Отчет по работе проекта в подготовительной группе
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Газиева Людмила Анатолиевна

Цель:развитие детей дошкольного возраста познавательно-речевые способности (восприятие ,мышление,память,внимание,воображение)которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире,в себе самом и регулируют его деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_rabote_proekta_v_pog.gr_.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР РБ

 

Отчет о проделанной работе по проекту в подготовительной группе на тему : « Развитие речи детей посредством приобщения их к художественной литературе»

Воспитатель: Газиева Л.А.

Ничто так не характеризует степень развития общества,
степень общественной 
культурыкак  уровень читающей
публики в данный исторический момент.
Н.А.Рубакин

 

Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку детей к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть знаниями. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектирования.

Весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Одним из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

 Анкетирование семей воспитанников (13 человек) позволило выявить их отношение к предстоящей в рамках проекта деятельности.

В рамках методической работы подобран список художественной литературы для данного возраста, составлены и оформлены консультации для родителей «Книга в жизни ребенка», «Ребенок и книга», «Как научить ребенка работать с книгой», «Как заинтересовать ребенка книгой», «Как выбрать книгу ребенку», «Как научить ребенка любить книги», «Что делать, если ребенка не привлекает чтение книг». Данные консультации оформлены в папках-передвижках и выложены для ознакомления родителям.

В процессе взаимодействия с детьми установлено место «Книжного уголка», подобраны книги, детские журналы, словесные игры. Детей привлекаем к рассматриванию иллюстраций, к чтению любимых книг, к сравнению иллюстраций героев, представленных  различными художниками в знакомых сказках, потешках. Для самостоятельной детской деятельности и партнерской деятельности воспитателя с детьми по развитию творчества детей подобран изобразительный материал.

 - для реализации проекта « Развитие речи детей посредством приобщения их в художественной литературе.

·        создан книжный уголок в группе, где подобраны книги с фольклорными произведениями, так же раскраски, кассеты, диски, атрибуты для драматизации,  различные иллюстрации (с учетом возраста детей и

программных требований данного возраста);

·        создан тематический уголок для родителей;

- дети стали внимательно и заинтересованно слушать тексты художественных произведений (через освоение элементарной культуры слушания чтеца; сюрпризных моментов; игровых ситуаций);

- некоторые дети самостоятельно высказывают желание прослушать определенное произведение;

- дети самостоятельно и с интересом рассматривают иллюстрации книг;

- стараются бережно относиться к книгам, которые держат в руках;

- большинство детей могут назвать любимую сказку и прочитать наизусть понравившуюся потешку;

- по наблюдению некоторых родителей дети и дома проявляют интерес к книгам.

Дошкольники исследователи от природы, но их на первых порах  надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как собирать информацию и т.п. Все это возможно в рамках организации  проектной   деятельности, в которую мы включили разные формы работы с детьми .

Начинали работу с экскурсии в книжный уголок группы. В ходе экскурсии старались заинтересовать детей произведениями художественной литературы, активизировали речь, учили бережно обращаться с книгами, создавали  радостное настроение и стимулировали желание рассматривать экспонаты уголка книг.

Родителям было предложено помочь в изготовлении книжек – малышек, где дети совместно с родителями изготовляли книги, проявляя при этом творчество и фантазию. В процессе создания книг дети знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями. Родители принимали активное участие в данной работе. При этом дети вместе с родителями выступали в роли авторов и иллюстраторов детских книг.

В рамах проекта были проведены сказки «Муха- Цокотуха»,  «Теремок».

Еще одним запоминающимся для детей мероприятием была экскурсия в библиотеку. Целью этого мероприятия было познакомить детей библиотекой , где можно на время забрать  книги, трудом библиотекаря, а так же  повысить интерес  детей к разнообразию, красочности  художественной литературы, доступной для приобретения  самостоятельно в присутствии воспитателя или в свободное время вместе с родителями.

В течение  учебного года уголок книги пополнялся  тематическими выставками  с целью углубления литературных интересов детей (К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, В. Бианки, Е. Чарушина, «Птицы – наши друзья», «Русские народные сказки»), а так же новыми яркими и красочными произведениями художественной литературы, настольно – печатными играми («Любимые сказки», «Расскажи сказку», «Назови сказочного героя», «Лото»), тематическими альбомами, плоскостными фигурками-персонажами известных детям произведений.

Дети загадывали загадки о своем герое, пели, танцевали, читали стихи. В рамках проекта музыкальный руководитель Сайгина И.Е. уделяла большое внимание  развитию выразительных движений у детей, а так же подбору соответствующего музыкального репертуара.

Реализация проекта «Развитие речи детей посредством приобщения их к художественной литературе», позволила задействовать различные виды детской деятельности: познавательно-исследовательскую, речевую, игровую, продуктивную, музыкальную, двигательную, трудовую.

Одним из методов образовательной работы с детьми, в процессе ознакомления с художественной литературой, является метод моделирования.  Так, при знакомстве детей с русскими народными сказками, используется модель "Волшебные кружочки". После рассказывания  сказки с использованием настольного или пальчикового театра, детям предлагается повторить сказку. После повторения сказки предлагается детям сесть за стол. Каждому ребенку раздаются кружки по количеству персонажей сказки. Предлагается их рассмотреть и поиграть в волшебников, превратив кружки в героев сказки. Когда модель готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей, отмечая их особенности, показывая каждый кружок. Также, для моделирования сказки, используем геометрические фигуры. Детям предлагается к каждому персонажу подобрать соответствующую геометрическую фигуру. Так, например,  колобок - это маленький  желтый кружок, медведь - коричневый большой кружок, лиса - оранжевый кружок и т.д. По выстроенной модели дети рассказывают сказку. В группах среднего и старшего дошкольного  Дальше можно  модели усложнять.

Реализуя проектную модель , проведя целенаправленную и систематическую работу по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, работая с детьми в уголке книг и пополняя развивающую среду по теме, мы увидели следующие результаты:

·        мониторинг уровня речевого развития, проведенный в соответствии с программой «Развития» показал, что высокий уровень характерен для 64% детей и 36 % детей средний уровень.. Это свидетельствует о повышении уровня развития речи детей;

·        повысился интерес детей к художественной литературе, обогатился познавательный опыт. Дети могут самостоятельно занять себя в книжном уголке, любят слушать, когда им читают взрослые, Алина ,Артур ,Ксюша, Ралина ,Савелий  научились читать сами.

Таким образом, убедились в актуальности проблемы развития речи детей посредством приобщения их к художественной литературе  .

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

С помощью проекта формирую не только знания, умения, навыки дошкольников, но и помогаю адаптироваться к социальной жизни.  Дети через совместный поиск решений, предоставляют им возможность самостоятельно овладевать ролево-игровыми действиями. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода.

Как один из методов обучения дошкольников, метод проектов основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной в организованную систему ДОУ, она становится инструментом развития, саморазвития ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Мы решили проблему, реализовали поставленные задачи, родители с огромным желанием приняли участие в мероприятиях по проекту.

Организуемые нами мероприятия в рамках проекта позволили повысить у детей интерес к художественной литературе.

Работа над проектом показала, что привлечение всех участников педагогического процесса к единому делу ведет к сотрудничеству и удовлетворению от выполненной работы.

 

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие познавательно – речевой деятельности считаем одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и что оно направлено на умственное развитие ребенка. Мы уверены, чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей:

  • Познавательное развитие;
  • Речевое  развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Художественно -эстетическое развитие.

Цель: развивать у детей дошкольного возраста познавательно-речевые способности (восприятие, мышление, память, внимание, воображение), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Задачи : 

  • Обогащать познавательную сферу детей информацией через основную образовательную деятельность, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
  • Обогащать эмоционально-чувственную сферу детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
  • Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
  • Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.

Мы поддерживаем условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие» предполагает:
- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и  монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (ФГОС ДО)

Приемы и технологии, которые мы используем при формировании познавательно-речевой деятельности детей:

Наглядные -  наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, презентаций, слайдов и т.д.

Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная  деятельность.

 Словесные – рассказ, чтение,  вопросы, беседы, использование                                                               художественного слова.

Мы считаем, что качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. В нашей группе есть центр развития речи и обучения грамоте «Говорим правильно», в котором имеются все необходимые пособия и материалы для полноценного  речевого развития детей.

1. Материал по лексическим темам: иллюстрации, картины.

2. Дидактические игры по развитию речи и обучению грамоте.

3.Пособия для развития мелкой моторики рук. 

4.Картотеки по развитию речи:

5.Мнемотехника:

6. Картинный материал:

7.Консультации  для родителей:

В своей работе мы используем  такие методы  и формы речевого развития, как:

1.Обучение составлению рассказов по картинке

 2.Составление рассказов по серии сюжетных картинок

3.Составление рассказов на основе своего личного опыта 

4.Чтение и рассказывание
3.Пересказ

4.Заучивание наизусть стихов, загадок, чистоговорок, скороговорок, потешек.

5.Беседы

6.Используем мнемотехнику

7. Игры

-Дидактические игры,

 -Пальчиковые игры,

-Подвижные игры,

-Физкультурные минутки,

-Речевые игры,

-Сюжетно-ролевые игры
8. Театрализованную деятельность

-Игры-драматизации

 -Инсценировки
-Хороводные игры
9.Наблюдение в природе, экскурсии

10.В работе используем инновационную  деятельность (ИКТ, проектную деятельность)

11. Проводим работу с родителями.

Развитие речи посредствам художественной литературы

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает
огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. В планирование образовательной  деятельности мы включаем чтение художественной литературы. (утро и вечер)

Развитие речи средствами дидактической и развивающей игры

По средствам дидактической игры мы  развиваем речь детей: пополняем и активизируем словарь, формируем правильное звукопроизношение, развиваем связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересной  содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения , развивается речь детей,
появляется возможность к самореализации. За прошедший учебный год мы много раз показывали театр не только в группе, но и другим детям. Мы планируем театральную деятельность один раз в неделю.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.

Развитие речи на прогулке.


Прогулка - это не только важный режимный момент, но и  замечательный способ развития речи ребёнка. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами, учатся анализировать, делать выводы.

Экскурсии.

В подготовительной группе мы проводим очень много экскурсий, что немаловажно в развитии речи дошкольника.

Работа с родителями.

-Организуем тематические родительские собрания.

-Открытые занятия, мастер-классы.

-Проводим анкетирование, беседы,  даем рекомендации  для заучивания с детьми дома стихов, загадок, даем советы, какие книги следует читать детям данного дошкольного возраста;

-Приглашаем родителей на утренники и развлечения.

-В родительский уголок вывешиваем рекомендации по темам недели,

необходимые консультации по развитию речи детей.

Мы планируем продолжать работу с родителями по развитию речи детей, продолжать пополнять развивающую среду в группе, проводить с участием детей как можно больше театрализованных представлений, различных игр, разучивания скороговорок, потешек, стихов, будем продолжать использовать в работе мнемотехнику, ИКТ, проектную деятельность, потому что, только работая в системе мы сможем добиться успехов в развитие речи детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».Цель: «Определить содержание, разработать и апробировать методы и приёмы работы по развитию...

Годовой отчет воспитательно-образовательной работы с воспитанниками подготовительной группы «Родничок» за 2017-2018 учебный год

1. Годовой отчет воспитательно-образовательной работы с воспитанниками подготовительной группы «Родничок» за 2017-2018 учебный год2. Характеристика группы:Средний возраст детей:...

Аналитический отчет о педагогической работе в старшей-подготовительной группе компенсирующей направленности за 2019-2020 учебный год

Аналитический отчет о педагогической работе в старшей-подготовительной  группе компенсирующей направленности за 2019-2020 учебный год...

Отчет о работе с детьми подготовительной группы в процессе проектной деятельности «Дерево здоровья»

Приобщение к здоровому образу жизни детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности....

Отчет о реализации проекта в подготовительной группе "Зимние виды спорта"

Отчет о реализации проекта в подготовительной группе "Зимние виды спорта"...