Отчет по самообразованию воспитателя Гасратовой Зинфиры Абдуллаховны 1 квалификационная категория за 2017 -2018 учебный год Тема: экологический проект «Покормим птиц зимой»
материал (младшая группа)
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Актуальность проекта обусловлена также отсутствием у детей систематизированных знаний об окружающем мире, о птицах, о необходимости заботиться о них зимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_o_samoobraz_2017-2018.docx | 215.92 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области
Отчет по самообразованию воспитателя
Гасратовой Зинфиры Абдуллаховны
1 квалификационная категория
за 2017 -2018 учебный год
г. Тында
Образование – «Амурский педагогический Колледж» г. Благовещенск
Педагогический стаж – 8 лет
Стаж работы в МДОБУ–15 лет
Стаж работы в занимаемой должности – 8 лет
Квалификационная категория –1 кв. категория
Тема: экологический проект «Покормим птиц зимой»
Актуальность
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Актуальность проекта обусловлена также отсутствием у детей систематизированных знаний об окружающем мире, о птицах, о необходимости заботиться о них зимой.
Целью моей работы по самообразованию в 2017– 2018 году было:
формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу.
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
- - Обучающие:
Расширять знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Научить детей правильно подкармливать птиц. - Развивающие:
Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности.
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
- Воспитательные:
Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую методическую литературу:
С.Н. Николаева. «Экологическое воспитание младших дошкольников»
О. А. Соломенникова. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»
О. А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию»
Г. И. Винникова «Окружающий мир»
Т. А. Шорыгина «Беседы о тайге и её обитателях».
«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду»
После изучения методической литературы по данной теме я провела мониторинг по выявлению уровня развития детей в области экологического воспитания.
С.Н. Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников».
Данная диагностика является основой для проверки уровня развития детей в области экологического воспитания в детском саду. Диагностический материал подобран с учётом возрастных особенностей детей и разделён на разделы:
растительный мир, животный мир и времена года.
Растительный мир.
Цель: выяснить знания детей о растительном мире, знают ли названия овощей и фруктов, могут ли показать части растения, отличают дерево от кустарника, цветок от травы.
Животный мир.
Цель: выяснить знания детей о животном мире. Знают ли названия диких и
домашних животных и птиц. Имеют ли представление об их образе жизни, питании
и способе передвижения.
Времена года.
Цель: выяснить знания детей о разных временах года. Знает ли о характерных особенностях времён года. Как меняется жизнь животных при смене времён года.
По итогам мониторинга было выявлено: что в начале учебного года в разделах
В течение учебного года я провела следующие мероприятия с воспитанниками:
Организация предметно - пространственной развивающей среды
«Центр природы»
Функциональное назначение: «Центр природы»
Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре природы»: «Познавательное развитие».
Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре природы»: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие.
Работая над развитием предметной среды, стремлюсь сделать её максимально насыщенной, функциональной, доступной и безопасной.
Содержание ППРС
• Дидактическая кукла с набором одежды по временам года.
• Оборудование для игр с песком на прогулке (ведерки, лопатки, формочки, совочки, ситечки и т. д.).
• Коллекции камней, ракушек, семян.
• Игротека экологических развивающих игр.
• Библиотека познавательной природоведческой литературы
• Картины-пейзажи по времени года
• Реалистические игрушки-животные из папье-маше и озвученные (поющий петушок, мычащая корова и т. п.).
• Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, яблоко).
• Календарь погоды.
• Материал для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки).
• Зеленый огород (выращивание корма для животных).
• Иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растений и животных.
• Иллюстрации растений различных мест произрастания
(комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка): кустов, деревьев, трав.
• Иллюстрации зверей (домашних и диких), птиц, аквариумных рыб, насекомых: бабочек, жуков, мух, комаров, лягушек.
• Серия картинок «Обитатели леса» (реалистическое изображение животных и птиц: заяц, лиса, волк, медведь, белка, еж и пр.).
