Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей детей дошкольного возраста
презентация
Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма а также формированию коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 г. Ярцево Смоленской области
«Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
музыкальный руководитель Юркова Алла Ивановна
«Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» М.Монтень.
Актуальность темы
До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.
Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Это совокупность поэзии, музыки и актерского мастерства.
Это чёткое произношение, утрированная интонация, искусство выразительного чтения вслух любого доступного для детей материала: потешек, стихов, прибауток, ну и, конечно, артистизм (творчество) – умение правильно изобразить, показать жестами то, о чем или о ком говорится в тексте. Ритмодекламацию называют еще «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме».
Актуальность темы
Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма а также формированию коммуникативных навыков. Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования (детям проще и естественнее говорить, чем петь), с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым.
До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.
Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.
Главное правило ритмодекламации : каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие
- внимания ,
- сосредоточенности,
- быстроты реакции ,
-координации слуха,
- голоса и движения,
- способствует интенсивному развитию чувства ритма.
У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыкальный неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно – поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п.), шумовых инструментов, звучания мелодии. Может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи.
Ритмодекламация –помогает детям учиться импровизировать. А вот инструментальное сопровождение речевых упражнений даёт дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.
Знакомство дошкольников с ритмодекламацией происходит поэтапно и имеет свои особенности:
1. При первоначальном знакомстве с произведением на первом этапе внимание ребёнка сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения.
2. На следующем этапе внимание ребёнка обращается на ритм, уточняется рисунок интонации.
3. Третий этап отличается свободным характером исполнения с возможными вариантами интонирования. Создаётся восприятие поэтически – музыкального образа.
Ритмодекламация представлена различными видами творческой деятельности:
1.Игры речевые (логоритмические), пальчиковые:
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мышечного аппарата, мелкой моторики, повышает тактильную чувствительность, развивает чувство ритма, координацию движений.
2.Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые импровизации):
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.
3.Декламация и телесная игра (хлопки, шлепки, топот и т.д.)
Эти речевые упражнения пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», усиливающего ощущение темпа, динамики и способствует вокальной и речевой активности.
4.Ритмические игры с различными ударными инструментами (палочки, ложки и т.д.)
Данные игры учат находить различные способы игры на инструментах, ритмично передают метр и ритм стиха.
Таким образом, богатство метроритмических форм развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.
Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).
1.Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки (с хлопками).
2. Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.
3.Постоянно чередуем хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера, приговаривая.
Как показывает практика, этот вид деятельности открывает возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки . Работа по применению ритмодекламации в работе с детьми дошкольного возраста способствовала развитию чувства ритма, координации между слухом, жестом и голосом, музыкальной памяти. Кроме того, у детей улучшилась работоспособность, повысился интерес к музыкальным занятиям, внимание стало более устойчивым, движения стали более ритмичными и координированными, речь стала более четкой и внятной, наступило речевое раскрепощение, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой.
