Самообразование 2023-2024 г
материал
самообразование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.21 КБ |
![]() | 30.06 КБ |
![]() | 582.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Половинкинская СОШ
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ:
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЧИСТОГОВОРОК И СКОРОГОВОРОК»
НА 2023-2024 ГОД.
Воспитатель: Н.В.Соснина
п.Половинка 2023
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок»
Актуальность выбранной темы:
Развитие речи у дошкольников - важное направление в работе воспитателя детского сада. Ему необходимо постоянно искать новые способы и методические приемы активизации речевой деятельности детей.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. У детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения грамоте.
Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Правильная речь - это один из самых явных признаков нормального интеллектуального развития ребенка.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я столкнулась с такой проблемой, что дети 5 - 6 лет, как правило, имеют обширный словарный запас, умеет пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи,чисто произносят звуки. Но иногда речь детей недостаточно четкая и внятная.Это бывает из-за вялости артикуляционного аппарата или когда у ребёнка торопливая речь. В этом случае ребёнок не проговаривает в словах ряд звуков, как мы говорим «проглатывает» их.
Преодолеть эти недостатки помогут различные чистоговорки и скороговорки.
Чистоговорка – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном его повторении.
Для развития чистой грамотной речи ребёнка старшего возраста очень важна звуковая культура речи, т. е. чёткое, чистое звукопроизношение. Незаменимыми помощниками в этом являются чисто – и скороговорки, которые строятся на сочетании звуков, слогов, трудных для произношения детьми.
Скороговорки заставляют произносящего сосредотачивать своё внимание на правильной артикуляции звуков, звукосочетаний в ускоренном темпе, что ещё больше поощряет стремление ребёнка четко и ясно произносить звуки.
Поэтому мной была выбрана данная тема для самообразования.
Форма самообразования:подгрупповая и индивидуальная.
ЦЕЛЬ: Повышение уровня компетентности и профессионализма по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста через чистоговорки и скороговорки.
ЗАДАЧИ:
1. Изучить и систематизировать теоретический и практический материал по данной теме
2. Разработать перспективный план по изучению литературы по теме.
3. Подготовить необходимый материал для организации и проведения организованной образовательной деятельности (ООД) и в режимные моменты для воспитанников - картотеки с чистоговорками и скороговорками.
4. Повысить компетентность родителей в вопросах по развитию чистой грамотной речи детей и в отработке произношении звуков через использование чистоговорок и скороговорок (буклетов, памяток и консультации, и индивидуальные беседы).
5. Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
6. Разработать консультаций для педагогов.
Предполагаемый результат:
- повышение качества воспитательно-образовательного процесса по развитию чистой грамотной речи детей и в отработке произношении звуков через использование чистоговорок и скороговорок;
- обогащение предметно – развивающей среды группы: созданием альбома «Скороговорки», разработка картотеки чистоговорок по проектно - тематическим неделям и картотеки скороговорок;
- разработан перспективный план по данной теме.
- использование в работе эффективны формы взаимодействия с родителями.
Этапы реализации самообразования:
№ | Этап | Сроки | Содержание | Цель | ||||
1 | Теоретический | Сентябрь | 1. Генинг. М. Г. Воспитание у дошкольников правильной речи: пособие для воспитателей дет. садов / М. Г. Генинг, Н. А. Герман., 2012. – 122 с. 2. Скороговорки и чистоговорки для развития речи: кн. для педагогов ДОУ / В. Дмитриева. – М.: Астрель. Сова, 2008. – 128 с. 3. Колунова. Л. А. «Умноватый мальчик»: работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников / Л. А. Колунова. 4. Новиковская, О. А. Мир вокруг тебя. Чистоговорки и скороговорки: кн. для педагогов ДОУ / О. А. Новиковская. – М.: Астрель, 2009. – 96 с. 5. Логопедия (практическое пособие) В. И. Руденко 2009г. 6. Воспитание у детей правильного произношения М. Ф. Фомичёва 1981г. 7. Логопедические упражнения в рифмах Е. А. Алифанова, Н. Е. Егорова 2000г. 8. Скороговорки для развития дикции : Портал для всей семьи [Электронный ресурс] 9. Щемерова Н. Н., Буланова М. А. Чистоговорки и скороговорки как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 40-42. — URL 10. Давыдович. Л. Правильно ли говорит ваш ребенок / Л. Давыдович // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 8 – С. 12-23. 11. О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2004. № 9. – С. 11-14. Кривошеева, Л. В. Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи // Детский сад № 1 [Электронный ресурс] 12. Работа с периодическими изданиями «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание» Изучение материалов по теме на интернет - сайтах: 1 «Детство Гид». 2 Международный образовательный портал МААМ. RU 3 Всероссийский образовательный ПОРТАЛ ПЕДАГОГА. | Изучить учебную, справочную, научно - методическую литературу по теме «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок» | ||||
Накопление теоретического и практического материала и создание личной педагогической копилки. Подбор картотек «Чистогорки», «Скороговорки» | Изучить и проанализировать педагогическую литературу по теме самообразования, используя в том числе Интернет – ресурсы. | |||||||
Разработка плана работы по самообразованию «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок» | Разработать план работы по «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок» по проектно – тематическим неделям. | |||||||
Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала, картотеки по данной теме. | Создать условия для реализации плана по самообразованию «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок» | |||||||
2 | Практико - ориентированный | Проектно – тематическим недели | Чистоговорки | Скороговорки | ||||
Сентябрь | Детский сад наш так хорош… | АД – АД – АД - наш любимый детский сад ДУ – ДУ – ДУ – поиграем мы в саду РА – РА – РА – нам готовят повара КЕ – КЕ – КЕ - повар в белом колпаке ЧИ – ЧИ – ЧИ – в садике врачи РА – РА – РА – медицинская сестра ТЕЙ – ТЕЙ – ТЕЙ – любят все детей ДУ – ДУ – ДУ – воспитатели в саду АЮ – АЮ – АЮ – на занятии играю АС – АС – АС – няня кормит нас | • Как скор Егор на оговорки, • Произнося скороговорки. • Смешные шутки у Саши и Мишутки | |||||
Осень, осень в гости просим | ОЙ – ОЙ – ОЙ - огород у нас большой АЙ – АЙ – АЙ - собираем урожай УК – УК – УК - собираем лук ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ - большие помидоры ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок ОВКА – ОВКА – ОВКА - сочная морковка ЧОК – ЧОК – ЧОК - горький чесночок РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ - зеленый огурец АН – АН – АН - спелый баклажан СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон АМ – АМ – АМ - свеклу варят нам ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны в земле картошка ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей | •На деревья листьев мало. На земле - невпроворот. • Из лоскутьев одеяло на прощанье осень шьет. • Листья падают с осин, мчится в небе острый клин. • Желудь в лужице лежит, Желтый лист над ним дрожит. | ||||||
От зёрнышка к хлебушку | ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - будет хлеба урожай ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп КА – КА – КА - белая мука ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы ЯХ – ЯХ – ЯХ - много хлеба на полях ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха НЕРЫ – НЕРЫ – НЕРЫ – устали комбайнеры РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать АХ – АХ – АХ – комбайны на полях | • Батон, буханку, баранку…. Пекарь испек спозаранку. • Петр в печке пек печенье, … Да перепёк всю выпечку. • Хлеб ржаной, батоны, булки..Не добудешь на прогулке. | ||||||
Грибы, ягоды беру и в лукошечко кладу | ИКА – ИКА – ИКА - поспевает голубика ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ - аромат малины ИКУ – ИКУ – ИКУ - ищем костянику ИКУ-ИКУ-ИКУ- собираем голубику ИКУ – ИКУ – ИКУ - собираем землянику ИКА – ИКА – ИКА – вкусная черника | • За забором у Федоры – мухоморы. • У пеньков опять пять опят стоят. | ||||||
Октябрь | Дары осени | ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады АД – АД – АД - вот фруктовый сад ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник ТИ – ТИ – ТИ - будет яблонька расти УШИ – УШИ – УШИ - поспевают груши ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня УСТ – УСТ – УСТ - облепихи куст ТЫ – ТЫ – ТЫ – со смородиной кусты АДА – АДА – АДА – гроздья винограда ИВУ – ИВУ – ИВУ - собираем сливу ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ - фрукты для здоровья | • На горе Арарат растет крупный виноград. • Сколько стоит кабачок? - Кабачок? Пятачок. • Ты нас мама не ищи – щиплем щавель мы на щи. • На улице в щели забора лезет горох без разбора. • У нашегоГришеньки под окном вишенки. | |||||
Лес – богатство и краса, береги | СУ – СУ – СУ - погуляем мы в лесу ОЩА-ОЩА-ОЩА- березовая роща РЕЗА – РЕЗА – РЕЗА - белая береза ХА – ХА – ХА - ветвистая ольха ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА - изогнутая елка СИНА – СИНА – СИНА - вот дрожит осина НА-НА-НА- высокая сосна БЫ – БЫ – БЫ – коренастые дубы ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – на дубе много желудей РЕНЬ – РЕНЬ – РЕНЬ – ароматная сирень УСТ – УСТ – УСТ – боярышника куст | • Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор. • Без расчёски…. Ветры берёзкам… Делают причёски | ||||||
Кто как готовится к зиме | ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА - голодные волчата ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ - убежали волки РА – РА – РА - для волчат нора СА – СА – СА - рыжая лиса ТЫ – ТЫ – ТЫ - хвост пушистый у лисы СУ – СУ – СУ - не боимся мы лису СЕ – СЕ – СЕ - кушать хочется лисе ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - косолапые медведи ВЕДЬ – ВЕДЬ – ВЕДЬ - вот идет медведь ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА - смешные медвежата АЯЦ – АЯЦ – АЯЦ - трусоватый. | • Шесть мышат в шалаше шуршат. • Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку! • Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша. • Белка белила кистью перила. | ||||||
