Диагностика Развития речи по программе Васильевой
тест по развитию речи (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

Калиянц Людмила Сабировна

Дана диагностика развития речи по всем возрастам для воспитателей, работающих по Программе воспитания и обучения под ред. Васильевой М.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Diagnostika_razvitiya_rechi_po_programme_Vasilevoy_M.A..doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика развития речи по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред.Васильевой М.А.

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе  группа

1. Словарь        

а. «Скажи, что это»

        Предлагается картинка, на которой по 2-3 предмета одежды, мебели, посуды, животных, овощей, фруктов. Воспитатель показывает предмет на картинке (например, чайник) и спрашивает: что это? Ребенок называет. Воспитатель обобщает: Чайник – это посуда, а есть еще на картинке посуда? Ребенок показывает и называет. Аналогично с  другими предметными картинками одежды, мебели, животных и т.д.

        

б. «Назови ласково»

        Предлагается по 2 картинки, где один и тот же предмет большого  и маленького размера. Воспитатель выкладывает большие предметы по одному и называет, ребенок дополняет маленьким предметом и называет в уменьшительно-ласкательной форме:

        Большой ключ – маленький…ключик

        Большой дом –    маленький…домик

        Большая кровать – маленькая …кроватка

        Большая шишка – маленькая …шишечка

        Большое яблоко – маленькое …яблочко

        Большое ведро – маленькое…ведерко

2. Грамматический строй речи        

а. Единственное и множественное число (по картинкам)

Воспитатель выкладывает картинку, где один предмет и много таких же предметов. Воспитатель называет  один предмет, ребенок – много предметов.

Один утенок – много утят

Один котенок – много котят

Одна ленточка – много ленточек

Одна кукла - много кукол

Одно яблоко - много яблок

Одна слива – много слив

б. «Назови детенышей» (по картинкам)

У медведя – медвежата

У кошки – котята

У лисы – лисята

У собаки – щенята

У козы – козлята

У зайца – зайчата

3.Связная речь

а. Предлагается картинка с несложным сюжетом. Воспитатель просит ребенка рассказать, что он видит на картинке ( с наводящими  вопросами).

б. Расскажи сказку (по иллюстрациям знакомых сказок «Репка» или «Колобок»)

в. Расскажи любое стихотворение наизусть

 1. Словарь

а. «Для чего нужна вещь»

Предлагаются  картинки, ребенок должен объяснить назначение предмета:

Грузовой автомобиль - …для перевозки грузов

Сахарница - … для хранения в ней сахара

Стул - …для сидения

Игрушки - …чтобы детям играть

Ведро – …наливать в него воду

Полотенце - …вытирать лицо, руки после купания

б. «Назови вторым словом»

Предварительно дается образец:

Морковь – овощ

Тарелка – посуда

Медведь – животное

Воспитатель называет предмет, ребенок называет обобщающее слово

Капуста - …

Яблоко - …

Чашка - …

Платье - …

Собака - …

Воробей - …

Диван - …

Сапоги - …

Кукла - …

в. «Назови детенышей»

У собаки - …щенята

У кошки – котята

У курицы – цыплята

У коровы – телята

У зайчихи – зайчата

У утки – утята

У ежихи – ежата

У свиньи - поросята

2. Грамматический строй речи

а.  «Чего не стало»

Зеленое ведро – нет..зеленого ведра

Красное яблоко -  нет …красного яблока

Голубое одеяло – нет… голубого одеяла

Желтые утята – нет…желтых утят

Полосатые котята – нет… полосатых котят

б. «Много и один»

Показывают ребенку картинку. где много предметов и один:

Одна вилка – много вилок

Одна ложка – много ложек

Один помидор – много помидоров

Один огурец -  много огурцов

Один цыпленок – много цыплят

Один утенок – много утят

Один заяц - много зайцев

Одна кошка – много кошек

в. «Что изменилось»

Воспитатель меняет расположение предметов

Мяч на столе – …мяч под столом

Книга на полке - …книга в шкафу

Кубик за книгой - …кубик перед книгой

г. «Назови ласково»

Гриб - …грибочек

Сын - …сыночек

Цветок - …цветочек

Дом - …домик

Гном – гномик

Стол – столик

Стул – стульчик

Чашка - …чашечка

Ведро – ведерко

3. Развитие связной речи

а. Расскажи об игрушке (кошка, собака,заяц) – по образцу воспитателя

б. Расскажи по картинке (предлагается сюжетная картинка по возрасту)

в. Расскажи любимую сказку («Репка», «Колобок»)

г. Расскажи любое стихотворение  наизусть

1.Словарь

        а. Объясни значение слов (без картинок):

        холодильник     -      (шкаф для хранения, охлаждения и замораживания     продуктов) ;

        вездеход       -    (транспорт, который может проехать по любым дорогам, даже самым трудным) ;

        пылесос      -   (такой прибор, который удаляет пыль и мелкий мусор в доме).

б. «Кто заметит больше»

        Ребенку предлагается назвать как можно больше деталей предмета (можно по картинке):

платье – юбка, воротник, карманы, оборка, рукав.

машина – колеса, руль, кабина, кузов, мотор, дверь.

