Затруднения воспитателей ДОО при организации и проведении образовательной деятельности (занятия)
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Методические рекомендации по решению проблем, связанных с затруднениями воспитателей ДОО при организации и проведении образовательной деятельности (занятия)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Затруднения воспитателей ДОО при организации
и проведении образовательной деятельности (занятия)
- Совместная с детьми постановка цели образовательной деятельности.
- Подбор вида мотивации к образовательной деятельности.
- Обучение новому материалу, освоение нового способа деятельности.
- Привлечение детей к самостоятельному рассуждению
- Педагогическая оценка в соответствии с критериями, самооценка детей, взаимооценка.
Постановка цели
Цель (категория субъективная) - это представление о модели будущего результата, способного удовлетворить потребность при имеющихся возможностях.
Цели, которые мы ставим совместно с детьми, должны быть:
- Диагностируемые, то есть можно измерить достижение цели количественно: сколько детей освоили учебное действие, сколько нет.
- Реальными – это значит, что за отведенный промежуток времени (например, 30 минут в подготовительной группе) дети реально могут получить желаемый результат. Понятными и точными.
Методические рекомендации по постановке цели к образовательной деятельности в ДОО
- Цель деятельности всегда одна и определяется: планируемыми результатами деятельности;
- Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство», «Освоение способа» и пр. В формулировании цели деятельности следует избегать глагольных форм.
- Технология целеполагания по Б. Блуму позволит формулировать цели и задачи на языке «наблюдаемых действий», т.е. задача формулируется конкретно, так как её выполнение будет наблюдать воспитатель.
Примеры целей ОД
- знакомство со свойствами воды;
- знакомство с правилами поведения на дороге;
- освоение умения исследовать предмет с помощью органов чувств и т.п.
Посещение занятия. Как определить цель?
Мотивация (на цель)
Совместная с детьми постановка цели образовательной деятельности.
Совместная с детьми постановка цели образовательной деятельности.
Образовательные задачи образовательных задач рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действия с определённым результатом: выбрать, назвать, перечислить выполнить, систематизировать, проверить, объяснить и другие.
Пример образовательной задачи
Не правильно «Продолжать учить составлять рассказ об игрушке, рассказывая последовательно, выразительно».
Правильно «Освоение детьми способа составления рассказа-описания об игрушке, соблюдая последовательность: название игрушки, перечисление качеств, свойств и признаков игрушки, мое отношение к игрушке.
Развивающие задачи
Способствуют совершенствованию мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, сериация, сравнение, сходство, обобщение)
Например: развивать умение сравнивать, выделять главное, строить аналогии, умение ориентироваться на местности
- Примеры развивающих задач
- формирование у детей понимания логики и причинно-следственных связей повествования («Благодаря чьей помощи собачка и кошка отыскали своих хозяев в поезде?»,
- умение делать логический перенос (Предположи: а птицы во сне были больше или меньше енота? Объясни почему. А цветы?)
- Воспитательные задачи
- Способствуют воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу обучения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки, инициативы и самостоятельности.
Требования к формулировке задач
- Задач всегда несколько. Обычно выделяют образовательные, развивающие, воспитательные. Формулировка задач деятельности чаще всего имеет форму ответов на вопрос «Что надо сделать, чтобы достичь цели ОД?».
- Задачи должны начинаться с глаголов «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать», «создать условия для…» и пр.
- Способ описания учебных целей должен однозначно соотносить реальный результат обучения с запланированной целью.
Примеры проблемных ситуаций
Тема 1. «Изучение свойств предметов».
Проблемная ситуация. Дети из камней решили сделать постройку.
Задача – как сделать, чтобы постройка не рассыпалась?
Тема 2. «Изучение аквариумных рыб» Проблемная ситуация. В группе один аквариум. Могут ли жить по соседству хищные и мирные рыбы?
Формулировка противоречия
«Если предмет гладкий, то его приятно брать в руки, но всегда ли это удобно для постройки?»
Формулировка противоречия. « Если пустить хищных рыбок в аквариум, то будет красиво, но они съедят мирных».
Социальные мотивы- это желание ребенка быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности.
Примеры социальной мотивации
Сидят на скамейке возле подъезда Саша, Ксюша и Матвей и беседуют о том, что воспитатель в детском саду рассказывала, что скоро праздник «День матери». Вот они сидят и рассуждают, надо ли дарить подарки мамам в этот день, и какие подарки? А еще воспитатель рассказывала, что в этот день мамам дарят цветы незабудки и плюшевых мишек. А почему – не объяснила. Интересно, а вы, ребята, что знаете про этот праздник? Как вы думаете, удалось Саше, Ксюше и Матвею получить ответы на свои вопросы. А вы сможете ответить на эти вопросы?»»
Желание выполнить свой долг». Воспитатель рассказывает истории о тех же своих знакомых детях Саше, Ксюше и о Матвее. «Дети играли на детской площадке. Маленькие дети рассыпали песок в песочнице. Ксюша начала собирать песок лопаткой и ссыпать его в песочницу. Саша предложил Матвею: «Матвей, давай поможем Ксюше убрать рассыпанный песок в песочницу». Но Матвей сказал, что песка не там много рассыпалось, Ксюша и сама справиться. Но Матвей все-таки стал помогать Ксюше и они вдвоем быстро все убрали. А Саша почему – то стал грустный и молчаливый. Как вы думаете, что случилось с Сашей?».
Нравственные мотивы -
это осознание детьми нравственных норм и правил, понимание их общеобязательности, их действительного значения
Примеры нравственной мотивации
Тема «Путешествие по другим странам» (5-6 лет).
Цель образовательной деятельности - описание детьми поездки в другую страну. Воспитатель предлагает детям рассмотреть журналы, фото, альбомы и т. п. (любая наглядность) разных стран и поделиться своими впечатлениями о путешествиях с родителями по другим странам, найти знакомые фотографии.
Воспитатель сообщает, что тоже планирует совершить путешествие в какую-либо страну, но пока не решила в какую.
Обращается к детям с просьбой (у кого есть такой опыт) рассказать, как необходимо подготовиться к такому путешествию, как вести себя в других странах, какая нужна одежда, обувь и т.п.
«Познавательные мотивы»
Воспитатель предлагает детям послушать задачу на смекалку.
«Я прочитала логическую задачку: «Чем больше берут, тем больше становится». Оказалось, что это ЯМА. Хотите сами составить логическую задачку?» Воспитатель предлагает детям картинки «Кошка», «Язык», «Часы» для составления логических задач.
ПРИМЕРЫ ПОЗИЦИОННЫХ МОТИВОВ
Воспитатель рассказывает детям о том, что скоро новогодний праздник, все будут получать подарки. «Когда мы ждем Новый год, то пишем Деду Морозу письма со своими желаниями. Кто-то сам рисует картинки с желаемыми подарками, а кто-то просит родителей написать письмо. Один мальчик тоже попросил родителей написать письмо Деду Морозу, описал, какой хочет подарок. А вы сможете нарисовать и описать какой вы хотите подарок на Новый год?
• Воспитатель показывает очень красивую открытку детям «Ребята, посмотрите, какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить родителям на Новый год. Вы хотите такую открытку подарить своим близким?». Воспитатель показывает, как ее изготовить.
• Ребята, я прочила в книге, которая называется «Откуда пришли слова» , что слово «заяц» произошло от слов «прыгун», «скакун». Я очень удивилась, оказывается заяц – это «резвое молодое животное» и он не так труслив, как мы думаем, он просто очень осторожный и быстрый. А вы хотите узнать, как произошли слова?
Соревновательные мотивы
Это естественная потребность детей с 4-х лет к соперничеству. Дети сравнивают свои успехи, переживают промахи.
Мотив «Перевоплощение воспитателя в сказочного героя»
Мотив «Использование средств ИКТ
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности
Этап способствует приобретению нового опыта, формирует представления, поиск и открытие новых знаний / способа действия, обучает способам действия:
-проблемная ситуация, -проблемные вопросы, -презентация слайдов, -демонстрация картинок, иллюстраций, способа,- демонстрация видеофрагмента познавательного фильма, мультфильма, - энциклопедия, -дидактическая игра, - макетирование, -толстые и тонкие вопросы, -развивающие вопросы, -мозговой штурм и т.д
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности
Этап развивает практические навыки, необходимые для решения задач и проблем, способствует применению сформированных представлений, умений на практике, формирует самостоятельность в применении способа деятельности:
Показ способа действия, Алгоритмы, Схема, Таблица, Дидактическая игра, Дидактическое упражнение, Задания, Моделирование, Проекты, Макетирование, коллекционирование, кроссенс
Педагогическая оценка, рефлексия
Педагогическая оценка в соответствии с критериями
Рефлексия.
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
- Рефлексия деятельности , то есть оценить достигнутые результаты. Прием «Лестница успеха».
Рефлексия содержания учебного материала, то есть осознание содержания пройденного. «Я не знал, теперь я знаю»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический совет для воспитателей ДОО "Ознакомление с новым Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (по материалам курсов пов. квалиф. ЧИППКРО, вебинара издательства "Учитель" )
Методический совет №2МДОУ д/с № 7 «Колокольчик»Дата проведения: 13.11.2014 г.«Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»План пров...

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 07.04.2014г. № 276 г.Москва «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 07.04.2014г. № 276 г.Москва «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, ос...

Мастер-класс для педагогов "Виды проведения рефлексии при организации образовательной деятельности (занятия)."
Одним из требований, предъявляемых сегодня к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, является демонстрация педагогом профессионально правильного и грамотного...

Рекомендации для воспитателей ДОУ: «Этапы организации непрерывной образовательной деятельности. Ошибки при моделировании»
Рекомендации для педагогов. Буду рада, если они помогут вам в профессиональной деятельности....

Информационная карта участника муниципального этапа профессионального конкурса среди педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования «Воспитатель года
Информационная карта участника...

Конспект проведения образовательной деятельности (занятия) по математике в подготовительной группе на тему: «Путешествие в Африку»
Цель: развитие элементарных математических представлений в подготовительной группе в процессе дидактических игр и упражненийОбразовательные задачи:Закрепить навыки количественного и порядкового счета ...

Конспект организации и проведения образовательной деятельности: утренняя гимнастика во второй младшей группе
Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности....