«Использование интерактивных игр в процессе обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)
На современном этапе развития общества, вопрос обучения языкам становится одной из актуальнейших проблем дошкольного образования. Зачастую практикуется двуязычное обучение в детском саду, которое предполагает практическое овладение ребенком бурятским и русским языками, как средствами общения.
Каждый человек остаётся сам собою до тех пор, пока сохраняет свой быт, язык, традиции своего народа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Дульдургинский детский сад «Чебурашка»
«Использование интерактивных игр в процессе обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Цыремпилова Т.Г.
Добрый день уважаемые коллеги!
На современном этапе развития общества, вопрос обучения языкам становится одной из актуальнейших проблем дошкольного образования. Зачастую практикуется двуязычное обучение в детском саду, которое предполагает практическое овладение ребенком бурятским и русским языками, как средствами общения.
Каждый человек остаётся сам собою до тех пор, пока сохраняет свой быт, язык, традиции своего народа.
Входящая диагностика с детьми выявляет, что все дети очень плохо знают свой родной язык; не знают стихотворений, песенок и других форм фольклора, мало знакомы с подвижными бурятскими народными играми.
Такие результаты объясняются следующими причинами:
-изменение современного социокультурного пространства;
-не соблюдение исторической преемственности поколений.
В связи с этим, нами была выбрана тема «Использование интерактивных игр в процессе обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста». Это современный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функцией.
Согласно требованиям ФГОС ДО, внедрение компьютерных и мультимедийных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний..
Играть и через игры познавать окружающий мир - это естественное состояния для ребенка дошкольного возраста. В этом возрасте у детей преобладает наглядно - образное мышление. Поэтому очень важно не только рассказать, но и показать. Для этого необходим различный наглядный материал (картинки, игрушки, кубики, лото, книги). Интерактивная игра способствует формированию устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, активизирует деятельность обучаемых и позволяет вовлечь в учебный процесс слабых и стеснительных детей. Игры по изучению бурятского языка помогают запоминанию слов, закрепляют знания, приобретаемые на организованной учебной деятельности. В ходе интерактивных игр дети, играя, не замечают, что идет обучение.
В нашем детском саду работает кружок дополнительного образования «Амар сайн, ухибууд!». Автор программы А.И.Улзытуева Учебное методическое пособие « Обучение речевому общению детей старшего дошкольного возраста в условиях билингвизма», г. Чита, 2003г.; Рассчитан на детей 4-6 лет.
В образовательной деятельности кружковой работы применяю как часть занятия интерактивные игры. Целью является формирование языковой компетенции в процессе элементарного обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста на основе интерактивных игр. С помощью игр происходит мотивирование детей к изучению бурятского языка; эффективное усвоение учебного материала, формируются навыки самостоятельного решения элементарных задач по бурятскому языку в рамках тематики; развиваются познавательные процессы и творческие способности; систематизирование усвоенных знаний по бурятскому языку.
Работая над этой проблемой в течении года итоговая диагностика показала, что проблема сдвинулась в лучшую сторону: дети с помощью таких игр по изучению бурятского языка запоминают слова, используют их в разговорной речи, легко заучивают стихи, внимательно слушают рассказы, умеют считать, петь песенки. Так на конкурсе «Барбаадай» заняли 3 место.
Мною разработаны дидактические пособия в электронном виде на русском и бурятском языках «Рассели животных», «Найди и назови цифры», «Восточный календарь», «Узоры» (Улзы) и др.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам в практической части поиграть в игры. Для этого отсканируйте Q-код и вы отправитесь в увлекательный мир детства.
В дидактическом пособии «Рассели животных» мы выбираем дом или лес. Нажимаем на выбранное и приступаем к заданию.
Эти задания предназначены для детей от 4 до 7лет. Электронные игры для детей имеют развивающее значение, способствуют развитию познавательных процессов. Доступны для использования игры в семейном воспитании. Тренируют наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, активизируют словарь. Дети закрепляют умение группировать и классифицировать предметы, используя игровые упражнения, учатся точно следовать инструкциям.
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Детей привлекает новизна проведения мультимедийных занятий. Создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить мысли своими словами, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучению родного языка.
В заключение хочу попросить вас заполнить анкету, в которой вы ответите на ряд вопросов по теме. Отсканируйте пожалуйста Q-код.
Использовать электронные пособия очень удобно, так как большое разнообразие заданий. Перед нами, воспитателями открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы с родителями и детьми.
Уважаемые коллеги, вы посмотрели, как можно использовать интерактивную технологию для обучения родному языку детей дошкольного возраста, и в то же время поучаствовали.
Надеемся, что сегодняшняя информация для вас оказалась интересной и полезной.
Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми.
На занятиях я начала использовать интерактивные игры. Разработала игровые упражнения и задания, в ходе выполнения которых, дети изучают материал. Создать интерактивные игры можно в разных программах.
Использовала программу PowerPoint, которая позволяет с помощью макросов и триггеров объекты слайдов двигаться.
Цель: формирование языковой компетенции в процессе элементарного обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста на основе интерактивных игр.
Задачами интерактивных игр являются:
• мотивирование детей к изучению бурятского языка;
• эффективное усвоение учебного материала по бурятскому языку;
• формирование навыков самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач по бурятскому языку в рамках тематики;
• развитие познавательных процессов и творческих способностей.
• систематизирование усвоенных знаний по бурятскому языку.
Использование презентаций PowerPoint на занятии имеет много преимуществ перед традиционными наглядными формами обучения.
Это: возможность обеспечить как аудиальное, так и визуальное восприятие информации одновременно; обеспечивает последовательность рассмотрения темы; иллюстрации доступны всем детям, изображение на экране даёт возможность рассмотреть мелкие детали; применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить процесс обучения и развития и заинтересовать детей; компьютерные презентационные слайды удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере, в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
При использовании интерактивных форм роль педагога резко меняется: он перестает быть центральной фигурой, а лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией. Педагог готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Работа педагога с детьми нацелена на разностороннее развитие воспитанников, совершенствование их познавательных способностей, развитие эмоционально-волевых и нравственных качеств игровыми средствами.
Я использую следующие интерактивные игры в рамках изучения бурятского языка: игровые упражнения; игры с правилами; дидактические игры;
В играх огромную роль играет наглядность: иллюстрации; видеоматериалы; фонограммы, аудиозапись (педагога); рисунки, поделки, фотографии.
В качестве литературного содержания я использую бурятский фольклор: стихи, сказки, загадки, рассказы, пословицы.
Содержание интерактивных игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания. Проводится ознакомление дошкольников с цветом, формой, сторонами, величиной предмета. Общеизвестным педагогическим основанием является признание того, что любая деятельность, в том числе игра, становится средством воспитания лишь тогда, когда она доведена до уровня самостоятельности.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные, позволяет нам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Кроме того, в силу возраста, один и тот же программный материал повторяется многократно, для этого используются разнообразные формы подачи.
При использовании мультимедийных презентаций на занятиях по бурятскому языку для дошкольников, значительно возрастает их интерес, повышается уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов ( например: иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы, которые предназначены для увеличения словарного запаса детей, дидактические игры и упражнения, разнообразный иллюстрированный материал).
Детей привлекает новизна проведения мультимедийных занятий. Создаётся обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить мысли своими словами, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Создавая игру, нужно продумать ее продолжительность. Она зависит от возраста детей. Если это детки раннего возраста (2-3 лет), то игра займет не более 3 - 5 минут. Дошкольник 4 – 6 лет может работать 7-10 минут. Необходимо иметь установленную программу Microsoft PowerPoint на компьютере.
Дети с большим интересом вникают в занятия, повышается эффективность НОД.
Алгоритм создания интерактивной игры для дошкольников в программе
Microsoft PowerPoint
1. Для начала создания игры, нужно подобрать:
- картинки, необходимые для составления презентации,
- рисунок «Молодец» (любой другой одобряющий элемент)
- рисунок «Неверно» (или попробуй еще раз),
- музыкальные файлы.
2. Для начала необходимо создать папку. В нее помещаем или копируем необходимый материал. Найдите на рабочем столе папку «Интерактивные игры». Откройте ее. В ней я разместила весь необходимый материал для создания игры. Также в папке создаем «Презентацию Microsoft PowerPoint»:
-на рабочем столе компьютера щелкнуть правой клавишей мыши,
- выбрать «Создать», выбрать «Презентация Microsoft PowerPoint», назовем ее «Игра ».
3. Приступаем к созданию самой презентации:
- выбираем презентацию «Игра », открываем.
- создаем слайды: на верхней панели слева выбираем вкладку «Создать слайд».
Создаем нужное количество слайдов: для «Игры » - 3 слайда.
4. Оформление слайдов (титульный лист и финал игры). Название игры «Кто где живет?»
Оформляем 2 слайд с заданиями:
Цель игры: соотнести животное с домом путем перемещения животного.
- выбираем пустой слайд-вставка-рисунок-выбираем из папки «Картинки» изображения животных и домов по очереди.С права слайда размещаем изображение животных, слева дома животных. Чтобы игра была реалистичной, картинки должны быть с прозрачным фоном. Если нужного изображения в таком формате нет, возможно его создать самому. Вставляем изображение –выделяем -работа с рисунками(формат)-удалить фон- корректируем- сохранить изменения.Далее нажимаем на картинку выбираем анимацию-пути перемещения-линия. Линию проводим от животного до правильного дома. И так повторяем со всеми животными.
В игру презентация превращается благодаря различным эффектам анимации. Одно из средств анимации – триггеры. «Триггер» (англ.) – спусковой крючок. С помощью триггеров группы настроенных анимационных эффектов запускаются по желанию пользователя при нажатии на соответствующие объекты слайда. Сейчас мы будем с помощью триггеров задавать задачу объектам. Таким образом, создаются интерактивные игры. Создаю сама, а также беру с интернета готовые некоторые игры.
А сейчас, давайте поиграем. Наведите на Q-код. Попробуйте выполнить задания. Получилось? Молодцы!
Хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и педагога; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Я понимаю, что использование только одного направления информационно-коммуникационных технологий не решит всех проблем в обучении, а также не заменит живого общения с педагогом в группе. Следует отметить и то, что использование информационно-коммуникационных технологий требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки педагога к непосредственно-образовательной деятельности. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.
Таким образом, работа по использованию ИКТ, по обучению детей бурятскому языку, является актуальной и требует дальнейшей реализации. Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на детей, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в коллективе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехнических приемов в обучении английскому языку детей дошкольного возраста
Задолго до того как современная наука обнаружила необычайные возможности человеческого мозга, уже древние греки открыли для себя, что ментальные способности можно ...

Использование мнемотехнических приемов в обучении английскому языку детей дошкольного возраста
Задолго до того как современная наука обнаружила необычайные возможности человеческого мозга, уже древние греки открыли для себя, что ментальные способности можно ...
Система работы по использованию современных мультимедийных технологий в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Система работы по использованию современных мультимедийных технологий в процессе обуче...

Использование возможностей говорящей ручки «Знаток» для совершенствования процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Статья Всероссийский Конкурс на лучшую методическую разработку «1000 +1 идея со «ЗНАТОКОМ»...

Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях РФ.
Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навы...

Методические рекомендации для педагогов по обучению бурятскому языку детей дошкольного возраста
Внимание к бурятскому языку как к главному элементу национальной культуры органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сф...
Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях
Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навы...