобка. (Спеть песенку)
2. игрушка медведь (В каких сказках встречается медведь?
3. макет печки с гусями (В какой сказке?)
Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
(Дети повторяют описываемые движения)
2
«Край рассказов»
Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей)
В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»
«Фантазеры»Н.Носова
«Живая шляпа» Н.Носов
3
«Мир стихов»
Чем отличаются стихи от рассказов?
Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.
А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?
В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки! (Ответы детей) Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Стала девочка котенка спать укладывать.
- Вот тебе под спинку
Мягкую … перинку.
Сверху на перинку
Чистую … простынку.
Вот тебе под ушки
Белые … подушки. («Усатый-полосатый» С. Маршак)
Воспитатель: Пора нам отправляться обратно в нашу группу. Садитесь на ковер самолет и в путь!
Итог:
Воспитатель:
- Каких сказочных персонажей мы с вами вспомнили? (ответы детей);
- Какие волшебные предметы помогают героем сказок? (ответы детей)
- Ребята мы с вами вспомнили чем отличается сказка от рассказа, рассказ от стихов.
Занятие
Ознакомление с художественной литературой
Старшая группа
Тема: «Литературная викторина»
Подготовила и провела
Воспитатель группы №4
Проценко Марина Николаевна
2011 год Зеленоград
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
литературная викторина по рассказам Н.Носова
Шуточная литературная викторина по рассказам Н.Носова.Викторину можно использовать, как итоговое мероприятие после знакомства детей с творчеством Н.Носова, рассказы которого дети просто обожают и гото...
литературная викторина по стихотворениям"По ступенькам литературного творчества"
Литературная викторина "По ступенькам литературного товрчества" проводится с целью закрепления знаний детей об изучаемых стихотворений известных авторов:К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л. Барто, А.С. П...
Музыкально-литературная викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста
Музыкально-литературная викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»
Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»...
Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки» Литературная викторина в подготовительной группе
Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки»Литературная викторина в подготовительной группе...
Конспект занятия «Литературный калейдоскоп по басням И. А. Крылова». Литературная викторина с решением кроссворда, разгадыванием ребусов, с использованием ЭОР, игр и игры драматизации. Для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная запискаКраткая аннотация с указанием основной цели: Знакомство с книжным Санкт-Петербургом. Жизнью и творчеством И. А. Крылова, памятником поэту в летнем саду, «домом К...
Викторина "В мире сказок" (литературная викторина с детьми и родителями"
Викторину можно провести с родителями и детьми старшей и подготовительной группы2...