«Экспериментальная деятельность как культурная практика в развитии математических представлений детей дошкольного возраста»
материал (средняя группа)
«Экспериментальная деятельность как культурная практика в развитии математических представлений детей дошкольного возраста»
Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить опыт работы по использованию экспериментальной деятельности как культурной практики в развитии математических способностей.
Экспериментальная деятельность как культурная практика в детском саду — это познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, с помощью которой ребёнок познаёт окружающий его мир.
Задачи такой деятельности:
- научить ребёнка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность (помочь ему ответить на вопросы: почему, зачем, как?);
- научить детей практически устанавливать причинно-следственные связи, родовидовые, пространственные и временные связи между предметами и явлениями;
- научить детей работать согласованно, единой командой, поскольку содержание выполняемой работы во многом зависит от решений, принятых всей группой детей.
При правильном построении экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста формируется способность задавать вопросы, и дети пытаются сами найти на иних ответы. Инициатива проведения опыта находится в руках дошкольников. Дети обращаются к педагогу с просьбами и предложениями по проведению эксперимента. Воспитатель занимает роль более опытного друга и советчика. Он не должен навязывать детям свое мнение, ребенок должен попробовать.
На занятиях в процессе экспериментирования детям необходимо ответить не только на вопрос «Как мы это делаем?», но и на вопросы: «Почему мы это делаем именно так, а не иначе, зачем мы это делаем, что хотим узнать, что получим в результате?».
Использовать экспериментальную деятельность как культурную практику в развитии математических представлений мы начали с организации развивающей предметно - пространственной среды, создающей возможности для включения детьми математических знаний в практику своей жизни. Внесли изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (дети хотели экспериментировать, наблюдать, творить)
Представляем вашему вниманию несколько практико – ориентированных заданий (экспериментов), проводимых с детьми для разрешения жизненных вопросов, которые у них возникли.
Эксперимент «В каком шарфике будет теплее»
Ребята нашей группы в один из морозных дней одевались на прогулку, и у них возник вопрос, а в каком шарфике будет теплее?
Мы решили проверить это опытным путем. Собрали все шарфики из кабинок. Выяснили, что все шарфики разной длины. Попросили детей упорядочить шарфики от самого короткого до самого длинного. А потом попросили детей надеть шарфики и оценить, в каком шарфике теплее.
Дети смогли ответить, что размер шарфика влияет на его возможность сохранять тепло. Длинные шарфики дети смогли несколько раз обернуть вокруг шеи, им было теплее. Шарф закрывал все: и шею, и нос, и щеки, и даже доходил до лба. А вот короткие шарфики были совсем не теплыми, они не справлялись с задачей сохранения тепла. Ведь их длины кое-как хватало на то, чтобы обернуть шею один раз. Этот эксперимент оказался не только познавательным, но и развивающим, так как дети на собственном опыте применили математические и научные принципы в практике.
Эксперимент «Бантики».
В нашей группе «Бусинки» есть девочка Вероника большая любительница моды и она всегда украшает свои волосы яркими бантиками. На утренней беседе ребята заметили, что у Вероники один бантик длиннее второго. У ребят возник вопрос, почему длина бантиков у Вероники различаются? И мы с ребятами решили провести эксперимент. Расплели косы, измерили длину двух бантиков с помощью линейки. Выяснили, что один бантик короче второго на 5 см. Перед нами стала задача как можно исправить ситуацию?
Злата предложила отмерить на длинном бантике 5 см отрезать ножницами этот лишний кусочек бантика.
Данным экспериментом дети научились измерять длину предметов, понимать, как использовать линейку для измерений, исправили ситуацию с бантиками.
Эксперимент «Измерение роста Артема и Ромы».
Однажды в детском саду ребята игравшие конструктором, вдруг начали спорить о том, кто из них выше, а кто ниже. Этот спор привлек внимание воспитателя, которая решила превратить ситуацию в увлекательный и познавательный эксперимент. Первым шагом мы дети познакомились с ростомером и рулеткой.
Вторым шагом воспитатель предложила воспитанникам измерить свой рост сначала ростомером, а потом рулеткой. Вместе записали результаты измерений и упорядочили детей по их росту. Этот эксперимент помог мальчикам не только разрешить спор о росте, но и научил их использовать математический подход для решения жизненных ситуаций.
