Доклад на тему: «Формирование навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью»
материал

Кирш Марина Алексеевна

Доклад на тему: «Формирование навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл for-nie_navykov_sam-niya.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального        обслуживания Калининградской области «Детский дом-интернат    «Маленькая страна»

Доклад на тему: «Формирование навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью»

                                                                                                                                           

                                                     

                                                           Подготовила воспитатель: Кирш М.А.

п. Крылово

2025г.

Доклад на тему: «Формирование навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью»

    Овладение навыками самообслуживания является важным условием для включения в коллектив сверстников и успешной социализации детей с умственной отсталостью. Формирование данной категории навыков имеет большое значение для социальной адаптации. Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социализации, адаптации в обществе и умений достойно жить в нем. Дети с множественными нарушениями психофизического развития наделены особыми способностями, имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.

   Одним из первых и важных шагов в процессе развития социальной самостоятельности детей с умственной отсталостью является развитие и формирование навыков самообслуживания.

   Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и овладение умениями и навыками необходимыми в самостоятельной жизни.

   Самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание самого себя (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры) Т. А. Власова определила навыки самообслуживания, как первоначальную ступень трудового воспитания. Ребенка необходимо не только научить правильно выполнять все действия, связанные с самообслуживанием, но и выработать у него привычку к самообслуживанию. Данное понятие включает в себя ежедневное выполнение простых трудовых заданий, которые приучают к систематическому труду. Именно через самообслуживание впервые устанавливаются отношения с окружающими людьми, в осознании откладываются свои обязанности по отношению к ним.

Овладение навыками самообслуживания является важным шагом на пути к независимости. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающем мире, способствовать развитию сенсорного восприятия, речи, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Л. В. Куцакова и В. И. Логинова в своих исследованиях представили следующую классификацию социально-бытовых навыков, которые можно включить в навыки самообслуживания:

• навыки по уходу за собой: умение надевать и снимать одежду (также застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии), соблюдать опрятный вид одежды, гигиенические навыки;

• навыки приема пищи: умение готовить (например, намазать хлеб маслом, налить чай), пользоваться столовыми приборами, накрывать стол и убрать с него, соблюдать навыки этикета за столом и др.;

• элементарные движения: умение вытереть ноги при входе в помещение, подниматься по лестнице;

• навыки ручного труда: использование стиральной машинки, либо стирка вручную, устранить поломки, не требующие профессиональных знаний;

• уход за помещением: умение открыть окно, пользоваться ключом, уборка жилого помещения (вытирать пыль, мыть игрушки, пользоваться пылесосом, расправить или застелить постель), пользование кухонной плитой, умение мыть посуду.

О. О. Лагойкина отмечает: «Элементарные навыки самообслуживания включают в себя усвоение следующих умений:

• прием пищи (есть ложкой и вилкой, пить из чашки);

• раздевание и одевание (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);

• гигиены тела (мыть руки и лицо, мыть голову шампунем, мыть тело мочалкой, вытираться полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);

• опрятности (пользоваться горшком).

   Существуют следующие принципы развития навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью, которые основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Важно учитывать особенности его возраста, уровня развития и прогресса. Процесс развития навыков самообслуживания должен быть структурирован и систематизирован, начиная с простых задач и постепенно переходя к более сложным.

Развитие навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью основывается на нескольких принципах.

  • Индивидуальный подход. Каждый ребенок с умственной отсталостью уникален, поэтому необходимо разрабатывать программу развития навыков самообслуживания исходя из его потребностей и возможностей.
  • Постепенное прогрессирование. Навыки самообслуживания развиваются постепенно и должны быть доступными для ребенка в зависимости от его возраста и уровня развития.
  • Позитивное подкрепление. Для стимулирования развития навыков самообслуживания необходимо использовать позитивное подкрепление, такие как похвала и поощрение.
  • Систематичность и последовательность. Развитие навыков самообслуживания требует постоянного повторения и практики. Важно создать систему повторений и последовательных заданий, чтобы ребенок мог освоить каждый навык поэтапно.

Во-первых, важно начать развитие навыков самообслуживания с раннего возраста. Чем раньше ребенок начнет осваивать основные навыки, такие как кормление, одевание, гигиена, тем легче ему будет адаптироваться к повседневным жизненным ситуациям и учиться новым навыкам. Распределение задач постепенно, с прогрессирующей автономностью, позволяет детям генерировать те навыки, которые требуются в конкретной ситуации.