Летят перелётные птицы | ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ - улетают птицы НЫ – НЫ – НЫ - улетают до весны УШКИ – УШКИ – УШКИ - улетают все кукушки ВЬИ – ВЬИ – ВЬИ - улетают соловьи АПЛЮ – АПЛЮ – АПЛЮ - не увидим цаплю АЯ – АЯ – АЯ - уток диких стая ВЕЛЬ – ВЕЛЬ – ВЕЛЬ - длинноногий журавель ЛИ – ЛИ – ЛИ – улетают журавли ЖИ – ЖИ – ЖИ - очень шустрые чижи ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – стая белых лебедей ДЫ – ДЫ – ДЫ – черные дрозды | • Клест по весне веселится по весне. • Кукушка кукушонку купила капюшон. • Купили цапле глазные капли. | ||||||
Ноябрь | Домашние животные и птицы | АЮТ – АЮТ – АЮТ - собаки охраняют НЯТА – НЯТА – НЯТА - бегают щенята ТЯТА – ТЯТА – ТЯТА - пушистые котята ЗА – ЗА – ЗА - на лугу стоит коза ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ - колокольчик у козы ЛЯТ – ЛЯТ – ЛЯТ – много беленьких козлят СЯТА – СЯТА – СЯТА – в грязь залезли поросята 0ОВА – ОВА – ОВА - рогатая корова ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА – траву жуют телята МУ – МУ – МУ - говорит корова «МУ» АН – АН – АН - на горе стоит баран | • Котик ниток клубок укатил в уголок. • Наш Полкан попал в капкан. • Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке. • Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход. • Цокнул сзади конь копытцем • Десять поросят Просят проса у гусят, • Не дают гусята Проса поросятам | |||||
Край в котором мы живем, мы Югорией зовем | МА – МА – МА - деревянные дома МА – МА – МА - высокие дома ОМ – ОМ – ОМ - мы построим дом ОМ – ОМ – ОМ – многоэтажный дом ОМ – ОМ - ОМ- двухэтажный дом ОМУ – ОМУ – ОМУ - мы подходим к дому ЦО – ЦО – ЦО – заходим на крыльцо АЕМ – АЕМ – АЕМ – двери открываем НА – НА – НА – покрашена стена ПЕНИ – ПЕНИ – ПЕНИ – бетонные ступени ИРА – ИРА – ИРА - огромная квартира ИРА – ИРА – ИРА - новая квартира | • Нет в мире краше Родины нашей. • Родина краше солнца, дороже золота. • В родном краю сокол, в чужом. • На родной стороне и камешек знаком • Одна у человека родная мать, одна у него и Родина • Родина начинается с семьи. | ||||||
Я в мире человек (здоровье) | ВЕК – ВЕК – ВЕК - высокий человек ВА – ВА – ВА - большая голова ГА – ГА – ГА - длинная нога КА – КА – КА - тонкая рука ВЕК – ВЕК – ВЕК - ходит человек УКИ – УКИ – УКИ - мы помоем руки ЗА – ЗА – ЗА - огромные глаза ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ – длинные ресницы ОВИ – ОВИ – ОВИ – у человека есть брови УБЫ – УБЫ – УБЫ – беленькие зубы УБЫ – УБЫ – УБЫ – надо чистить зубы ВОТ – ВОТ – ВОТ - загорай скорей живот ОТ – ОТ – ОТ – мы откроем рот. | Мама Милу в ванне мыла. | ||||||
Семья | АМА – АМА – АМА - у меня есть мама АПА – АПА – АПА – мой любимый папа УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ – добрая бабуля УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ - старенький дедуля ГИ – ГИ – ГИ - бабуля печет пироги УЛ – УЛ – УЛ - папа чинит стул ЗЕТУ – ЗЕТУ – ЗЕТУ - дедуля читает газету РА – РА – РА - младшая сестра АТ – АТ – АТ - мой любимый брат РОЙ – РОЙ – РОЙ – поиграю я с сестрой ЗЬЯ – ЗЬЯ – ЗЬЯ – мы с братишкою друзья ЛА – ЛА – ЛА - тетушка пришла АЙ – АЙ – АЙ – дядюшка пьет чай ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - я люблю свою семью МЬЯ – МЬЯ – МЬЯ – моя дружная семья | • Вяжет Мише бабушка тепленькие варежки. • На скамейку мама села. Справа – Сева, Слава – слева. • Принесла пирог нам мама. Не пирог, а чудо прямо. • Баба стала на носок, а потом на пятку, стала русского плясать, а потом вприсядку! | ||||||
Декабрь | Рыбы | Ан – ан – ан - глубокий океан На – на – на – обитатели морского дна Ве – ве – ве - рыбы плавают в воде Лю – лю – лю - рыбу я ловлю Оги – оги – оги - большие осьминоги Ак – ак – ак - проползает рак Ты – ты – ты – огромные киты Фины – фины – фины – гладкие дельфины Ула – ула – ула – зубастая акула Дузы – дузы – дузы – прозрачные медузы Аба – аба – аба – я увидел краба Ня – ня – ня – у краба есть клешня Ветки – ветки – ветки – мелкие креветки Аллы – аллы – аллы – красивые кораллы | • Словили семь сельдей Сёма, Слава и Евсей. • Щука и лещи не для щей, а для ухи. • Краб забрался на трап, и заснул крепко краб. А кальмар не дремал, краба в лапы поймал. • Не бывает улова у ленивого рыболова. | |||||
Здравствуй - зимушка зима | МА - МА – МА - наступила вновь зима МА – МА – МА - снежная зима МА – МА – МА - морозная зима РА – РА – РА – снежная гора ТА – ТА – ТА – зимою красота ВО – ВО – ВО – снежное волшебство ДА – ДА – ДА - зимою холода ГУ – ГУ – ГУ - елочки в снегу ГУ – ГУ – ГУ – весь лес стоит в снегу ХИ – ХИ – ХИ – о зимушке стихи МЕ – МЕ – МЕ - много песен о зиме | • Заморозила зима и заборы и дома. • Запоздалая зима за ночь избы замела. • Зимним утром от мороза…… На заре звенят березы. • Навалилось в валенки снега Вале маленькой. • Мороз за нос кусает до слез. • Береги нос в большой мороз. • Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу. | ||||||
Зимующие птицы | ОКА – ОКА – ОКА - шумная сорока ОЙ – ОЙ – ОЙ - птицам холодно зимой ОНА – ОНА – ОНА - черная ворона ОНА – ОНА - ОНА – любопытная ворона ОНА – ОНА – ОНА – каркает ворона ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ - пестрые синицы БЬИ – БЬИ – БЬИ – расшумелись воробьи БЕЙ – БЕЙ – БЕЙ – шустрый воробей ОКА – ОКА – ОКА - корм нашла сорока БЬИ – БЬИ – БЬИ - скачут воробьи БЬИ – БЬИ – БЬИ – на ветке воробьи | • Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки. • На лужайке дятел жил,… Дуб, как долотом, долбил. • Три свиристели еле свистели на ели. | ||||||
Азбука безопасности | Анки-анки- анки – у саночника есть санки. Ист – ист – ист – метко стреляет биатлонист. Ки-ки- ки- у фигуристки красивые коньки. Бу-бу –бу – хоккеист забил в ворота шайбу. Лем – лем – лем – защитил вратаря его шлем. Онки–онки- онки – лыжник начинает гонки. | • Четыре чёрненьких, чумазеньких, чертёнка | ||||||
Наша ёлка хороша | ОД – ОД – ОД - скоро праздник «Новый год» ОЛКУ – ОЛКУ – ОЛКУ - мы нарядим елку ША – ША – ША - наша елка хороша УШКИ – УШКИ – УШКИ - на елочке хлопушки РЫ – РЫ – РЫ - на елочке шары ОЗ – ОЗ – ОЗ - придет «Дедушка Мороз» АРКИ – АРКИ – АРКИ - принесет подарки УШКИ – УШКИ – УШКИ - яркие хлопушки ФЕТЫ – ФЕТЫ – ФЕТЫ - сладкие конфеты АЕМ – АЕМ – АЕМ - мы стихи читаем ДА – ДА – ДА - на елочке звезда ТИТ – ТИТ – ТИТ - елочка блестит УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ - тонкие сосульки ИНКИ – ИНКИ – ИНКИ – тонкие снежинки | • Ёлка, ёлка, ёлочка, колкая иголочка. • Есть у елочки подружки….Разноцветные игрушки. • Вот-вот, вот-вот - встали дети в хоровод Снежная красавица детям очень нравится. | ||||||
Январь | Зимние забавы | МОЙ – МОЙ – МОЙ - каникулы зимой РЫ – РЫ – РЫ - покатаемся с горы НЯХ – НЯХ – НЯХ - мы поедем на санях АНКИ – АНКИ – АНКИ - у меня есть санки АТЬ – АТЬ – АТЬ - буду друга догонять ДЯНКА – ДЯНКА – ДЯНКА - у меня ледянка АЮСЬ – АЮСЬ – АЮСЬ – на ледянке покатаюсь КИ – КИ – КИ - поиграем мы с снежки НЯ – НЯ – НЯ – твердая лыжня ВИК – ВИК – ВИК – получился снеговик НЕГА – НЕГА – НЕГА – крепости из снега КЕЙ – КЕЙ – КЕЙ – мальчишки играют в хоккей ТОК – ТОК – ТОК – ледяной каток КАХ – КАХ – КАХ – постояли на коньках ДУ – ДУ – ДУ – мы катаемся по льду КИ – КИ – КИ – очень острые коньки | • Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. У Сони сани с горки едут сами. | |||||
Животные Севера | ЛЕНИ – ЛЕНИ – ЛЕНИ - огромные тюлени ОЛК – ОЛК – ОЛК - вот полярный волк ЛЕНИ – ЛЕНИ – ЛЕНИ - рогатые олени АРС – АРС – АРС - пятнистый снежный барс ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - белые медведи ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - пушистые песцы ГА – ГА – ГА - на Севере снега ОЛК – ОЛК – ОЛК - вот полярный волк ЖИ – ЖИ – ЖИ - тяжелые моржи УСИ – УСИ – УСИ - полярные белые гуси АНЕ – АНЕ – АНЕ - айсберг в океане КОЛ – КОЛ – КОЛ - проплывает ледокол ЯНИЕ – ЯНИЕ – ЯНИЕ - полярное сияние | • Целый день лежит тюлень, и лежать ему не лень. | ||||||
Дом, в котором мы живѐм | МА – МА – МА - деревянные дома МА – МА – МА - высокие дома ОМ – ОМ – ОМ - мы построим дом ОМ – ОМ – ОМ – многоэтажный дом ОМ – ОМ - ОМ- двухэтажный дом ОМУ – ОМУ – ОМУ - мы подходим к дому ЦО – ЦО – ЦО – заходим на крыльцо АЕМ – АЕМ – АЕМ – двери открываем НА – НА – НА – покрашена стена ПЕНИ – ПЕНИ – ПЕНИ – бетонные ступени ИРА – ИРА – ИРА - огромная квартира ИРА – ИРА – ИРА - новая квартира ИРЕ – ИРЕ – ИРЕ - играем мы в квартире АН – АН – АН - в комнате диван АНЕ – АНЕ – АНЕ – мы сидели на диване АН – АН - АН- кожаный диван ЛА – ЛА – ЛА - нет у нас стола АФ – АФ – АФ - вот высокий шкаф ОДЕ – ОДЕ – ОДЕ - ваза на комоде УР – УР – УР - мы купили гарнитур АТЬ – АТЬ – АТЬ - железная кровать | • Наш шалаш из камыша для мышонка-малыша. • Дом в деревне делал Даня…. Подрасту и жить в нем стану. • Чукча в чуме чистит чуни….. Чистота у чукчи в чуме. | ||||||
Транспорт | ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ – легковые автомобили ИЛЬ – ИЛЬ - ИЛЬ - вот автомобиль КИ – КИ – КИ – большие грузовики ОБУС-ОБУС-ОБУС- новенький автобус ОГЕ-ОГЕ-ОГЕ- троллейбус едет по дороге ВАЙ – ВАЙ – ВАЙ – новенький трамвай УЗЫ-УЗЫ-УЗЫ- машина возит грузы УЛЬ – УЛЬ – УЛЬ – у машины руль ЖИР–ЖИР–ЖИР- сел в автобус пассажир ЦИКЛ – ЦИКЛ - ЦИКЛ – мчится мотоцикл ПЕД – ПЕД – ПЕД – большой велосипед АЛИ – АЛИ – АЛИ – я кручу педали ВИК – ВИК – ВИК – у перекрестка грузовик ЗА – ЗА – ЗА – жму на тормоза АЗ – АЗ – АЗ – прибавляю газ | • Пых - пах, пых - пах мы летим на всех парах! | ||||||
Февраль | Есть такая профессия - Родину защищать | МО-МО-МО- отправим в армию письмо ИН-ИН-ИН- профессия мужчин АТ-АТ-АТ- солдат чистит автомат АТ-АТ-АТ- профессия «солдат» АТЫ-АТЫ-АТЫ - защищают нас солдаты ГИ-ГИ-ГИ- солдаты носят сапоги АТУ-АТУ-АТУ- напишем мы солдату МО-МО-МО- отправим в армию письмо ОТКА-ОТКА-ОТКА- у солдата есть пилотка | • Дружба дружбой, а служба службой | |||||
Мои любимые игрушки | УШКИ – УШКИ – УШКИ - у меня игрушки ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА - рогатые козлята ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ - мне игрушки подарили АТ – АТ – АТ - новый самокат ОЗИК – ОЗИК – ОЗИК - железный паровозик ЧИ – ЧИ – ЧИ - пестрые мячи УКЛА – УКЛА – УКЛА - хорошенькая кукла ИНА – ИНА – ИНА - сломана машина ИДКУ – ИДКУ – ИДКУ - собираю пирамидку АТЬ – АТЬ – АТЬ - начинаем мы играть АДКА – АДКА – АДКА - деревянная лошадка АЮ – АЮ – АЮ - в кубики играю | • Маленький мальчик менял марки на мячик. • Мне купили самосвал, я давно о нем мечтал. • Еду на лошадке в красной шапке, По ровненькой дорожке на одной ножке. • Укрошки-матрешки пропали сережки, Сережки Серёжка нашел на дорожке. • У Андрюшки - игрушка, игрушка – погремушка. | ||||||
