Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей детей дошкольного возраста
презентация

Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма а также формированию коммуникативных навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmodeklamatsiya_prezentatsiya.docx27.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 г. Ярцево Смоленской области

«Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей  детей дошкольного возраста».

музыкальный руководитель Юркова Алла Ивановна

 «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» М.Монтень.


Актуальность темы

До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Это совокупность поэзии, музыки и актерского мастерства.

Это чёткое произношение, утрированная интонация, искусство выразительного чтения вслух любого доступного для детей материала: потешек, стихов, прибауток, ну и, конечно, артистизм (творчество) – умение правильно изобразить, показать жестами то, о чем или о ком говорится в тексте. Ритмодекламацию называют еще «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме».

Актуальность темы

Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма а также формированию коммуникативных навыков. Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования (детям проще и естественнее говорить, чем петь), с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым.

 До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

 Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

 Главное правило ритмодекламации : каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие

- внимания ,

- сосредоточенности,

- быстроты реакции ,

 -координации слуха,

 - голоса и движения,

- способствует интенсивному развитию чувства ритма. 

 У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыкальный неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно – поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный.

Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п.), шумовых инструментов, звучания мелодии. Может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи.

Ритмодекламация –помогает детям учиться импровизировать. А вот инструментальное сопровождение речевых упражнений даёт дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.

Знакомство дошкольников с ритмодекламацией происходит поэтапно и имеет свои особенности:

1. При первоначальном знакомстве с произведением на первом этапе внимание ребёнка сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения.

2. На следующем этапе внимание ребёнка обращается на ритм, уточняется рисунок интонации.

3. Третий этап отличается свободным характером исполнения с возможными вариантами интонирования. Создаётся восприятие поэтически – музыкального образа.

Ритмодекламация представлена различными видами творческой деятельности:

1.Игры речевые (логоритмические), пальчиковые:

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мышечного аппарата, мелкой моторики,  повышает тактильную чувствительность, развивает чувство ритма, координацию движений.

2.Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые импровизации):
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

3.Декламация и телесная игра (хлопки, шлепки, топот и т.д.)

 Эти речевые упражнения пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», усиливающего ощущение темпа, динамики и способствует вокальной и речевой активности.

4.Ритмические игры с различными ударными инструментами (палочки, ложки и т.д.)

Данные игры учат находить различные способы игры на инструментах, ритмично передают метр и ритм стиха.

      Таким образом, богатство метроритмических форм развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.

  Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).    

1.Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки (с хлопками).

2. Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.

 3.Постоянно чередуем хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера, приговаривая.

Как показывает практика, этот вид деятельности открывает возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки . Работа по применению ритмодекламации в работе с детьми дошкольного возраста способствовала развитию чувства ритма, координации между слухом, жестом и голосом, музыкальной памяти. Кроме того, у детей улучшилась работоспособность, повысился интерес к музыкальным занятиям, внимание стало более устойчивым, движения стали более ритмичными и координированными, речь стала более четкой и внятной, наступило речевое раскрепощение, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой.

Мне хотелось бы представить вам несколько игр на развитие ритмодекламации, в которое включены:

1. речевая игра с движением;

2. речевая игра со звучащими жестами;

3. речевая игра с музыкальными инструментами;

4. коммуникативная игра.

«Белый мишка».

Ритмодекламация-самомассаж с мячиком.

Белый мишка шел по снегу,  «топать» мячиком по одной руке

Сам с собой он вел беседу:  «топать» по другой руке

«Ры-ры, ру, ры-ры-ру . катать мячик в ладошках

Много снега наберу!

Налеплю комочков  сжимать мячик двумя руками

Беленьких снежочков.

Буду-буду их катать.  катать в руках

А потом кидать! кидают вверх

«Дятел».

 Ритмодекламация с элементами массажа. 

Как из леса слышен звук -
Так, так, так и Тук, тук, тук.
Это кто ж там силы тратит?
Ну конечно - это дятел.

Вот сейчас жучка достанет
И опять стучать он станет.
И опять польётся звук-
Так, так, так и Тук, тук, тук.

«Мечта».

В этой ритмодекламации сочетаются ритм и выразительные движения. Способы исполнения: двое- действующие лица, часть – ритмическая поддержка, часть -исполнение на шумовых музыкальных инструментах.