Эксперимент «Измерение коврика по хореографии с помощью листов А4»
Дети из нашей группы отправились на урок хореографии, где хореограф сообщил, что им нужны хореографические коврики. Нам нужно было сообщить родителям размер коврика для покупки. Однако, под руками ребят не оказалось ни линейки, ни других инструментов для измерений. Воспитатель предложил детям измерить длину коврика по хореографии с использованием обычных листов А4. У детей возник вопрос сколько понадобится листов А4, чтобы измерить длину коврика? Мы решили проверить это опытным путем. Взяли листы А4. Выяснили, что все листы одинаковой длины. Разложили листы вдоль коврика, а потом ребята посчитали сколько листов получилось.
Дети смогли ответить, что длина коврика это 5 листов А4. Таким образом, отсутствие измерительных инструментов стало стимулом для детей найти нестандартные решения в данной ситуации. После завершения опыта дети обсудили свои результаты, сделали вывод что листы А4 можно использовать для измерения и других объектов.
Сегодня проблема формирования математических представлений стоит достаточно остро перед каждым воспитателем. На наш взгляд, для решения данной проблемы следует научить детей смотреть на мир сквозь «математические очки», раскладывать привычные вещи и явления на математические составляющие. Каждый ребенок должен уметь увидеть математическую природу жизненной проблемы, представленной в контексте реального мира. Уметь формулировать поставленную проблему на языке математики, применять известные математические понятия, рассуждения, интерпретировать и оценивать математические результаты с учетом контекста представленной проблемы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Экспериментальная деятельность как культурная практика в развитии математических представлений детей дошкольного возраста»
Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить опыт работы по использованию экспериментальной деятельности как культурной практики в развитии математических способностей.
Экспериментальная деятельность как культурная практика в детском саду — это познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, с помощью которой ребёнок познаёт окружающий его мир.
Задачи такой деятельности:
- научить ребёнка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность (помочь ему ответить на вопросы: почему, зачем, как?);
- научить детей практически устанавливать причинно-следственные связи, родовидовые, пространственные и временные связи между предметами и явлениями;
- научить детей работать согласованно, единой командой, поскольку содержание выполняемой работы во многом зависит от решений, принятых всей группой детей.
При правильном построении экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста формируется способность задавать вопросы, и дети пытаются сами найти на иних ответы. Инициатива проведения опыта находится в руках дошкольников. Дети обращаются к педагогу с просьбами и предложениями по проведению эксперимента. Воспитатель занимает роль более опытного друга и советчика. Он не должен навязывать детям свое мнение, ребенок должен попробовать.
На занятиях в процессе экспериментирования детям необходимо ответить не только на вопрос «Как мы это делаем?», но и на вопросы: «Почему мы это делаем именно так, а не иначе, зачем мы это делаем, что хотим узнать, что получим в результате?».
Использовать экспериментальную деятельность как культурную практику в развитии математических представлений мы начали с организации развивающей предметно - пространственной среды, создающей возможности для включения детьми математических знаний в практику своей жизни. Внесли изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (дети хотели экспериментировать, наблюдать, творить)
Представляем вашему вниманию несколько практико – ориентированных заданий (экспериментов), проводимых с детьми для разрешения жизненных вопросов, которые у них возникли.
Эксперимент «В каком шарфике будет теплее»
Ребята нашей группы в один из морозных дней одевались на прогулку, и у них возник вопрос, а в каком шарфике будет теплее?
Мы решили проверить это опытным путем. Собрали все шарфики из кабинок. Выяснили, что все шарфики разной длины. Попросили детей упорядочить шарфики от самого короткого до самого длинного. А потом попросили детей надеть шарфики и оценить, в каком шарфике теплее.
Дети смогли ответить, что размер шарфика влияет на его возможность сохранять тепло. Длинные шарфики дети смогли несколько раз обернуть вокруг шеи, им было теплее. Шарф закрывал все: и шею, и нос, и щеки, и даже доходил до лба. А вот короткие шарфики были совсем не теплыми, они не справлялись с задачей сохранения тепла. Ведь их длины кое-как хватало на то, чтобы обернуть шею один раз. Этот эксперимент оказался не только познавательным, но и развивающим, так как дети на собственном опыте применили математические и научные принципы в практике.
Эксперимент «Бантики».
В нашей группе «Бусинки» есть девочка Вероника большая любительница моды и она всегда украшает свои волосы яркими бантиками. На утренней беседе ребята заметили, что у Вероники один бантик длиннее второго. У ребят возник вопрос, почему длина бантиков у Вероники различаются? И мы с ребятами решили провести эксперимент. Расплели косы, измерили длину двух бантиков с помощью линейки. Выяснили, что один бантик короче второго на 5 см. Перед нами стала задача как можно исправить ситуацию?
Злата предложила отмерить на длинном бантике 5 см отрезать ножницами этот лишний кусочек бантика.
Данным экспериментом дети научились измерять длину предметов, понимать, как использовать линейку для измерений, исправили ситуацию с бантиками.
Эксперимент «Измерение роста Артема и Ромы».
Однажды в детском саду ребята игравшие конструктором, вдруг начали спорить о том, кто из них выше, а кто ниже. Этот спор привлек внимание воспитателя, которая решила превратить ситуацию в увлекательный и познавательный эксперимент. Первым шагом мы дети познакомились с ростомером и рулеткой.
Вторым шагом воспитатель предложила воспитанникам измерить свой рост сначала ростомером, а потом рулеткой. Вместе записали результаты измерений и упорядочили детей по их росту. Этот эксперимент помог мальчикам не только разрешить спор о росте, но и научил их использовать математический подход для решения жизненных ситуаций.
Эксперимент «Измерение коврика по хореографии с помощью листов А4»
Дети из нашей группы отправились на урок хореографии, где хореограф сообщил, что им нужны хореографические коврики. Нам нужно было сообщить родителям размер коврика для покупки. Однако, под руками ребят не оказалось ни линейки, ни других инструментов для измерений. Воспитатель предложил детям измерить длину коврика по хореографии с использованием обычных листов А4. У детей возник вопрос сколько понадобится листов А4, чтобы измерить длину коврика? Мы решили проверить это опытным путем. Взяли листы А4. Выяснили, что все листы одинаковой длины. Разложили листы вдоль коврика, а потом ребята посчитали сколько листов получилось.
Дети смогли ответить, что длина коврика это 5 листов А4. Таким образом, отсутствие измерительных инструментов стало стимулом для детей найти нестандартные решения в данной ситуации. После завершения опыта дети обсудили свои результаты, сделали вывод что листы А4 можно использовать для измерения и других объектов.
Сегодня проблема формирования математических представлений стоит достаточно остро перед каждым воспитателем. На наш взгляд, для решения данной проблемы следует научить детей смотреть на мир сквозь «математические очки», раскладывать привычные вещи и явления на математические составляющие. Каждый ребенок должен уметь увидеть математическую природу жизненной проблемы, представленной в контексте реального мира. Уметь формулировать поставленную проблему на языке математики, применять известные математические понятия, рассуждения, интерпретировать и оценивать математические результаты с учетом контекста представленной проблемы.
https://disk.yandex.ru/i/TWGm7e3UsnrO1A
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей «Применение блоков Дьенеша в развитии математических представлений детей дошкольного возраста»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны ...
Влияние семьи на развитие математических представлений детей дошкольного возраста
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...

Консультация для родителей «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений детей дошкольного возраста»
Развивающее обучение...

Тема: «Математическая сказка как одно из средств развития математических представлений детей дошкольного возраста».
Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по использованию математической сказки для развития математических представлений дошкольников. Задачи: • расширить знания педагогов о с...

Из опыта работы Культурная практика в развитии инициативы у детей дошкольного возраста
Волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, желание и умение по возможности помогать тем, кто нуждается в помощи, получая взамен внутреннее у...

«Экспериментальная деятельность как культурная практика в развитии математических представлений детей дошкольного возраста»
СЛАЙД 1Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим представить опыт работы по использованию экспериментальной деятельности как культурной практики в развитии математических способностей.СЛАЙД 2 Э...