Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Воспитатель и родитель: диалог или монолог?»
консультация
Развивать понимание и принятие взаимодействия воспитателей с родителями как диалога равноправных партнеров; формировать умение ориентироваться в способах диалогического и монологического общения; способствовать осознанию своей позиции в общении с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_vospitatel_i_roditel.docx | 44.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ
«Воспитатель и родитель: диалог или монолог?»
Злое слово несет беду устам, его сказавшим.
В. Шекспир
Задачи. Развивать понимание и принятие взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнеров; формировать умение ориентироваться в способах диалогического и монологического общения; способствовать осознанию своей позиции в общении с родителями.
Упражнение 1. «Комплимент»
Задание. Сказать комплимент своему партнеру по общению.
Инструкция. Обратите внимание на достоинства своего соседа, посмотрите, как он сегодня выглядит, постарайтесь заметить его привлекательность и обаяние. Сделайте ему комплимент.
В процессе выполнения упражнения следуйте двум советам: пусть комплимент звучит искренне, любой комплимент должен быть немедленно возвращен.
Упражнение 2. Игра-инсценировка «Какие роли мы принимаем, общаясь с родителями»
Задание. Показать фрагмент родительского собрания, групповой или индивидуальной консультации с родителями (по выбору участников).
Инструкция. Для выполнения задания воспитатели делятся на подгруппы. В каждой подгруппе выбирают воспитателя, который будет вести фрагмент родительского собрания, групповой или индивидуальной консультации с родителями воспитанников в соответствии с принятой на себя ролью («учитель», «исповедник», «опекун», «партнер», «всегда правый»). Все остальные участники выступают в роли родителей воспитанников.
По завершении игры-инсценировки необходимо обсудить с воспитателями, в какой ситуации они чувствовали себя более комфортно: в роли ведущего или в роли родителей; какие позиции воспитателя способствуют их диалогическому общению с родителями, а какие ориентируют на монолог.
Упражнение 3. «Диалог двух партнеров»
Задание. Составить диалог двух партнеров, каждый из которых хочет удержать внимание собеседника только на интересующей его теме.
Инструкция. Воспитателям предлагают распределиться по парам, выбрать тему для разговора (история из жизни, придуманный рассказ), решить, кто выступит в роли рассказчика. Продумать средства, с помощью которых внимание партнера будет удерживаться на содержании рассказа (партнер по общению должен постараться, задавая вопросы рассказчику, перевести разговор на свою тему).
По окончании упражнения проводится обсуждение на основании вопросов к рассказчику (какие ощущения возникли, когда партнер попытался сменить тему разговора? трудно ли было удержаться на содержании заявленной темы? какими способами Вы пытались удержать внимание собеседника?) и к его партнеру (было ли Вам легко включиться в содержание рассказа? какими вопросами Вы пытались перевести разговор на себя?).
Упражнение 4. «Искусство общения»
Задание. Подготовить короткий комментарий к тезисам.
Инструкция. Перед каждым воспитателем лежит лист с тезисами. Необходимо прочитать их и подготовить короткий комментарий к ним (по каждому тезису выслушивается и обсуждается мнение нескольких воспитателей).
Тезисы
- Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
- Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителем.
- Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, несомненно страдает само общение.
- Родители должны услышать то, что хотел сказать им воспитатель.
- Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
- В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
- Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как о партнерах по общению, чем родители о педагогах.
- Если Вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
По завершении обсуждения каждого тезиса делается общий вывод.
Упражнение 5. «Вопрос-ответ»
Задание. Подготовить вопросы к тексту.
Инструкция. Выберите любой текст (литературный, научный, публицистический), составьте к нему несколько кратких вопросов (они должны быть закрытыми, чтобы можно было ответить «да» или «нет»). Выберите себе партнера по общению, задайте ему вопросы, а затем ответьте на его вопросы сами.
Выполнив упражнение, воспитатели обсуждают вопрос: что вызвало у них трудность при выполнении задания и почему? I Задача соседа - достойно ответить от «выпад». Когда каждый побывает и качестве «нападающего», и в качестве жертвы, упражнение заканчивается, и па переходит к его обсуждению, процессе обсуждения необходимо обратить внимание воспитателей на следующие моменты: легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко нелестное замечание о себе, материал к упражнению.
Карточка 1.Слишком высокого мнения о себе.
