Семинар-практикум «Инновационные подходы к созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
материал
Семинар-практикум «Инновационные подходы к созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Инновационные подходы к созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
Цель:
Выявление и обобщение знаний воспитателей и специалистов по данной теме.
План семинара - практикума
1. Приветствие участников семинара-практикума.
2. Актуальность семинара практикума.
3. «Мозговой штурм» задания для педагогов.
4. Педагогический сундучок: особенности развивающей предметно-пространственной среды.
5. Подведение итогов семинара.
Актуальность
Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя развивающую предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развитиянезависимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.
Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы понимаете значение понятий, касающихся дошкольного образования.
«Мозговой штурм» задания для педагогов.
Дайте определения следующим понятиям:
• Безопасность материалов и оборудования
• Детская игра
• Сюжетная игра
• Игрушка
• Предметно- развивающая среда
Педагоги высказывают свои мнения, отстаивают свою точку зрения. С этим заданием мы справились.
Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея – цель, которой руководствуется коллектив педагогов детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, характеристики детей. Мы определились, что для того, чтобы перейти на инновационные подходы к организации предметно – развивающей среды, должно быть характерно следующее:
- личное и творческое преломление идей этой проблемы в практике работы педагогов;
-способность к прогрессивному развитию и использование современных подходовв организации игрового пространства.
Основная цель - развитие творческой активности, повышение профессионального мастерства педагогов, формирование коммуникативной компетентности.
Педагогический сундучок: особенности развивающей предметно-пространственной среды.
В сундучке находятся особенности предметно-пространственной среды. Каждая группа берет из сундучка один вопрос и отвечает на него, остальные помогают.
Вопросы:
- Назовите, основные элементы предметной среды. (Архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты.)
- От чего, зависит предметно-пространственная среда в группе? (От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта деятельности, типа образовательного учреждения.)
- Почему, среда называется развивающей? (Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.)
- Перечислите, основные принципы развивающей предметно-пространственной среды. (Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной).
- Перечислите, основные центры развития в группах. (Игровой, природный, двигательный, познавательного развития, продуктивный, музыкально-театральный).
- Как вы считаете, нужно ли размещать уголки в приемной и туалетной комнатах и почему?
- Какие цвета сочетаются со всеми? (Белый, серый, черный).
- Средствами наглядности служат?. (натуральные объекты: растения, животные, природные и производственные объекты, труд людей и самих учащихся; объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии;
изобразительные средства обучения: картины, фотографии, рисунки, диафильмы; символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи; аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника; самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, таблиц, зарисовок и т. д.)
Мы перечислили особенности развивающей предметно- пространственной среды в целом. Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить, «… какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут…» (Е. И. Тихеева)
Семинар-практикум по введению ФГОС в ДОУ
«Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»
Цель: формирование у педагогов психолого-педагогической готовности к проектированию развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для обеспечения разнообразной деятельности детей в соответствии с реализации ФГОС ДО
Задачи:
- повышение профессиональной компетентности педагогов (воспитателей) дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации дошкольного образования;
- обеспечение полноценной теоретической и практической (деятельностно-проектной) подготовки педагогических работников к проектированию развивающей предметно-пространственной среды с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- формирование умений проектировать и прогнозировать педагогический процесс в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.
Предшествующая работа: ознакомление с ФГОС ДО, моделирование развивающей предметно- пространственной среды.
Подготовка к семинару-практикуму:
• Создание презентации «Предметно-пространственная развивающая среда, как один из аспектов социальной ситуации развития дошкольника»
• Оформление зала к семинару-практикуму - воспитатели.
• Расстановка мольбертов для практических заданий - воспитатели.
• Проектор, экран и ноутбук для просмотра презентаций – старший воспитатель.
• Выбор экспертной группы для просмотра презентаций и подведение итогов упражнения «Придумайте и задайте вопрос командам» среди воспитателей – старший воспитатель.
План семинара - практикума
1. Приветствие участников семинара-практикума – (1 мин.)
2. Видеопрезентация: «Предметно-пространственная развивающая среда, как один из аспектов социальной ситуации развития дошкольника». (8 мин.)
3. Командная игра «Что вы знаете о «Развивающей предметно-пространственной среде, в соответствии с ФГОС» -старший воспитатель (30 мин.)
4. Подведение итогов семинара-практикума – экспертная группа (5 мин.)
Ход семинара – практикума:
1. Приветствие участников семинара-практикума.
2. Представление экспертной группы (они расположены напротив участников семинара).
3. Представление видеопрезентации старшим воспитателем: «Предметно-пространственная развивающая среда, как один из аспектов социальной ситуации развития дошкольника».
Аспекты социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста:
- Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- Характер взаимодействия со взрослыми;
- Характер взаимодействия с другими детьми;
- Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе.
Понятие предметно-развивающая среда - «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»(С. Л. Новоселова) .
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
Принципы при формировании предметно-пространственной среды рекомендованные ФГОС:
• принцип дистанции позиции при взаимодействии;
• принцип активности самостоятельности, творчества;
• принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
• принцип комплексирования и гибкого зонирования;
• принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды) ;
• принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ) ;
• гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;
• принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход к созданию и совершенствованию предметно – пространственной развивающей образовательной среды ДОО в соответствии с ФГОС.
laquo; Надо предпочесть того педагога, который идет новыми путями; каждое его слово, каждый поступок несет на себе печать незабываемой новизны»....

Авторский проект Создание и совершенствование, развивающей предметно-пространственной среды спортивного зала для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира&hell...

Новые подходы к созданию в группе развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Выступление на педсовете....

Презентация "Новые подходы к созданию в группе развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО".
Презентация была подготовлена для выступления на педсовете....

Инновационные подходы к созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
Презентация для педагогов ДОУ...

Приказ Педагогического совета N 1«Инновационные подходы к созданию и совершенствованию развивающей предметно пространственной среды в ДОУ
https://nsportal.ru/node/5739702...