Конспект занятия по шахматам в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия по шахматам в подготовительной группе «Путешествие в страну шахмат».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по шахматам в подготовительной группе
«Путешествие в страну шахмат».
Выполнила воспитатель: Котышева Г.М., МБДОУ «ЦРР-детский сад №1» г.Троицк Челябинской области, 2023г.
Цель: закрепить первоначальные знания детей о шахматной доске и фигурах.
Задачи:
Образовательная: учить детей ориентироваться на плоскости доски, продолжить знакомить с названием и внешним видом шахматных фигур. Активизировать мышление за счет загадок. Продолжать учить детей решать простые шахматные задания.
Развивающая: развивать интерес к игре в шахматы, образное, логическое мышление, память, внимание, сообразительность, кругозор детей.
Воспитательная: воспитывать навыки работы в коллективе, вырабатывать уверенность в своих силах.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие»: Формирование знаний об игре в шахматы.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Формирование дружеских взаимоотношений между детьми. Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
ОО «Речевое развитие»: Обогащение словаря детей за счёт использования шахматных терминов. Развитие умения отвечать на вопросы, отгадывать загадки.
ОО «Физическое развитие»: Совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности (физ. минутка, подвижная игра).
Словарная работа:
Активизация существительных: шахматы, доска, пешка, король, ферзь, ладья, конь, слон, путешествие.
Прилагательные: шахматная.
Глаголы: разморозились, заморозила.
Используемая форма организации деятельности детей: фронтальная, парная, коллективная.
Методические приёмы:
Словесный: организационный момент, вводная беседа, дидактические игры, загадки, объяснения.
Наглядный: показ слайдов, разгадывание загадок.
Практический: расстановка фигур.
Оборудование и материалы: Посылка, шахматы, разрезные картинки, компьютер, для показа презентации, для включения музыки к игре.
Организационный момент:
Воспитатель : Здравствуйте ребята! Сегодня утром на крыльце я нашла вот эту посылку , давайте посмотрим, что в ней. ( открываю достаю шахматы) Ребята скажите , что это?( правильно это шахматы). Я вам предлагаю отправиться в путешествие в «Страну шахмат» для того ,чтобы побольше узнать о игре в шахматы.
Отправимся в путешествие?
Дети: Да!
2. Ход:
Воспитатель: Чтобы попасть в страну шахмат, нужно ответить на несколько вопросов. Вы готовы? (ответы детей)
1.В какой стране родились шахматы? (в Индии)
2.Чем, по мнению индийского шаха, сложнее управлять – целой армией или небольшим отрядом шахматным фигур? (шахматными фигурами)
3. Переведите на русский язык слово «ШАХМАТЫ»(смерть королю или король погиб)
4. А где же происходят шахматные сражения? (конечно, на шахматной доске).
5. Какой формы шахматная доска? (квадратная) Молодцы с этим заданием вы справились, двигаемся дальше. Воспитатель: Если мы с вами выполним следующее задание ,то окажемся в стране шахмат. Игра « Разрезные картинки» будьте внимательно нужно правильно собрать все картинки и посмотрим что у нас получиться.( дети выполняют задание) И так ребята , картинки мы собрали и ,что же у нас получилось(ответы детей) правильно мы собрали шахматную доску и шахматные фигуры .Вот мы и оказались в стране шахмат .Здесь мы с вами выучим, как правильно называется каждая шахматная фигура. Следующее задание: Отгадывание загадок. Слушайте внимательно.
1.Их на поле всего два,
Из-за них идет война.
Одного поймать в ловушку-
Прекращается игра. (шахматный король)
2.Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой-… (слон)
3.Узнать его легко: он с гривой,
С осанкой важной, горделивой.
Красавца этого не тронь!
Узнал, кто это? Это…(конь)
4.Восемь дружных стали в строй
Стерегут они покой. (пешки).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием. Ребята вы наверное устали путешествовать давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
Потянулись, (руки поднять через стороны вверх, потянутся, поднявшись на носочки)
Раз – нагнулись,
Два – нагнулись, (наклон корпуса вперёд)
Руки в сторону развёдем, (руки развести в стороны)
Пешку, видно, не найдем (поворот вправо и влево)
Чтобы пешку отыскать,(погрозить указательным пальцем)
Нужно шахматные фигуры знать (круговые движения пальцем по голове).
Воспитатель: Следующее задание «Ответь на вопрос и покажи фигуру»
Покажи белую и чёрную пешки, коня, слона, ладью, короля, ферзя. Какая шахматная фигура имеет рот и уши? (конь)
У какой фигуры головка круглая? А на верхушке маленький шарик? (пешка, ферзь)
Какая шахматная фигура похожа на башенку? На лошадку? (ладья, конь)
Какая фигура выше: конь или король? (король)
Какая фигура ниже: ладья или ферзь? (ладья)
Назови самую высокую фигуру и самую низкую (король, пешка).
У какого слона нет хобота? (у шахматного)
Что это за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону? (шахматное поле).
Молодцы, ребята вы правильно ответили на вопросы и показали фигуры. Наше последнее задание:
Словесная игра «Закончи предложение».
Ни к чему, ребята, спешка –
Потеряться может… (пешка)
На доске есть у меня
Две лошадки, два …(коня)
Мне приснился странный сон:
С муравьем боролся…(слон)
В углу стоит бадья,
В бадье плывёт…(ладья)
Кто сможет подсказать пароль?
Его Величество…(король).
Воспитатель : Дети, шахматные фигуры устали ,им пора отдохнуть. Мы с вами выполнили все задания, узнали много нового и нам пора возвращаться в детский сад .
1.Вам понравилось путешествовать?
2.Что было самым интересным для вас?
3.Запомнили шахматные фигуры?
4.Вы хотите дальше учиться играть в шахматы?
Молодцы ребята, вы были активны, внимательны,. Теперь вы можете каждый день тренироваться в игре в шахматы.
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться:
Думать, размышлять, играть –
Сильным шахматистом можно стать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по шахматам в подготовительной группе: "Рокировка и всё о ней."
Этот материал поможет при подготовке к открытому просмотру НОД по шахматам....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с элементами обучения детей игре в шахматы "Путешествие на шахматную планету"
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с элементами обучения детей игре в шахматы"Путешествие на шахматную планету".Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развит...

Конспект НОД "Мир шахмат" в подготовительной группе.
Дети заходят в группу играть в шахматы. Дети подходят к столам, где лежат шахматы, раскрывают, а фигурок нет.Воспитатель - А что случилось?Воспитатель предлагает поискать шахматные фигуры. Ребят...

Конспект НОД по шахматам в подготовительной группе «Шахматные Кони»
Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.Задачи: Познакомить детей с новой фигурой. Путем анализа, сравнения и обобщения подвести к пониманию хода, относительной силы...

Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»
Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»Разработала: Манукян Седа ТиграновнаЦель занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Король&r...

Конспект НОД по шахматам в подготовительной группе «Путешествие в шахматное королевство».
Конспект занятия по шахматам в подготовительной группе «Путешествие в шахматное королевство».Цель: закрепить первоначальные знания детей о шахматной доске и фигурах....

Конспект занятия по шахматам для подготовительной к школе группы. Повторение.
Данный материал содержит конспект занятия по дисциплине "Шахматы" для подготовительной к школе группы. Файл содержит в себе материалы для повторения изученных фигур, направлений (вертикаль, ...