Во-вторых, важно индивидуализировать подход к развитию навыков самообслуживания. Каждый ребенок с умственной отсталостью имеет свои особенности, навыки и потребности. Поэтому необходимо проводить индивидуальную оценку уровня развития ребенка и адаптировать программу развития под его потребности. Такой индивидуальный подход поможет максимально эффективно развить навыки самообслуживания у каждого ребенка.

В-третьих, важно создать поддерживающую среду. Для развития навыков самообслуживания необходимо создать специальные условия и общую среду, которая будет способствовать формированию навыков самообслуживания. Это может включать в себя создание структуры и режима дня, настройку пространства и предоставление специальных инструментов и материалов. Вся среда должна быть ориентирована на обеспечение возможностей для развития навыков самообслуживания.

   Для обучения культурно-гигиеническим навыкам и формированию навыков самообслуживания очень важно использовать дидактические игры, которые являются для наших детей наиболее подходящей формой обучения. Дидактические игры не зря заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Под руководством воспитателя дети учатся решать познавательные задачи. Любая дидактическая игра ставит целью облегчить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности. Включая дидактические методы в занятия, отбираем те из них, которые доступны для детей. Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, личностное творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности.   

   При формировании навыков самообслуживания детей с умственной отсталостью возникают определенные трудности, которые связаны с особенностями протекания психических процессов у данной категории детей: повышенная отвлекаемость, слабо развитая мускулатура пальцев (плохо развита мелкая моторика рук), трудности при запоминании последовательности действий и отсутствие навыка планирования. Формирование навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью не происходит самопроизвольно, как у норматипичных. Затруднения осложняют формирование и развитие навыка самообслуживания у детей с умственной отсталостью и приводят к нежеланию выполнять нужные действия. Для рассматриваемой категории детей характерно формирование навыков по подражанию. Это обусловлено наличием нарушений не только в интеллектуальной сфере, но и особенности развития движений, слухового и зрительного восприятия, эмоционально-волевой сферы, функций контроля.

Поэтому работа по развитию навыков происходит в более медленном темпе и с большим количеством повторений однотипных действий. Для коммуникативной сферы детей с умственной отсталостью характерно нарушение словесной регуляции речи, из-за чего возникают трудности в процессе овладения произвольными трудовыми движениями. Так как навыки самообслуживания основываются на выполнении высших произвольных трудовых движений, нарушения коммуникативной сферы осложняет их осваивание. Свое влияние на процесс формирования навыков самообслуживания детей с умственной отсталостью оказывают и особенности физического и моторного развития. Особые затруднения у данной группы детей возникают при тонких движениях рук, выполнении действий с предметами они часто не соизмеряют собственную физическую силу из-за чего-либо роняют предмет, либо сильно сжимают его и дергают. В большинстве случаев у детей данной категории отсутствует понимание логической последовательности ряда действий, которые входят в навык самообслуживания. Зачастую страдает характер выполнения каждого отдельного их действия. Для движений, связанных с навыками самообслуживанием, характерна неуверенность, нечеткость, замедленность или, в ином случае суетливость, а также плохая скоординированность. Формирование и дальнейшее развитие навыков самообслуживание значительно усложняется, а иногда становится невозможным из-за грубых нарушений моторного развития. Затруднения вызывают навыки, требующие тонкие дифференцированные движения мелкой моторики рук детей, например, шнурование обуви или застегивание и расстёгивание пуговиц.

Таким образом, формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Причины могут быть такими: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций контроля, нарушения интеллектуального развития. При формировании навыков самообслуживания детей с умственной отсталостью необходимо учитывать особенности когнитивной сферы, эмоционально-волевой, коммуникативной, а также деятельностной. 

   Формирование навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью – очень сложный процесс. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются, во всяком случаи полностью. Процесс обучения навыкам самообслуживания детей с отставанием в умственном развитии должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

   Таким образом, формирование навыков самообслуживания является важным аспектом в воспитании детей с умственной отсталостью. Эти навыки помогают детям стать более самостоятельными, успешными и уверенными в себе, а также улучшают их качество жизни и социальную адаптацию. Обучение этим навыкам составляет целое направление совместной работы педагогов и младших воспитателей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка.

Таким образом, в настоящей работе под навыками самообслуживания понимался комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально–бытовых ситуациях и присваиваемыми обществом человеку в качестве обязательного. Выделяют следующие группы социально–бытовых навыков, которыми дети должны овладеть в дошкольном возрасте: дети должны уметь пользоваться навыками, которые относятся к питанию: умение накрыть стол, убрать со стола, положить еду в тарелку, налить чай, пользоваться ложкой и вилкой, пить из кружки и т.д. Навыки по уходу за собой: умение одеваться, умение приводить в опрятный вид одежду; дети должны уметь чистить зубы, мыть лицо, пользоваться носовым платком, расчесывать волосы, пользоваться туалетом. Навыки, относящиеся к ручному труду: умение держать иглу, сделать узелок на нитке, умение постирать вещи и т.д. Элементарные движения: умение вытирать ноги при входе в помещение с улицы, сесть на стул, подниматься по лестнице и т.д. Умственная отсталость – это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Умственная отсталость является такой атипией развития, при которой страдают не только интеллектуальные функции, но и эмоциональная сторона, воля, поведенческие особенности, физическое развитие. Диффузность характера патологического развития подтверждается особенностями высшей нервной деятельности детей с умственной отсталостью. Умственная отсталость отрицательно сказывается на спонтанном развитии у детей навыков практической деятельности, связанной с оперированием предметами быта, с ориентировкой в малом и большом пространстве, с нормами поведения в общения в семье, в школе, в общественных местах. Формирование навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью – очень сложный процесс, значительно отличающийся от аналогичного процесса у детей с нормальным интеллектуальным развитием. У детей с умственной отсталостью формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются, во всяком случаи полностью. Причин может быть много: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально–волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, нарушение интеллектуального развития. В обучении выделяется два направления: первое направленно на формирование у детей тех навыков, которые необходимы в повседневной жизни, в первую очередь в условиях школы–интерната; второе направленно на – овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Формирование того или иного блока социально–бытовых навыков у детей с умственной отсталостью должно представлять собой систематизированную работу, а не эпизодические мероприятия. Целью этой системы должно быть полноценное восприятие ребёнком необходимых сведений, правильное формирование действий, приёмов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. Методы формирования навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения навыкам самообслуживания детей с отставанием в умственном развитии должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении самообслуживания, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Результат создает основу для коррекции (как в психическом, так и в личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию. В период обучения воспитатели и няни работают над привитием детям навыков самообслуживания. Воспитатели учат детей опрятности и правильному пользованию туалетом. Они следят за тем, чтобы дети были постоянно чистыми, опрятными, ухоженными. Дети должны научиться обращать внимание на свой внешний вид, овладеть способами приведения его в порядок, усвоить конкретную последовательность действий для выполнения того или иного навыка. Таким образом, формы и методы работы должны быть направлены на получение ребёнком конкретных результатов в освоении необходимых ему в жизни навыков самообслуживания. Важно понимать, что результаты такой работы могут быть различны у разных учеников, их осведомлённость и умелость в каждой области будет различной, а значит и для каждого ребенка необходимо разное количество времени для того, чтобы получить плодотворный результат. Точности планирования педагогической работы способствует развернутый анализ содержания формирования навыков, а также педагогическая диагностика, т. е. целенаправленный контроль над динамикой усвоения детьми навыков самообслуживания.

Умственная отсталость не должна быть преградой для развития навыков самообслуживания у детей. Специалисты, работающие с этой категорией детей, играют важную роль в этом процессе, помогая каждому ребенку достичь оптимального уровня независимости и самостоятельности.

Навыки самообслуживания у детей с умственной отсталостью

Формирование навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью имеет важное значение. Эти навыки позволяют ребенку быть более самостоятельным и независимым, что способствует его социальной адаптации и успешному включению в общество.

Интеграция родителей и педагогов в формирование навыков самообслуживания также является важным принципом. Родители и педагоги играют ключевую роль в развитии навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью. Они могут применять различные стратегии, например, поощрение и поддержку, чтобы помочь детям освоить необходимые навыки. Регулярное общение и сотрудничество между родителями и педагогами помогают установить согласованный и последовательный подход к развитию навыков самообслуживания.

Таким образом, развитие навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью требует соответствующего подхода. Четыре основных принципа, которые следует учитывать при формировании навыков самообслуживания, включают начало с малого, индивидуализацию, создание поддерживающей среды и интеграцию родителей и педагогов.

Важность формирования навыков самообслуживания

Развитие навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью имеет несколько важных принципов. Во-первых, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и разрабатывать программы, адаптированные под его потребности и возможности. Во-вторых, процесс обучения должен быть постепенным и систематическим, начиная с простых задач и постепенно переходя к более сложным. Такой подход помогает детям справляться с задачами и постепенно улучшать свои навыки. В-третьих, важно учитывать мотивацию ребенка и создавать благоприятную среду, где он чувствовал бы поддержку и успехи в своих достижениях.

Формирование навыков самообслуживания имеет множество практических выгод для детей с умственной отсталостью. Во-первых, они приобретают умение заботиться о себе и своем окружении, что способствует развитию их самооценки и самоуважения. Во-вторых, такие навыки помогают детям стать более самостоятельными и успешными во всех сферах жизни, включая образование, работу и социальные взаимодействия. Также важно отметить, что умение самостоятельно справляться с повседневными задачами позволяет детям с умственной отсталостью иметь больше свободы и выбора в своей жизни.

Таким образом, формирование навыков самообслуживания является важным аспектом в воспитании детей с умственной отсталостью. Эти навыки помогают детям стать более самостоятельными, успешными и уверенными в себе, а также улучшают их качество жизни и социальную адаптацию.

У обучающегося на уровне начального образования сформированные навыки самообслуживания включают в себя удовлетворение главных ежедневных регулируемых потребностей и осуществление расширенного спектра ежедневных бытовых потребностей без помощи взрослых. Ежедневные регулируемые потребности включают в себя личную гигиену, исправление личной нужды, приём пищи, одевание и раздевание. К группе ежедневных бытовых потребностей относится заправка постели, совершение покупок в магазине, уборка помещения, правильное пользование кранами, домашними приборами и выключателями. Для успешного осуществления действий самообслуживания обучающимся с умственной отсталостью можно оказываться помощь не менее одного раза в сутки или эпизодически [53]

Формирование навыков самообслуживания для обучающихся с умственной отсталостью является наиболее значимым, чем для нормально развивающихся сверстников. Так как у обучающихся с умственной отсталостью меньше возможностей в самостоятельном понимании, анализе и использовании полученной информации из окружающей среды. Особенности развития личности и познавательной деятельности у данной категории обучающихся обуславливает потребность в умении быстро адаптироваться в условиях окружающей среды, для чего следует осуществлять специальное организованное обучение. Адаптированное обучение с учетом этих особенностей дает возможность получать знания с учётом возможностей и потребностей обучающегося, что позволяет успешно адаптироваться в социуме. При формировании навыков самообслуживания у категории обучающихся с умственной отсталостью возникают определенные трудности, которые связаны с особенностями протекания психических процессов у данной категории детей: повышенная отвлекаемость, слабо развитая мускулатура пальцев (плохо развита мелкая моторика рук), трудности при запоминании последовательности действий и отсутствие навыка планирования. Формирование навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью не происходит самопроизвольно, как у норматипичных. В большинстве случаев сформированность навыков не соответствует возрастным показателям норматипичных сверстников. Затруднения осложняют формирование и развитие навыка самообслуживания у младших школьников и приводят к нежеланию выполнять нужные действия [42]. Для рассматриваемой категории детей характерно формирование навыков по подражанию. Это обусловлено наличием нарушений не только в интеллектуальной сфере, но и особенности развития движений, слухового и зрительного восприятия, эмоциональноволевой сферы, функций контроля [48]. Для обучающихся с умственной отсталостью характерно нарушение в 25 формировании рефлекторных дуг, которые необходимы для овладения навыком, поэтому продолжительное время отработка навыков происходит совместно с педагогом. Также, следует отметить, инертность психических процессов обучающихся с умственной отсталостью, более длительный промежуток времени между предъявляемой информацией и ответной реакцией учащихся, нередко встречаются проблемы в двигательной сфере, которые проявляются в нарушении темпа, ритма, точности, координации и автоматизации движений. Поэтому работа по развитию навыков происходит в более медленном темпе и с большим количеством повторений однотипных действий. Для коммуникативной сферы обучающихся с умственной отсталостью характерно нарушение словесной регуляции речи, из-за чего возникают трудности в процессе овладения произвольными трудовыми движениями, обучающиеся с умственной отсталостью испытывают трудности при выстраивании логической взаимосвязи речи и соответствующей ей деятельности. Так как навыки самообслуживания основываются на выполнении высших произвольных трудовых движений, нарушения коммуникативной сферы осложняет их осваивание. Свое влияние на процесс формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью оказывают и особенности физического и моторного развития. Особые затруднения у данной группы обучающихся возникают при тонких движениях рук, выполнении действий с предметами они часто не соизмеряют собственную физическую силу из-за чего либо роняют предмет, либо сильно сжимают его и дергают. В большинстве случаев у обучающихся данной категории отсутствует понимание логической последовательности ряда действий, которые входят в навык самообслуживания. Зачастую страдает характер выполнения каждого отдельного их действия. Для движений, связанных с навыками самообслуживанием, характерна неуверенность, нечеткость, замедленность или, в ином случае суетливость, а также плохая скоординированность. Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной 26 отсталостью на уровне начального образования начинается под воздействием требований со стороны окружающих. Вследствие наличия специфических черт такой логической операции, как анализ, у обучающиеся с умственной отсталостью при самостоятельном выполнения навыка по самообслуживанию возникают трудности с переносом навыка на другую ситуацию, при выполнении навыка сталкиваются с трудностями. Анализ предметов и ситуации, в которой необходимо их применить, обучающиеся с умственной отсталостью проводят бессистемно, допускают пропуски важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные для них части. Что обуславливает нарушение в процессе составления последовательности действий при выполнении конкретного навыка. Некритичность к собственной деятельности влияет на опрятность выполнения навыков по содержанию личных предметов и окружающего пространства в чистоте, также характерна неспособность соблюдения опрятного внешнего вида самого обучающегося. Отличительной чертой для обучающихся с умственной отсталостью является восприятие задания не в полном объёме, что обусловлено отсутствием ориентировочного этапа. Это обусловлено недостатками мотивационной сферы, которые проявляются в уходе от задания и психической пассивности обучающихся. Именно поэтому на начальном этапе формирования навыков самообслуживания многие обучающиеся не имеют способностей к планированию организации собственной деятельности, а точнее к переходу от одного действия к другому, осуществлению связи между ними, применению адекватных способов выполнения задания. Несформированность произвольного сосредоточения и нарушение контакта с педагогом или другим взрослым в процесс формирования и развития навыков самообслуживания обуславливает трудности для обучающихся с умственной отсталостью в течении продолжительного времени концентрировать своё внимание на одном действии: повторение одинаковых движений приводит к утомлению, поэтому педагогу 27 периодически приходится привлекать внимание учащегося к выполняемой им работе. Обучающиеся с умственной отсталостью на уровне начального образования нуждаются в многократном повторении пройденного материала, так как они могут забыть даже хорошо усвоенное, что обусловлено особенностями памяти данных обучающихся. Для успешного закрепления навыков самообслуживания у этих обучающихся требуется упорная работа по их закреплению, так как объем осваиваемых ими знаний невелик. В случае неудач в выполнении какого-либо действия самостоятельно или совместно с педагогом может возникнуть отрицательная реакция или протест против дальнейшего выполнения действий. Негативное влияние оказывает на деятельность обучающихся с умственной отсталостью неумение распределять внимание в процессе своей деятельности. Особенности восприятия обучающихся с умственной отсталостью также оказывают влияние на характер их деятельности. Исследования Л. В. Занкова, Б. И. Пинского и Ж. И. Шиф указывают на то, что восприятие таких обучающихся своеобразно [21, 30, 46]. Отсутствие целенаправленных приемов таких как применение анализа, сравнения, систематического поиска и полного охвата материала обуславливает беспорядочный и неосмысленный характер деятельности обучающихся. Для внимания характерна слабая устойчивость, поэтому им можно завладеть только с помощью использования красочных картинок и ярких игрушек, однако сосредоточить внимание в течении длительного времени на чем-либо достаточно трудно. Значительные трудности у обучающихся с умственной отсталостью возникают при необходимости наблюдать одновременно за несколькими объектами, а также контролировать и регулировать собственные действия в это время. Значительное влияние на формирование навыков у обучающихся с умственной отсталостью оказывают такие факторы, как отсутствие знаний и умений для формирования нового навыка, а также особенности физического развития у данной категории обучающихся [20]. По мнению 28 Л. С. Выготского формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования осуществляется на аномальной основе, поэтому для развития данной категории навыков характерна замедленность, своеобразные черты и существенные отклонения от нормативного развития [12]. Формирование и дальнейшее развитие навыков самообслуживание значительно усложняется, а иногда становится невозможным из-за грубых нарушений моторного развития. Затруднения вызывают навыки, требующие тонкие дифференцированные движения мелкой моторики рук обучающегося, например шнурование обуви или застегивание и расстёгивание пуговиц. Личность и мотивационная сфера обучающегося с умственной отсталостью на уровне начального образования, аналогично сверстникам с нормативным развитием формируется в деятельности. Но данный процесс у данной категории обучающихся осуществляется на аномальной основе. Поражение центральной нервной системы в полной мере влияет на развитие обучающихся, а именно снижает их потребность в получении новых впечатлений и испытываемых при этом эмоций, что оказывает влияние на их возможности адаптации. Вследствие чего возникает негативизм при выполнении навыка самообслуживания как самостоятельно, так и совместно со взрослым. Проблема деятельности обучающихся с умственной отсталостью напрямую связана с проблемой сознания. Согласно исследованиям Г. М. Дульнева и Б. И. Пинского обучающиеся с умственной отсталостью на уровне начального образования иногда встречаются с трудностями подчинения отдельных действий, которые требуются для решения поставленной перед ними задачи [29]. Особенности выполнения целенаправленной деятельности вызваны нарушением пространственной ориентировки, в ошибочном поэтапном планировании действия и их выполнений, а также в отсутствии собственной критичности к полученным результатам в ходе собственной работы. Вследствие нарушения 29 пространственной ориентировки у данного контингента обучающихся возникают трудности с такими навыками самообслуживания, как одевание и раздевание, выбор одежды в соответствии с сезоном и погодой, выполнении поручений взрослых, связанных с поддержанием чистоты окружающего пространства, а также трудности освоения и определения времени и пространства [53]. Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью невозможно без запоминания и привлечения прошлого жизненного опыта. По мнению Л. В. Занкова усвоение новых знаний, формирование новых навыков и их использование в дальнейшей деятельности без работы памяти невозможно. Усвоение навыков самообслуживание происходит посредством произвольного запоминания, так как ведущим мотивом при этом является желание получить одобрение или поощрение от педагога. У обучающихся отмечаются трудности в процессе воспроизведения ранее полученной информации или изученного алгоритма действий в процессе выполнения навыка по самообслуживанию. В процессе его выполнения может быть нарушена последовательность действий и осуществление без опоры на ранее освоенный алгоритм, а по подражанию, то есть бессознательно. С. Л. Мирский считал, что навыки самообслуживания играют большую роль в судьбе обучающихся с умственной отсталостью [26]. Так как за счет навыков самообслуживания можно эффективно корректировать интеллектуальные, двигательные и личностные нарушения обучающихся с умственной отсталостью. Данная категория обучающихся имеет способность развиваться, но темп их поступательного движения носит замедленный и качественно измененный характер. Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью оказывает влияние на психические процессы, благодаря чему появляется возможность в будущем успешно расширять представления и знания об окружающих предметах, развивать сенсорное восприятие, речь, тонкую моторику и 30 зрительно-моторную координацию, а также самостоятельно выполнять действия по предъявленному примеру и словесной инструкции, при этом соблюдая план действий и ориентируясь на образец. Таким образом, формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Причины могут быть такими: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций контроля, нарушения интеллектуального развития. При формировании навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью необходимо учитывать особенности когнитивной сферы, эмоционально-волевой, коммуникативной, а также деятельностной. Характерные особенности протекания психических процессов для этой категории обучающихся оказывают обуславливают замедленный темп формирования навыков самообслуживания, это подтверждают в своих исследованиях различные научные деятели. Однако, формирование навыков положительно влияет в процессе обучения на развитие и коррекцию психических процессов. Навыки самообслуживания напрямую влияют на самооценку ребенка, являются важным шагом на пути к его социализации. Следует отметить, что проблема формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования остаётся недостаточно изученной.

Введение

Актуальность. Навыки самообслуживания очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Кроме того, формирование у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Препятствием в овладении ребенком простейшими жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания являются существенные отклонения в развитии моторики у умственно отсталых детей уже в раннем дошкольном возрасте. Замедленное развитие двигательной сферы существенно снижает возможности ребенка в ознакомлении с окружающим его предметным миром. Движения умственно отсталых детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду. В дошкольном возрасте многие умственно отсталые дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются. Причин могут быть такими: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально–волевой сферы, низкий уровень развития функций контроля, нарушения интеллектуального развития, вышесказанным и обусловлена тема исследования «Особенности формирования навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью». Таким образом, можно сделать вывод, что проблема формирования навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью является на сегодняшний день актуальной. Разработке этой проблемы посвящены многие исследования, данные которых приводятся в психолого-педагогической и специальной литературе. В работах по изучению своеобразия формирования навыков у детей с нарушением интеллекта выделялись факторы, оказывающие на них влияние, а именно: отсутствие знаний и умений для формирования нового навыка (двигательного – Б. И. Пинский); особенности физического развития (Р. Д. Бабенкова, Т. Н. Головина, Н. А. Козленко, Е. Н. Правдина–Винарская, Г. Е. Сухарева); особенности восприятия, процессы внимания и памяти, анализа и сравнения (Л. Н. Занков, Б. И. Пинский, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф); нарушения программирования и контроля над действием при выполнении навыка, а также затруднения при выполнении координационных двигательных действий (Н. П. Вайзман). С самого раннего детства начиная прививать детям навыки санитарии, гигиены и самообслуживания, можно преодолеть существенные недостатки, корректировать и компенсировать отклонения в развитии детей с множественными нарушениями. Самое главное в обучении – это не только научить выполнять все действия, которые связаны с гигиеной тела, самообслуживанием, но и выработать у ребенка привычку к аккуратности и чистоплотности, которая может возникнуть только в случае, когда от воспитанника изо дня в день требуют выполнения конкретных, определенных действий. Формирование навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребёнка. Процесс обучения навыкам самообслуживания дошкольников с отставанием в умственном развитии, в том числе, и со сложной структурой дефекта, должен осуществляться с учётом личностно–ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Объект исследования: формирование навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью. Предмет исследования: особенности формирования навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью. Цель исследования: изучить особенности формирования навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью. Задачи исследования: – рассмотреть сущность понятия «навыки самообслуживания»; – выявить особенности навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью; – проанализировать методические основы особенностей формирования навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью. Методы исследования: теоретический анализ, обобщение, систематизация психолого-педагогической и методической литературы. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста»

Данное родительское собрание поможет педагогам и родителям формировать навыки самообслуживания у детей, необходимо поощрять стремление ребенка к самостоятельности...

Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью"

Цель данной работы: " Разработка и реализация системы специальных коррекционных занятий, направленных на формирование навыков самообслуживания для тетей с тяжелыми нарушениями интеллекта."...

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему «Формирование навыков самообслуживания у детей в младшем возрасте»

Обсуждение с родителями проблемы формирования навыков самообслуживания у детей младшего возраста (сообщение воспитателя по теме собрания, анализ родительских анкет "Навыки самообслуживания у дете...

Консультация для родителей на тему:«Формирование навыков самообслуживания у детей 2 – 3 лет».

В три года у ребенка должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки (самостоятельно есть ложкой, проситься в туалет и пользоваться горшком, умываться и мыть руки, пользоваться полотенцем) и н...

Опрос родителей на тему «Формирование навыков самообслуживания у детей в семье»

Уважаемые родители! Просим вас принять участие в опросе на тему:«Формирование навыков самообслуживания у детей в семье»....

Родительское собрание на тему «Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Цель: Формирование у детей и родителей культуры здоровья.Задачи: Формирование у родителей представления о воспитании культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста; повысить интерес родител...

«Формирование навыков общения у детей с умственной отсталостью»

в дошкольном возрасте закладываются основные коммуникационные навыки человека, дисциплинированность, навык самоорганизации. От того, насколько успешным будет этот процесс, зависит дальнейшая учебная, ...