«Инновационные подходы к экологическому воспитанию дошкольников в условиях введения ФГОС»
методическая разработка
Задачи экологического воспитания :
• Развитие познавательного интереса к миру природы.
• Формирование представления о взаимосвязи компонентов живой и
неживой природы.
• Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к
миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инновационные подходы к экологическому воспитанию
дошкольников в условиях введения ФГОС»
В настоящее время педагогика переживает ряд явлений, связанных с
изменением целей образования, реализацией задач Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (далее ФГОС ДО), реализацией национального проекта
«Образование», внедрением компетентностного и технологического
подхода в образовательную деятельность.
Современное образование нацелено на создание условий гармоничного развития личности, учёт её индивидуальности, раскрытие творческого потенциала, формирование позитивных установок к различным видам творчества.
Приоритет развития творческих способностей обеспечивает стабильный творческий рост каждого ребёнка, проявление творческих способностей,
формирование творческой личности дошкольников.
При этом остается актуальной проблема формирования творческой личности, способной самостоятельно ставить цель, находить информацию, осуществлять выбор способов деятельности (индивидуально или с партнерами) и средств для достижения своего замысла, оценивать свой труд.
В содержании п. 1.6.4. ФГОС ДО определена задача по созданию
благоприятных условий развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром.
Обновление подходов в дошкольном образовании связано с реализацией национального проекта «Образование», направленного на достижение двух ключевых задач:
- обеспечение глобальной конкурентоспособности Российского
образования ,вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих
стран мира
- воспитание гармонично развитой и социально
ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и национально-
культурных традиций.
Дошкольное образование целенаправленно решает поставленные задачи, а также учитывает компетенции будущего, которые должны быть сформированы у воспитанников.
-«Пусть будет в человеке все прекрасно».
Мир природы удивителен и прекрасен.
Однако далеко не все способны видеть эту красоту- многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды…
Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не
развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде,
а воспитывается.
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний,
неугасимого желания познавать.
Началом формирования экологической направленности личности по
праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период
закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей
действительности.
Один из принципов ФГОС говорит о том, что реализация программы
по экологическому воспитанию должна проходить, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие.
Основная цель экологического воспитания - не просто формирование теоретических знаний, а формирование определенного отношения к природе, экологического сознания.
Задачи экологического воспитания :
• Развитие познавательного интереса к миру природы.
• Формирование представления о взаимосвязи компонентов живой и
неживой природы.
• Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к
миру.
Мой опыт показывает, что в дошкольном возрасте дети без особых
усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания
преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается
интерес ребенка к природным явлениям.
Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
На территории детского сада и участках имеются различные деревья
и кустарники, цветники и клумбы, за которыми мы с детьми наблюдаем и
ухаживаем.
В теплое время года происходит наблюдение за насекомыми, птицами, растениями и деревьями.
В холодное время подкорка птиц, наблюдение за осадками. На прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают.
В группе экологическая среда представлена в виде:
- уголка природы, где расположены комнатные цветы, лейки,
- выращивается «огород на окне»,
- календарь природы и погоды.
- В доступном месте находятся художественная литература, энциклопедии, иллюстрации животных и растений,
- природный материал, различные коллекции, макеты среды обитания животных, муляжи овощей и фруктов,
- настольно-печатные и
дидактические игры.
- также помещен материал для
экспериментирования (стаканчики, трубочки, лупы, весы, песочные часы
и т. д.
Все это служит не только украшением группы, но и местом для
саморазвития детей.
Сегодня я хочу обратить внимание на инновационные подходы в
работе по экологическому воспитанию с дошкольниками.
Экологические знания и навыки дети получают не только на
специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий,
игровой и исследовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по
изобразительному искусству и музыкальных занятиях.
Поэтому я стараюсь реализовать задачи экологического воспитания через интегрированный подход в обучении, используя следующие
образовательные технологии:
- Игровая технология
Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию
мира, в котором живут и которые могут изменить и преобразить
Содержанию сюжетно-ролевых игр я придаю экологический
характер : «Путешествие в лес», «Прогулка на птичий двор», «Огород
на окне», «Полезный обед из овощей и фруктов».
Дидактические экологические игры.
Дидактическая игра — активная форма обучения, в которой одновременно действуют два начала: познавательное и занимательное. Она призвана смягчить переход отодной деятельности к другой, сделать более легким процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире.
Это такие игры как: «Летает, плавает, бегает, прыгает», «Чьи семена», «Вода, земля, воздух».
- Компьютерные технологии
Применение компьютерной техники для проведения занятий
по экологическому воспитанию делает занятие привлекательным и по-
настоящему современным, решает познавательные и творческие задачи
с опорой на наглядность.
Знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал:
- дидактические картинки,
- репродукции с художественных картин,
- фотографии,
- видеофильмы,
- звукозаписи;
при которых дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.
Компьютер в совокупности с мультимедиа телевизором или
проектором имеет большие возможности для демонстрации многих
процессов и явлений природы.
С помощью разных средств изображения, я использую следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:
• Звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих,
шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д. ;
• Экранные материалы – это слайды, то есть серия отдельных кадров,
посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают
дидактические картинки.
• Мультимедийные презентации – это обучающие заставки с
красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об
окружающем мире.
Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.
При использовании компьютерных технологий возрастает интерес
детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, а так же помогает развить произвольное внимание.
- Проектная деятельность
Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей,
гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься необходимо, так как без поддержки родителей нам не обойтись.
Главные задачи которые мы поставили перед родителями нашего ДОУ:
- Поддерживать интерес детей к природе
- Поощрять их экологически грамотные поступки
- Проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду
- И, конечно же, быть во всем примером
Кроме просветительской работы с родителями (консультации,
родительские собрания, памятки, идр.) большое внимание уделяется
совместной деятельности детей и взрослых.
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психическому сближению родителей и детей.
Был проведен проект под названием «Экологическое воспитание
дошкольников в работе с родителями».
Целью которого, являлось показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Проведено анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.
Домашние задания –оформление стенда «Как мы отдыхаем» и т.д, участие в конкурсах , в акциях по сбору макулатуры, пополнение уголка природы.
Природоохранные акции
В нашем дошкольном учреждении так же проходят природоохранные
акции.
В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную
позицию.
Акции служат хорошей экологической пропагандой среди
родительской общественности. Дети видят отношение родителей,
организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
Виды акций:
- «Посади свое дерево»
- «Добрая зима для птиц и белок в саду» (подкормка зимующих птиц и
белок).
- «Витамины на подоконнике» (выращивание лука и укропа для себя,
наблюдение за ростом растений в разных условиях, ведение календаря
наблюдения).
- «Любимый –город!» (это городская акция проходит традиционно, а мы
активно подключаемся, родители + дети + сотрудники: убираем
территорию, благоустраиваем и озеленяем).
- «Встречаем птиц весной!» (совместно с родителями изготовление
и прикрепление скворечников).
- Конкурсы, викторины, развлечения, праздники экологического
характера
В своей работе я активно использую проведение конкурсов, викторин,
развлечений и занятий экологического характера, таких как:
• «В царстве насекомых»
• «Земля наш дом»
• «День эколят»
• «Осенний калейдоскоп»
Которые помогают детям ощутить себя частью природы, детям
нравятся репетиции, они с удовольствием выступают не только друг
перед другом, но и перед родителями, которые бывают не только
частыми гостями, но и участниками на наших праздниках.
Вывод:
Используя данные образовательные технологии, я заметила, что дети
стали:
• более эмоционально отзывчивы, умеют видеть красоту окружающих
объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой
деятельности.
• у детей развиваются также важнейшие черты личности как
самостоятельность, любознательность, общительность,
бережное отношение, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личность.
Таким образом, можно сказать о том, что использование образовательных технологий в экологическом воспитании дошкольников, могут выступать средством воспитания осознанного отношения детей к окружающей действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО
Опыт работы...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОУ
Выступление на тему "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовательном учрежде...

Доклад на педсовет "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Цель: совершенствование работы по формированию у дошкольников экологической культуры.Задачи:- совершенствовать педагогическое мастерство педагогов;- повышать методический уровень;- способствовать...

Презентация к докладу "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условии реализации ФГОС ДО"
сопроводительный материал к докладу "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условии реализации ФГОС ДО"...

«Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»
Пусть будет в человеке все прекрасно.И мысли, и поступки, и душа!В гармонии с природой и с собоюНа свете чтобы жили малыши,Воспитывайте в детях, берегите,Храните экологию души! Мир природы удивит...

Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ. Проект "Экологическая мозаика"
Формирование ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация непосредственной образовательной деятельности в форме партн...

Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-эти...