Есть у нашего кота                                  показ «лапки кота»

Тра- та- та, тра- та- та.                                                  

Очень давняя мечта:                               указательный палец вверх

Тра- та- та, тра- та- та.

Научить царя зверей               рукой изобразить корону на затылке

Э-ге- гей, э- ге- гей. хлопки

Быть немножечко добрей                        руки от сердца развести в стороны

 Э-ге- гей, э- ге- гей. хлопки

Укротителю- коту                                     «лапки кота»

Ти-ти- ту, ти- ти- ту, щелчки

Верен лев за доброту,                               кивки головой

Ти-ти- ту, ти- ти- ту, хлопки

Он, зажмурив оба глаза,                           зажмурить глаза

Оп- ля- ля, оп- ля- ля. щелчки

Прыгнет в обруч без приказа.                  прыгнуть вперёд

Ап- ля- ля, ап- ля- ля. распрямиться, руки вверху

«Эхо».

Музыкальный руководитель - дирижёр. Две группы по очереди повторяют фразу по-разному, по команде фразу: «Лежебока рыжий кот отлежал себе живот».

Первая группа

Вторая группа

Громко

Тихо

Быстро

Медленно

Говорить и хлопать

Говорить и топать

Тихо

Громко

Говорить и топать

Говорить и хлопать

Медленно

Быстро

Петь в восходящей октаве

Петь в нисходящей октаве

«Гном».

Три группы отвечают на вопросы с разной интонацией: удивлённо, грозно, радостно.

Кто живет под потолком? Гном, гном, гном.

У него есть борода? Да, да, да.

Как встает он по утрам? Сам, сам, сам

Кто с ним утром кофе пьет? Кот, кот, кот

И давно он там живет? Год, год, год

«Ипподром».

Дети выполняют движения по тексту, развиваются быстрота реакции и чувство темпа.

Кони выходят на старт!           причмокивания языком и шлепки по коленям

Внимание! Марш!                                  движения убыстряются

Барьер!                                                     один хлопок

Двойной барьер!                                     два хлопка

Бежим по мостовой!                               попеременно хлопать по коленкам

Бежим по траве!                                      трение ладоней

По болоту!             указательными пальцами к уголкам рта, всасывают воздух

Вот видна трибуна!                                 кричат: «Эге- гей!»

Скоро финиш!                                          темп хлопков ускоряется

Финиш!                                                     Кричат: «Ура!» и «вытирают пот»

«Опа – опа». 

  Ритмическая игра.

  Задача первой группы – начинать, а второй – быть «эхом».

1группа2 группа:

Опа-опа, опа-па! Опа-опа, опа-па!

Три фасольки, два боба. Три фасольки, два боба.

Побежал я в огород. Побежал я в огород.

Положил их прямо в рот. Положил их прямо в рот.

 

«Новый год».

Стихотворение произносится в сочетании с музыкальными инструментами

(звенят в бубенцы)

Вы прислушайтесь скорей,

Едет тройка лошадей.

По лесам и по полям,

И везёт подарки нам.

(маракасы)

Под санями снег скрипит

Дед Мороз сюда спешит.

(звенит металлофон)

В бороде блестят снежинки,

Превращаясь сразу в льдинки.

(звенит в колокольчик)

А Снегурочка хохочет,

Будто звонкий колокольчик.

На морозе раскраснелась,

Песню весело запела.

(звенит в бубен)

Вот приехали родные,

Наши гости дорогие.

Волшебству откройте двери,

В сказку каждый пусть поверит.

(звенят каждый в свой инструмент)

«Зима».

    Эта игра прививает детям коммуникативные навыки.

 Посмотри: зима танцует

Вихрем снега с крыш!

Снег искрится, снег кружится,

Вдруг мне это только снится.

(катают комочки с горки, удерживая на покрывале)

Тихо падает снежок,

То зима пришла, дружок!

Мы играем, веселимся,

И мороза не боимся!

(ритмично подбрасывают комочки с помощью покрывала, удерживая их на нем.)

В конце игры участники сужают круг и собирают покрывало в

середине вместе со снежками, образуя «сугроб».

«Мороз Иванович» .

Задание на творчество и воображение.

Месяц светит, дым струится          фонарики, волнистые движения руками      

В небо из трубы.

Новый год в окно стучится, стук в ладошку

Слышатся шаги. прислушаться

В эту ночь Мороз Иваныч «холодно»

В гости к нам придёт, ходьба на месте

Много- много нам подарков «много»

Добрый дед несёт. «несет подарки»

«Музыканты».  