Весна. Мама я тебя люблю | АМЫ-АМЫ-АМЫ- праздник у мамы ТЫ-ТЫ-ТЫ- дарят женщинам цветы ОК-ОК-ОК- для мамочки цветок УЛЯ-УЛЯ-УЛЯ- любимая бабуля НА – НА – НА - наступила вновь весна ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло НУ – НУ – НУ - очень ждали мы весну КО – КО – КО - солнце светит высоко ЧЬИ – ЧЬИ – ЧЬИ - звонкие ручьи ГА – ГА – ГА - растаяли снега УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ - растаяли сосульки ЧИ – ЧИ – ЧИ - солнца теплые лучи КА – КА – КА - в небе облака ДИ – ДИ – ДИ - весенние дожди | • Я люблю сны, где звон весны. • Пестренькая сойка, о весне мне спой-ка! | ||||||
Все работы хороши – выбирай на вкус! | ОМ-ОМ-ОМ- мы построим дом МА-МА-МА- высокие дома АН-АН-АН- дом построит кран ЧА-ЧА-ЧА- дом из кирпича ЧЕЙ-ЧЕЙ-ЧЕЙ- дом из кирпичей АЖ-АЖ-АЖ- построили гараж ОМ-ОМ-ОМ- двухэтажный дом ЗИН-ЗИН-ЗИН- построим магазин ОЛА-ОЛА-ОЛА- новенькая школа ОГА-ОГА-ОГА- будет здесь дорога ОЙКА – ОЙКА – ОЙКА - вот большая стройка ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ - построили больницу | • Матросы в матросках, матроски в полосках. • Пекарь пек пироги в печи. • Федя фокус показал – Федя фокусником стал. • Учит вежливости нас, почитает вслух рассказ. Не учитель, не писатель, это няня, воспитатель. | ||||||
Март | Народные промыслы | ОЗИК – ОЗИК – ОЗИК - железный паровозик АДКА – АДКА – АДКА - деревянная лошадка УБА – УБА – УБА - меховая шуба ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ - ситцевый халат ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ - вязаный жилет АШКИ – АШКИ – АШКИ – фарфоровые чашки ЛЕГА – ЛЕГА – ЛЕГА - деревянная телега | • Любит Флора кофейник из фарфора. • Очень часто бьются у Танечки блюдца. • Жаль ужасно: неужели, Нет уже у Жени гжели? Где же гжель? Ну, где же, Жень? Жить без гжели ей, ужель? | |||||
Животные жарких стран | АН – АН – АН - животные жарких стран ОГИ – ОГИ – ОГИ - большие носороги ОТ – ОТ – ОТ - в болоте бегемот АФЫ – АФЫ – АФЫ - вот идут жирафы АОН – ОН – ОН – вот ушастый слон ГА – ГА – ГА – у жирафа есть рога АЛА – АЛА – АЛА - пушистая коала АНДА – АНДА – АНДА - маленькая панда АНКИ – АНКИ – АНКИ - смешные обезьянки ТЕРА – ТЕРА – ТЕРА - грациозная пантера АРДЫ – АРДЫ – АРДЫ - быстрые гепарды РИЛЛА – РИЛЛА – РИЛЛА - громадная горилла ВА – ВА – ВА - испугалась льва ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ – у зебры есть полоски СЯТА – СЯТА – СЯТА – побежали страусята ЛЮДЫ – ЛЮДЫ – ЛЮДЫ – горбатые верблюды УТ – УТ – УТ – звери в Африке живут | • Лев поел, ложится лев - лани ходят, осмелев. • Ну и хохот! Ну и хохот! Слон куда-то дел свой хобот. • Черепаха всех смешит, потому что не спешит. • Ёжик вырос в десять раз, получился дикобраз. | ||||||
Одежда, головные уборы, обувь | АПКА – АПКА – АПКА - у меня есть шапка УБА – УБА – УБА - меховая шуба АРФ – АРФ – АРФ - мама вяжет шарф ГИ – ГИ – ГИ - покупаем сапоги ТО – ТО – ТО - длинное пальто РЮКИ – РЮКИ – РЮКИ - мы погладим брюки ТОК – ТОК – ТОК - узорчатый платок ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ - ситцевый халат ОФТУ – ОФТУ – ОФТУ - постирали кофту ОХ – ОХ – ОХ - юбочка в горох УЗА – УЗА – УЗА - новенькая блуза ТЫ – ТЫ – ТЫ - на рубашечке цветы АХ – АХ – АХ - туфли на каблуках КИ – КИ – КИ - теплые носки ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ - вязаный жилет ОТЫ – ОТЫ – ОТЫ - резиновые боты АМА – АМА – АМА - модная панама | • Любит наряжаться Любка, у нее в оборках юбка. • Надо ночью на носки много ниток напрясти. •Новый сарафанчик из цветного ситца. В новом сарафане дома не сидится. • Шапкой Саша шишки сшиб, получил на лбу ушиб. • Валя на проталинке промочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на проталинке. | ||||||
Космос. Приведем в порядок планету | АВТЫ – АВТЫ – АВТЫ – в ракете космонавты КЕТА – КЕТА – КЕТА – вверх летит ракета ТА – ТА – ТА - в космосе темнота ДА – ДА – ДА - яркая звезда АНДР – АНДР – АНДР - на космонавте скафандр НА – НА – НА - круглая луна НЕТЫ – НЕТЫ – НЕТЫ - разные планеты ЧО – ЧО – ЧО - у солнца горячо МЕТА – МЕТА – МЕТА - длиннохвостая комета УН – УН – УН - голубой «Нептун» ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ - круглая «Земля» | • Астронавты - на орбите, акробаты на Арбате. • Все короче наша тень, Это значит – скоро день. Тень растет, уходит прочь, Это значит – скоро ночь. • Зажглась зеленая звезда… Запустят звездолет туда. • Космонавтом стать хочу, С мамой в космос полечу! • Прилунился лунолет, в лунолете – луноход. | ||||||
Апрель | Из чего, что сделано | ОЗИК – ОЗИК – ОЗИК - железный паровозик АДКА – АДКА – АДКА - деревянная лошадка УБА – УБА – УБА - меховая шуба ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ - ситцевый халат ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ - вязаный жилет АШКИ – АШКИ – АШКИ – фарфоровые чашки ЛЕГА – ЛЕГА – ЛЕГА - деревянная телега | • Сидит Ваня на диване. | |||||
Комнатные растения | ТЫ – ТЫ – ТЫ - появятся цветы УТ – УТ – УТ - цветочки зацветут ЛЕК – ЛЕК – ЛЕК - тонкий стебелек АЛКИ – АЛКИ – АЛКИ - нежные фиалки АЛКА – АЛКА – АЛКА - ароматная фиалка АТ – АТ- АТ –цветочный аромат | • Фикус и флокс – не фрукты, а цветы. | ||||||
Бравые солдаты | АТ-АТ-АТ- профессия «солдат» АТЫ-АТЫ-АТЫ- защищают нас солдаты ГИ-ГИ-ГИ- солдаты носят сапоги АТУ-АТУ-АТУ- напишем мы солдату ОТКА-ОТКА-ОТКА- у солдата есть пилотка | Скороговорки со звуками Щ | ||||||
Насекомые | РЫ – РЫ – РЫ - зажужжали комары ЗА – ЗА – ЗА - прилетела стрекоза КИ – КИ – КИ - ползают жуки ВЯК – ВЯК – ВЯК - вот ползет червяк ЛА – ЛА – ЛА – на цветке сидит пчела СА – СА – СА - полосатая оса ВЕЙ – ВЕЙ – ВЕЙ - рыжий муравей ТКЕ – ТКЕ – ТКЕ - бабочка на цветке УХ – УХ – УХ – птицы ловят мух НЕЧИК – НЕЧИК – НЕЧИК – зелененький кузнечик | • За окном кружащий жук издаёт жужжащий звук. • Слишком много ножек у сороконожек. | ||||||