• Наглядно-дидактические пособия, серия «Рассказы по картинкам»:
• Серии картин среднего размера «Животные и их детеныши» (собака со щенком; кошка с котятами; корова с теленком; лошадь с жеребенком; коза с козленком; овца с ягненком; курица с цыплятами; утка с утятами
При взаимодействии с детьми мною использовались различные формы работы: наблюдения, беседы, исследовательская деятельность, чтение, проекты, презентации.
Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Для Познавательно-исследовательской деятельности
«Посадили мы лучок»
вместе с детьми организовали мини - огород на подоконнике.
Огород на подоконнике в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду.
Он нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой, кроме этого, огород на подоконнике – это ещё и возможность видеть результаты своей работы.
Малыши приобретают новые знания и умения, познавательные, эстетические и экологические навыки у них формируются мелкая моторика и дисциплина. Дети учатся быть внимательными и заботливыми, замечать красоту в обыденных вещах.
Занимаясь весенней посадкой огорода на подоконнике, мы с ребятами решили, что вырастить зелёные перья лука будет нам по силам и принялись за дело, вместе с весёлым другом –Чиполлино.
В младшей группе обычно малыши больше наблюдают, что делают взрослые, они является первооткрывателями всего того, что их окружает. Они могут усвоить все прочно и надолго, если им расскажут, покажут, и поэтому прежде чем посадить лук наши дети ознакомились с ним, с интересом подержали в ручках луковицы. Я им показала корешки и шейку лука, рассказала о пользе лука.
Ребята очень старательно и с большим желанием участвовали в посадке лука.
Луковица золотая,
Круглая какая.
Есть у нее один секрет
Нас она спасет от бед.
Может вылечить недуг,
Вкусный и душистый лук.
Витамины круглый год,
Всем необходимы.
Чтобы нам не заболеть,
Гриппом и ангиной.
Познавательно-исследовательская деятельность
• Посадка лука
• Уход за посаженными растениями (полив лука, рыхление почвы)
• Проведение наблюдения за ростом лука.
Так же в марте мы с детьми посадили семена цветов и помидоров.
Ухаживали, поливали и наблюдали. Все семена взошли и теперь у нас на подоконнике настоящий зеленый уголок природы.
В начале июня вместе с детьми высадили рассаду цветов в клумбы участка, а рассаду помидоров высадили в теплицу детского сада. Дети с интересом наблюдали как распускаются цветы и с нетерпением ждут, когда же появятся маленькие помидорчики. Ещё мы будем сеять в грядки семена укропа, петрушки, салатов. Посадим горох и за всем этим мы будем наблюдать, ухаживать. Итогом проделанной работы будет сбор урожая осенью, где дети реально увидят результаты своего труда и труда взрослых.
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий, (книги, картины, иллюстраций с изображением птиц).
- Подбор художественной литературы
- Изготовление картотеки дидактических и экологических игр.
- Наблюдение за птицами на прогулке.
- Непосредственно-образовательная деятельность «Птицы зимой»,
«У кормушки».
- Наблюдение за птицами, прилетающими на участок.
- Дидактические игры «Большие и маленькие», «Собери птицу».
- Подвижные игры «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнездышках»,
«Птички летают».
- Сюжетно-ролевая игра «Больница для птиц».
- Пальчиковая гимнастика «Птичья кормушка», «Сорока Белобока».
- Беседы «Как узнать птиц?» «Покормим птиц зимой».
- Беседа о зимующих и перелетных птицах.
- Заучивание стихотворения А. Барто «Воробей».
- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
- Чтение рассказа: Чарушин «Воробьишко».
Художественное творчество:
- Рисование «Корм для птичек».
- Рисование коллективная работа «Птички на дереве»
- Лепка «Ягоды для снегирей»
- Лепка «Зернышки для птичек»
Музыкальная деятельность:
Слушание:
«Птичка» (вступление), муз. Г. Фрида;
«Воробей», муз. А. Руббах
Игра:
«Птички летают», муз. Л. Банниковой
Также я проводила работу с родителями:
Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую такие формы работы, как родительские собрания, консультации, беседы, рекомендации. Так же родители вовлечены и в проектную деятельность.
