Конспект занятия по шахматам в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект занятия по шахматам в подготовительной группе «Путешествие в страну шахмат».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_shahmatam_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по шахматам в подготовительной группе

«Путешествие в страну шахмат».

Выполнила воспитатель: Котышева Г.М., МБДОУ «ЦРР-детский сад №1» г.Троицк Челябинской области, 2023г.

Цель: закрепить первоначальные знания детей о шахматной доске и фигурах.

Задачи:

Образовательная: учить детей ориентироваться на плоскости доски, продолжить знакомить с названием и внешним видом шахматных фигур. Активизировать мышление за счет загадок. Продолжать учить детей решать простые шахматные задания.

Развивающая: развивать интерес к игре в шахматы, образное, логическое мышление, память, внимание, сообразительность, кругозор детей. 

Воспитательная: воспитывать навыки работы в коллективе, вырабатывать уверенность в своих силах.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Познавательное развитие»: Формирование знаний об игре в шахматы.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Формирование дружеских взаимоотношений между детьми. Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

ОО «Речевое развитие»: Обогащение словаря детей за счёт использования шахматных терминов. Развитие умения отвечать на вопросы, отгадывать загадки.

ОО «Физическое развитие»: Совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности (физ. минутка, подвижная игра).

Словарная работа:

Активизация существительных: шахматы, доска, пешка, король, ферзь, ладья, конь, слон, путешествие.

Прилагательные: шахматная.

Глаголы: разморозились, заморозила.

Используемая форма организации деятельности детей: фронтальная, парная, коллективная.

Методические приёмы:

Словесный: организационный момент, вводная беседа, дидактические игры, загадки, объяснения.

Наглядный: показ слайдов, разгадывание загадок.

Практический: расстановка фигур.

 Оборудование и материалы: Посылка, шахматы, разрезные картинки, компьютер, для показа презентации, для включения музыки к игре.

Организационный момент:

Воспитатель :  Здравствуйте ребята! Сегодня утром на крыльце я нашла вот эту посылку , давайте посмотрим,  что в ней. ( открываю достаю шахматы) Ребята скажите , что это?( правильно это шахматы).                                                                                                                                                                                          Я вам предлагаю отправиться в путешествие в «Страну шахмат» для того ,чтобы побольше узнать о игре в шахматы.

Отправимся в путешествие?

Дети: Да!

2. Ход:

Воспитатель: Чтобы попасть в  страну шахмат, нужно ответить на несколько вопросов. Вы готовы? (ответы детей)

1.В какой стране родились шахматы? (в Индии)

2.Чем, по мнению индийского шаха, сложнее управлять – целой армией или небольшим отрядом шахматным фигур? (шахматными фигурами)

3. Переведите на русский язык слово «ШАХМАТЫ»(смерть королю или король погиб)

4. А где же происходят шахматные сражения? (конечно, на шахматной доске).

5. Какой формы шахматная доска? (квадратная)                                                                           Молодцы с этим заданием вы справились, двигаемся дальше.                                                  Воспитатель: Если мы с вами выполним следующее задание  ,то окажемся в стране шахмат.                                                                                                                            Игра « Разрезные картинки»   будьте внимательно нужно правильно собрать все картинки и посмотрим что у нас получиться.( дети выполняют задание) И так  ребята , картинки мы собрали и ,что же у нас получилось(ответы детей) правильно мы собрали шахматную доску и шахматные фигуры .Вот мы и оказались в стране шахмат .Здесь мы с вами выучим, как правильно называется каждая шахматная фигура. Следующее задание: Отгадывание загадок. Слушайте внимательно.                                                                                                                                              

1.Их на поле всего два,

Из-за них идет война.

Одного поймать в ловушку-

Прекращается игра. (шахматный король)

2.Обитает не в саванне,

И не так огромен он,

Но такое же названье

У фигуры этой-… (слон)

3.Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это…(конь)

4.Восемь дружных стали в строй

Стерегут они покой. (пешки).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием.                                         Ребята вы наверное устали путешествовать давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

Потянулись, (руки поднять через стороны вверх, потянутся, поднявшись на носочки)

Раз – нагнулись,

Два – нагнулись, (наклон корпуса вперёд)

Руки в сторону развёдем, (руки развести в стороны)

Пешку, видно, не найдем (поворот вправо и влево)

Чтобы пешку отыскать,(погрозить указательным пальцем)

Нужно шахматные фигуры знать (круговые движения пальцем по голове).

Воспитатель: Следующее задание «Ответь на вопрос и покажи фигуру»

Покажи белую и чёрную пешки, коня, слона, ладью, короля, ферзя. Какая шахматная фигура имеет рот и уши? (конь)

У какой фигуры головка круглая? А на верхушке маленький шарик? (пешка, ферзь)

Какая шахматная фигура похожа на башенку? На лошадку? (ладья, конь)

Какая фигура выше: конь или король? (король)

Какая фигура ниже: ладья или ферзь? (ладья)

Назови самую высокую фигуру и самую низкую (король, пешка).

У какого слона нет хобота? (у шахматного)

Что это за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону? (шахматное поле).

Молодцы, ребята вы правильно ответили на вопросы и показали фигуры. Наше последнее задание:

Словесная игра «Закончи предложение».

Ни к чему, ребята, спешка –

Потеряться может… (пешка)

На доске есть у меня

Две лошадки, два …(коня)

Мне приснился странный сон:

С муравьем боролся…(слон)

В углу стоит бадья,

В бадье плывёт…(ладья)

Кто сможет подсказать пароль?

Его Величество…(король).

Воспитатель : Дети, шахматные фигуры устали ,им пора отдохнуть.                                                            Мы с вами выполнили все задания, узнали много нового и нам пора возвращаться в детский сад .

1.Вам понравилось путешествовать?

2.Что было самым интересным для вас?

3.Запомнили шахматные фигуры?

4.Вы хотите дальше учиться играть в шахматы?

Молодцы ребята, вы были активны, внимательны,. Теперь вы можете каждый день тренироваться в игре в шахматы.

 Если зря не зазнаваться,                          

 Каждый день тренироваться:                        

Думать, размышлять, играть –

Сильным шахматистом можно стать! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по шахматам в подготовительной группе: "Рокировка и всё о ней."

Этот материал поможет при подготовке к открытому просмотру НОД по шахматам....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с элементами обучения детей игре в шахматы "Путешествие на шахматную планету"

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с элементами обучения детей игре в  шахматы"Путешествие на шахматную планету".Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развит...

Конспект НОД "Мир шахмат" в подготовительной группе.

Дети заходят  в группу играть в шахматы. Дети подходят к столам, где лежат шахматы, раскрывают, а фигурок нет.Воспитатель - А что случилось?Воспитатель предлагает поискать шахматные фигуры. Ребят...

Конспект НОД по шахматам в подготовительной группе «Шахматные Кони»

Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.Задачи: Познакомить детей с новой фигурой. Путем анализа, сравнения и обобщения подвести к пониманию хода, относительной силы...

Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»

Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»Разработала: Манукян Седа ТиграновнаЦель занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Король&r...

Конспект НОД по шахматам в подготовительной группе «Путешествие в шахматное королевство».

Конспект занятия по шахматам в подготовительной группе «Путешествие в шахматное королевство».Цель: закрепить первоначальные знания детей о шахматной доске и фигурах....

Конспект занятия по шахматам для подготовительной к школе группы. Повторение.

Данный материал содержит конспект занятия по дисциплине "Шахматы" для подготовительной к школе группы. Файл содержит в себе материалы для повторения изученных фигур, направлений (вертикаль, ...