2. Ты никогда никому не помогаешь.
3. Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.
4. Ты совсем не умеешь красиво одеваться.
5. Почему ты на всех смотришь волком?
6. С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений
7. Что ты вечно всех кричишь?
Упражнение 5. «Ваши предложения» . Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятии, которые могут помочь сплотить воспитателей и родителей, [ Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы: представляет свой перечень мероприятий и объясняет целесообразность их организации.
Консультация для воспитателей «Наглядные формы работы с родителями»
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени нуждается в квалификационной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. И наша задача — привлечь их к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести к знанию и пониманию педагогических принципов.
Формы работы с семьей по педагогическому просвещению разнообразны. Наглядная информация имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса, В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее подачи имеют не меньшее значение, чем ее содержание. Родителей нужно привлечь и заинтересовать. Для этого предлагаются следующие подходы к оформлению в оформлении используются разнообразные материалы: пенопласт, поролон, папье-маше, фанера, ДВП, пластик, мешковина, а также мелкие предметы, необходимые для украшения нарядов: пуговицы, бусинки, нитки; природный материал: семена тыквы, арбуза, вишни, абрикоса, шишки, желуди;
- традиционные стенды заменяются необычными формами соответственно сюжету: в букете цветов, вагонах поезда, в окнах дома, теремка, в паруснике и т.д.;
- материалы текстов помещены в специальные кармашки из оргстекла, глянцевой бумаги;
- информация дается крупным печатным шрифтом на светлом фоне, так чтобы ее можно было прочитать с расстояния в два-три метра. Тема выделяется цветом и более крупным шрифтом;
- уют и комфорт, необходимые для благоприятного восприятия предлагаемого материала, создаются за счет использования сочетающихся по цвету красок спокойных, нейтральных тонов, наличия живых цветов, зелени и, конечно, чистоты и порядка;
- прочность и безопасность — одно из требований к оформлению наглядной агитации. Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, а также использование кнопок, скрепок и других острых предметов;
- информационные материалы регулярно обновляются в зависимости от рубрики: ежедневно, еженедельно, один раз в две недели и тд.
Основные информационные рубрики
- Настенная тематическая информация
Советы на одну из тем по воспитанию детей располагаются на видном месте. Тема должна привлечь внимание родителей не только своей актуальностью, но и оригинальностью ее подачи.
Настольная тематическая информация
Информация по вопросам педагогики, психологии, логопедии, медицине
располагается на столике в раздевалке, столик желательно накрыть красивой салфеткой, поставить цветы, рядом небольшой диванчик или один-два стула, на стене крючок для сумок. Все то направлено на создание благоприятной атмосферы, необходимой для создания положительных эмоций, восприятия информации, которая должна вызвать интерес родителей, Настольная информация может быть представлена : помощью мягких легких игрушек, изготовленных из разнообразных материалов. Например:
- У торшера (из катушек, ниток и ткани) сидит бабушка (из папье-маше, бусы из рябины, юбка украшена аппликацией в ткани) и вяжет шарф. «Советы по воспитанию внуков».
- Доктор Айболит держит телеграмму : «Берегите здоровье»
Уголок краткой информации
Эта рубрика знакомит родителей : короткими высказываниями великих людей, яркими строками стихотворений, меткими народными пословицами и поговорками по вопросам воспитания и обучения. Например:
- Звезда, на которой помещены слова В. Шекспира:
«Злое слово несет беду устам, его сказавшим».
- Солнышко, на котором высказывание К. Ушинского:
«Никогда не обещайте ребенку то, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его».
• Цветок со словами Ж. Ж. Руссо: «Знаете ли вы, какой самый верный
способ сделать вашего ребенка несчастным - Это приучить его не встречать ни в чем отказа».
В данном уголке должно быть только одно высказывание, пословица или стихотворение, напечатанное крупно, на светлом фоне.
«В кругу семьи»
В этой рубрике родителям предлагается выучить со своим ребенком стихотворение, придумать загадку, рассказ, интересную историю, поиграть в словесную игру. Желательно иметь дополнительные образцы стихотворений, загадок, чтобы родители могли их взять домой.
Музыкально-поэтический уголок
Стихотворения и песни, которые дети учат на занятиях в детском саду, в свободное время оформляются в альбомах, тетрадях, папках, с тем, чтобы родители могли их взять домой и переписать, особенно те, чьи дети имеют трудности в запоминании, выразительном чтении. Иногда можно давать на дом «хитрые» задания всем родителям, такие, как нарисовать картинки к куплетам песни, строкам стихотворения.
Уголок творчества детей
В данном уголке — работы детей по рисованию и аппликации, лепке и конструированию. Тема занятия и программное содержание помещаются в специально отведенном кармашке.
«Живем-поживаем»
Эта рубрика знакомит родителей с самыми интересными событиями, которые произойдут в группе в данном месяце: дни рождения детей, посещение театра, музыкальные и спортивные развлечения, праздники.
«Ой, как вкусно!» (меню)
Табличка с меню, как и все другие, должна быть не скучной.
Фотоуголок «С вашими детьми работают»
В этом уголке, оригинально оформленном в виде солнышка, цветочной полянки, салюта, помещены фотографии с фамилиями, именами, отчествами тех педагогов, специалистов, медиков и других сотрудников детского сада, которые работают с детьми этой группы. Дополнить фотографии можно информацией об образовании, интересах этих людей.
Это поможет родителям иметь представление о тех, кто работает с их детьми, и это облегчает общение родителей с педагогами.
Фотовыставка «Мир вокруг меня»
Выставка рассказывает о ярких моментах жизни детей: вот они отдыхают на море, на речке, в горах. Родители с удовольствием описывают поездки, экскурсии со своим ребенком в другой город, на море, в музей. В центре фотовыставки можно поместить небольшой очерк, написанный родителями о поездке, экскурсии. Очерк оформляется ярко, печатается крупным шрифтом. Под каждой фотографией — интересная подпись.
Выставка «Сделай вместе с детьми»
Эта выставка должна побуждать родителей к совместным занятиям с детьми в семье. На специальных полочках выставляются игрушки из коробок, природного материала, куклы для театрализованной деятельности, аппликации из семян, листьев и многое другое. Родители должны иметь возможность взять домой образцы и необходимые для изготовления поделок материалы, которые предлагаются тут же в коробках: глина, лоскутки ткани, кожи, фольга, бисер, бусинки, природный и бросовый материал.
Для большего интереса родителей к этой деятельности следует объявить конкурс на лучшую работу или организовать выставку «Папины руки, мамины ручки и мои ручонки».
Уголок забытых вещей
Обратить внимание родителей на то, что именно здесь находятся потерянные вещи детей, помогут яркие игрушки больших размеров, прикрепленные невысоко к стене или к полу. Карман Чебурашки, кувшин журавля, фартук лисы, вагон поезда могут служить местом хранения этих вещей, на игрушках — призывы или просьбы заглянуть в их карманы. Надписи должны быть безобидными. Сделать это надо тактичнее. Например:
- на грибе-мухоморе, шляпка которого приподнимается, написано: «Чей платочек, чей носочек?»;
- на груди у петушка кармашек с надписью:
Ку-ка-ре-ку! Чей платочек? Ку-ка-ре-ку! Чей носочек? Эй, ребята, не зевай, Свои вещи забирай!
Объявления
Объявления имеют форму соответственно форме планшета. Они должны быть напечатаны на листах и окантованы цветной бумагой, тесьмой, природным материалом, привлекая внимание не только содержанием, но и эстетичным нетрадиционным оформлением. Если это, например, приглашение на осенний праздник, то текст помещается на дубовом или кленовом листочке, приглашение на новогодний утренник — на морозных узорах.
«Искренне благодарим»
На красочном табло в виде телеграммы или свитка написаны слова благодарности тем родителям, которые оказывают помощь детскому саду. Не рекомендуется перечислять сразу мне: фамилий, лучше по одной и с указанием конкретного вклада.
Главное в оформлении этой рубрики — своевременная похвала, теплые слова и частое ее обновление.
«Сегодня на занятии»
Эта рубрика знакомит родителей: темами, целями и задачами основные занятий, чтобы они были в курсе тоге что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают. Это способствует тому, что родители смогут соучаствовать в обучении ребенка, оказать ему посильную помощь.
Радуга успехов»
Эта рубрика может иметь и другие похожие по смыслу названия: «Наши успехи», «Умники и умницы», «Приятные новости». Основной ее целью является сообщение родителям об успехах детей в труде, поведении, в добрых поступках. Это можно давать короткой информацией об успехах как отдельных детей так и всей группы. Похвала необходима и детям, и родителям
«Поздравляем!»