Май | Травянистые растения, цветы | ВА – ВА – ВА - зеленая трава СУ – СУ – СУ - ландыши в лесу ТЫ – ТЫ – ТЫ – весенние цветы АТ – АТ – АТ - незабудки аромат ЛЕК – ЛЕК – ЛЕК - синий василек ИЦА – ИЦА – ИЦА - расцветает медуница ИЦА – ИЦА – ИЦА - нежная кислица АШКИ – АШКИ – АШКИ - белые ромашки АНЧИК – АНЧИК – АНЧИК - пушистый одуванчик ОЛЬЧИК – ОЛЬЧИК – ОЛЬЧИК - синий колокольчик | • Хоть подсолнух и не птица - прямо к солнышку стремится. • Не забудьте незабудки, посмотрев на них минутку. • Был в саду переполох - там расцвел чертополох. • Нежные розы боятся мороза. • В цветнике цветут цветы. | |||||
Книжкина неделя | ШОК – ШОК – ШОК - Был торопливым петушок. ВАЛ – ВАЛ – ВАЛ - Он быстро зёрнышки клевал. ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ - Несут воду водоносы. НУЛ – НУЛ – НУЛ-Ветер яблоньку качнул. ОРА – ОРА – ОРА - Жила бабушка Федора. УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ-Ох! Была она грязнуля. УХ – УХ – УХ - Котёнок Васька ловил мух. ОДА – ОДА – ОДА-Шляпа шлёпнулась с комода. | Скороговорки со звуками «Я» | ||||||
3 | Заключительный | Май | Содержание | Цель | ||||
Апробирование в своей деятельности с воспитанниками картотек с чистоговорками и скороговорками. | Систематизировать накопленный материал. | |||||||
Разработать методичку по развитию чистой грамотной речи детей и в отработке произношении звуков через использование чистоговорок и скороговорок. | Систематизировать накопленный материал. | |||||||
Отчет по данной теме «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок» | Подготовить информации к отчёту (презентация, сбор информации, фотографий). | |||||||
4 | Работа с родителями | В течение года | 1. Консультация «Что такое чистоговорки? Для чего они нужны?» | Повысить компетентность родителей в вопросе «Что такое чистоговорки? Для чего они нужны?» | ||||
2.Разработка буклетов «Чистоговорки в речи детей старшего дошкольного возраста». | Повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей чистоговорками. | |||||||
3. Консультация «Что такое скороговорки? Правила при работе со скороговорками» | Повысить компетентность родителей в вопросе «Что такое скороговорки? Правила при работе со скороговорками» | |||||||
4 Разработка буклетов «Скороговорки в речи детей старшего дошкольного возраста». | Повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей скороговорками. | |||||||
5. Консультация «Что такое скороговорки? Чем полезны скороговорки? | Повысить компетентность родителей в вопросе «Что такое скороговорки? Чем полезны скороговорки? | |||||||
6. Консультация «Влияние скороговорок на развитие речи» | Повысить компетентность родителей в вопросе «Влияние скороговорок на развитие речи» | |||||||
7. Выставка рисунков «Нарисуй скороговорку» (совместный для родителей и детей группы). | Выставка рисунков «Нарисуй скороговорку» | |||||||
5 | Работа с педагогами | В течение года | 1. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования. | Рациональное использование РППС в ДОУ | ||||
2. Консультация «Правила разучивания скороговорок и чистоговорок». | Повысить компетентность воспитателей в вопросе «Правила разучивания скороговорок и чистоговорок». | |||||||
3. Консультация «Чистоговорка – средство, повышающее эффективностькоррекционно-логопедической работы с детьми». | Повысить компетентность воспитателей в вопросе «Чистоговорка – средство, повышающее эффективностькоррекционно-логопедической работы с детьми». | |||||||
4. Консультация для воспитателей«Использование скороговорок на занятиях по речевому развитию». | Повысить компетентность воспитателей в вопросе «Использование скороговорок на занятиях по речевому развитию». |
Таким образом
Для педагога:
1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок в различных видах детской деятельности.
2.Разработан учебно-методический комплект: чистоговорок и скороговорок.
3. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
4. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребёнка с учётом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
1. Дети достаточно хорошо овладели устной речью, могут выражать свои мысли и желания.
2. Осмысленно подбирают слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетает в предложении новые слова с уже знакомыми.
3. У детей развит фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонационная выразительность.
4. Сформирована у детей речевая инициатива и речевая творческая самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.
5. У детей сформированы предпосылки грамотность
Предварительный просмотр:
Чистоговорка – это веселое, эффективное средство формирования правильной и красивой речи.
Всем детям нравится заниматься словотворчеством: рифмовать слоги, подбирать слова, придумывать нелепицы. Это очень увлекательное и полезное занятие. Дети с удовольствием сами придумывают чистоговорки, можно предложить нарисовать к ним иллюстрации.
Варьируем чтение чистоговорок: произносим громко, тихо, шепотом, быстро, медленно и с различной интонацией или голосом разным по тембру.
№1 «Ранняя осень. Уборка урожая»
Ад-ад-ад – осенний листопад
Жат-жат-жат –листья желтые кружат
Ая – ая – ая – красота какая!
Ру-ру-ру – я листочки соберу
Рю-рю-рю – листья маме подарю
Су-су-су – ищем мы грибы в лесу
Ов-ов-ов – много мы нашли грибов
Ину-ину-ину - мы нашли калину
Сем-сем-сем – ягоды домой несем
Жай-жай-жай – созрел в поле урожай
Ист-ист-ист – пашет поле тракторист
Оле-оле-оле – вспаханное поле
Ено-ено-ено – запасаем сено
Овь-овь-овь – убираем мы морковь
Ай-ай-ай – славный урожай
Щей-щей-щей – много разных овощей
№2 «Огород. Овощи»
Од-од-од – идем мы в огород
Ай-ай-ай – в огороде урожай
Офель-офель-офель – копаем мы картофель
Ай – ай – ай - собираем урожай
Адки – адки – адки - пропололи грядки
Оры – оры – оры – зреют помидоры
Овка – овка – овка – яркая морковка
Цы – цы – цы – мы полили огурцы
Ук – ук – ук – там растет зеленый лук
Чок – чок – чок - полезный чесночок
Ец-ец-ец - свежий огурец
Уста-уста-уста – хрустящая капуста
Ох-ох-ох – посадили мы горох
Орщ-орщ-орщ – сварим вкусный борщ
Ис-ис-ис – у нас созрел редис
Щи-щи-щи – очень любим овощи
№3 «Фрукты»
Ад-ад-ад – есть у нас фруктовый сад
Ай-ай-ай – зреет сладкий урожай
Ду-ду-ду - мы работали в саду
Укты – укты – укты - собираем фрукты
От-от-от – варим мы компот
Ог-ог-ог – яблочный пирог
Уши-уши-уши – вот поспели груши
Иву-иву-иву – мы посадим сливу
Ешне-ешне-ешне – рады мы черешне
Укты-укты-укты – полезные фрукты
Чки-чки-чки – очень любим яблочки
Ос-ос-ос – сладкий абрикос
Син-син-син – сочный апельсин
Ок-ок-ок – из яблок будет сок
Уст-уст-уст – там растет вишневый куст
Уз-уз-уз – ели мы арбуз
Ра-ра-ра – рада фруктам детвора
№4 «Лес»
Ес-ес-ес-какой красивый лес
Су – су – су - погуляем мы в лесу
Су – су – су – как легко дышать в лесу
Ки-ки-ки – в лесу деревья высоки
Еза-еза-еза – белая береза
Ать-ать-ать – лес нужно охранять
Етки-етки-етки – не ломайте ветки
Сна-сна-сна – высокая сосна
Сны-сны-сны – есть шишки у сосны
Олки-олки-олки – колючие иголки
Ина-ина-ина – дрожащая осина
Уб-уб-уб – стоит могучий дуб
Ём-ём-ём – есть желуди на нем
Ён-ён-ён – растет огромный клен
№5 «Грибы. Ягоды»
Ину-ину-ину – соберем малину
Енье-енье-енье – сварим мы варенье
Ника-ника-ника – вкусная черника
Ина-ина-ина – в лесу растет малина
Ику-ику-ику – мы ищем земляник
Ята – ята – ята - на пеньке опята
Ов-ов-ов – насобирали мы грибов
Ор-ор-ор – ядовитый мухомор
Ички-ички-ички – рыжие лисички
Бы-бы-бы – белые грибы
Ва-ва-ва – зеленая трава
Гу-гу-гу – я природу берегу
№5 «Дикие животные»
Су-су-су – дикие животные живут в лесу
Олк-олк-олк – в лесу бродит волк
Олки-олки-олки – воют злые волки
Су-су-су – и лиса живет в лесу
Ре-ре-ре – лиса сидит в норе
Ов-ов-ов – не боимся мы волков
Сы-сы-сы – не боимся мы лисы
Айка-айка-айка – скачет серый зайка
Айка-айка-айка – лисы боится зайка
Веди-веди-веди – спят зимой медведи
Ину ину-ину – медвежонок ест малину
Пле-пле-пле – белока живет в дупле
Ех-ех-ех – белочка грызет орех
Ата-ата-ата – пушистые бельчаьта
Ож-ож-ож – в траве колючий еж
Ось – ось – ось – стоит огромный лось
Оль-оль-оль – лоси любят соль
Нот –нот-нот- быстро бегает енот
Бан-бан-бан - ищет желуди кабан
Ени-ени-ени – гордые олени
Га-га-га – у оленя ветвитсые рога
№6 «Домашние животные»
От-от-от – у меня сиамский кот
Шей-шей-шей – ловят котики мышей
Ко-ко-ко – любят кошки молоко
Енок-енок-енок – рыжий маленький котенок
Ака-ака-ака – во дворе собака
От-от-от – дом собака стережет
Нок-нок-нок – маленький щенок
Овку-овку-овку – кроликам дадим морковку
Чата – чата – чата - забавные крольчата
Ца-ца-ца – белая овца
Ята-ята-ята – веселые ягнята
За-за-за – на лугу стоит коза
Га-га-га – у козы рога
Лята-лята-лята – прыгают козлята
Зу-зу-зу – уведем домой козу
Ова – ова – ова - рогатая корова
Ко – ко – ко - корова дает молоко
Сята – сята – сята – в лужу лезут поросята
Чки-чки-чки – у свинок пятачки
№7 «Перелетные птицы»
Ли-ли-ли – летят в небе журавли
Ны-ны-ны – не вернутся до весны
Ды-ды-ды – не хватает им еды
Сей-сей-сей – летит стая гусей
Ицы – ицы – ицы - улетают птицы
Уг-уг-уг – птицы все летят на юг
Чи-чи-чи – улетели грачи
Цы-цы-цы – собираются в дорогу скворцы
Да-да-да – оставляют гнезда
Ей-ей-ей – стая белых лебедей
Тят-тят-тят – лебеди на юг летят
Ду-ду-ду – уточки в пруду
Ушки-ушки-ушки – улетели все кукушки
Ой-ой-ой- вернутся лишь весной
Цы-цы-цы – учатся летать птенцы
Цы-цы-цы – сидят в гнезде птенцы
Чата-чата-чата – черные грачата
Ата-ата-ата – шустрые стрижата
Вей-вей-вей – звонкий соловей
Шата-шата-шата- смешные кукушата
Вя-вя-вя – скворец нашел червя
№8 «Зимующие птицы»
Бьи – бьи – бьи – зашумели воробьи
Бьи – бьи – бьи –на деревьях воробьи
Ицы – ицы – ицы - красивые синицы
Она – она – она - хитрая ворона
Оны – оны – оны – на ветке три вороны
Ока – ока – ока - крикливая сорока
Ой – ой – ой - птицам голодно зимой
Ушка-ушка-ушка – для птиц нужна кормушка
Ушки – ушки – ушки – все птицы у кормушки
Ют – ют – ют - птицы ягоды клюют
Алка– алка – алка – прилетела галка
Ока – ока – ока - белобокая сорока
Ри – ри – ри - прилетели снегири
Тели – тели – тели - прилетели свиристели
Ва – ва – ва – мудрая сова
Ка – ка – ка – дятел ищет червяка
Аем-аем-аем – мы птицам помогаем
№9 «Новогодний праздник»
Од – од – од - скоро праздник «Новый год»
Олку – олку – олку – мы нарядим елку
Ша – ша – ша - будет елка хороша
От-от-от – скоро Дед Мороз придет
Арки – арки – арки - принесет подарки
Да – да – да - на елочке горит звезда
Ры-ры-ры – на елочке шары
Усы-усы-усы – висят цветные бусы
Хи-хи-хи – приготовим мы стихи
Од-од-од – дружно водим хоровод
Ём-ём-ём – вместе песенки поем
Од-од-од – все любят Новый год
№10 «Игрушки»
Ушки-ушки-ушки – в шкафу стоят игрушки
Гу-гу-гу – я игрушки берегу
Аем-аем-аем – игрушки собираем
Аю-аю-аю – игрушками играю