в. «Кому что нужно для работы»

Самолет - …летчику

Лейка - …садовнику

Весы- …продавцу

Термометр - …врачу

Микрофон - …артисту, певцу

Швейная машинка - …портнихе

Руль – водителю, шоферу

г. «Третий лишний»

        Капуста, морковь, яблоко

        Диван, стакан, стул

        Медведь, заяц, воробей

        Платье, сапоги, юбка

2. Звуковой анализ слова

        а. Придумай слово с определенным звуком

        С – санки, самолет, снег

        К – кошка, корабль,

           кровать

        А – аквариум, апельсин,

            арбуз

        Р -  рыба, робот, растение

        

б. «Найди рифму»

(дается образец воспитателя)

кукушка – …хлопушка, подушка

чашка- …ромашка, рубашка

утка- …дудка, шутка

рак- …мак, лак

3. Грамматический строй речи

а. «Назови ласково» (дается образец)

Дом – домик

Стол – столик

Кошка - …кошечка

Окно - …окошечко

Яблоко - …яблочко

Серый - …серенький

Рыжий - …рыженький

б. «Где что хранится» (дается образец)

Сахар –… в сахарнице

Хлеб –… в хлебнице

Молоко –… в молочнике

Соль –… в солонке

Масло –… в масленке

в. «Какой, какая, какое»(по картинкам)

Яблоко – сочное, красное, сладкое

Трава – зеленая, мягкая, нежная

Лиса – хитрая, рыжая

Лимон – кислый, ароматный, желтый

г. «Из чего сок»

Из свеклы – свекольный

Из яблок – …яблочный

Из моркови – …морковный

Из капусты -… капустный

Из арбуза - …арбузный

д. «Один – много»

Один стул – много стульев

Один стол -  много столов

Одна чашка – много чашек

Одна кукла- много кукол

Одно ухо – много ушей

Одно колесо – много колес

4. Связная речь

а. Расскажи по картинке (простой сюжет из серии «Игры детей» или «Моя семья»)

б. Расскажи об игрушке (кошка или кукла)

в. Расскажи сказку (по выбору ребенка)

г. Расскажи стихотворение (по выбору ребенка)

1. Звуковой анализ слова

а) «Похожие слова»

        Вспомним разные слова, похожие слова  (воспитатель дает образец: птичка-синичка или мак-рак)

        машина- …малина, Марина

        усы-…часы, весы

        жучок-…паучок, сверчок, волчок

б) «Придумай слова с определенным звуком»

        С – санки, слон, собака

        К - корова, кровать, кошка

        А – арбуз, аквариум, автобус

в) «Назови части слова»

        РА-МА (какой первый слог, какой второй?)

        ША-РЫ, РЫ-БА, МА-ЛИ-НА, БЕ-РЕ-ЗА

2. Грамматический строй речи

а) «Закончи предложение»

        Мы не ходили гулять, потому что…(шел дождь; было холодно)

        Мы позвонили маме, чтобы… (она не беспокоилась; поздравить с днем рождения)

б) «Скажи наоборот»

        весело – грустно

        тяжело – легко

        далеко- близко

        высокий – низкий

        день – ночь

        сухой – мокрый

        сладкий – горький

        жарко- холодно

в) «Скажи по-другому» 

(дается образец воспитателя: роса сверкает – сверкающая роса):

листья шуршат - …шуршащие листья

ручей журчит - …журчащий ручей

ребенок рисует–… рисующий ребенок

девочка поет –… поющая девочка

г) «Назови одним словом»

        яблоки, груши, абрикосы - …фрукты

        лиса, медведь, еж - … дикие животные

        собака, кошка, лошадь – домашние животные

        стол, шкаф, кровать – мебель

        сапоги, туфли, босоножки -  обувь

        кастрюля, стакан, тарелка – посуда

        Назови профессии людей: столяр, художник, продавец…

        Назови деревья: дуб, клен, тополь ….

        Назови транспорт: автобус, велосипед, самолет…

д) «Чего не стало»  (родительный падеж множественного числа):

        Были сапоги – нет …сапог

        Были туфли – нет…туфель

Были яблоки -  нет…яблок

Были груши – нет…груш

Были флажки – нет…

 флажков

3.Связная речь

а) Пересказ (Воспитатель читает 2 раза, ребенок пересказывает, как запомнил) – («В лесу» или «Котята», стр. 259-260 «Речевые игры» Селиверстов)

б) Рассказ по картинке (из серии «Моя семья» или «Игры детей»)

в) Опиши игрушку (кошка, или машина, или пирамида)

г) Расскажи сказку (любую на выбор ребенка)

д) Расскажи стихотворение (по выбору ребенка)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика "Развитие речи по программе Радуга"

Диагностика "Развитие речи по программе Радуга"...

Диагностика развития речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста

СодержаниеПояснительная запискаРаздел I. ЗвукопроизношениеРаздел II. Развитие словаряРаздел III. Грамматический строй речиРаздел IV. Уровень развития связной речиЗаключениеСписок литературы...

Ранняя диагностика развития речи детей.

Наиболее типичные формы отклонений:1.      неосложненная задержка речевого развития (ребенок говорит несколько лепетных слов, у него не появляются новые слова при достаточно г...

диагностика развития речи (образность)

Различные диагностики развития речи детей очень мало отображают образность речи. Я предлагаю вашему вниманию  диагностику В. Н. Макаровой....

Психолого-педагогическая диагностика развития речи детей раннего возраста.

В презентации собран материал для диагностики речевого развития детей 2 - 4 лет. Материал представлен в виде игр по сказке "Колобок"....

Методы и методики диагностики развития речи детей дошкольного возраста

Методы и методики педагогической диагностики развития речи детей дошкольного возраста по возрастам....

Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста

Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной....


 

Комментарии

Ирина Геннадьевна Глушкова

Спасибо, Людмила Сабировна!

Уважаемые коллеги, если вы в своей работе по развитию связной речи в подготовительной группе используете мнемотехнические схемы, поделитесь опытом их использования и создания