онспект открытого занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе На тему: «Капелька»
план-конспект

Эльвина Равилевна Абзалова

Конспект открытого занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе

 На тему: «Капелька»

 

Цель: расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: формировать представление детей о свойствах воды и значимости чистой воды в жизни человека.

Задачи:

Образовательные: -создать целостное представление о воде, как о природном явлении;-познакомить со свойствами воды;-дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;-обогащать и активизировать словарь.

Развивающие: -развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;-развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать выявить лишнюю картинку в д/и «Кому нужна вода».

Воспитательные: -воспитывать бережное отношение к воде;-стимулировать самостоятельное  выполнения заданий и формулирование выводов;-воспитывать у детей интерес к экспериментированию.

Оборудование: магнитная доска, капли с загадками, иллюстрации с отгадками, пластиковые стаканы на каждого ребенка, мелкие камешки, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, резиновая перчатка, вода, сок, молоко, крупа, лимон, коктейльные трубочки, карточки с условными обозначениями. Картинки: корова, бабочка, береза, лук, щука, часы, фонарик, человек, синица, камыш, лиса.

 Ход занятия: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбаемся друг другу и поделимся хорошим зимним настроением! А вы любите, когда к нам приходят гости? Сегодня к нам на занятие пришла Капелька, посмотрите, какая она грустная и печальная. Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать –это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней? Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас. -Капелька из чего состоит? (Из воды). И живет она где? В воде. Молодцы. А где мы можем встретить воду? (в реке, море, кране и т. д)В: Кирилл прочитает стихотворение «Вы слыхали о воде».

Вы слышали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой? -Да! Тогда прошу за столы!

Опыт1. «Вода –это жидкость.

Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыпаемое в пустой стаканчик. Что крупа делает? Сыпется. А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? Льётся, потому что вода жидкая. Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников

Опыт 2. «На определение прозрачности воды».

В: Положите в стаканчик с Вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле прозрачная. А скажите мне ребятки, какого цвета вода? Прозрачная. Вывод: вода не имеет цвета.

Опыт 3. «На определение вкуса вод ы»

А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и попробуйте сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?  Вкусный, сладкий.

Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? Есть у нее вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. А какая вода?

Вывод: Вода –безвкусная жидкость. Посмотрите, Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала, и обрадовалась, а мы немного отдохнем.

Физкультминутка «Капельки»

Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть. Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя Раз присели, два привстали Руки кверху все подняли Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши) Вот и кончилась игра

Опыт 4: «На определение запаха воды»

 Ребята, давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет. Правильно вода ничем не пахнет. А теперь понюхайте воду с лимоном. Есть запах? А почему вода с лимоном пахнет? Да, потому, что у лимона есть запах.

Вывод: чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то уводы появится запах того, что в нее добавили.

Опыт 5 «На определение формы»

А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму. Дети отмечают, что форма у них разная. У меня есть колба. Какую форму имеет нижняя часть колбы? (Шар) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках? Д: круга, цилиндра, цветочка, прямоугольника. А в моей колбе, какую форму приняла вода? (Форму шара) (Наливаю воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки)

Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. Молодцы, вижу, вы много знаете о воде Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода? Давайте расскажем Капельке кто нуждается в воде?

Д/и «Кому нужна вода» (Подбор картинок)

-Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям. А нам, в детском саду, нужна вода?- Да! А для чего? -Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы. А, ребята, без воды все живое на свете погибнет. Вода –это жизнь! В: Молодцы ребята! Вы сказали все правильно: растениям нужна вода и их нужно поливать водой —иначе они погибнут. Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Людям вода необходима для того чтобы: пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может жить без воды. Посмотрите, какая Капелька веселая и радостная стала. Давайте еще раз напомним капельке свойствах воды. Ответы детей: Вода –это жидкость, не имеет цвета, прозрачна, не имеет вкуса, не имеет запаха, не имеет собственной формы. На память о себе она хочет подарить вам своих подружек -―капелек. Дружите с ними и берегите их!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapelka_starshaya.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе

 На тему: «Капелька»

Цель: расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: формировать представление детей о свойствах воды и значимости чистой воды в жизни человека.

Задачи:

Образовательные: -создать целостное представление о воде, как о природном явлении;-познакомить со свойствами воды;-дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;-обогащать и активизировать словарь.

Развивающие: -развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;-развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать выявить лишнюю картинку в д/и «Кому нужна вода».

Воспитательные: -воспитывать бережное отношение к воде;-стимулировать самостоятельное  выполнения заданий и формулирование выводов;-воспитывать у детей интерес к экспериментированию.

Оборудование: магнитная доска, капли с загадками, иллюстрации с отгадками, пластиковые стаканы на каждого ребенка, мелкие камешки, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, резиновая перчатка, вода, сок, молоко, крупа, лимон, коктейльные трубочки, карточки с условными обозначениями. Картинки: корова, бабочка, береза, лук, щука, часы, фонарик, человек, синица, камыш, лиса.

 Ход занятия: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбаемся друг другу и поделимся хорошим зимним настроением! А вы любите, когда к нам приходят гости? Сегодня к нам на занятие пришла Капелька, посмотрите, какая она грустная и печальная. Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать –это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней? Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас. -Капелька из чего состоит? (Из воды). И живет она где? В воде. Молодцы. А где мы можем встретить воду? (в реке, море, кране и т. д)В: Кирилл прочитает стихотворение «Вы слыхали о воде».

Вы слышали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой? -Да! Тогда прошу за столы!

Опыт1. «Вода –это жидкость.

Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыпаемое в пустой стаканчик. Что крупа делает? Сыпется. А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? Льётся, потому что вода жидкая. Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников

Опыт 2. «На определение прозрачности воды».

В: Положите в стаканчик с Вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле прозрачная. А скажите мне ребятки, какого цвета вода? Прозрачная. Вывод: вода не имеет цвета. 

Опыт 3. «На определение вкуса вод ы»

А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и попробуйте сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?  Вкусный, сладкий.

Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? Есть у нее вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. А какая вода?

Вывод: Вода –безвкусная жидкость. Посмотрите, Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала, и обрадовалась, а мы немного отдохнем.

Физкультминутка «Капельки»

Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть. Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя Раз присели, два привстали Руки кверху все подняли Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши) Вот и кончилась игра

Опыт 4: «На определение запаха воды»

 Ребята, давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет. Правильно вода ничем не пахнет. А теперь понюхайте воду с лимоном. Есть запах? А почему вода с лимоном пахнет? Да, потому, что у лимона есть запах.

Вывод: чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то уводы появится запах того, что в нее добавили.

Опыт 5 «На определение формы»

А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму. Дети отмечают, что форма у них разная. У меня есть колба. Какую форму имеет нижняя часть колбы? (Шар) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках? Д: круга, цилиндра, цветочка, прямоугольника. А в моей колбе, какую форму приняла вода? (Форму шара) (Наливаю воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки)

Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. Молодцы, вижу, вы много знаете о воде Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода? Давайте расскажем Капельке кто нуждается в воде?

Д/и «Кому нужна вода» (Подбор картинок)

-Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям. А нам, в детском саду, нужна вода?- Да! А для чего? -Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы. А, ребята, без воды все живое на свете погибнет. Вода –это жизнь! В: Молодцы ребята! Вы сказали все правильно: растениям нужна вода и их нужно поливать водой —иначе они погибнут. Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Людям вода необходима для того чтобы: пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может жить без воды. Посмотрите, какая Капелька веселая и радостная стала. Давайте еще раз напомним капельке свойствах воды. Ответы детей: Вода –это жидкость, не имеет цвета, прозрачна, не имеет вкуса, не имеет запаха, не имеет собственной формы. На память о себе она хочет подарить вам своих подружек -―капелек. Дружите с ними и берегите их!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Путешествие с Колоском»

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе содержит следующие методы и приёмы реализации содержания занятия:Словесные (упражнение - приветствие, рассказ воспит...

Конспект открытого занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему:

Цель: Расширить представление детей о зимних явлениях в природе.            -Закрепить знания детей о зимних месяцах...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: « Воздух - богатство нашей планеты Земля»

Формировали представления о воздухе, его свойствах, учились самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования, расширяли словарный запас детей,познакомили детей с нетрадиционной техникой рис...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Волшебный магнит»

Цель: Решение задач по речевому развитию, по средствам познавательно-исследовательской деятельности....

Открытое занятие по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: « Воздух и его свойства»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новобирюсинский детский сад «Солнышко»      Открытое занятие по познавательно- исследовательской ...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Дерево и его свойства"

Цель: расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.Задачи:Образовательная: познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Учить делать выводы и ...