Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью"
методическая разработка на тему
Цель данной работы: " Разработка и реализация системы специальных коррекционных занятий, направленных на формирование навыков самообслуживания для тетей с тяжелыми нарушениями интеллекта."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_form._navykov_samoobsl.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение
социального обслуживания “Детский дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №4”
Доклад на тему:
Формирование навыков самообслуживания
у детей с умственной отсталостью
Составитель: Гарева Людмила Михайловна
Санкт-Петербург
2017
Самообслуживание - обслуживание самого себя, удовлетворение своих потребностей нужд, потребностей собственными силами.
Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах у детей с нарушением интеллекта.
Самообслуживание (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации.
Формирование навыков самообслуживания позволит в будущем эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации.
А так же умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий .
У детей с умственной отсталостью формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи.
В основе этой работы лежит пошаговые обучения навыкам самообслуживания. Преимущество пошаговой системы состоит в том , что она позволяет более эффективно обучить ребенка с особенностями развития определенному навыку именно в том возрасте и в том объеме , в котором этот навык формируется в случае нормального развития. Для этого определяется уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг ,которому нужно ребенка обучить. Используется система поощрений (внимание, пищевое подкрепление-любимая еда или питье, любимые занятия и т.д.). Также хорошо использовать способ многократного повторения одного и того же действия в определенной последовательности. Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жестам, а затем к инструкции.
Очень эффективно использование в работе альтернативной коммуникации.
Общение и коммуникация является основным компонентом эмоционального развития детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой), познания ими окружающего мира.
Общение предполагает как передачу информации, так и передачу эмоционального состояния. Основой процесса общения является речь. Однако, у многих детей с интеллектуальными нарушениями есть задержка речи или полное ее отсутствие (в силу физиологических причин). Дети не могут пользоваться речью для общения. Важной составляющей процесса обучения и воспитания таких детей является система невербальных средств общения, т.е. система альтернативной коммуникации. Альтернативная коммуникация выступает основным действенным средством развития коммуникативных навыков ребенка. Помогает ему не только в выстраивании отношений и общения с окружающими, но и является основным инструментом в процессе обучения и воспитания. Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития подобное обучение должно начинаться с самых элементарных форм, в том числе с доречевой коммуникации и включать целенаправленное обучение альтернативным формам невербальной коммуникации. Основными направлениями коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Коррекционная направленность альтернативной коммуникации обеспечивается через использование специальных методов, приемов и систем использования символов, которые направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта обучающихся. Методы, приемы и системы использования символов выбираются в зависимости от когнитивных, двигательных и психофизических возможностей ребенка.
Система альтернативной коммуникации предусматривает формирование логической цепи: первоначальное понятие «графический» или «предметный символ»- обобщающее понятие - закрепление навыка самостоятельных действий с графическими или предметными символами - самостоятельная ориентировка в системе символов.
Техническое оснащение курса включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативных таблиц и коммуникативные тетради, коммуникативные доски.
Используются графические символы (картиночные символы коммуникации (PECS), пиктограммы, рисунки, карточки со словами, фотографии; Предметные ( игрушки, предметы окружающего мира, модели).
Простая техника ( диктофоны, коммуникаторы ); Сложные технические приспособления ( планшетные компьютеры)
Методы формирования навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка.
Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам детей с отставанием в умственном развитии должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении самообслуживания, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Результат создает основу для коррекции ( как в психическом, так и в личном плане ) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию.
Навыки самообслуживания ( умение одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, владеть навыками гигиены; умением чистить зубы , мыть руки и умываться, а так же владеть самыми простыми навыками коммуникации общения- умение здороваться и прощаться жестами) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации.
Таким образом методы формирования навыков самообслуживания представляют собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения навыкам самообслуживания детей с нарушением интеллекта должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении самообслуживания, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Результат создает основу для коррекции (как в психическом, так и в личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Петрова.В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии?-
М.: Флинта , 1998.-104 с.
2.Мачихина В.Ф. Организованно-педагогические аспекты обучения и
воспитания умственно отсталых детей- сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.,Дефектология.-1992.-№ 4- С.19
3.Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. - М.:МГПИ имени В.И. Ленина.1983.-298с.
4.Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.2000.-№1. – С.24-26.
5.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М.:Просвещение,2001.- 144с.
6.Екжанова Е.А.,Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- М.:Просвещение,2003.- 284с
7.Скворцова В.О. Формирование навыков самообслуживания и навыков культурного поведения у младших школьников с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогические науки. ( статья).,№54-2.2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Формирование сенсорных эталонов – величина, цвет, форма с умственно отсталыми детьми, проживающих в ДДИ»
В статье представлена методика по форированию сенсорных эталонов - величины, цвета и формы....
Доклад на тему: Формирование неречевых средств общения у детей с общим недоразвитием речи
Развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состоян...
Выступление с докладом на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с овз" на IV Международной научно-образовательной конференции "Актуальные проблемы современной педагогической науки"
В данном выступлении описывается работа школы-интернат для детей с ОВЗ г.Альметьевска по формированию здорового образа жизни детей. Подробно описаны напрвления данной работы....
Доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....
Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».
Предлагаю Вашему вниманию доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"....
Доклад по теме: «Формирование традиционных семейных ценностей у детей. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения»
ДокладТема: «формирование традиционных семейных ценностей у детей. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения»...
«Формирование навыков общения у детей с умственной отсталостью»
в дошкольном возрасте закладываются основные коммуникационные навыки человека, дисциплинированность, навык самоорганизации. От того, насколько успешным будет этот процесс, зависит дальнейшая учебная, ...