Красочное панно с таким названием также оформляется в раздевальной комнате. Здесь помещаются поздравительные тексты не только с днем рождения воспитанников. Следует помнить о том, что и поздравление родителей с праздниками, семейными событиями не только способствует созданию хорошего настроения, служит знаком внимания и уважения, но и преследует воспитательные цели.
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания : между персоналом ДОУ и родителями. Однако разногласия конфликты между ними воздают довольно часто. Объективными и субъективными :причинами конфликтов часто становятся социально-психологические причины, интересующие психологов в первую очередь.
Наиболее важные из них: - сложность процесса гуманизации системы образования, отказ от авторитарного стиля взаимодействия взрослого и ребенка;
-недостаточная «психологическая культура» педагогов и родителей; — противоречия во взаимодействии между разными частями системы семья — социум — индивид.
Между тем, по мнению А.Б. Орлова, гуманизация образования — непременное условие, без которого любые педагогические изыски и инновации в сфере содержания и общения будут лишь своеобразным камуфляжем старого педагогического мышления. Под гуманизацией образования он понимает конструктивное самоизменение людей, очеловечивание и гармонизацию личности каждого педагога и каждого учащегося.
Центральным звеном в этом процессе является гармонизация личности педагога, воспитателя. Ввиду особой важности семьи в воспитании и развитии дошкольника, личность родителя имеет не меньшее значение для эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Кроме того, воспитатель в беседе с родителями должен уметь
грамотно выразить свою позицию, чтобы информация была понятна для родителей, необходимо учитывать их культурно-образовательный уровень
Важной причиной отсутствия : понимания между родителями и педагогами являются разногласия в подходах к воспитанию и обучению дошкольника. Одни ратуют за эмоциональность, теплоту и сердечность в общении с ребенком, игровой характер обучения, другие — за интеллектуализацию воспитательно-образовательного процесса в детском саду и повышенные требования к дисциплине детей на занятиях. Подобные разногласия в выборе способов обучения и общения с ребенком наблюдаются у учителей начальной школы и воспитателей ДОУ.
Воспитателям хочется, чтобы родители: уважали мнение воспитателя, прислушивались к его рекомендациям;
проявляли интерес к жизни и занятиям ребенка в ДОУ, оказывали помощь в организации жизни детей в саду, материально помогали в покупке необходимых пособий, игрушек, подарков детям группы, помогали в организации досуга; больше занимались и общались со своими детьми дома; разбирались в психологии и педагогике детей дошкольного возраста, не забывали, что родители для ребенка — главные воспитатели;
соблюдали режим и распорядок жизни детского сада: не приводили детей в сад с опозданием, больных оставляли дома;
- хорошо относились к своему ребенку, не боялись проявить ласку к нему, исключали грубость в общении с ребенком, не наказывали физически;
- не забирали своего ребенка из детского сада поздно, чтобы он один не скучал;
- были внимательны к воспитателю и благодарны за его нелегкий труд, не предъявляли к нему невыполнимых требований и критичных высказываний.
Авторитарный, высокомерный, конфликтный родитель, подавляющий как ребенка, так и воспитателя, не желающий прислушиваться к мнению собеседника, признавался воспитателем самым тяжелым для общения и установления контакта.
Воспитатели среди возможных причин непонимания между сотрудниками ДОУ и родителями указывали на следующие.
- Родители идеализируют своего ребенка, неправильно оценивают уровень его развития, не видят недостатков и не хотят их видеть, поэтому болезненно реагируют на критическую информацию о ребенке, данную воспитателем. По этой же причине родители редко ходят на родительские собрания.
- Считают своего ребенка лучше, чем другие дети, а других — виноватыми, обидчиками.
- Бывают равнодушны к своим детям, не хотят заниматься ими, общаться, поэтому поздно забирают их из ДОУ.
- Перекладывают всю ответственность за обучение и воспитание своего ребенка на ДОУ.
- Низкий культурный и образовательный уровень как родителей, так и воспитателей.
Некоторые родители не видят в воспитателях профессионала.
Родителям бывает трудно объяснить воспитателю, что их ребенок бывает другим. Родители же знают, что они идеализируют своих детей, им трудно видеть: что их ребенок ведет себя в саду не так, как им хотелось Например, активный дома, становится ведомым или управляемым другими детьми, родители также обижаются, когда видят невнимание к детям со стороны воспитателя: : прихожу за ним, а воспитатель уже занят своими делами.
Нередко родители и педагоги: неправильно интерпретирует поведение друг друга. Например, воспитатели могут считать, что родители не интересуются занятиями в детском саду, в то время как родители, на самом деле, наблюдают за работой воспитателя и ждут развивающих занятий. Воспитатели объясняют поздний приход родителей в сад нелюбовью к ребенку, а родители обижаются на то, что воспитатели хотят избавиться от детей до окончания официального рабочего дня. Воспитатели ждут от родителей занятий с детьми дома, а родители этого не знают. . Но самым интересным оказалось то, что родители оценивают объем воспитательской работы по представленным работам детей (лепке, рисунку и т.д.) и не видят усилий воспитателя по обучению детей математике, речи, чтению стихов, развитию игры, т.е. тому, что не повесишь на стенд в раздевалке, не облечешь в предметную форму.
ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Игры по дороге в детский сад
Невыспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивать на них, а те в ответ еще больше хнычут... Утро испорчено, причем и для родителей, и для детей. Что делать? Отвлечь любимое чадо простыми играми. Ребенок недавно познакомился с некоторыми геометрическими формами? Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге. Накануне вы объяснили малышу, какие бывают цвета? Предложите среди окружающих предметов найти только красные. Не надо называть несколько цветов: лучше показать только один, например красный, и несколько дней подряд (а может быть, и недель в зависимости от возраста и возможностей малыша) искать красные предметы. Когда ребенок будет безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету. Подобным образом можно отрабатывать у ребенка восприятие размера.
Желательно также отмечать изменения в природе и в окружающей вас обстановке.
Игры в ванной комнате
В пластмассовое ведерко налейте воду и предложите ребенку определить, сколько стаканов воды содержится в нем, переливая воду в другое ведерко, а потом ковшиком перелить воду из полного ведра в пустое. В этой игре можно знакомить малыша с понятиями «много - мало», «полное - пустое», «половина», «на донышке», «через край».
В тазик с водой опустите несколько легких резиновых шариков, такое же количество шариков у ребенка в руках. Отойдя на расстояние 0,5-1 м, ребенок кидает свои шарики, пытаясь попасть в шарики, находящиеся в воде. Если это получается, шарики вынимают из воды; если нет, то и шарики малыша остаются в воде. Игра заканчивается, когда в тазу не останется ни одного шарика.
Игры между делом
Занимаясь домашними делами, взрослые могут привлечь внимание ребенка к интересным событиям и явлениям. «Сейчас мы с тобой будем шуршать. Вот так...». С этими словами взрослый встряхивает газету, мнет фантики от конфет, привязывает спичечный коробок за веревочку и тянет его за собой, проводит ладонью по любой поверхности («Шуршалки»), а еще можно играть в «Звенелки», «Чавкалки», «Стучалки», «Скрипелки» и т.д.
Пожертвуйте старой подушкой и наволочкой, чтобы ребенок смог смастерить из них игрушку. Перевяжите подушку посередине, сверху приклейте или пришейте ленты (волосы). Нарисуйте фломастером лицо и оденьте куклу в любую одежду, чтобы она обрела как можно более романтичный вид.
Самый простой способ смастерить куклу - это набить газетой бумажный пакет, перекрутить его посередине и стянуть резинкой.
Игры на кухне
Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня - отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, знания. Разумеется, требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов. Но если вы позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и с пользой провести время.
Скорлупа от вареных яиц послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок может легко брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина -это фон, а затем предложите ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.
Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно делается словно камень).
Покажите ребенку продукты, из которых вы собираетесь готовить обед или ужин. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «р». Если он затрудняется это сделать, помогите наводящими вопросами: «Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-рсики или бананы? Лук или огур-р-рцы? Поми-дор-р-ры или баклажаны?».
Замени первый звук в моих словах звуком «щ» и назови новое получившееся слово. Был кит, а стал... щит; была тучка, получилась... щучка; река... щека, венок... щенок, мель... щель.
Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т.д.), в которую мы их будем складывать. Какие слова можно вынуть из борща? винегрета? кухонного шкафа? плиты?
Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Как одним словом назвать прибор, который варит кофе? (Кофеварка.) Режет овощи? (Овощерезка.) Мелет кофе? (Кофемолка.) Выжимает сок? (Соковыжималка.)
Какой сок получается из яблок (яблочный), груш (грушевый), слив (сливовый), вишни(вишневый), моркови, лимонов, . : г. д.? И наоборот - из чего получается апельсиновый сок?
Макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоров, попутно изучая формы и цвета. Поставьте перед ребенком небольшое блюдо, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать.
На кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы, благо здесь всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать, попробовать... Можно вместе посмотреть и послушать, как льется или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане и чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горох и тихо манка. Попросите ребенка отвернуться и на слух определить, что вы сейчас делаете.
Особой любовью пользуется шутка «Закрой глаза - открой рот». Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили: кусочек яблока, банана, огурца, лимона и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и. уж если вы ошибетесь, бурный восторг малыша вам гарантирован!
Большинство мам сейчас слишком заняты, чтобы «затевать пироги», но готовым слоеным тестом многие пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка теста для своего ребенка. Из него можно слепить фигурки, как из пластилина, и при помощи обычных формочек для песка из раскатанного теста вырезать что-нибудь интересное, посыпать сахаром и запечь. Вы ели когда-нибудь «настоящий» грузовик, или паровоз с трубой и колесами, или слона?
Тонкие кусочки хлеба, сыр, колбаса - вот она, долгожданная тишина, а «умелые ручки», вооружившись теми же формочками небольшого размера, создают необыкновенные бутерброды.
Ваш ребенок может испытать свои творческие способности на картофельном пюре или какой-нибудь каше с помощью оформительских деталей из помидора, зелени, морковки, огурца, из гороха, орехов, джема, варенья.
Используя фрукты и овощи, можно научить детей узнавать и различать предметы на ощупь и по вкусу. Положив четыре или пять разных продуктов в пакет, попросите ребенка осторожно ощупать его и определить каждый из них. Завязав глаза, попросите узнать продукт по запаху.
Рисунки, которые малыш создает на кухне, можно украсить солью, насыпав ее на отдельные участки картинок, смазанные клеем.
Бумажные стаканчики - прекрасный строительный материал. Пусть ребенок попробует поставить их один на другой, так чтобы они не упали.
Прислушайтесь с ребенком к гулу стиральной машины, плеску воды в ванной, шуршанию душа, хлопку входной двери, кашлю отца, шелесту газеты и т.д.
Из сухого завтрака «Колечки» могут получиться отличные бусы и браслеты Если ребенок знает сказку «Три медведя», можно предложить ему выбрать ложку, миску, кастрюлю для Михаила Иваныча, для Настасьи Петровны, для маленького Мишутки. Если малыш уже различает несколько цветов, можно попросить его сложить на стол, например, только красные предметы. Для тех, кто умеет различать форму, полезно поиграть в игру «Найди все круглое».
Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар-практикум с элементами тренинга для воспитателей на тему "Взаимодействие педагога с детьми".
Позитивно относиться – не значит сюсюкать, лелеять, баловать детей, это умение принять точку зрения ребенка, понять его как целостную личность. Наше занятие направлено на форм...
семинар-практикум "Систематизирование и обобщение знаний воспитателей о проектной деятельности в детском саду на основе интеграции образовательных областей"
Семинар-практикум для педагогов...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: "Общение воспитателя с родителями воспитанников"
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Семинар-практикум по физической культуре для воспитателей.
Физкультминутки, зарядки, разминки в форме обыгрывания тематического сюжета: “В зоопарке”, “На лугу”, “В лесу”, “Путешествие...
Семинар - практикум для педагогов: «Правильная речь воспитателя - залог грамотной речи воспитанников»
Семинар практикум для педагогов ДОУ "Правильная речь воспитателя - залог грамотной речи воспитанников"...
Проведение семинара-практикума по речевому развитию для воспитателей.
Материал учителя-логопеда к круглому столу по развитию речи...
Презентация . Семинар-практикум с элементами тренинга для воспитателей "Общение педагога с родителями"
Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, в большей степени зависит от коммуникативной культуры общения. Поэтому педагогу важно знать психологические...