Отчет по самообразованию воспитателя
материал на тему
Отчет по самообразованию воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_samoobrazovanie_grigor_2016.docx | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –детский сад № 1 «Тополек» второй категории с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей
Отчет по самообразованию воспитателя
Григор Ирины Анатольевны
за 2015 -2016 учебный год
с.Самарское
Я, Григор Ирина Анатольевна, работаю в подготовительной группе «Радуга». Образование – среднее специальное.
Педагогический стаж –29 лет.
Стаж работы в МБДОУ –25 года.
Стаж работы в занимаемой должности –29 лет.
Квалификационная категория – высшая.
Целью моей работы по самообразованию в 2015 – 2016 году было:
- продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность.
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
- изучение проблем по социально – личностной готовности детей к школе в контексте требований ФГОС ДО;
- изучение методической литературы;
- изучение технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
Актуальность изучения социально-личностной готовности детей к обучению в школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: вводятся новые требования к образовательным программам; все более высокие требования предъявляются к уровню развития детей, идущим в первый класс; изменяется сама структура образовательной деятельности в школе.
Одной из целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника социально – личностной подготовки к школе, что указаны в ряде позиций в нормативном документе – Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
В процессе работы по самообразованию, я изучила методическое пособие Вайнер. М. Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. – М. :Центр педаг. образ.2015г. В пособии представлены теоретические, методические и прикладные аспекты решения проблем эффективной и качественной подготовки детей к школе в контексте требований ФГОС ДО.
Также я изучила следующую литературу:
- З. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников. ФГОС».Детство-Пресс, 2015год. Книга содержит занимательные математические игры-головоломки, логические задачи, игры на объемное и плоскостное моделирование, задачи-шутки, загадки, которые окажут помощь в активизации мыслительных процессов детей в разных видах деятельности.
- Михайлова, Каменная, Васильева «Образовательные ситуации в детском саду (из опыта работы). ФГОС». Детство-Пресс, 2015год. В сборнике представлен опыт реализации элементов образовательного процесса через образовательные, развивающие и игровые ситуации, детско-взрослые проекты при участии родителей, разнообразные игры.
материалы, подготовленные методической и психолого-педагогической службами. - Нищева, Ельцова, Верещагина «Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций. ФГОС». Детство-Пресс, 2015 год. В сборнике рассматриваются вопросы реорганизации системы дошкольного образования в соответствии с целевыми ориентирами реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, приводятся рабочие программы педагога ДОО и учителя-логопеда ДОО, проблемы педагогической диагностики образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО .
- Солнцева, Сомкова, Вербенец «Планирование образовательного процесса дошкольной организации. Современные подходы и технология. ФГОС». Детство -Пресс, 2015год. В пособии раскрыты современные подходы к планированию образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Представлены особенности образовательного процесса, сетки проектного комплексно-тематического планирования, примеры планирования проектов для детей разных возрастных групп дошкольной образовательной организации. Особое внимание уделено технологии реализации принципа индивидуализации образования в процессе планирования.
- В. Савченко «Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников. ФГОС». Детство-Пресс, 2015 год. В книге представлены авторские педагогические дидактические сказки и примерные конспекты организации образовательных ситуаций по ознакомлению детей со сказками. Серия состоит из девяти сказок, объединенных общей темой. Сказки имеют познавательный характер, корректирующую и диагностическую направленность
После изучения методической литературы по данной теме я провела мониторинг по выявлению уровня сформированности мотивов учения, выявления ведущего мотива, используя методику «Определения мотивов учения у детей 6 – 7 лет» (М. Р. Гинзбурга).
По итогам мониторинга было выявлено:
- у 8% детей был высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, наличие социальных мотивов;
- у 9 %процентов детей был нормальный уровень мотивации, присутствие социального мотива;
- у 58 %процентов детей был сниженный уровень мотивации, присутствие позиционного и игрового мотива мотива;
- у 25 %детей был низкий уровень мотивации, преобладание игровых и внешних мотивов.
В работе с детьми я способствовала:
- развитию положительного самоощущения: уверенности в своих возможностях;
- развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям: воспитанию уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков);
- развитию коммуникативной компетентности ребенка, умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих – радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания.
- развитию у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умение договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.
- создавала возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогала осознать необходимость людей друг в друге.
- создавала условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т.п.
Над формированием социально – личностной готовности детей к школе я работала во всех видах детской деятельности, но особенно использовала игровую деятельность как ведущую в дошкольном возрасте.
Использовала потенциал различных игр в формировании компонентов социально- личностной подготовки детей к школе:
- игры с правилами - ребенок вынужден подчиняться требованиям, если он желает играть и не хочет нарушать игру;
- игры – соревнования – создавала условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил;
-длительные совместные игры со сверстниками – благоприятно сказывались на детях с импульсивным поведением, потому что в групповой заинтересованной деятельности, традиционно присущие им торопливость, необдуманность, поспешность, желание непременно добиться успеха уступают место формирующимся представлениям о ценности коллективных достижений;
- коллективные дидактические игры – формировали навыки коллективного взаимодействия со сверстниками;
- психотехнические игры – были направлены на ослабление внутренней агрессивной напряжённости ребёнка, обретение эмоциональной и поведенческой стабильности;
-народная игра – дети приобретают навыки саморегуляции, самоконтроля и произвольного поведения.
- сюжетно – ролевая, режиссерские игры – являлись показателем уровня развития произвольности в общении со взрослым.
Я провела экскурсию в школу «Знакомимся с первым классом», дети моей группы участвовали в совместных мероприятиях со школой «Весёлые старты».
Также я проводила работу с родителями. На родительском собрании было уделено внимание типическим ошибкам, которые допускают родители на этапе подготовки детей к школе. Были разработаны рекомендации для родителей по подготовке детей к обучению в школе. Родителям были предложены консультации «Готов ли ваш ребёнок к школе», «Социально – личностной готовности детей к школе в контексте требований ФГОС».
В конце года по итогам мониторинга выявления уровня сформированности мотивов учения, выявления ведущего мотива, используя методику «Определения мотивов учения у детей 6 – 7 лет» было выявлено:
- у 40 % детей был высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, наличие социальных мотивов;
- у 52 %процентов детей был нормальный уровень мотивации, присутствие социального мотива;
- у 4 %процентов детей был сниженный уровень мотивации, присутствие позиционного и игрового мотива;
- у 4 %детей был низкий уровень мотивации, преобладание игровых и внешних мотивов.
Таким образом, в результате реализации плана работы по самообразованию у детей группы повысился уровень мотивации, преобладание учебных и социальных мотивов.
Завершающим этапом моей работы по самообразованию было выступление на методическом объединении на тему «Основные педагогические технологии в работе ДОУ и школы как одно из условий повышения качества образования» с участием учителей начальных классов МБОУ Самарской СОШ №1.
Мною была изучена технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми
По данной теме самообразования мною была изучена следующая литература:
Е.В. Махеева «Современные технологии обучения дошкольников». Издательство «Учитель» 2014 г.
В результате изучения литературы я сделала следующие выводы о модели личностно-ориентированного воспитания:
· Детство — полноценный период жизни человека со своей культурой, нормами;
· Ребенок — субъект, выбирающий свою траекторию развития;
· Источник развития находится в самом ребенке;
· Ребенок имеет право быть самим собой, прожить свою собственную жизнь и судьбу;
· Главная ценность - личность и личностное достоинство каждого;
· Целью воспитания являются:
1) создание условий для личностного роста (становление человека как зрелой, свободной ответственной, целостной, гибкой, конструктивной личности, неповторимой и уникальной);
2) обеспечение возможности, ресурсов для максимального развития способностей и возможностей личности.
Между ребёнком и педагогом преобладает диалогический стиль общения.
На протяжении всего учебного года я знакомилась с работой педагогов нашего детского сада, а также опытом работы педагогов нашего района. Используя интернет - ресурсы , я познакомилась с опытом работы воспитателей нашей страны, осуществляющих личностно-ориентированный подход в воспитании детей.
В своей работе я опираюсь на правила, выработанные практикой личностно-ориентированного воспитания.
1. Выбирала только такие формы воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью воспитанников.
2. Доброжелательно и терпеливо осуждала плохие поступки воспитанника.
3. Поддерживала эмоциональное благополучие ребёнка.
4. Формировала положительную самооценку ребёнка..
5. Жила интересами, переживаниями ребёнка.
7. Своим поведением была образцом для детей.
8. Искренне радовалась каждому успеху своего воспитанника.
9. Учитывала состояние и настроение воспитанника.
10. Направляла и развивала гуманистические тенденции в семье ребёнка.
Непосредственно-образовательную деятельность я строила на основе модели личностно-ориентированной технологии.
В работе я использовала модель личностно-ориентированной технологии:
1. Важно знать уровень развития каждого ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, корректировать психологические состояния на протяжении всей деятельности.
2. Использовала разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы. (Например, в своей работе я использовала следующие формы: игровые упражнения, развивающие игры, дидактические игры, наблюдения, беседы, игровые ситуации и т.д.)
3. Создавала атмосферу заинтересованности каждого ребенка.
4. Стимулировала детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
5. Использовала различные сенсорные каналы при объяснении нового материала.
6. Поощряла стремление ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.
7. Применяла задания, позволяющие ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.
8. Создавала педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.
9. Использовала парную или групповую работу для развития коммуникативных умений детей.
10. Проводила с детьми рефлексию занятия (обсуждать с детьми в конце занятия не только того, что мы узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.)
11. Анализировала не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.
Организуя личностно-ориентированный подход к проведению воспитательно – образовательной работы с детьми, я старалась помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ведь ребенок будет активно мыслить, высказываться, досказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ — ступенька к новому знанию.
Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в атмосфере, ориентированной на индивидуальность и личность ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию воспитателя за 2017-2018 учебный год
Как известно, положительные эмоции составляют основу психологического здоровья и благополучия детей. Так же научно доказано, тонкие движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных...
Отчет по самообразованию воспитателя первой младшей группы Гряколовой Ирины Александровны
Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»Благоприятная почва для успешного развития речи детей закладывается именно в период дошкольного возраста. Поэтому правильно подобра...
отчет по самообразованию воспитателя "Инициатива и самостоятельность в социальном развитии"
Цель: Повышение уровня педагогической компетенции в вопросе развития детской инициативы и самостоятельности в социальном развитии.Задачи: Анализировать проблемы и совершенствовать навыки инициат...
Отчет по самообразованию воспитателя ГКП. Тема: "Адаптация детей к условиям детского сада в рамках группы кратковременного пребывания"
Отчет включает в себя актульность выбранной темы, цели, а также рассматривается проделанная работа по трем направлениям - работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами ДО....
Отчет по самообразованию воспитателя Гасратовой Зинфиры Абдуллаховны 1 квалификационная категория за 2017 -2018 учебный год Тема: экологический проект «Покормим птиц зимой»
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...
Отчет по самообразованию воспитателя Гасратовой Зинфиры Абдуллаховны 1 квалификационная категория за 2018-2019 учебный год. Тема «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».
Ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, нагл...
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...