Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Радуга красок"
рабочая программа (подготовительная группа)

Суровцева Елена Викторовна

Дополнительная общеразвивающая программа "Радуга красок" является одним из разделов  комплексной образовательной программы художественно-эстетической направленности "Школы творческого развития ребенка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._programma_dop._obr.raduga_krasok.docx78.54 КБ

Предварительный просмотр:

Городской округ Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 14 «Березка»

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете

Протокол от «24» августа 2024 г. № 01

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 14 «Березка»

_____________С.В. Москвина

Приказ от 2024 г. №1

Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Радуга красок»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

        

Автор составитель:

Суровцева Е.В.

воспитатель

 

г. Ханты-Мансийск, 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ

        

                                          Содержание

Страницы

Паспорт Программы

3

I.Целевой раздел

1. Пояснительная записка

4

  1. Цели и задачи и принципы по реализации Программы

6

  1. Значимые характеристики детей дошкольного возраста

7

II.Содержательный раздел

2.1.  Образовательная деятельность.

2.1.1. Учебный план.

9

2.1.2. Содержание программы

10

2.1.3. Интеграция с образовательными областями.

11

  1. Формы, способы и средства реализации Программы

с учётом возрастных и индивидуальных

особенностей воспитанников.

12

2.3. Планируемые результаты освоения программы.

13

  1. Организация и санитарно – гигиенические условия

проведения студии по рисованию.

16

2.5. Взаимодействие с семьей

17

 III. Организационный раздел

  1. Организация развивающей предметно –

пространственной среды

17

3.1.1 Материально-техническое оснащение

18

Литература

20

Приложение

Перспективное тематическое планирование

21

Паспорт программы

Наименование программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга красок» для детей дошкольного возраста.

Возрастная группа

Дети  6  – 7 лет

Цель программы

Развитие художественно – творческих способностей   посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с возрастными  и индивидуальными особенностями дошкольников.

Задачи программы

  • Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от пола, нации и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • Создание благоприятных условий развития детей в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей;
  • Формирование общей культуры личности детей, в том числе эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
  • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования.

Направление

«Художественно – эстетическое»

Вид деятельности

Рисование

Срок реализации программы

1 год

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к Абсолютной красоте».

 (Платон)

Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга красок» является одним из разделов  комплексной образовательной программы художественно-эстетической направленности Школы раннего творческого развития ребенка.

Данная  Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • «Конвенцией о правах ребенка»
  • Федеральным законом «Об образовании Российской федерации» от 29.12.2012 года №273 – Ф3;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки                    от 17.10.2013 г. №1155);
  • СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
  • Образовательной программой ДОУ.

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

Большие возможности в рисовании творчества заключает в себе изобразительная деятельность. Анализ процесса создание ребенком изображения показывает, что требуется не только специальная организация нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических  навыков и умений.

Актуальность данной программы продиктована потребностью детей и их родителей в приобретении навыков в области изобразительной деятельности. Педагогическая целесообразность программы состоит в использовании доступных и удобных материалов для работы, позволяющих без лишних затрат реализовать творческий выплеск и освоить практические азы изобразительного искусства.

Главная отличительная особенность программы – универсальность, возможность ее применения для различного возрастного контингента детей от 6до 7 лет, а так же  и реализации принципа «от простого к сложному» (от деталей и фрагментов до целостного образа), характеризуется разнообразием, вариативностью и гибкостью. Осуществляется выбор в зависимости  от конкретных условий,  знаний и умений, желания и настроения детей и  возврата к пройденному на новом более сложном творческом уровне.

Программа предлагает насыщенность занятий в течение года обучения. На занятиях изобразительной деятельностью ребенок знакомится с доступными его возрасту видами изобразительной деятельности.

Содержание программы учитывает преемственность в изобразительном творчестве детей, меж предметных связей, занятий изобразительного искусства с занятиями музыки, трудового обучения, чтения. Рисование помогает ребенку познать окружающий мир, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению, учит точности расчета, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. Каждый ребенок рождается художником, надо только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в прекрасном, беспредельном мире.

В дошкольном возрасте у детей активно развивается познавательный интерес. Дети стремятся рассмотреть, изучить предметы окружающего мира, объекты живой и неживой природы. Их внимание привлекают природные явления (в том числе дождь, вода, град, листопад, туман, снегопад, метель и др.), переход от одного состояния в другое. Они хотят знакомиться с миром растений и животных, узнавать то, что с ними происходит в повседневной жизни (в семье, в детском саду, во дворе, на улице).

Маленькие исследователи уже способны группировать и систематизировать объекты природы по внешним признакам. Они наблюдают, сравнивают, анализируют и делают выводы. Все это так или иначе отражается в их творчестве (в рисунке, лепке, аппликации и др.). Чем больше знаний накапливают дети об окружающем мире, тем больше становится их воображение, без которого немыслима творческая деятельность.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программный материал построен так, чтобы детям дать ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником творческих поисков. Каждое занятие выстраивается так, чтобы у детей была возможность проявить самостоятельность, манипулировать и экспериментировать с материалами.  Выполняя те или иные упражнения, дети освоят классические и неклассические художественные техники, овладеют различными изобразительными приемами. Если индивидуальное выполнение задания по какой-либо причине затруднено или менее предпочтительно, рекомендуется коллективная работа.

Приобщению к миру прекрасного открывает перед ними богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и в активном его познании, преобразовании.

Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга красок» рассчитана:

  • на 1 учебный год (36 учебных часов);
  • на группу до 15 человек;
  • возраст обучающихся: 6-7 лет;
  • длительность занятий: от 30 минут.

1.1. Цели и задачи по реализации Программы

Цель программы: Создание условий для развития художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.

Задачи:

Художественно-творческие:

  • Содействовать овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
  • Ознакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
  • содействовать формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формировать навыки размещения изображения в зависимости от листа бумаги);
  • создать условия для формирования творческой активности, художественного вкуса;
  • развивать мелкую моторику, зрительную память, глазомер.

Воспитательные:

  • формировать чувство цвета;
  • воспитывать выдержку, волевое усилие, способность быстро переключать внимание.

Технические:

  • Содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение).

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

  • Забота о здоровье, эмоциональное благополучие ребенка;
  • Создание в группе атмосферного гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
  • Максимальное использование разнообразных видов деятельности;
  • Творческая организация (креативность);
  • Вариативность использования образовательного материала;
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • Отсутствие давления предметного обучения.

Для успешного проведения занятий необходимо:

1.Систематическое проведение занятий.

2.Увлеченность педагога и осознанность им важности проблемы.

3. Подбор необходимого оснащения.

В целом занятия по программе способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей   решению задач, трудового, нравственного и эстетического воспитания.

 На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.

Принципы построения программы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

-Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя   миновать предыдущий);

- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);

- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

- Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями).

  1. Значимые характеристики детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как в развитии человека он заполнен существенными физиологическими и социальными изменениями. Этот период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. В.А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью.

Характеристика особенностей развития детей.

В дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего художественно – эстетического развития ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими и социальными изменениями. Этот период жизни, который рассматривается педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

От 6 до 7 лет.

В продуктивной деятельности дети знают, что они хотя изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становиться опережающим. Способы изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертание формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона, оттенки, осваивать новые способы работы гуашью по «сырому» и «сухому», использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной деятельности является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. Появляется интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивной (все можно всем); складывающийся в предшествующий период  развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиции другого человека и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.

II. Содержательный раздел

2.1. Образовательная деятельность.

  1.  Учебный план

        Таблица 1

    Возрастная

        группа

Количество

   Количество часов

В

неделю

В месяц

 В год

В

неделю

В месяц

В год

Подготовительная от 6-7 лет

1

4

36

30мин.

120мин.

2 час.

1080мин

18 час.

Основная форма занятия – практическая творческая изодеятельность ребёнка.  Программа разработана по содержанию и структуре с учетом интересов и возрастных особенностей воспитанников и количеством учебных часов (36 ч.). Срок обучения один год.  Индивидуальная работа, помогает как можно глубже развить заложенные природой творческие способности ребенка.  

 Коллективная форма – дети объединяются по подгруппам (8-10 человек) по принципу общности и направленности интересов, желание освоить новую технику исполнения, новые материалы. Общее количество занятий 36 (1 занятие в неделю), длительность 30 минут. Тематика включает все необходимые вопросы формирования и развития у детей художественно – эстетического вкуса

Учебно-тематическое планирование

                Таблица 2

п/п

Тема раздела

        Кол-во часов

Всего

практика

теория

1.1

Тематическое рисование

14 ч.

4 ч.

18 ч.

1.2

Декоративное рисование

3ч. 30мин.

30мин

4 ч.

1.3

Нетрадиционное рисование

12 ч.

2 ч.

14 ч.

2

Итого:

  1. часов

  1. Содержание программы по разделам.

Рисование – графически-живописный способ изображения предметов, основой которого является форма, колорит, композиция.  Программа предполагает изучение элементов техники рисования красками и карандашом, пастелью, гуашью, освоение ритма, линии, пятна, цвета, как основных средств выразительности. Программой предусмотрены занятия рисованием на темы, нетрадиционное рисование, декоративное рисование и ознакомление детей с отдельными произведениями искусства.

Тематическое рисование - 18 часов.

Цель тематического рисования: Развить воображение, чувство прекрасного; учить передавать свои впечатления; воспитывать самостоятельность в создании образа, учить работать над композицией листа. Темы занятий: «Ее Величество линия», «Танец кисточки», «Цветик разноцветик», «Теплые и холодные цвета»,  «Чудовище морское», «Ожившие предметы», «Фантастические образы», «Сказочное царство», «Новогодний праздник в детском саду», «Мой любимый сказочный герой», «Хоровод снежинок», «Лесная сказка», «Черемуха», «Мамина улыбка», «Лучший в мире папа», «Заход солнца», «Букет для мамы», «Луговые цветы».

Декоративное рисование - 4 часов.

Работа детей осуществляется в процессе выполнения декоративных композиций. Дети знакомятся с произведениями декоративно-прикладного и народного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных предметов – листьев, цветов, бабочек. Самостоятельно применяя простейшие формы народной росписи, исходя из назначения формы и материала украшаемого предмета.

Темы занятий: «Хохломские ложки», «Украсим платочек для Машеньки», «Декоративное оформление бабочки», «Красивая птичка».

Нетрадиционное рисование – 14 часов.

Формирует эстетическое отношение к предметам, животным, природе и их художественным изображениям. Формируются эстетические чувства с передачей художественного образа различными техниками нетрадиционного рисования, развивается фантазия и творчество при выборе содержания т и способов изображения разными художественными техниками. При свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках у дошкольников развивается пространственное мышление и эстетическое восприятие колорита природы, воспитывается чувство удовлетворенности от художественной деятельности.

Темы занятий: «Больше слона и легче перышка», «Осенние мотивы», «Пейзаж у озера», «Осень на опушке», «Листопад»,  «Ветка рябины»,  «Веселые кляксы», «Волшебные карандаши»,  «Морозные узоры»,  «Праздничный салют»,  «Витражи для терема»,  «Жучок на ромашке»,  «Космическое пространство»,  «Кораблик и его друзья».

Применение технологий в работе:

  • Здоровьесберегающие;
  • Игровые;
  • Информационные;
  • Компьютерные;
  • Интерактивные;
  • Педагогические;
  • Проектной деятельности;
  • Личностно - ориентировочные

  1. Интеграция с образовательными областями.

        Таблица 3

Образовательнные области

Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса

«Художественнно – эстетическоеразвитие»

Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

«Физическое развитие»

Во время занятий, требующих высокой умственной нагрузки и проводить физкультминутки длительностью 1-3минуты. Знакомить с основами техники безопасности при работе с клеем, ножницами и правилами поведения в организационной деятельности.

Формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения. Развивать самостоятельность, творчество.

«Познавательное развитие»

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, о других людях.  Развивать умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.), включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Продолжать знакомить с цветами спектра, с хроматическими и ахроматическими цветами.

«Речевое развитие»

Владение речью, как средством общения и культуры.

«Социально – коммуникативное развитие»

Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров при изготовлении коллективной работы. Воспитывать творческую самостоятельность, дружеские взаимоотношения между детьми. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Познакомить, с флагом, гербом России, мелодии гимна. Продолжать знакомить представления детей о Российской армии. Рассматривать картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.

2.2. Формы, способы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Формы организации образовательной деятельности:

  • Занятие по художественному творчеству (по подгруппам, фронтально, индивидуально);
  • Коллективные работы;
  • Индивидуальная работа с ребенком;
  • Совместные работы;
  • Тематические занятия;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Дидактические игры;
  • Физминутки;
  • Интегрированная деятельность;
  • Сюрпризные моменты.

Рекомендуемые формы:

  • Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной деятельности.
  • Мастерская – форма организации продуктивной деятельности, позволяет так же развивать двигательную (мелкую) моторику, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность.
  • Беседы, загадки, рассказывание, разговор.

Методы и приемы, используемые в работе с детьми.

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

Практические методы – помогают закрепить и попробовать изучаемое на деле, прослеживая его сложность и увлекательность. Демонстрация образа помогает прослеживать действительность того, о чем идет речь.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

Избранные методы обучения соответствуют:

  1. Общим целям и задачам обучения.
  2. Специфике вида деятельности, которой будут обучаться дети и в процессе усвоения, которой пойдет на их развитие.
  3. Возрастным особенностям детей.