Идка-идка-идка – цветная пирамидка
Идку – идку – идку - собираю пирамидку
Ать – ать – ать – будем вместе мы играть
Вик-вик-вик –новый грузовик
Яч-яч-яч – мы играем в мяч
Ушки – ушки – ушки – красивые игрушки
Лю – лю – лю - игрушки я люблю
Уклы-уклы-уклы – новенькие куклы
Или – или – или - мне куклу подарили
Ат – ат – ат – хочу новый самокат
Оз – оз – оз - железный паровоз
Чи – чи – чи – яркие мячи
Ами-ами-ами – играем мы с друзьями
№11 «Одежда. Обувь»
Арф – арф – арф – у меня красивый шарф шарф
Апка – апка – апка - меховая шапка
Уба – уба – уба - меховая шуба
То-то-то – новое пальто
Атки-атки-атки – на руках перчатки
Ки-ки-ки – потеряли варежки
Ожки-ожки-ожки – зимние сапожки
Ко-ко-ко – зеленое трико
Ки-ки-ки – мама вяжет варежки
Олка-олка-олка – белая футболка
Рюки-рюки-рюки – я надену брюки
Фан-фан-фан- летний сарафан
Ама-ама-ама – желтая панама
Ат-ат-ат – новенький халат
№12 «Транспорт»
Ога-ога-ога – вдаль бежит дорога
Иль-мль-иль – мчит меня автомобиль
Итель-итель-итель – буду я водитель
Обус – обус – обус – сяду я в автобус
Вик – вик – вик – груз привозит грузовик
Ай – ай – ай – мы увидели трамвай
Аз – аз – аз – едет к нам большой «Камаз»
Ор – ор – ор – у дороги светофор
Ожно-ожно-ожно – передвигайся осторожно
Ога-ога-ога – железная дорого
Оны-оны-оны – у поезда вагоны
Тор-тор-тор – поле пашет трактор
№13 «Зима»
Ма - ма – ма – вот пришла опять зима
Ать-ать-ать – будем зиму мы встречать
Ме-ме-ме – очень рады мы зиме
Ма – ма – ма – очень снежная зима
Ра – ра – ра – снежная гора
Ры-ры-ры – лихо я лечу с горы
Вик-вик-вик – возле дома снеговик
Да – да – да - наступили холода
Гу – гу – гу – веселимся мы в снегу
Анки-анки-анки – мы достали санки
Ки-ки-ки –приготовили коньки
Ыжи-ыжи-ыжи – мне купили лыжи
Ой – ой – ой – птицам холодно зимой
Од-од-од – скоро Новый год
№14 «Космос»
Ля-ля-ля – наша планета Земля
Мос-мос-мос – бескрайний космос
Ник-ник-ник – на орбите спутник
Зда-зда-зда – полярная звезда
Уть-уть-уть – далекий млечный путь
Ета-ета-ета – вверх летит ракета
Авт-авт-авт – в ракете космонавт
Ну-ну-ну – вижу я луну
Онце-онце-онце – греет Землю Солнце
Арс-арс-арс – полетим на Марс
Ане-ане-ане – на Марсе – марсиане
Ит-ит-ит – летит метеорит
Оид-оид-оид – огромный астероид
Ета-ета-ета – хвостатая комета
№15 «Хлеб. Откуда хлеб пришел?»
Оле-оле-оле – хлеб найдешь ты в поле
Леб-леб-леб – хрустящий вкусный хлеб
Ука-ука-ука – белая мука
Ница-ница-ница – на полях пшеница
Ож-ож-ож – в поле зреет рожь
Ок-ок-ок – спелый колосок
Есто-есто-есто – замесили тесто
Тон-тон-тон – нарезной батон
Ицу-ицу-ицу – сеем мы пшеницу
Ку-ку-ку – мелем мы муку
Ушки-ушки-ушки – сладкие ватрушки
Ги-ги-ги – с капустой пироги
Ны-ны-ны – я люблю блины
№16 «Профессии»
Ач-ач-ач – моя мама врач
Чей-чей-чей – не боимся мы врачей
Авт-авт-авт – мой дядя космонавт
Итель-итель-итель – буду я строитель
Ар-ар-ар – я ветеринар
Ля-ля-ля – учат нас учителя
Итель-итель-итель – я будущий учитель
Ец-ец-ец – в магазине продавец
Цом-цом-цом – хочу быть продавцом
Ар-ар-ар – пожарный потушит пожар
Ры-ры-ры – все пожарные храбры
Итов-итов-итов – полицейский ловит бандитов
Атель-атель-атель – поможет нам спасатель
Ны-ны-ны – все спасатели сильны
Атель-атель-атель – добрый воспитатель
Ашу-ашу-ашу – повар варит кашу
Предварительный просмотр:
МКОУ Половинкинская СОШ
Воспитатель: Н.В.Соснина
Состояние звуковой стороны речи и фонематическое восприятие имеют большое значение для успешного овладения языком. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать идифференцировать на слух фонемы.
Необходимо развивать фонематический слух детям, особенно тем, у кого имеются речевые проблемы. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Когда фонематический слух развивается в должной мере, ребенок начинает слышать себя, свою речь, пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение. Часто в речи детей встречаются замены звуков, сходных по артикуляции или близких по звучанию. Замены звуков могут быть в группах свистящих – шипящих (с-ш, з-ж ; вместо «шапка» - «сапка»), звонких -глухих (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с; вместо «жираф»- «шираф»), сонорных (р-л; вместо «ручка»-«лучка»), мягких –твердых(са-ся, ла-ля; вместо «сядем»-«садем»). Подобные ошибки вустнойречи могут привести к ошибкам написьме.
Чистоговорка — это малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, которая заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.
Чистоговорки используются для развития чёткой дикции у детей. Также чистоговорки помогают развить у детей фонематический слух, грамматику, словарь и связную речь.
Чистоговорки используются для отработки и закрепления трудных звуков в речи, поэтому их следует использовать только тогда, когда ребенок уже может произносить правильно основной звук.
Разучивая чистоговорки с ребенком старайтесь, чтобы произношение звуков было чистым, делайте это не торопясь. Для автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз, выполняя при этом разные задания - произносить ее тихо, громко, с разными интонациями.
\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование 2023-2024
Самообразование...

Самообразование 2023-2024 Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку...
Самообразование 2023-2024 год Проект "Финансовая грамотность дошкольника "
формировать основы финансовой грамотности у дошкольников...

САМООБРАЗОВАНИЕ 2023-2024
Содержание:1. План самообразования.2. План работы на год.3. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольника.4. Конспекты ОД.5. Консультации для родителейПлан самообразования«Нравственн...