Тема: «Математическая сказка как одно из средств развития математических представлений детей дошкольного возраста».
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Свинаренко Анастасия Ивановна

Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по использованию математической  сказки для развития математических представлений дошкольников.

 Задачи:

 • расширить знания педагогов о сказке, как одного из средств развития математических представлений детей дошкольного возраста

 • обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя в работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_matem.skazka.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Математическая сказка как одно из средств развития математических представлений детей дошкольного возраста».

МБДОУ детский сад № 79 комбинированного вида г.Одинцово

Воспитатель Свинаренко Анастасия Ивановна

Сентябрь - 2017 год

Дата проведения: 19.09.2017

 Время проведения: 09.30.-12.00.

 Место проведения: МБДОУ № 15

Продолжительность мастер-класса: 30 минут

Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по использованию математической  сказки для развития математических представлений дошкольников.

 Задачи:

 • расширить знания педагогов о сказке, как одного из средств развития математических представлений детей дошкольного возраста

 • обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя в работе с детьми

 • познакомить с авторами математических сказок

 Оборудование: объемные геометрические фигуры, настольный театр «Теремок», куклы-матрешки по сказке «Красная шапочка».

Ход мастер-класса.

Вводная часть. Добрый день, уважаемые коллеги!

Сказка – это широкоуниверсальный инструмент обучения, т.к. описанные в ней сюжеты переживает каждый слушающий её ребенок.      Математическая сказка (сказка с математическим содержанием) - это сказка, персонажами которой могут быть цифры, геометрические формы, а так же герои обычных сказок, животные, волшебные сущности и просто люди. В сюжет такой сказки вводятся различные математические представления о величине, форме, времени, количестве, а также отношения величин, правила и т.п.

 Подобные сказки имеют приключенческий характер, часто осложнены какими-либо математическими проверками, которые обязан выполнить герой вместе с маленькими слушателями. Также математическое содержание может обозначать какое-то правило действия героев сказки. При использовании сказок для математического развития детей главный упор делается не на запоминание новой информации, а на полное её понимание, увлекшись, ребята не замечают, что обучаются, т.е. развитие происходит непринужденно.

Н.И. Кравцов и С.Г. Лазутин классифицируют сказки по жанровым разновидностям – сказки о животных, сказки волшебные и сказки социально-бытовые. Каждая из вышеназванных разновидностей содержит свои сюжеты, персонажи, поэтику и манеру [4]. Детей старшего дошкольного возраста привлекают волшебные сказки. Основные характерные черты волшебных сказок математического склада заключаются в существенно развитом сюжетном действии. Это проявляется не только в специальных приемах и методах композиции, повествования и стиля, но и необходимости преодоления героем ряда преград, совершая математические действия в достижении цели.

В.Ф. Любичева и Р.Р. Мухамедьянова в математической сказке выделяют особую структуру:

1. внедрение в сказочную страну, в которой проживают сказочные математические предметы;

2. разгром благосостояния, т.е. несоблюдение взаимоотношений, взаимосвязей со сказочными математическими предметами;

3. возобновление этих взаимоотношений и взаимосвязей [5].

На сегодня разработаны математические сказки такими авторами как Н.Я. Большунова, Т.И. Ерофеева, Е.А. Шорыгина и многими другими.

Н.Я. Большуновой сочинен цикл сказок и ситуаций для развития детей. В своем труде [1] при разработке сценариев занятий она реализовала трансформацию русских народных сказок, неких авторских сказок, применила мотивы сказок других народов. Например, содержание может быть представлено в качестве особенного рода двойственных ситуаций, призывающих эффективно обследовать, выдвинуть и проверить гипотезу. Условием решения подобного рода проблем считается организованное средствами сказки детское экспериментирование. Например, ребятам необходимо понять, почему узкая машина не может проехать ворота или туннель или почему широкая машинка не может проехать в высокие ворота или туннель. В ходе экспериментирования (попыток проехать через ворота) ребята без помощи других замечают и осваивают представление о высоте и ширине. Сказка дает возможность также реализовать мысленный эксперимент с опорой на наглядные либо идеальные модели.

Осваиваемое в сказке содержание может быть представлено в форме особенного рода познавательных задач - загадок, разгадывание которых становится мерой общественной важности героя, а также его помощников – детей, слушающих сказку: чародей продемонстрирует путь, если персонаж сказки совместно с ребятами разрешит те либо другие задачи (загадки). Подобного рода условия характерны для сказок: женихов испытывает принцесса; Баба-яга испытывает Ивана Царевича и т.д. Данный метод результативен, вследствие того что в качестве проблем либо загадок легко может быть представлено любое содержание, в том числе и математическое. В контексте сказки, отмечает Н.Я. Большунова «обретают полноту, выходят за пределы повседневности и прагматического осмысления такие понятия, как место, время, скорость, бесконечность и т.д. В пространстве сказки, в глубине её смыслов объекты, явления обретают многозначность и неоднозначность. Возникает вероятность приобретения взаимоотношения к обществу как к тайне, так как любые объекты в сказке способны показаться перед ребенком в какой-то удивительной функции» [1].

Значимой задачей математического развития старших дошкольников считается формирование представлений об эталонных мерах длины: сантиметрах и метрах [2]. Осуществить знакомство детей с эталонными мерами можно и с помощью сказки, представив их в форме специальных сущностей: человечки – братья Сантиметры, которые, взявшись за руки и тесно «по-братски», прижавшись, друг к другу, формируют новую меру - метр.