Отличительные особенности данной программы от других программ:

Преемственность изобразительного творчества детей с межпредметными связями (занятия изобразительной деятельностью с занятиями музыкой, трудовым обучением, чтением и т.д.)

Программа предлагает обучение по таким видам деятельности как:

  1. Рисование (традиционное и нетрадиционное);
  2. Использование разнообразного изобразительного материала (акварель, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, пастель);
  3. Большинство занятий по программе проходят в процессе игры, игровых упражнений и творческих игровых заданий
  1. Планируемые результаты освоения программы.

Требование Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют  собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка  на этапе завершения уровня дошкольного образования.

В образовательной деятельности «Художественно – эстетической направленности», к концу года у детей 6 – 7 лет предполагается формирование следующих умений:

  • Самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом старается передать не только основные признаки (форму, цвет, пропорции, фактуру) изображаемых предметов, но и различные взаимосвязи между ними, а также свое личное отношение.  В различных видах изобразительной деятельности создает изделия, гармонично сочетая форму, декор и назначение предмета;
  • Успешно применяет освоенные художественные техники и способы, свободно сочетает их для реализации своих творческих замыслов;
  • Осваивает новые техники (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж, кляксография, каракулеграфия, рисование свечой, витраж);
  • В работах  передает различными изобразительными – средствами свои личные впечатления об окружающем мире.
  • Развивать основы художественной культуры, интерес к искусству.

Механизм оценки результатов.

  • Регулярное обсуждение законченных работ.
  • Предоставление лучших работ на внутренние и внешние выставки.
  • Выполнение конкурсных работ.
  • Подведение итогов по результатам каждого полугодия, а в конце учебного   года - анализе творческого роста путем сравнения их последовательно выполненных работ.
  • Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера учреждения к праздникам, родительским собраниям, др.

 Кроме того, занятия по программе  позволяют учащимся развивать практические изо навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.

Критерии изобразительной деятельности

К концу учебного года обучающиеся знают, умеют

Рисование

  • Все цвета радуги
  • основные и дополнительные цвета
  • смешивать краски, находя необходимый оттенок
  • проводить прямые и кривые линии в разных направлениях
  • рисовать предметы круглой, квадратной и овальной формы.
  • правильно держать карандаш, кисточку
  • правила работы акварельными красками
  • правильно располагать лист бумаги.

Мониторинг отслеживания результатов усвоения программы

за 1 полугодие – 1 года обучения.

        Таблица 4

Фамилия имя ребенка

Знание всех цветов радуги, умение смешивать краски, находить нужный оттенок

Умение работать различным изобразительным материалом

Знание видов аппликации

Умение работать разными материалами

Умение грамотно работать над композицией листа

Проявление фантазии и воображения

Мониторинг отслеживания результатов усвоения программы за 2 полугодие – 1 года обучения

        

Таблица 5

Фамилия, имя ребенка

Знание всех цветов радуги, умение смешивать краски, находить нужный оттенок. Знание основных и дополнительных цветов

Концентрация внимания. Умение анализировать не только свою, но и чужую работу.

Умение работать по сюжету и замыслу

Умение работать по  шаблону

Умение грамотно работать над композицией листа

Проявление фантазии и воображения

Механизм оценки результатов освоения программы.

Оценочные критерии для воспитанников:

В – (Высокий)

С - (Средний)

Н - (Низкий уровень)

В – высокий уровень.  

Ребенок самостоятельно работает над композицией в цвете. Владеет различными приемами письма и в различных техниках. Самостоятельно анализирует последовательность выполнения работы. Работа выглядит аккуратно.

С – средний уровень.

Воспитанник старается  выполнить работу самостоятельно. Не всегда получается правильно закомпоновать рисунок на листе бумаги. Возникают трудности в поисках нужного цвета. Часть работы выполняет под руководством педагога.

Н – низкий уровень.

Не умеет пользоваться палитрой, не правильно держит карандаш. Не знает основных и дополнительных цветов. Затрудняется в поисках композиции. Воспитанник работает под руководством педагога.

  1. Организация и санитарно – гигиенические условия  проведения занятия студии по изо деятельности.

 Организуется и проводится педагогом в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ.

 Организуется по всем направлением воспитательно-образовательной работе с детьми по изобразительной деятельности.

Требования к организации.

Гигиенические требования:

  •  Проводится в чистом, проветренном, хорошо освещенном помещении;
  • Педагог постоянно следит за правильностью позы ребенка;
  • Не допускать переутомление детей на занятии;
  • Предусматривать чередование различных видов деятельности детей на протяжении одного занятия.
  1. Взаимодействие с семьей.

