Мастер- класс «Использование метода наглядного моделирования при ознакомлении младших дошкольников с русскими народными сказками»
материал (младшая группа)
Обучить участников мастер класса методу наглядного моделирования русских народных сказок во второй младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 135.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс
«Использование метода наглядного моделирования при ознакомлении младших дошкольников с русскими народными сказками»
Педагог-мастер Голобокова Любовь Николаевна
Дата проведения 24.09.2024
Время проведения: 9.30 ч.
Место проведения: МАДОУ детский сад №10 «Чебурашка» г. Краснокаменск
Продолжительность мастер-класса: 30 минут
Цель мастер - класса: обучить участников мастер класса знакомству младших дошкольников с русскими народными сказками методом наглядного моделирования.
Задачи мастер – класса:
• передача опыта путём прямого и комментированного показа;
• совместная отработка метода наглядного моделирования;
• распространение передового опыта.
Результат мастер-класса: коллективное составление моделей сказок.
Материал: стенд, схема для ассоциаций, название авторской находки, наборы для моделирования сказок, набор для рефлексии, карточки с заданиями, тексты сказок «Теремок», «Репка».
2 слайд
1 ЭТАП – ИНДУКЦИЯ
- Уважаемые участники мастер –класса. Предлагаю вам посмотреть на этот предмет, и сказать, что это, чем или кем это может являться, что напоминает, с чем можно сравнить? На какое животное похоже? Я буду принимать все ответы, а моя коллега будет записывать ваши ассоциации.
Показывает участникам коричневый круг. На ватмане нарисована схема. Ассистент записывает ответы участников (Примерные варианты ответов: круг, символ, мяч, медведь, пуговица, и т.д.)
- К какому методу обучения можно отнести эти ассоциации? При каком методе обучения используются ассоциации?
- Правильно, это метод наглядного моделирования.
В центр схемы вписывается авторская находка, по стрелочкам расположены все ассоциации.
Слайд 3
- В связи с этим можно вспомнить слова Константина Дмитриевича Ушинского. Он сказал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
- Моей авторской находкой является «Использование метода наглядного моделирования при ознакомлении младших дошкольников с русскими народными сказками».
Слайд 4
2 ЭТАП – САМОКОНСТРУКЦИЯ
- Данный метод более углубленно я стала использовать с 2019 года. К этому меня привело введение парциальной образовательной программы «Ступеньки красивой речи». Данная программа входит в часть образовательной программы детского сада, формируемую участниками образовательных отношений. Она основана на пособии Оксаны Семеновны Ушаковой «Знакомим с литературой детей 3-5 лет». В этом пособии планируется использование наглядного моделирования для усвоения образного содержания сказок.
- В 2020 году я представляла свою методическую разработку «Использование метода наглядного моделирования при ознакомлении дошкольников с русскими народными сказками» на муниципальной Лаборатории молодого педагога. А в 2021 году на базе детского сада был проведен Методический сбор молодого педагога с показом детской деятельности.
- Кратко расскажу вам о практике моей работы. Но сначала определим, что обозначает понятие «моделирование».
Моделирование - наглядно-практический метод обучения, позволяющий в наглядной и доступной форме выявить скрытые свойства того или иного объекта или явления.
Цель моделирования: выделить какое-то свойство предмета, объекта или явления и представить его в наглядной форме.
В основе моделирования лежит принцип замещения, когда реальные предметы замещаются в деятельности детей рисунком, схемой, значком, другим предметом.
Доступность моделирования дошкольникам отмечалась и в исследованиях Леонида Абрамовича Венгера, Даниила Борисовича Эльконина.
Цель наглядного моделирования в художественной литературе – обеспечить успешное освоение детьми содержания художественного произведения (сказки), связей и отношений существующих между героями.
Слайд 5
- Почему мне интересен этот метод?
- В младшей группе мы знакомим детей с большим количеством сказок, содержание которых иногда воспринимается ими сложно. В частности, в Федеральной образовательной программе в примерный перечень художественной литературы включено много новых русских народных сказок и сказок народов мира.
- Для детей младшего дошкольного возраста хaрaктepнa быcтpaя yтoмляемocть и пoтeря интepeca к зaнятию. Это можно легко преодолеть через использование приёмов наглядного моделирования.
- Иcпoльзoвaниe наглядного моделирования oблeгчaeт и ycкopяeт пpoцecc понимания и запоминания сказок, потому что дети могут зpитeльнo пpeдcтaвить содержание и героев сказки, помогает их различать по различным признакам.
- При моделировании дети задействуют зрительную, двигательную, ассоциативную память детей.
- Научные исследования и практика доказывают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая понятна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что применение заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Слайд 6
Формирование навыков наглядного моделирования происходит постепенно с постоянным повышением доли самостоятельного участия детей в процессе работы. Для этого мы применяем разные виды моделирования по степени сложности.
1. На начальном этапе обучения моделированию и пересказу сказок мы используем предметную модель. Это предметные картинки, последовательно отражающие движение сюжета.
Слайд 7
2. На следующем этапе дети слушают сказку в исполнении воспитателя, с одновременным выкладыванием заместителей по какому-либо одному признаку: это может быть или величина, или цвет, или форма.
Если выкладываем модель по признаку величины, то берутся символы одинакового цвета, но разного размера. Такая модель представляет собой сериационный ряд из постепенно увеличивающихся или (уменьшающихся) полосок или кружков разной величины. Например, как в сказке «Три медведя».
Если выкладываем модель по признаку цвета, то выбираем символы одинакового размера, но разные по цвету, соответствующему цвету героев сказки (оранжевый символ – лиса).
Слайд 8
3. Далее мы объединяем несколько признаков одновременно. Это может быть величина, цвет, форма. )оранжевый треугольник – лиса, маленький серый круг – мышка).
Например, в сказке «Рукавичка» дети выкладывают полоски разных цветов и разного размера.
Слайд 9
4. К концу учебного года я практикую использование двигательного моделирования.
В двигательном моделировании дети действуют с фигурами - заместителями персонажей. При рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее). Как, например, модель к сказке «Кот, петух и лиса», или «Заюшкина избушка».
Слайд 10
При подготовке к чтению сказок с использованием наглядного моделирования мы соблюдаем важные особенности.
Во-первых, мы предварительно прорабатываем текст, и выделяем те места, где можно сделать остановки для выкладывания героев детьми.
Во-вторых, непосредственно перед чтением детям младшего дошкольного возраста мы практикуем предварительное рассматривание изображений героев и подбор к ним символов. А затем читаем сказку, и моделируем ее, не прерываясь на объяснения.
Слайд11
3 ЭТАП – СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ
Работа с фокус –группой
- А теперь мы попробуем практически смоделировать сказки для детей второй младшей группы. Сегодня у нас будут работать две фокус-группы. Предлагаю вам сесть за столы.
- Для каждой фокус-группы будет свое задание. Задание для первой группы такое.
Мастер озвучивает задание для фокус-группы.
- Я предлагаю вам самим смоделировать сказку «Теремок», вместо героев сказки вы будете использовать геометрические фигуры, различающиеся по цвету.
Задание | Продукт |
Сказка «Теремок»
| Предметная модель |
- Задание для второй группы такое.
Мастер озвучивает задание для фокус-группы.
- Я предлагаю вам самим смоделировать сказку «Репка», вместо героев сказки вы будете использовать геометрические фигуры, различающиеся по размеру.
Задание | Продукт |
Сказка «Репка»
| Сериационная модель |
5 ЭТАП – АФИШИРОВАНИЕ
- Приступаем к этапу афиширования вашей работы. Предлагаю вам представить свой продукт.
Фокус-группа демонстрирует свой продукт для аудитории и мастера. Основное условие этого этапа: демонстрируются все продукты деятельности фокус-групп.
Важно, чтобы все участники мастерской были выслушаны!!!
Нaгляднoe мoдeлиpoвaние помогает детям в овладении связной речью; использование различных симвoлов, пиктограмм, заместителей схем облегчает запоминание и увеличивает oбъем памяти и в целом развивает мыслительную и, самое главное, речевую дeятeльнoсть дeтeй.
6 ЭТАП – РЕФЛЕКСИЯ
"Ресторан"
На доске приклеиваются картинка "Повар" и вопрос: "Насытились?". На отдельных карточках набраны ответы: Я наелся. Я съел бы еще. Я не наелся.
- Попрошу вас оценить ваше участие в мастер-классе. Я постаралась вас накормить, и спрашиваю: вы насытились? На кастрюлях написаны ответы. Приклейте стикер на выбранную вами кастрюлю. - Благодарю за вашу оценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование метода наглядного моделирования для детей младшего возраста
конспекты занятий по НОД по образовательной области "Познание"...

Использование метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками
Презентация об использовании метода наглядного моделирования для всестороннего развития ребенка - дошкольника...

НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе.Рассказывание русской народной сказки "Колобок" с элементами моделирования образовательная область:художественно-эстетическое развитие
ознакомление с художественной литературой...

«Мастер-класс: использование дидактической книги для формирования свободного общения младших дошкольников (3 – 4 лет) с взрослыми и сверстниками»
Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в ...

«Мастер-класс: использование дидактической книги для формирования свободного общения младших дошкольников (3 – 4 лет) с взрослыми и сверстниками»
Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в ...

Материал из опыта работы - проект по ознакомлению детей второй младшей группы с русскими народными сказками " В гостях у сказки"
Знакомство детей с русскими народными сказками с использованием современных образовательных технологий (сказкотерапия, игровая)...

Педагогический проект младший возраст "Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки"
Педагогический проект младший возраст "Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки"...