В этой игре формируются основы музыкального восприятия, мимика, пантомима.

Однажды музыканты собрались выступать,                   говорят  хором

Все взяли инструменты и начали играть.                          

1.Я выступаю, на дудочке играю. игра на воображаемой дудочке

  А вы повторяйте, время не теряйте!

  Ту-ру- ру- ру,  ту- ру- ру- ру

Ту- ру- ру- ру- ту- ру

2. Я выступаю, на скрипочке играю,            

А вы повторяйте, время не теряйте: игра на «скрипке»

 Тили-тили, тили-тили,

Тили-тили, тили-тили.

3. Вот на барабане весело играю,                     игра на  барабане                

    А вы повторяйте, время не теряйте.

  Бум- бум- бум, бму- бум- бум.

Бум-бум-бум, бум-бум-бум.

«Два кота».

Упражнение на имитацию образа. Проигрывать можно как в парах, так и группами.

Та- та, два кота,                                           хлопки

Два ободранных хвоста.                              «крутят хвостиками»

Серый кот в чулане,                                      важно вышагивает

Все усы в сметане.                                        «нарисовать усы»

Чёрный кот залез в подвал                           «идёт крадучись»

И мышонка там поймал!                               прыжок

«Как на горке снег, снег».

Ритмическое повторение можно варьировать по разному: добавлять игру на музыкальных инструментах, разделить группу детей пополам. Одни держат остинатный ритм, другие на этом фоне декламируют стихотворение.

Как на горке  снег, снег.           руки плавно поднимаются вверх

И под горкой-  снег, снег.            вниз                            

И на ёлке-  снег, снег.                вверху соединить руки домиком

И под ёлкой-  снег, снег.               внизу то же                         

А подёлкой спит медведь.           ладошки под щёчку и закрыть глаза

Тише, тише. Не шуметь!

Речевые игры с инструментами

«Сапожник».

Недаром сапожник стучит молотком

-Не каждый способен ходить босиком.

От острого камня, воды и песка

Не сыщешь защиты прочней башмака.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Тук-тук-тук, тук-тук,

Стучит молоточек,

Мой маленький друг.

«Тик-так». (З.Петрова)

Есть часы во всех домах,

Тик-так, тик-так,

Стрелки ходят на часах,

Тик-так, тик-так,

Очень нам часы нужны,

Тик-так, тик-так,

Мы их слушаться должны,

Только так!

Ночью спать часы велят,

Тик-так, тик-так,

Утром будят в детский сад,

Тик-так, тик-так,

Значит, им нельзя стоять,

Тик-так, тик-так,

Ни спешить, ни отставать,

Ну никак!

Чтобы нас не подвести,

Тик-так, тик-так,

День и ночь они в пути,

Тик-так, тик-так,

Понимать часы учись,

Тик-так, тик-так,

Без часов не обойтись

Нам никак!

«Зимнее рондо».

Едем, едем на лошадке

По дорожке зимней, гладкой:

Цок, цок, цок, цок, цок, цок.

Санки скрипят, бубенчики звенят,

Санки скрипят, бубенчики звенят.

Едем, едем на лошадке

По дорожке зимней, гладкой:

Цок, цок, цок, цок, цок, цок.

Дятел стучит, вьюга свистит,

Дятел стучит, вьюга свистит.

Едем, едем на лошадке

По дорожке зимней, гладкой:

Цок, цок, цок, цок, цок, цок.

Белка на ветке орешки все грызет,

Рыжая лисичка зайчишку стережет.

Едем, едем на лошадке

По дорожке зимней, гладкой:

Цок, цок, цок, цок, цок, цок.

Холод, холод, стужа, стужа,

Снег пушистый кружит, кружит…

Едем, едем на лошадке

По дорожке зимней, гладкой:

Цок, цок, цок, цок, цок, цок.

Ехали мы, ехали, наконец доехали:

С горки «У-ух!», в ямку «Бух!»,

Приехали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Презентация, разработанная для воспитателей детского сада и музыкальных руководителей. Данная презентация создана мной специально для того, чтобы обратить  внимание педагогов на важность таких ви...

Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников.

Педагогическая практика по теме "Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников"....

Мастер-класс «Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»

Ритмодекламация - одна из перспективных форм коррекционной   работы с дошкольниками....

Презентация "Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует инте...