Основные цели и задачи:

- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучение развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей;

- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в городе;

- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Формы информационного взаимодействия с родителями по основным линиям развития ребенка.

  1. Использование стендов, стеллажей для демонстрации работ по рисованию с последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности.
  2. Организация поквартальных выставок детских работ по свободной (самостоятельной) деятельности.
  3. Организация Интернет - выставок с детьми.

III. Организационный раздел.

3.1. Организация развивающей предметно – пространственной среды.

Особенности организации занятия в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связаны со стилем поведения воспитателя.

Освоение программ детьми происходит в индивидуальном темпе (исходя из принципа минимакса: материал дается по возможному максимуму, а требования по усвоению предъявляются по минимуму, необходимому для прохождения следующего этапа обучения).

Партнерская форма изо деятельности предполагает определенную организацию пространства деятельности: максимальное приближение к ситуации круглого стола, приглашающего к равному участию в работе, обсуждению, исследованию.

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Принципы построения развивающей предметно – пространственной среды:

- Стабильность – динамичность;

- Эмоциональность среды;

- Индивидуальная комфортность;

- Эмоциональное благополучие;

- Открытость;

- Учет половых и возрастных различий;

- Гибкое зонирование.

Развивающая среда в изостудии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;

- формирование творческого начала в личности ребенка;

- развитие его индивидуальности;

- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;

- сотрудничество с детьми.

  1. Материально-техническое оснащение

Оборудование кабинета

  • Шкафы для материалов по изо деятельности;
  • Полки для поделок;
  • Столы для рисования;
  • Стулья детские и взрослые;
  • Магнитная доска;
  • Мольберты.

Технические средства:

  • Музыкальный центр;
  • Интерактивная доска;
  • Видеоролики: по нетрадиционной технике, по декоративно –прикладному искусству, обучение по дошкольному рисованию.

Материалы для изо деятельности:

  • Иллюстрации художников по живописи;
  • Бумага белая для черчения, формат А4, А3;
  • Акварельные краски («Нева», 16-24 цвета);
  • Тушь разноцветная;
  • Гуашь («Нева», 12 -18 цв.);
  • Восковые мелки («Лента»);
  • Баночки для воды;
  • Кисти белка №2, №4, №6;
  • Салфетки;
  • Карандаши ТМ, М, белый ластик, бумага для эскизов;
  • Клей ПВА;
  • Розетки для клея;
  • Большие клеёнки для покрытия столов;
  • Аптечный парафин или восковые свечи;
  • Ватные палочки;
  • Коктейльные трубочки;
  • Зубочистки;
  • Влажные салфетки;
  • Цветные карандаши («Пифагор»);
  • Клей – карандаш (производство Чехия);
  • Пастель сухая («Нева»);
  • Фломастеры («Дикий мир», 10 цветов);
  • Палитра.

Литература

  •  Поурочные разработки по изобразительному искусству» - Л.В. Бушкова
  •  «Программа дополнительного художественного образования детей» - Т.А.  Копцева
  •  «Искусство и дети» - В.Н. Полунина
  • «Детская одаренность – развитие средствами искусства» - А.И. Савенков
  • Образовательная программа Л.И. Трепетуновой «Наполни душу красотой»
  • Т.С.Комарова. «Как научить ребенка рисовать» - М.: «Столетие»,1998 г.
  • Н. П.Саккулина, Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» -М.: «Просвещение»,1982 г.
  • Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - М.: «Просвещение»,1991 г.
  • С.В. Погодина «Шаг в искусство» - М.: «ВАКО» 2016 г.
  • Виктория Цой – Гергет «Рисуем природу»  - Санкт – Петербург

2016 г.

Приложение

Перспективное тематическое планирование

 Месяц

    Название  

     занятий

          Цели и задачи

     Краткое содержание

Сентябрь

«Её Величество линия»

Научить свободно владеть карандашом, формировать навыки различных линий.

Проводить линии безотрывно, быстро, отрабатывать легкость и твердость руки.

Поговорить о красоте линии. Выполнить шесть упражнений простым карандашом. Упражнения сопровождаются весёлыми потешками.

«Танец кисточки»

Научить свободному владению кисточки, навыком работы всем ворсом и кончиком кисти; смешению цветов и получению оттенков.

Работа всей кистью и кончиком, соответствие мазка по форме предмета, растягивание цвета. Дом тетушки погоды разбивается на окошки. В каждом окошке своя погода.

«Теплые и холодные цвета»

Научит ориентироваться на палитре, различать цветовые оттенки, находить дополнительные цвета, описать их словами.

