Конспект родительского собрания в младшей группе на тему «Формирование навыков самообслуживания у детей в младшем возрасте»
материал (младшая группа)
Обсуждение с родителями проблемы формирования навыков самообслуживания у детей младшего возраста (сообщение воспитателя по теме собрания, анализ родительских анкет "Навыки самообслуживания у детей младшего возраста" , обсуждение педагогических ситуаций, работа с "Памятками по формированию навыков самообслуживания", обсуждение высказываний известных людей о формировании навыков самообслуживания у детей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit_sobranie_samoobsluzhivanie_2_ml_gr.docx | 34.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №2 «Колосок»
Конспект родительского собрания
в младшей группе
на тему:
«Формирование навыков самообслуживания у детей в младшем возрасте»
воспитатель Березина О.Н.
октябрь 2016 г.
Форма проведения: семейная гостиная.
Цель: воспитание самостоятельности у детей младшего возраста, педагогическое просвещение родителей по теме собрания.
Предварительная работа: приглашение родителей на собрание; анкетирование родителей. (Вопросы анкеты направлены на выявление степени обладания навыками самообслуживания у ребенка.)
Повестка дня:
- Вступление.
- Выступление воспитателя на тему: «Самообслуживание в жизни ребёнка».
- Анализ анкет.
- Ситуации для анализа.
- Работа с памятками.
- Слово-эстафета.
- Разное.
- Подведение итогов.
Ход собрания:
- Вступление.
Тема нашей встречи – «Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте»
Нашу встречу хочется начать с вопроса:
- Наблюдаются ли какие – то изменения в развитии самостоятельности вашего ребёнка?
- Стал ли он другим за год?
- Что нового появилось?
(высказывания родителей)
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.
Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или помочь ему в чём – то приходилось слышать “Я сам!”
Чтение стихотворения И. Муравейки “Я сама!”:
Давай будем одеваться...
Я сама! Я сама!
Пойдём, будем умываться...
Я сама! Я сама!
Ну идём, хоть причешу я...
Я сама! Я сама!
Ну давай хоть покормлю я...
Я сама! Я сама!
В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.
Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста заключается в постепенном приучении его к самостоятельности.
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто, особенно в 3 года, они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: “Я сам!” И мамы, которые пытаются препятствовать самостоятельности ребенка при овладении навыками самообслуживания, сохраняют за собой “ключевые позиции”, удерживают ребенка в зависимом состоянии, несомненно, наносят вред своему ребенку. Если малыш не отличается сильным характером и бойцовскими качествами, он может сдаться и позволит одевать себя чуть ли не до школы.
Как мы уже отметили, готовность, и решимость осваивать навыки самообслуживания большинство детей демонстрируют где-то в возрасте трех лет, в период одного из кризисов взросления с доходчивым названием “Я сам!”. У ребенка появляется устойчивое желание самоутвердиться. И подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя!
Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.
Конечно, пятилетний ребенок выучится быстрее. Но за эти годы он может утратить главное – желание учиться. Стимулы исчезают, теряются. Ведь трехлетка будет безумно горд, когда впервые застегнет сам молнию на куртке. Пятилетний же, освоив это мастерство, ничего не почувствует. И в самом деле, в пять лет-то, чем тут гордиться? Это все сверстники давно умеют.
Мини - итог: формировать навыки самообслуживания надо вовремя, необходимо поощрять стремление ребенка к самостоятельности.
Мини – итог: Итак, давайте будем учиться вовремя и вместе.
Дети – элементарным навыкам самообслуживания.
Мы – последовательности, методичности и терпению.
А терпения как раз порой и не хватает…
2.Анализ анкет.
Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно?» Давайте попробуем определить это.
Вам были выданы анкеты: «Навыки самообслуживания у детей младшего возраста», чтобы Вы заполнили их дома.
Анкета для родителей
Навыки самообслуживания у детей младшего возраста
Критерии самообслуживания | Самостоятельно | С помощью взрослого |
Следит за собой (опрятность) |
|
|
Старается быть аккуратным в быту |
|
|
Может кушать самостоятельно |
|
|
Может пользоваться носовым платком |
|
|
Может раздеваться |
|
|
Может одеться |
|
|
Складывает свои вещи |
|
|
Может убрать за собой игрушки |
|
|
Моет и вытирает руки |
|
|
Ходит в туалет |
|
|
Просит ли помощи, если что-то не получается? |
Проанализировав их, мы получили следующие результаты, что многие действия дети выполняют самостоятельно, с помощью взрослого устраняют непорядок в одежде, складывают одежду.
Мы составили перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы:
- Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
- Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.
- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
- Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.
- Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
- Убирать игрушки, строительный материал в определенное место
- Выполнять небольшие поручение взрослых.
Для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности:
- приспособить к росту ребенка вешалку для одевания,
- выделить место для хранения предметов туалета,
- постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д.
Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.
3.Ситуации для анализа.
Давайте рассмотрим некоторые примеры из жизни.
1.Трехлетний Ваня с усердием надевает колготки. Трудное занятие! Наконец, после долгих усилий колготки почти надеты, но… наизнанку. Мать прекращает, как она говорит «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражение, стягивает с него колготки и натягивает их уже сама.
Малыш поднимает крик: «Сам! Я сам!»
Мать строго говорит: «Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь «сам».
Вопросы:
- Правильно ли поступила мама?
- Каковы последствия такого поведения мамы?
- Бывали ли подобные ситуации у вас?
- Как вы выходили из них?
- Как лучше вести себя в таких ситуациях?
(Мама поступила неправильно, мама может отбить у ребенка всякое стремление к самостоятельности, в последствии ребенок может вырасти пассивным, ленивым.
Правильнее было бы обыграть ситуацию: «Ой, смотри какие глупые колготочки – перевернулись наизнанку! Давай им поможем – вывернем их обратно».)
2.Насте 3,5 года, она категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая.
Почему так происходит? Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации.
(Вероятно, в какой – то момент родители перехватили инициативу по одеванию - раздеванию в свои руки, не поддержали стремление к самостоятельности.
Можно данный процесс превратить в увлекательную игру: вот змея заползает в нору (одевание колгот, носок), вот поезд едет через туннель (натягивание свитеров и футболок через голову). Можно поиграть в прятки. Одежда закрыла лицо – где наш малыш?
В процессе игры ребенок сможет незаметно для самого себя перехватить инициативу, почувствовать желание одеваться самостоятельно.)
3.Машу забирает бабушка, которая очень любит помогать. Даже если Маша сама одевается, бабушка так и рвется помогать.
В результате ребенок стал бегать за помощью к воспитателю по поводу каждой мелочи в одежде.
( Попросить бабушку не делать этого, этим она не помогает, а развивает в ребенке неуверенность в своих силах.)
4.Андрюше 3 года, он умеет мыть руки, вытираться полотенцем – делает это с удовольствием, используя при этом стишки и потешки.
С одеванием возникают проблемы – как его заинтересовать?
(Варианты игр мы рассматривали ранее. Возможен такой диалог: Что это такое?- Штаны! - отвечает ребенок.- Штаны? А для чего они?- Надевать.- Надевать??? А как это?)
5.На улице похолодало, стали надевать теплую одежду и начались капризы – колготки не надену, штаны не хочу и т.п. Когда одеваю сама – успокаивается. Что произошло?
(Возможно, теплые вещи не подходят для самостоятельного одевания: штанишки маловаты, колготки сделаны из теплого, но неудобного материала. Ребенку просто физически трудно одеть эти вещи).
6.Собиралась с дочкой на улицу. Дала ей одежду. А сама пошла на кухню. Через 15 минут вернулась – она не только не оделась, но и все вещи перепутала. В саду одевается сама. Почему так получилось?
(Ребенок нуждается в подробных словесных объяснениях, а возможно и непосредственной помощи, воспитатель в саду проговаривает как, что и в каком порядке надевать. Оставшись один ребенок растерялся.)
4.Работа с памятками.
На ваших столах лежат памятки.
Прочитайте их, пожалуйста. Что для вас явилось новым? С каким из выводов вы согласны? С каким из советов вы не согласны? Почему?
Памятка по формированию навыков самообслуживания.
- Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
- Поощряйте, хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения.
- Необходимо правильно руководить действиями детей, проговаривать что, как и в каком порядке делать.
- Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия.
- Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
- Старайтесь поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
- Используйте игровые ситуации.
- Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
Надеемся, что памятка поможет вам в деле воспитания ваших детей.
А сейчас мы предлагаем вам поделиться с нами достижениями вашего ребенка. Предлагаем вам сыграть в игру:
6. Слово-эстафета.
Родители должны продолжить начатое воспитателем предложение:
“ Мой ребенок умеет или делает…..”
(Для большей организованности предложить родителям передавать друг другу небольшой предмет.)
7.Обсуждение с родителями высказываний известных людей:
“Воспитание – это наука, обучающая наших детей обходиться без нас”.
(Легуве, французский писатель)
Поверьте не стареющей примете: век плачут избалованные дети.
Отец не научил – чужой дядя не научит.
Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься.
Детки хороши - отцу и матери венец,
Худы – отцу и матери конец.
8. Подведение итогов собрания, рассмотрение интересующих родителей вопросов, индивидуальные беседы с родителями.
Что ж сегодня у нас появилась уверенность в том, что мы можем помочь нашим детям стать более самостоятельными, уверенными в своих силах.
В заключении определяем тему следующего собрания,
сроки его проведения. А также предлагаем родителям ответить на вопросы анкеты , раскрывающие положительные и отрицательные стороны проведенного родительского собрания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания во второй младшей группе по теме :” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте”.
Конспект родительского собрания во второй младшей группе по теме :” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте”. ...
Конспект родительского собрания во второй младшей группе по теме : ” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте”.
Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста...
Самообслуживание . Формирование навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.
Самообслуживание во время подъема после сна.Цель: показать использование приемов трудового воспитания, формирования навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.Задачи:1. Воспиты...
Конспект родительского собрания во второй младшей группе по теме :” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте”.
1.Анкетирование родителей. Вопросы анкеты направлены на выявление степени обладания навыками самообслуживания у ребенка . 2.Оформление группы. Оформление стенгазеты :” Я умею сам !!!”. (Вк...
Формирование навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.
Этот материал был подготовлен для выступления на педсовете. Будет интересен молодым воспитателям и родителям, так как содержит практические советы по формированию самостоятельности, умений и навыков у...
Родительское собрание в старшей группе по теме: «Формирование культуры взаимоотношений у детей дошкольного возраста»
Родительское собрание в старшей группе по теме: «Формирование культуры взаимоотношений у детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей 2-3 лет. Тема: "Развитие навыков самообслуживания у детей первой младшей группы."
Консультация для родителей детей 2 - 3 лет Тема: «Развитие навыков самообслуживания у детей первой младшей группы» Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольник...