Мастер-класс для педагогов "Виды проведения рефлексии при организации образовательной деятельности (занятия)."
методическая разработка

Денисова Валентина Даниловна
Одним из требований, предъявляемых сегодня к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, является демонстрация педагогом  профессионально правильного и грамотного  окончания занятия, то есть  применение им  способов  и приёмов  рефлексивной оценки. Использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий.
Итак, что такое рефлексия?
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya_deyatelnosti.docx42.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема методического объединения:

Виды проведения рефлексии при организации образовательной деятельности (занятия).

        План        

  1. Определение рефлексии
  2. Развитие рефлексии в дошкольном возрасте
  3. Виды рефлексивных заданий у дошкольников
  4. Заключение

Тема: Виды проведения рефлексии при организации образовательной деятельности (занятия).

Цель:  создать условия для повышения мотивации коллег к овладению рефлексивной техникой, знакомство с приемами использования техники  эмоционального состояния рефлексии на занятиях.

Количество слушателей: не ограничено

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, воздушный  шарик желтого цвета.

Раздаточный материал: «Сердечное настроение», синквейн (лето, солнце, дети), ручки, шарики воздушные.

Ход мастер-класса

1.     Орг. момент.

– Дорогие коллеги, посмотрите на солнышко (Шарик-солнышко).  Это солнышко родом из детства, ведь мы  взрослые –  те самые люди, что когда-то были детьми. Я предлагаю вам вспомнить   какие эмоции вы испытываете связанные с детством,  и, передавая этот шар друг-другу  выскажите их.

-Какую технику мы  использовали сейчас?  /рефлексия/

-Предположите, о чем мы будем говорить на нашем мастер-классе?

– Тема:   Виды проведения рефлексии при организации образовательной деятельности (занятия).  (Слайд 1,2)

Итак, что же такое рефлексия?

1.        Определение рефлексии.  (Слайд 3)

 В современной и классической литературе представлено множество определений термину «рефлексия».

 (Слайд 3)

Рефлексия – это понятие, которое изучается в философии и психологии. Корни происхождения этого понятия имеют психологическую природу и связаны с теорией деятельности.

По толковому словарю С.И. Ожегова  - рефлексия - это размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ.

 (Слайд 4)

Г.П. Щедровицкий определяет рефлексию, как организованную деятельность (которая может быть использована  в проблемной ситуации), направленную на способы собственного мышления и деятельности, которая предполагает выход из своей позиции и рассмотрение ее со стороны.

 (Слайд 5)

 Таким образом, Рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность и осознавать своё состояние.

  1. Что я делаю?
  2. С какой целью?
  3. Почему  я делаю это так?
  4. Каковы результаты моей деятельности?
  5. Как я этого достиг?
  6. Можно ли это сделать по-другому?
  7. Какой вариант лучше?
  8. Насколько необходимо мне то, что я сегодня сделал?
  9. Что я буду делать дальше?

2.Развитие рефлексии в дошкольном возрасте   (Слайд 6)

Известно, что эти состояния, согласно возрастной психологии, начинают формироваться в возрасте 7-8 лет. Дошкольный возраст — период неразвитой, спонтанной рефлексии (слайд)

Поэтому о рефлексии в дошкольном возрасте говорить не приходится, тем не менее, формированием предпосылок рефлексии как раз является период дошкольного детства. 

 

 (Слайд 7) 

В пользу этого утверждения свидетельствует открытый Ж. Пиаже феномен эгоцентризма мышления ребенка и его эгоцентрической речи, психологическая сущность которых как раз и состоит в неспособности ребенка соотносить свою точку зрения с точкой зрения других людей, т. е. в его неспособности к децентрации.

В возрасте 2,5 — 3 года наступает кризис «Я сам».  Это значит, что ребёнок становится самостоятельным субъектом и ощущает себя таковым. Он уже усвоил всё, что можно усвоить, функционируя в диаде  мать-дитя, освободился из диады мать–дитя, и теперь обладает самостоятельным индивидуальным человеческим сознанием.

Но полноценной, развитой рефлексии у него ещё пока нет. Он учится функционировать во внешнем мире, осваивая главные смыслы отношений между людьми.  Что касается внутреннего, психического мира, то здесь активность дошкольника обеспечивается, в основном, природными механизмами. Психическая активность дошкольника, направленная на самого себя, является, по своей сути, скорее жизнедеятельностью, чем деятельностью, регулируемой сознанием. В дошкольном возрасте ребенок осознает только сам факт, что он существует, его знания о себе и о своих качествах пока не сформированы.  

Стремясь быть, как взрослым, ребенок 3-4 лет не учитывает своих реальных возможностей, он склонен переоценивать себя, приписывать себе все положительные качества, которые одобряют взрослые, часто даже не зная, в чем они заключаются. Мальчики больше ориентированы на то, что оценивается в их действиях (деятельности), для девочек важно кто их оценивает и на сколько эмоционально это происходит. Но для того, чтобы научиться правильно оценивать себя, и мальчики и девочки, в-первую очередь, должны научиться оценивать других детей, на которых они могут смотреть «со стороны», а для этого требуется время.

 (Слайд 8)

В возрасте до 4-5 лет у детей слабо развит когнитивный компонент самооценки, в образе самого себя доминирует эмоциональная составляющая, которая отражает глобально-позитивное отношение ребенка к себе,  Одной из основных потребностей, заимствованное из отношения взрослых. которая заложена в основу познавательного (когнитивного) и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях и (или) новых знаниях. Подробно это описано в исследованиях отечественных психологов - М.И. Лисиной, Л.И. Божович, М.П. Денисовой, Н.Л. Фигурина, Н.М. Щелованова.  Л.И. Божович установила, что у ребенка потребность в новых впечатлениях со временем перерастает в познавательную (когнитивную) потребность, а затем, в дальнейшем, является основой для развития других социальных потребностей, таких как общение, дружба, принадлежность к группе, привязанность, помощь и забота. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека.

(Слайд 9)

 Старшие дошкольники, в основном, могут осознать свои достоинства и недостатки, понимать отношение к ним со стороны других детей и взрослых. К 6,5-7 годам соотношение эмоциональной и когнитивной оценок гармонизируется.  С возрастом ребенок овладевает более совершенными способами оценивания, его знания о себе расширяются и углубляются, интегрируются, становятся более осознанными, усиливается их побудительно-мотивационная роль; эмоционально-ценностное отношение к себе также дифференцируется, становится избирательным и приобретает стабильность.

(Слайд 10)

Развитие самооценки ребенка начинается с реальных оценок своих умений, результатов своей продуктивной деятельности и знаний, всё это происходит тогда, когда начинает обучение.  Л. С. Выготский  считает, что рефлексия формируется в младшем школьном возрасте в процессе школьного обучения через усвоение научных знаний, что требует осознания и оценки хода собственных мыслей.

Учение — результативная, по своей сути, деятельность. Хочешь, не хочешь, а результат давай, — "учись хорошо".  Поэтому ребёнок вынужден учиться управлять своей психикой, а для этого необходима обратная связь.

Рефлексия как раз и обеспечивает обратную связь (слайд 11).

  Все эти возрастные изменения детей находят отражение в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), в основе которого заложены   следующие основные принципы:

1. поддержка разнообразия детства;   

2. личностно-развивающий и гуманистический характер   взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и   иных работников Организации) и детей; 

3. уважение личности ребенка; 

4. реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. 

  1. Виды рефлексивных заданий у дошкольников   (слайд12).

Отечественными и зарубежными учеными описано множество различных классификаций рефлексии. С.Ю. Степанов, С.В.Кондратьева, Б.П.Ковалев классифицируют рефлексию в процессе педагогического общения по содержанию (устная / письменная), по цели (эмоционального состояния / деятельности / содержания), по функции (личностная / интеллектуальная), по типу урока (промежуточная / контрольная / итоговая), по способам проведения (анкета / вопрос / символ / ситуация / рисунок), по форме деятельности (выборочная / индивидуальная / групповая).

Немецкий психолог Э.Х. Эриксон выделил:

1. Языковую рефлексию - направлена на анализ человеком особенностей своей речи.

2. Личностную рефлексию – нацелена на познание свойств и специфики собственной личности.

3. Интеллектуальную рефлексию - основана на формировании представлений человека о его интеллектуальных способностях.

4. Эмоциональную рефлексию –заключается в познании и изучении человеком собственной эмоциональной сферы.

При взаимодействии с детьми, педагог может использовать классификацию рефлексии, представленную на методических порталах в сети Интернет:

• рефлексия эмоционального состояния и настроения;

• рефлексия деятельности;

• рефлексия содержания образовательного материала.

(слайд 13). При использовании в образовательном процессе приемов для формирования предпосылок рефлексии рекомендуется соблюдать следующие правила:

•, эмоций, настроений ребенком может быть только по его собственному желанию и не должно доставлять ему (ребёнку) внутреннего дискомфорта;

• не допустимо оценивание высказываний ребенка педагогом и другими детьми.

(слайд 14).

1. Рефлексию эмоционального состояния и настроения целесообразно проводить в начале и в конце непрерывной образовательной деятельности (занятий). Основная цель -  установление эмоционального контакта педагога с детьми и детьми между собой (комфортно – дискомфортно). Она  оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно". С 4-х лет благодаря речевому развитию становятся осознанными.

(слайд 15). Примеры рефлексивных упражнений и игр.

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера.

Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого – либо животного (растения, цветка) и нарисовать его.

(слайд 16).  «Смайлики (личики, мячики, пирамидки)». Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с изображением трех лиц: радостного, печального и спокойного. Каждому ребенку необходимо выбрать свое настроение.

«Прогноз погоды». Педагог предлагает нарисовать рисунок, который будет соответствовать настроению ребенка – «плохая погода», «штормовое предупреждение», «солнечно».

(слайд 17-18). «Рисунок настроений»

Подготовив палитру с красками пяти-семи цветов, предложите каждому ребенку внести свой элемент в общую картину настроения, воспользовавшись только одним цветом из палитры. В результате может получиться рисунок или просто набор цветовых пятен, который вы и будете обсуждать с ребятами во время анализа. С детьми вы просто рассматриваете, какие цвета-настроения преобладают, каковы причины этого и т.д.

«Воздушные шарики»

Договоритесь с детьми, какое настроение соответствует тому или иному цвету, и пусть каждый выберет и надует свой воздушный шарик и надувают его.

(слайд 19). Характеристика цветов Макса Люшера:

розовый, оранжевый  – радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный  – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

 «Спасибо за занятие». Упражнение проводится в общем круге.  Воспитатель: «Ребята, сейчас мы с вами проведем небольшое действие (церемонию), которое поможет нам в вежливой и корректной форме выразить свои чувства и благодарность друг другу. Каждый из вас, по очереди, становится в центр нашего круга, другой ребенок подходит к вам, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». Затем вы оба остаетесь в центре круга и держитесь за руки. Затем подходит другой ребенок, берет за свободную руку первого или второго ребенка, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». И так далее, по очереди, пока все дети не окажутся в кругу, держась за руки. Когда к детям присоединится последний ребенок, надо будет замкнуть круг и завершить действие (церемонию) троекратно крепко пожав руки.

Каждый участник заканчивает фразу: «Мне сегодня понравилось…»

 «Оттаивание и замерзание». (Контроль своих действий)

Описание. В этой игре дети постарше получают замечательную возможность сосредоточиться и потренировать разные части тела. Малышам не очень просто выполнить предлагаемые задания, но со временем они улучшают свои результаты и достигают успеха.

Музыка придает детям бодрости и уравновешивает их эмоции.

Возраст участников: с 4 лет.

Материалы: инструментальное соло.

Инструкция детям.

Игра, в которую мы будем играть, очень сложная. Возможно, вам предстоит немного потренироваться, чтобы выполнить задания.

Ведущий: «Разойдитесь, пожалуйста, равномерно по комнате. «Представьте, что все ваше тело ледяное. Музыка, которую я сейчас включу, будет медленно размораживать его. Часть за частью. Оттаявшими частями вы можете шевелить под музыку. Все остальные части должны оставаться недвижимыми.

Представьте, что ваши пальцы оттаяли, шевелятся…

Сейчас вы можете двигать также ладонями…

Теперь вы можете шевелить пальцами, ладонями и руками до локтей…

Вот вы можете двигать всей рукой от пальцев до плеча…

Уже оттаяла голова, шея… Вы уже можете поворачивать голову…

(Продолжайте в том же духе, пока не задействуете все тело.

Оттаяло тело… вы можете шевелиться…

Оттаяли бедра… ноги до колен… колени уже сгибаются…

Оттаяли ноги… вы можете шевелиться и ходить…

В завершение игры хорошенько встряхните руками и ногами.

 Тогда вы можете предложить обратное — «замораживать» части тела одни за другими, так чтобы к концу лишь пальцы двигались под музыку.) Детям предлагается разойтись по комнате.

Ведущий: «Представьте, что все ваше тело ледяное. Музыка, которую я сейчас включу, будет медленно размораживать его. Часть за частью. Оттаявшими частями вы можете шевелить под музыку. Все остальные части должны оставаться недвижимыми.

Представьте, что ваши пальцы оттаяли, шевелятся…

Сейчас вы можете двигать также ладонями…

Теперь вы можете шевелить пальцами, ладонями и руками до локтей…

Вот вы можете двигать всей рукой от пальцев до плеча…

Уже оттаяла голова, шея… Вы уже можете поворачивать голову…

Оттаяло тело… вы можете шевелиться…

Оттаяли бедра… ноги до колен… колени уже сгибаются…

Оттаяли ноги… вы можете шевелиться и ходить…

В завершение игры хорошенько встряхните руками и ногами.

(слайд 20). Рефлексия деятельности проводится в течение или в конце непрерывной образовательной деятельности и занятий. Основная цель – определение активности каждого ребенка. Рефлексия деятельности связана с формированием универсальных учебных действий. В ФГОС ДО

универсальных учебных действий нет.

Примеры рефлексивных упражнений и игр.

«Какой ты?». Педагог задает один вопрос «Какой ты?» детям. Варианты ответов для выбора детям можно перечислить: внимательный, дружелюбный, воспитанный, быстрый и др.

«Солнечная лесенка». Перед детьми нарисованная или изготовленная лесенка, педагог предлагает прикрепить (приклеить, нарисовать) солнышко на той ступеньке, на которую бы поставил себя ребенок при выполнении заданий.

Рефлексия «Мне сегодня понравилось…»

 «Я сегодня…..». Педагог предлагает детям закончить фразу «Я сегодня стал  чуточку….» (сильнее, умнее, лучше, внимательнее, добрее и т.д.)

Во время рефлексии ребенок отвечает сначала на простые вопросы:

Что он делал, или что происходило?

Что он чувствовал при этом?

Как он участвовал в том, что происходило?

Какие при этом испытывал трудности?  и т. д.

Художник « Молоко» .

Цель: познакомить детей с оригинальной техникой рисования молоком и рисования на молоке.

Рефлексия.

-  Ребята, кому понравилось рисовать молоком?

- Теперь разделитесь на 2 группы.

-  Подойдите 1 группа к доске, где на ватмане нарисована весёлая корова. Перед вами гуашь разных цветов и кисточки.

- 1 группа. Те, кто считает занятие интересным и познавательным, нарисуйте лучи у солнца оранжевого цвета, а те, кто считает занятие не очень интересным – жёлтым.

-  Подойдите 2 группа к доске, где на ватмане нарисована весёлая корова. Перед вами гуашь разных цветов и кисточки.

- 2 группа. Те, кому понравились наши сегодняшние работы, нарисуйте ярко – зелёную траву, а те, кому не очень понравились – светло – зелёным.

- Вот такая красивая картина у нас получилась. Значит занятие удалось. Я рада!

(слайд 21). Рефлексия содержания образовательного материала – это основа для формирования универсальных учебных действия, заложенных в государственных стандартах общего образования. Этот вид рефлексии является самым сложным для осмысления в дошкольном возрасте, так как связан с формированием умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, распознавать свои сильные и слабые стороны. Рефлексию содержания проводят в конце непрерывной образовательной деятельности и занятий.