С помощью цвета выполнить наброски пейзажа (наметить линию горизонта, речку, деревья). Беседа о том, как влияет цвет на впечатление, ощущение тепла, света.

(видеоролики о пейзаже)

«Больше слона и легче перышка»

Развивать способность к анализу и рассуждению, научить подбирать изобразительные техники.

Анализировать вместе, как можно передавать воздушность облаков:

оттиски пальцами, оттиски мятой бумагой, салфетками. Нарисовать сказочные облака.

Октябрь

Коллаж «Листопад»

Разучить различные техники рисования: «тычок», «отпечаток пальцем», «размывание», «набрызгивание». Воспитывать интерес к осенним явлениям природы.

Разучить различные техники, используя различные способы работы на листьях. Нарисовать осенние листочки и вырезать по контуру и раскрасить. Сделать осенний коллаж.

«Осень на опушке» (печать листьев)

Познакомить с новым видом изобразительной техники – печать растений, развивать чувство композиции, цветовосприятия.

Взять любой листик, покрыть его краской при помощи кисточки и отпечатать на листе бумаги. Когда рисунок заполниться отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев.

«Осенние мотивы» (раздувание краски)

Познакомить с новым способом изображения – «раздувание краски». Показать его выразительные возможности. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования.

Для своей работы художник-Осень взяла яркие краски и с ними пошла в лес. Там и принялась за свою картину: березы – лимонной краской, осинок разрумянила, дуб – в бронзу, каждый куст по-своему. Показать прием «раздувание краски». Изобразить осенний парк, по которому гуляет семья ежей.

«Пейзаж у озера» (монотипия)

Закрепить знания о пейзаже, как о жанре изобразительного искусства. Познакомить с нетрадиционной техникой «монотипией».

Показ иллюстрации с изображением отражения в воде деревьев, кустов и т.д. Изобразить осенний пейзаж. Передать в рисунке перспективу.

(С использованием интерактивной доски).

Ноябрь

«Цветик – разноцветик»

Закрепить представлять представление о многообразии цветов; о цветовой гамме, путем введения новых оттенков. Закрепить навык закрашивания внутри круга.

Нарисовать цветик - разноцветик, используя разные оттенки цветов.

Нарисовать необычный цветок по форме в сказочной стране. Дополнить персонажами.

«Веселые кляксы»

(кляксография)

Познакомить с таким способом изображения, как «кляксография», показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов. Поощрять инициативу детей.

Сложить лист по вертикали, раскрыть его. Набрать на кисточку побольше краски любого цвета и капнуть на одну половинку листа. Снова сложить, открыть и посмотреть, что получилось. Проделать туже операцию с др. цветом. Дополнить изображение фломастером.

«Волшебные карандаши» («каракулеграфия»)

Познакомить с техникой «каракулеграфия». Развивать логическое мышление, представление, воображение, зрительную память.

Внимательно рассмотреть незаконченный контур, определить недостающие элементы предмета. Дорисовать недостающие предметы. Раскрасить готовый рисунок. Дополнить композицию.

«Чудовище морское»

Развивать воображение, фантазию, умение творчески мыслить, передавать в рисунке сюжеты. Развивать усидчивость, желание довести начатое дело до конца.

Выходит новая фантастическая книга: «Берегись морского чудовища», и объявлен конкурс на лучшую иллюстрацию. Давайте и мы с вами тоже поучаствуем.

Декабрь

«Добрые и злые»

Развивать способность к анализу и рассуждению. Познакомить с художественно-выразительными средствами живописи: цветом, линией, пятном, композицией.

Давайте вспомним, какие цвета заставляют нас радоваться, а какие грустить. Нарисовать веселого клоуна и грустного. Какие цвета можно отнести к добрым, а какие к злым. Приведите примеры.

«Хоровод снежинок»

Познакомиться со способами компоновки однотонных фигур в пространстве. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить уведенное в своем творчестве.

Что такое хоровод? Мне кажется, что снежинки на ветру тоже танцуют. Как понять их движения? Какими кажутся снежинки, пролетая мимо лица (большими)? Какими они окажутся издали (крошечными точками)? Как изобразить движения? Снежинки летят с левого угла к правому углу или они летят по кругу в центре листа? Куда ветер дует на вашем рисунке.

«Фантастические образы»

Стимулировать потребность к ИЗО, развивать воображение и образное восприятие. Поощрять детское творчество и инициативу.  Продолжать учить передавать в рисунке сюжеты; закреплять композиционные умения.

Намочить альбомный лист водой и разбрызгать на нем акварельные краски. После того, как рисунок высохнет, разглядеть образы, которые получились на листе. Обвести по контуру изображение аккуратно гелиевой ручной и закончить композицию.

«Новогодняя открытка» (рисование по замыслу)

Продолжать учить самостоятельно обдумывать содержание поздравительной открытки, осуществлять замысел, используя приобретенные умения и навыки. Развивать чувство цвета и творческие способности.

Нарисовать на плотной бумаге Новогоднюю открытку. Придумать свой сюжет в цвете. Украсить открытку дополнительными украшениями (пайетками, блесками, конфетти и др.)

Январь

«Новогодний праздник в детском саду»

Учить передавать в рисунке настроение праздника. Воспитывать положительные эмоции к окружающей обстановке и людям. Формировать умение оценивать свои работы.

Поделиться своими впечатлениями о прошедшем празднике. Чем он вам запомнился? Расскажите в своем рисунке.

«Сказочное царство»

Учить детей создавать рисунки по мотивам сказок, изображать сказочные дворцы, развитие эстетических чувств. Закрепить знание об архитектуре, теплых и холодных тонах.

Предложить детям

разгадать загадки о сказках, вспомнить описание дворцов в различных сказках, подумать, какое царство он хочет изобразить.

«Морозные узоры» (рисование свечой)

Развивать интерес к зимним явлениям природы, зрительную наблюдательность и способность видеть необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

Загадать загадки о зиме. Кто зиме верный и незаменимый помощник (мороз)? Как мороз рисует мороза на окне? Что вы видели на рисунках мороза? Придумать содержание будущего узора, выполнить рисунок при помощи свечи, раскрасить акварельными красками.

«Ожившие предметы»

Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном, творческую фантазию, умение передавать характер в предметах.

Ребята, как вам кажется, умеют ли предметы разговаривать? (Да, когда нет никого дома, нет, они не живые). Давайте представим, как будто вещи вокруг нас ожили. О чем они могут разговаривать? Например, лампочка радуется, когда её включают, она сравнивает себя с солнцем и т.д. Нарисовать любые предметы оживленными, при этом сохранить форму рисуемых объектов, предать им человеческий облик (нарисовать глаза, рот и т.д., разные детали одежды).

Февраль

«Ветка рябины» (рисунок пальчиками)

Формировать умение строить композицию рисунка, передавать колорит зимней природы. Развивать воображение. Учить располагать изображение на листе. Добиваться более точной передачи строения, формы, пропорций.

Рисовать будем не кисточкой, а пальцами. Нарисовать ветку кистью и закрасить боковую сторону мизинца – отпечатки листьев. Ягодки рябины рисуем ватными палочками. Нарисовать снег.

«Украсим платочек для Машеньки»

Закрепить навыки создания узора на квадрате с элементами народной росписи и растительных орнаментов.  Учить самостоятельно придумывать композицию, узор, выбор цвета.

Нарисовать в квадрате растительный орнамент (из ромашек, листьев, точек) техникой «примакивания». Заполнить орнаментом весь лист. Придумать самостоятельно фон платочка.

«Красивая птичка»

Учить детей изображать красивое оперение, упражнять в рисовании красками, кистью. Развивать образное восприятие, воображение, расширять представления о красоте.

Во время прогулки понаблюдать за птицами. Рассматривание иллюстраций. Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Работа с шаблоном. Учить выстраивать композицию своей картины, имея возможность подвигать по шаблону фигурки.

«Лучший в мире папа»

Учить передавать в рисунке основные детали костюма папы, рисовать фигуру человека, соблюдая пропорции и строения тела. Воспитывать эмоциональное отношение к образу.

Беседа о папе. Прочитать стихотворение. Передать образ своего папы. Отражение особенностей внешнего вида.

Март

«Букет для мамы»

Учить рисовать букет в вазе, развивать любовь к прекрасному. Развивать навыки смешивания краски для получения нужного оттенка.

Рассмотреть картину Кончаловского П.П. «Сирень». Беседа по содержанию картины. Обратить внимание на красоту цветов, их нежность, необычность формы лепестков, их многообразие.

«Мамина улыбка»

Учить передавать в рисунке основные детали костюма мамы, рисовать фигуру человека, соблюдая пропорции строения тела. Воспитывать эмоциональное отношение к образу.

Беседа о маме. Чтение стихов. Разговор о важности мамы, передать отражение особенностей внешнего вида и веселого настроения мамы.

«Лесная сказка»

Закреплять умение рисовать по собственному замыслу, самостоятельно придумывать содержание, композицию рисунка.

Освоить технику рисования кроны деревьев полусухой жесткой (клеевой) кистью – «тычок». Нарисовать линию горизонта, сказочные деревья.

«Хохломские ложки»

Учить новой композиции узора: изображать закругленную ветку с ягодами; рисовать узор на разных фонах: красном, черном, желтом; в соответствии с фоном самостоятельно подбирать краски для узоров.

Прочитать стихотворение о хохломе. Почему роспись называется хохломской? Из какого материала изготавливают эти изделия? Определить форму ложек (овальная). Из состоит узор? Чем украшен край ложки? (каймой) Как раскрашена ручка? (середина другого цвета). Какие элементы есть в узорах? (листья, завитки, травка). С чего надо рисовать? (с каймы)

Апрель

«Мой любимый сказочный герой»

Учить детей передавать в рисунке эпизод из любимой сказки, развивать образное представление, воображение.

Беседа с детьми о любимых сказках, героях. Какие сказки они любят и какие персонажи нравятся больше. Предложить детям изобразить сказочного героя.

«Космическое пространство»

(граттаж)

Познакомить с техникой «Граттаж». Ознакомление с явлением контраста в искусстве. Пояснение специфики и освоение средств художественной образной выразительности. Учить рисовать цветными восковыми мелками с последующим покрытием тушью или гуашью; придумывать композицию и содержание рисунка.

Просмотр иллюстраций о космосе. Беседа о солнечной системе. Представить космическое пространство (солнце, планеты, звезды, созвездия, кометы) и нарисовать в технике «Граттаж».

«Цветущая яблонька»

Учить детей передавать характерные особенности весенних цветов. Закреплять умение, передавать в рисунки картину природы, характерные признаки весны.

Вспомнить характерные признаки весны. Показать приемы «размывки». Прочить стихотворение о весне. В процессе занятие направлять детей на более полное решение темы.

«Черемуха» (метод «тычка»)

Воспитывать эстетически нравственное отношение к природе. Расширять нравственное представление детей об окружающем мире. Закрепить знание техники рисование «тычком». Формировать чувство композиции и ритма.

Прочитать стихотворение о черемухе. Поговорить о красоте и пользе дерева. Нарисовать ветку черемухи с листьями, а цветы изобразить ватной палочкой. Оформить работу в паспорту.

Май

«Заход солнца»

Учить передавать красками заход солнца, совершенствовать технику рисования «по сырому». Закреплять навыки рисования красками, воспитывать самостоятельность, стремление добиваться хорошего результата.

Кто наблюдал, как заходит солнце, и какими цветами окрашивается небо? Выполнять способом «вливания» краски, дополнить своими предметами композицию.

«Праздничный салют над городом» (проступающий рисунок)

Формировать у детей представление о подвиге народа в годы ВОВ. Закреплять информацию о свойствах разных материалов: акварель и восковые мелки. Усвоить навык проведения непрерывных линий. Развивать композиционные навыки: выделять в рисунке главное и второстепенное.

Сегодня мы нарисуем картину «Праздничный салют над городом». На нашем рисунке салют является главным объектом и будет занимать большую часть композиции. Не главное – изображение домов, расположить их в нижней части листа. Нарисовать композицию восковыми карандашами, а затем поверх рисунка нанести акварель.

«Декоративное оформление бабочки» («Витраж»)

Научить создавать имитацию «Витража», правильно наносить заливку, развивать фантазию, воображение, творческое мышление, интерес к ДПИ. Воспитывать аккуратность и трудолюбие.

Демонстрация готовых работ в технике «Витража». Слово «витраж» произошло от фр. слова (оконное стекло). Существуют различные техники, но мы с вами познакомимся с расписным витражом – на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками. Подумать, в какой цветовой гамме дети будут работать.

«Луговые цветы»

Научить детей рисовать детей красками ромашку и одуванчик, развивать любовь к прекрасному, бережное отношение к природе.

Рассмотреть иллюстрации цветов ромашки и одуванчика. Поговорить о пользе этих цветов. Обратить внимание на форму лепестков, на их красоту.

МБДОУ «Детский сад № 14 «Березка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Мир красок»

Программа «Мир красок» имеет художественно-эстетическую направленность. В программе используются нетрадиционные техники рисования. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, приобрет...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.           Новизна пр...

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир красок»

Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и педагоги пришли к вывод...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга красок»

Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга красок» художественной направленности знакомит детей с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием мат...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности “Волшебный мир красок” для детей дошкольного возраста 4-7 лет (Срок реализации -1 учебный год)

Отличительные особенности программы. Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 4-7 лет. Программа дополнительного образован...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности “Волшебный мир красок” для детей дошкольного возраста 4-7 лет (Срок реализации -1 учебный год)

Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию....