Отчет по самообразованию воспитателя
методическая разработка (старшая группа)

Бирюкова Оксана Ярославовна

Отчет по самообразованию на тему:"Познавательно - речевое развитие дошкольников с помощью современных  развивающих технологий"

Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

В учебном году мною была выбрана тема для самообразования:  «Познавательно – речевое развитие дошкольников с помощью современных развивающих технологий»

Выбрав эту тему, поставила следующие задачи:

·        Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу  познавательно-речевого развития дошкольников с помощью современных технологий.

·        Развивать связную речь у детей в игровой деятельности.

·        Развивать словесно-логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие. Артикуляционный и голосовой аппарат;

·        Обучать детей активному участию в беседе, отвечая на вопросы и задавая их;

·        Формировать умения составлять творческие рассказы, связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты.

          Развивать монологическую речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchyot_samoobrazovanie_25.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт

по самообразованию

на тему

«Познавательно – речевое развитие дошкольников с помощью современных развивающих технологий.»








Подготовила: Бирюкова О.Я.

2025г.

  Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

В учебном году мною была выбрана тема для самообразования:  «Познавательно – речевое развитие дошкольников с помощью современных развивающих технологий»

Выбрав эту тему, поставила следующие задачи:

  • Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу  познавательно-речевого развития дошкольников с помощью современных технологий.
  • Развивать связную речь у детей в игровой деятельности.
  • Развивать словесно-логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие. Артикуляционный и голосовой аппарат;
  • Обучать детей активному участию в беседе, отвечая на вопросы и задавая их;
  • Формировать умения составлять творческие рассказы, связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты.
  • Развивать монологическую речь.

Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

Форма самообразования: Индивидуальная. Групповая

Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приёмы:

  • Наглядный методдемонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
  • Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихотворений  и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.
  • Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры, акция «Вторая жизнь мусора», Эковыставка  поделок.

В своей работе использовала следующие дидактические пособия:

«Сказочное колесо времен года», «Календарь дат», «Звукарик», «Составь слово», «Рассели по домикам», «Разделяй и сортируй!», коллаж – схема «Путь мусора от дома до завода»

  • настольный театр;
  • картотека пальчиковых  игр на основе русских народных потешек и сказок;
  • кукольный театр;
  • иллюстрационный материал по сказкам;
  • иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям.


По данной теме изучала методическую литературу:

1.Федеральный Закон «Об образовании в РФ»

2.ФГОС дошкольного образования.

3.Методика О.С.Ушаковой.

Дидактические игры для детей 5-6лет

5.Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011г..

6. Н.С. Варенцова Обучение дошкольников грамоте   3-7 лет

7.Программа О. С. Ушаковой «Развитие речи».

8. Программы педагогов-новаторов В.М. Букатова, А.П.Ершова, Е.Е. Шулешко

9. Методические рекомендации  по использованию мнемотехники в практике детских садов.(Т.В. Большева, Т.Б.Полянская.)

10.Развитие памяти у дошкольников «Учите детей запоминать» М.Н.Житникова          

 11.Научные материалы и опыты детского  исследователя М.М.Кольцовой.

12.Изучение новых инновационных технологий (Кластер.  Синквейн)

13. Изучение методики Н.А.Модель «Тайны Танграма»; прослушивание вебинара по данной теме, спикером которого была Модель Н.А., методолог, автор методического пособия и книг для родителей и специалистов по работе с дошкольниками, мы приняли решение  использовать в своей работе по развитию интеллектуального потенциала дошкольников такое игровое напольное пособие  как «Танграм».

14.Использование игр с танами в развитии речи. ( Н.А. Модель В таны играем – речь развиваем.)

В результате проведённой работы  в середине учебного года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на  вопросы, составляя сложные  предложения. У детей повысилась  речевая активность, пополнился  словарный запас, соответствующий их возрасту. Дети  интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихотворений, потешек, считалок, скороговорок, песен и с удовольствием их рассказывают и исполняют, а также участвуют в конкурсах выразительного чтения на разных уровнях.

Была организована работа с родителями:

Индивидуальные беседы с родителями  детей. Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи старших  дошкольников.

Консультация «Как дети учат друг друга разговаривать», «Расскажи по дороге домой», «Гуляй, да присматривайся!» 

Доклад на родительском собрании «Развитие речи старших  дошкольников».

Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка старшего возраста.

Папка – передвижка для родителей на тему: «Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка»

Организован конкурс  в группе детского сада на самое выразительное  прочтение  стихотворения С.Орлова «Родное».

В начале  года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные издания и интернет .Продолжаю создавать электронную версию методической копилки с использованием ИКТ- технологий. Размещала свои работы на сайтах

Посетила открытые занятия коллег, выслушала их доклады и выступления на совещаниях и педагогических советах. Являюсь подписчиком  Стажировочной  площадки МДОУ «Детский сад№33» «Развитие познавательной активности детей»

Активно применяю на практике социо –игровые технологии, использую картотеку игр.

Изучила  программы педагогов -новаторов.  Разработала перспективный  план по развитию речи.

 Центр речевого развития «Речевичок» пополнила и подобрала мнемотаблицы по разным темам: «Времена года», «Природа» и др.

Дидактические игры на развитие мелкой моторики «Звукарик». «Составь слово»

Картотеки потешек, сказок, рассказов для работы с детьми.

Библиотека красочных книг .

В течение года мною были подготовлены и проведены:

Ноябрь :

Реализация творческого  исследовательского проекта на тему: «Эколята - дошколята»

Создание мини –музея в группе. Пополнение мини-музея предметами народного творчества на тему «Золотая Хохлома». Презентация.

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, теневого, кукольного и пальчикового.

Декабрь :

Показ пальчикового театрализованного представления по русским народным сказкам, с применением социо- игровых технологий.(Дети сами придумывали сюжет сказки).

Проведение дня памяти «Герои Отечества», «День многодетной семьи»

( Презентация , коллаж)

Январь

 Концертная программа выступлений детей . Викторина  вопросов и ответов «Праздничный январь»

Сказка «Заюшкина избушка» - (настольный театр)

Создание лэпбука «Наша Родина – Россия»

Февраль

Калейдоскоп профессий – презентация. Составление коллажа с интересными фотографиями родителей разных профессий.

Март

Утренник к 8 Марта

Апрель:

Создание лэпбука «Космос»

Создание и организация развивающей предметно-пространственной среды по изучению темы проекта «Удивительный мир космоса»

 Применение новых инновационных технологий : метода«Кластер»  при организации и проведении игровых ситуациях и заучивание стихотворений.

Май :

Праздник « День Победы – 9 мая!»

В результате  изучения темы: «Познавательно – речевое развитие дошкольников с помощью современных развивающих технологий»  сделала следующие выводы, что работа должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (одевание, умывание, завтрак, обед и т. п.,) игры (дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные и др., ) занятия, трудовую деятельность, экскурсии и прогулки. Словом, работа  должна пронизывать весь воспитательно -образовательный процесс, обогащая опыт. Однако, следует помнить: развитие речи детей старшего возраста должно производиться с учётом их возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Проводимая работа дала положительные результаты. Но на этом, я считаю, останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

В дальнейшем, чтобы работа велась планомерно необходимо:

1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию речи детей.

2. Продолжать пополнять картотеку игр по познавательному развитию и развитию  речи.

3.Продолжать повышать свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетенцию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию воспитателя

Отчет по самообразованию воспитателя...

Отчет по самообразованию воспитателя за 2017-2018 учебный год

Как известно, положительные эмоции составляют основу психологического здоровья и благополучия детей. Так же научно доказано, тонкие движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных...

Отчет по самообразованию воспитателя первой младшей группы Гряколовой Ирины Александровны

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»Благоприятная почва для успешного развития речи детей закладывается именно в период дошкольного возраста. Поэтому правильно подобра...

отчет по самообразованию воспитателя "Инициатива и самостоятельность в социальном развитии"

Цель: Повышение уровня  педагогической компетенции в вопросе развития детской инициативы и самостоятельности в социальном развитии.Задачи: Анализировать проблемы и совершенствовать навыки инициат...

Отчет по самообразованию воспитателя ГКП. Тема: "Адаптация детей к условиям детского сада в рамках группы кратковременного пребывания"

Отчет включает в себя актульность выбранной темы, цели, а также рассматривается проделанная работа по трем направлениям - работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами ДО....

Отчет по самообразованию воспитателя Гасратовой Зинфиры Абдуллаховны 1 квалификационная категория за 2017 -2018 учебный год Тема: экологический проект «Покормим птиц зимой»

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...

Отчет по самообразованию воспитателя Гасратовой Зинфиры Абдуллаховны 1 квалификационная категория за 2018-2019 учебный год. Тема «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».

Ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, нагл...