Мне хотелось бы представить вам несколько игр на развитие ритмодекламации, в которое включены:
1. речевая игра с движением;
2. речевая игра со звучащими жестами;
3. речевая игра с музыкальными инструментами;
4. коммуникативная игра.
«Белый мишка».
Ритмодекламация-самомассаж с мячиком.
Белый мишка шел по снегу, «топать» мячиком по одной руке
Сам с собой он вел беседу: «топать» по другой руке
«Ры-ры, ру, ры-ры-ру . катать мячик в ладошках
Много снега наберу!
Налеплю комочков сжимать мячик двумя руками
Беленьких снежочков.
Буду-буду их катать. катать в руках
А потом кидать! кидают вверх
«Дятел».
Ритмодекламация с элементами массажа.
Как из леса слышен звук -
Так, так, так и Тук, тук, тук.
Это кто ж там силы тратит?
Ну конечно - это дятел.
Вот сейчас жучка достанет
И опять стучать он станет.
И опять польётся звук-
Так, так, так и Тук, тук, тук.
«Мечта».
В этой ритмодекламации сочетаются ритм и выразительные движения. Способы исполнения: двое- действующие лица, часть – ритмическая поддержка, часть -исполнение на шумовых музыкальных инструментах.
Есть у нашего кота показ «лапки кота»
Тра- та- та, тра- та- та.
Очень давняя мечта: указательный палец вверх
Тра- та- та, тра- та- та.
Научить царя зверей рукой изобразить корону на затылке
Э-ге- гей, э- ге- гей. хлопки
Быть немножечко добрей руки от сердца развести в стороны
Э-ге- гей, э- ге- гей. хлопки
Укротителю- коту «лапки кота»
Ти-ти- ту, ти- ти- ту, щелчки
Верен лев за доброту, кивки головой
Ти-ти- ту, ти- ти- ту, хлопки
Он, зажмурив оба глаза, зажмурить глаза
Оп- ля- ля, оп- ля- ля. щелчки
Прыгнет в обруч без приказа. прыгнуть вперёд
Ап- ля- ля, ап- ля- ля. распрямиться, руки вверху
«Эхо».
Музыкальный руководитель - дирижёр. Две группы по очереди повторяют фразу по-разному, по команде фразу: «Лежебока рыжий кот отлежал себе живот».
Первая группа
Вторая группа
Громко
Тихо
Быстро
Медленно
Говорить и хлопать
Говорить и топать
Тихо
Громко
Говорить и топать
Говорить и хлопать
Медленно
Быстро
Петь в восходящей октаве
Петь в нисходящей октаве
«Гном».
Три группы отвечают на вопросы с разной интонацией: удивлённо, грозно, радостно.
Кто живет под потолком? Гном, гном, гном.
У него есть борода? Да, да, да.
Как встает он по утрам? Сам, сам, сам
Кто с ним утром кофе пьет? Кот, кот, кот
И давно он там живет? Год, год, год
«Ипподром».
Дети выполняют движения по тексту, развиваются быстрота реакции и чувство темпа.
Кони выходят на старт! причмокивания языком и шлепки по коленям
Внимание! Марш! движения убыстряются
Барьер! один хлопок
Двойной барьер! два хлопка
Бежим по мостовой! попеременно хлопать по коленкам
Бежим по траве! трение ладоней
По болоту! указательными пальцами к уголкам рта, всасывают воздух
Вот видна трибуна! кричат: «Эге- гей!»
Скоро финиш! темп хлопков ускоряется
Финиш! Кричат: «Ура!» и «вытирают пот»
«Опа – опа».
Ритмическая игра.
Задача первой группы – начинать, а второй – быть «эхом».
1группа: 2 группа:
Опа-опа, опа-па! Опа-опа, опа-па!
Три фасольки, два боба. Три фасольки, два боба.
Побежал я в огород. Побежал я в огород.
Положил их прямо в рот. Положил их прямо в рот.
«Новый год».
Стихотворение произносится в сочетании с музыкальными инструментами
(звенят в бубенцы)
Вы прислушайтесь скорей,
Едет тройка лошадей.
По лесам и по полям,
И везёт подарки нам.
(маракасы)
Под санями снег скрипит
Дед Мороз сюда спешит.
(звенит металлофон)
В бороде блестят снежинки,
Превращаясь сразу в льдинки.
(звенит в колокольчик)
А Снегурочка хохочет,
Будто звонкий колокольчик.
На морозе раскраснелась,
Песню весело запела.
(звенит в бубен)
Вот приехали родные,
Наши гости дорогие.
Волшебству откройте двери,
В сказку каждый пусть поверит.
(звенят каждый в свой инструмент)
«Зима».
Эта игра прививает детям коммуникативные навыки.
Посмотри: зима танцует
Вихрем снега с крыш!
Снег искрится, снег кружится,
Вдруг мне это только снится.
(катают комочки с горки, удерживая на покрывале)
Тихо падает снежок,
То зима пришла, дружок!
Мы играем, веселимся,
И мороза не боимся!
(ритмично подбрасывают комочки с помощью покрывала, удерживая их на нем.)
В конце игры участники сужают круг и собирают покрывало в
середине вместе со снежками, образуя «сугроб».
«Мороз Иванович» .
Задание на творчество и воображение.