Одной из программных задач дошкольной математики является знакомство с деньгами [3]. Математические сказки помогут ребятам не только закрепить навыки счета в интересной форме, но и правильно обращаться с деньгами.

Таким образом, с помощью сказки можно познакомить с многими важными понятиями, например, показать значимость цифры 0, формировать представление о трех- и четырехмерности пространства и т.п. Работа со сказкой должна включать различные задания, связанные с персонажами и сюжетом сказок. А кроме того сказка и её компоненты должны быть введены в режимные моменты отличные от непосредственно образовательной деятельности (НОД): на прогулке, перед сном, в самостоятельную деятельность ребенка и т.д. Вовлечение сказки в НОД и в не её даст возможность успешнее оказывать воздействие на математическое развитие ребенка.

Анализ литературы показал, что проблемами развития математических представлений ребенка занимались многочисленные педагоги. Ученые разрабатывали методы и способы преподавания математики, проекты по математическому развитию ребенка, находили результативные средства, которые могут помочь ребятам быстро и правильно усвоить математические понятия и представления. Одним из таких средств современные ученые называют математические сказки. Они являются результативным средством развития математических представлений ребенка, т.к. ребята дошкольного возраста любят сказки, стремятся следовать, подражать любимым героям сказок в собственных играх. В сказочных сюжетах зашифрованы условия и проблемы, которые переживаются ребятами. Кроме того в многочисленных сказках математическое начало находится на самой поверхности, по этой причине оно принимается и усваивается ребятами незаметно, естественно и просто.

Сейчас я вам продемонстрирую одну из математических сказок

 «Путешествие Красной Шапочки»

Цель: закрепить пройденные цифры; развивать умение согласовывать числительное с существительным; развивать наблюдательность и внимание, развивать логическое мышление.

Задачи:

  1. расширение кругозора;
  2. развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
  3. укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;
  4. формирование и развитие интереса к математике через решение задач с использованием сказок.

Красная шапочка жила вместе с мамой,

По бабушке милой девчушка скучала.

Как то мама попросила бабулю навестить

И свежих пирожочков ей к чаю отнести.

В корзинку пирожков ей мама положила

И в путь-дорогу дальнюю дочь благословила.

К бабулиной избушке тропинка лесом шла,

Но шапочке не страшно, там бабушка ждала.

Цветочкам улыбалась  и песни напевала

И вот под старым дубом зайчонка увидала.

Сидел зайчонок грустный, не прыгал, не играл

Наверно, был голодный, а может быть устал.

Девчушка в красной шапочке доброю была

Зайчонка с собою в гости к бабуле позвала.

- Давай-ка с тобой, зайка, мы бабушку проведаем

И пирожков горяченьких мы вместе там отведаем.

Пошли вдвоем по тропочке зайчонок и девчушка

И встретили лисичку на берегу речушки.

Сидела очень грустная лисица у водицы

Хвост в воду опустила, куда ей торопится?

- Ты, что рыбачить вздумала? А рыба не клюет?

Пойдем-ка с нами к бабушке:-  ей Шапочка поёт.

Пошли втроем: лисица, зайка и девчонка.

И под корягой старой увидели волчонка.

Сидел волчонок грустный и очень одинокий

Сидел поджавши хвостик, наверное, голодный.

- пойдем-ка с нами в гости,- Шапочка зовет.

- а то придет охотник и вдруг тебя найдет.

Веселою гурьбой шли, песни напевали,

Цветов букет огромный бабушке нарвали.

Как же была рада таким гостям бабуля,

Взяла из рук корзинку, внученьку целуя.

За стол всех усадила и чаю налила.

И пирожки с начинкой конечно раздала:

С капустой этот-зайке,

А с рыбою-лисе,

С мяском дадим волчонку,

с повидлом этот мне,

А внучке, Красной Шапочке,

За праздник, за такой,

Дам пирожок я с яблоком, румяненький с боков.

Так за столом, за чаем вместе говорили,
а после звери Шапочку до дома проводили.

А теперь скорее, дети на вопросы мне ответьте:

Сколько встретилось зверушек на лесной тропинке

Видно на картинке?

Посчитаем вместе дети все цветы в букете

У кого ответ готов, сколько было пирожков?

Сколько блюдечек и чашек бабушка достало,

Когда стол накрывала?

Список литературы:

  1. Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000 - 372 с.
  2. Киричек К.А. Методика ознакомления дошкольников с метром и сантиметром // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 8 (48). - С. 77-78.
  3. Киричек К.А. Формирование элементарных математических представлений дошкольников при ознакомлении их с деньгами // NovaInfo.Ru. - 2016. - Т. 3. № 41. - С. 179-183.
  4. Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское народное творчество. М.: Высшая школа, 1983. - 447 с.
  5. Любичева Р.Ф., Мухамедьянова Р.Р. Дидактические сказки в процессе обучения математике // Педагогика. – 2007. - № 6. – С. 32-36

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое воспитание как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Работа по художественно-эстетическому  воспитанию в детском саду  тесно связана  со всеми  сторонами воспитательно-образовательного  процесса. Формы организации  эс...

Художественно –эстетическое воспитание как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, поэтому мы, педагоги, заинт...

Монотипия - как одно из средств развития творческого воображения детей дошкольного возраста

laquo;Дети  должны жить в мире красоты, игры,сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»В.А.СухомлинскийМонотипия - это одно касание, прикосновение, надавливание. Эта техника необыкнове...