- Консультация «Как и из чего делают кормушки»
- Консультация для родителей «Покормим птиц зимой».
- Рекомендация «Читаем с детьми»
(В. Звягиной «Воробей», С.А. Есенина «Поет зима аукает»).
Совместная деятельность детей и родителей.
«Мастерим кормушки для птиц» под таким заголовком был организован конкурс на изготовление лучшей кормушки для птиц среди родителей совместно с детьми. Все родители приняли активное участие и так же дружно вешали кормушки на участке группы. Не забыли и об угощении для птиц.
Для педагогов провела:
На педагогическом совете показала
оформление результата проекта в виде презентации;
- Выставка детских работ;
- Презентация кормушек.
В конце года по итогам мониторинга
уровень развития детей в области экологического воспитания улучшился.
Диагностика уровня развития детей в области экологического воспитания. (Конец учебного года)
высокий
средний
низкий
высокий
средний средний
низкий
высокий
средний
низкий
Таким образом, в результате реализации плана работы по самообразованию, анализируя результаты проведенной деятельности, можно сделать вывод: знания детей расширились, дети стали лучше ориентироваться в окружающей среде; повысился интерес к познавательной деятельности. У детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления.
В результате проведенной работы дети получили много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнали о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнали, чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Приняли участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями, изготавливали кормушки. Узнали, каких видов бывают кормушки. Укрепились детско-родительские отношения. Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми и отзывчивыми.
Планы на 2018 – 2019 учебный год.
Составление перспективного плана проведения ООД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников.
Подбор программно – методического материала по направлению работы.
Совершенствование развивающей среды.
Дополнить картотеки подвижных, дидактических игр на экологическую тему.
Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе.
На прогуле «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»
Цикл бесед на тему «Наш дом – природа».
Познавательное чтение.
«Огород на подоконнике» (Познавательно – исследовательская, посев лука).
Экологические, подвижные, дидактические игры.
Создание стенгазеты: «Давайте, словно чудо беречь планету нашу!»
Создание фотовыставки «Я – часть природы» (экскурсии в природу, игры на прогулке).
Рисование на тему «Мой цветущий детский сад», «Красавица березка»,
Размещение плакатов на информационных стендах: «Природу края береги».
Заготовка семян для подкормки птиц зимой.
Работа с родителями:
- Анкетирование, проведение опросов
- Совместные досуги, праздники, викторины
- Театрализованная деятельность, участие в выставках, смотрах-конкурсах
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, консультаций, папок- передвижек.
- Ширмы, экологические стенды
- Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации
- Консультации для родителей «Учите детей любить природу»
- Привлечение родителей к созданию альбомов «Растения нашего края», «Берегите природу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Покормите птиц зимой"
Большое количество птиц гибнет в холодный перид года. Человек может помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность....
Экологический проект «Покормите птиц зимой»
Тип проекта: познавательно- практико- исследовательский. Проект реализован в подготовительной группе Сроки реализации: декабрь- апрель 2011-2012гг. Самое лучшее...
Экологический проект "Покормите птиц зимой"
Конспект совместной деятельности "Покормите птиц зимой" и памятка для родителей "Кормушка для птиц"...
экологический проект "Покормите птиц зимой"
Программа экологического проекта для детей 3-4 лет "Покормите птиц зимой"....
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ПОКОРМИМ ПТИЦ ЗИМОЙ"
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ...
Экологический проект "Покормите птиц зимой"
Вид проекта-краткосрочныйТип проекта-информационно-практический....
Отчет по самообразованию воспитателя Гасратовой Зинфиры Абдуллаховны 1 квалификационная категория за 2018-2019 учебный год. Тема «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».
Ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, нагл...