Месяц светит, дым струится фонарики, волнистые движения руками
В небо из трубы.
Новый год в окно стучится, стук в ладошку
Слышатся шаги. прислушаться
В эту ночь Мороз Иваныч «холодно»
В гости к нам придёт, ходьба на месте
Много- много нам подарков «много»
Добрый дед несёт. «несет подарки»
«Музыканты».
В этой игре формируются основы музыкального восприятия, мимика, пантомима.
Однажды музыканты собрались выступать, говорят хором
Все взяли инструменты и начали играть.
1.Я выступаю, на дудочке играю. игра на воображаемой дудочке
А вы повторяйте, время не теряйте!
Ту-ру- ру- ру, ту- ру- ру- ру
Ту- ру- ру- ру- ту- ру
2. Я выступаю, на скрипочке играю,
А вы повторяйте, время не теряйте: игра на «скрипке»
Тили-тили, тили-тили,
Тили-тили, тили-тили.
3. Вот на барабане весело играю, игра на барабане
А вы повторяйте, время не теряйте.
Бум- бум- бум, бму- бум- бум.
Бум-бум-бум, бум-бум-бум.
«Два кота».
Упражнение на имитацию образа. Проигрывать можно как в парах, так и группами.
Та- та, два кота, хлопки
Два ободранных хвоста. «крутят хвостиками»
Серый кот в чулане, важно вышагивает
Все усы в сметане. «нарисовать усы»
Чёрный кот залез в подвал «идёт крадучись»
И мышонка там поймал! прыжок
«Как на горке снег, снег».
Ритмическое повторение можно варьировать по разному: добавлять игру на музыкальных инструментах, разделить группу детей пополам. Одни держат остинатный ритм, другие на этом фоне декламируют стихотворение.
Как на горке снег, снег. руки плавно поднимаются вверх
И под горкой- снег, снег. вниз
И на ёлке- снег, снег. вверху соединить руки домиком
И под ёлкой- снег, снег. внизу то же
А подёлкой спит медведь. ладошки под щёчку и закрыть глаза
Тише, тише. Не шуметь!
Речевые игры с инструментами
«Сапожник».
Недаром сапожник стучит молотком
-Не каждый способен ходить босиком.
От острого камня, воды и песка
Не сыщешь защиты прочней башмака.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Тук-тук-тук, тук-тук,
Стучит молоточек,
Мой маленький друг.
«Тик-так». (З.Петрова)
Есть часы во всех домах,
Тик-так, тик-так,
Стрелки ходят на часах,
Тик-так, тик-так,
Очень нам часы нужны,
Тик-так, тик-так,
Мы их слушаться должны,
Только так!
Ночью спать часы велят,
Тик-так, тик-так,
Утром будят в детский сад,
Тик-так, тик-так,
Значит, им нельзя стоять,
Тик-так, тик-так,
Ни спешить, ни отставать,
Ну никак!
Чтобы нас не подвести,
Тик-так, тик-так,
День и ночь они в пути,
Тик-так, тик-так,
Понимать часы учись,
Тик-так, тик-так,
Без часов не обойтись
Нам никак!
«Зимнее рондо».
Едем, едем на лошадке
По дорожке зимней, гладкой:
Цок, цок, цок, цок, цок, цок.
Санки скрипят, бубенчики звенят,
Санки скрипят, бубенчики звенят.
Едем, едем на лошадке
По дорожке зимней, гладкой:
Цок, цок, цок, цок, цок, цок.
Дятел стучит, вьюга свистит,
Дятел стучит, вьюга свистит.
Едем, едем на лошадке
По дорожке зимней, гладкой:
Цок, цок, цок, цок, цок, цок.
Белка на ветке орешки все грызет,
Рыжая лисичка зайчишку стережет.
Едем, едем на лошадке
По дорожке зимней, гладкой:
Цок, цок, цок, цок, цок, цок.
Холод, холод, стужа, стужа,
Снег пушистый кружит, кружит…
Едем, едем на лошадке
По дорожке зимней, гладкой:
Цок, цок, цок, цок, цок, цок.
Ехали мы, ехали, наконец доехали:
С горки «У-ух!», в ямку «Бух!»,
Приехали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО в ДОУ. Мастер – класс для педагогов«Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»
Мастер – класс для педагогов ...

«Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Презентация, разработанная для воспитателей детского сада и музыкальных руководителей. Данная презентация создана мной специально для того, чтобы обратить внимание педагогов на важность таких ви...

Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников.
Педагогическая практика по теме "Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников"....

Мастер – класс для педагогов«Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»
мастер – класс для педагогов...

"Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников"
Преентация для воспитателей и музыкальных руководителей....

Мастер-класс «Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»
Ритмодекламация - одна из перспективных форм коррекционной работы с дошкольниками....
Презентация "Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует инте...