Примеры рефлексивных упражнений и игр.

(слайд 22). «Букет». Педагог раскладывает на столе искусственные (бумажные) цветы: красные и белые, на фланелеграфе (доске) прикреплена ваза. Педагог предлагает детям, по желанию, прикрепить к вазе красный цветок, если они узнали что-то новое, прикрепить белый цветок, если ничего не узнали (не запомнили). Как вариант этого упражнения, можно использовать яблоню с разноцветными яблочками.

«Цветограмма» эффективна в конце занятия, может сочетать в себе рефлексию содержания образовательного  материала и рефлексию деятельности ребенка. Для проведения этого приема понадобятся наборы цветных карточек по количеству детей и демонстрационная схема.

«Оцени себя сам». Воспитатель раздает детям карточки трёх цветов – красного, жёлтого, зеленого. Затем просит детей показать карточку того цвета, который соответствует выполнению задания: карточка зелёного цвета – работа выполнена полностью, аккуратная; жёлтого – работа выполнена не полностью; красного – работа выполнена не аккуратно. По желанию, дети могут объяснить свой выбор.

Педагог предлагает детям закончить фразу.         

 «Я не знал… - Теперь я знаю…, Я не умел… - Теперь я научился….».

 (Слайд 23)

Синквейн Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли

 Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, в группе) составления нового синквейна, возможны варианты:

(Слайд 23)

1-я строка – 1 – 2  ключевых слова, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, или действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме

(Слайд 23)Пример синквейна

Рефлексия

Эмоциональная, деятельная, образовательная

Формирует,мативирует,

совместная деятельность детей и взрослого

размышление о своём внутреннем состоянии

самоанализ.

 

 (Слайд 26)

Рефлексия - это совместная деятельность детей и взрослого. Формированием рефлексивных навыков у детей могут заниматься не только воспитатели, но и родители. Ведь родители – это полноценные участники образовательных отношений  и их вклад в образовательный процесс безусловно будет оценен не только педагогами, но и их детьми.

В такой совместной деятельности сформируются мотивационные составляющие будущего первоклассника -желание и умение учиться. Именно эти составляющие являются основой для зоны ближайшего развития ребенка в подростковом возрасте и ранней юности.

4. Заключительный

Положительное завершение тренинга, рефлексия. ПОДАРОК

— Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!

(Слайд 27)

Я желаю вам успехов в нелегком деле воспитания

Литература

1. Аракелов, Г.Т. Учителям и родителям о психологии подростка / Г.Т. Аракелов. – М.:Знание, 1980.

2. Битянова М. Психологический тренинг как форма развивающей работы. М.,2007

3. Донцов, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов. – М. : Издво МГУ, 1984.

4. Макаренко, А.С. О воспитании в семье / А.С. Макаренко // Избр. пед. произведения. – М. : Учпедгиз, 1955.

5. Морган, У.П. Ситуативная тревога и результативность деятельности / У.П. Морган, К.А. Эликсон // Вопросы психологии. – 1990. – № 3.

6. Лутошкин, А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива / А.Н. Лутошкин. – М.:Знание, 1978.

7. Свешникова Л.В.Рефлексивные техники эмоционального состояния детей/ 2-е изд. Волгоград,2013

6. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. – М. : Педагогический поиск, 2000.

7. Якобсон, П.М. Изучение чувств у детей и подростков / П.М. Якобсон. – М. : Академия педагогических наук РСФСР, 1961.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста среди педагогов - дошкольников....

Мастер - класс для педагогов «Использование техники «топиарий» в организации дизайн-деятельности с дошкольниками»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 «Голубая стрела» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...

Мастер-класс "Утренний и вечерний круг - как форма организации совместной деятельности"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Национальный детский сад №16 «Бадм цецг»       Мастер-класс«Утренний круг и вече...

Мастер-класс для воспитателей «Использование квест-технологий в организации образовательной деятельности в ДОУ»

Мастер-класс для воспитателей«Использование квест-технологий в организации образовательной деятельности в ДОУ»...