Самообразование 2023-2024 г
материал

Соснина Наталья Владимировна

самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_2023_-2024_uch.g.docx65.21 КБ
Файл kartoteka_chistogovorok.docx30.06 КБ
Файл konsultatsiya.docx582.78 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Половинкинская СОШ

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ЧИСТОГОВОРОК И СКОРОГОВОРОК»

НА 2023-2024 ГОД.

Воспитатель: Н.В.Соснина

п.Половинка 2023

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста  через использование чистоговорок и скороговорок»

Актуальность выбранной темы:

Развитие речи у дошкольников - важное направление в работе воспитателя детского сада. Ему необходимо постоянно искать новые способы и методические приемы активизации речевой деятельности детей.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. У детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения грамоте.

Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Правильная речь - это один из самых явных признаков нормального интеллектуального развития ребенка.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я столкнулась с такой проблемой, что дети 5 - 6 лет, как правило, имеют обширный словарный запас, умеет пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи,чисто произносят звуки. Но иногда речь детей недостаточно четкая и внятная.Это бывает из-за вялости артикуляционного аппарата или когда у ребёнка торопливая речь. В этом случае ребёнок не проговаривает в словах ряд звуков, как мы говорим «проглатывает» их.

Преодолеть эти недостатки помогут различные чистоговорки и скороговорки.

Чистоговорка – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном его повторении.  

Для развития чистой грамотной речи ребёнка старшего возраста очень важна звуковая культура речи, т. е. чёткое, чистое звукопроизношение. Незаменимыми помощниками в этом являются чисто – и скороговорки, которые строятся на сочетании звуков, слогов, трудных для произношения детьми. 

Скороговорки заставляют произносящего сосредотачивать своё внимание на правильной артикуляции звуков, звукосочетаний в ускоренном темпе, что ещё больше поощряет стремление ребёнка четко и ясно произносить звуки.

Поэтому мной была выбрана данная тема для самообразования.

Форма самообразования:подгрупповая и индивидуальная.

ЦЕЛЬ: Повышение уровня компетентности и профессионализма по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста через чистоговорки и скороговорки.

ЗАДАЧИ:

1. Изучить и систематизировать теоретический и практический материал по данной теме

2. Разработать перспективный план по изучению литературы по теме.

3. Подготовить необходимый материал для организации и проведения организованной образовательной деятельности (ООД) и в режимные моменты для воспитанников - картотеки с чистоговорками и скороговорками.

4. Повысить компетентность родителей в вопросах по развитию чистой грамотной речи детей и в отработке произношении звуков через использование чистоговорок и скороговорок (буклетов, памяток и консультации, и индивидуальные беседы).

5. Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

6. Разработать консультаций для педагогов.

Предполагаемый результат:

- повышение качества воспитательно-образовательного процесса по развитию чистой грамотной речи детей и в отработке произношении звуков через использование чистоговорок и скороговорок;

- обогащение предметно – развивающей среды группы: созданием альбома «Скороговорки», разработка картотеки чистоговорок по проектно - тематическим неделям и картотеки скороговорок;

- разработан перспективный план по данной теме.

- использование в работе эффективны формы взаимодействия с родителями.

Этапы реализации самообразования:

Этап

Сроки

Содержание

Цель

1

Теоретический

Сентябрь

1. Генинг. М. Г. Воспитание у дошкольников правильной речи: пособие для воспитателей дет. садов / М. Г. Генинг, Н. А. Герман., 2012. – 122 с.

2. Скороговорки и чистоговорки для развития речи: кн. для педагогов ДОУ / В. Дмитриева. – М.: Астрель. Сова, 2008. – 128 с.

3. Колунова. Л. А. «Умноватый мальчик»: работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников / Л. А. Колунова.

4. Новиковская, О. А. Мир вокруг тебя. Чистоговорки и скороговорки: кн. для педагогов ДОУ / О. А. Новиковская. – М.: Астрель, 2009. – 96 с.

5. Логопедия (практическое пособие) В. И. Руденко 2009г.

6. Воспитание у детей правильного произношения М. Ф. Фомичёва 1981г.

7. Логопедические упражнения в рифмах Е. А. Алифанова, Н. Е. Егорова 2000г.

8. Скороговорки для развития дикции : Портал для всей семьи [Электронный ресурс]

9. Щемерова Н. Н., Буланова М. А. Чистоговорки и скороговорки как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 40-42. — URL

10. Давыдович. Л. Правильно ли говорит ваш ребенок / Л. Давыдович // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 8 – С. 12-23.

11. О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2004. № 9. – С. 11-14. Кривошеева, Л. В. Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи // Детский сад № 1 [Электронный ресурс]

12. Работа с периодическими изданиями «Ребёнок в детском саду»«Дошкольное воспитание»

Изучение материалов по теме на интернет - сайтах:

«Детство Гид».

2 Международный образовательный портал МААМ. RU

3 Всероссийский образовательный ПОРТАЛ ПЕДАГОГА.

Изучить  учебную, справочную, научно - методическую литературу по теме «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста  через использование чистоговорок и скороговорок»

Накопление теоретического и практического материала и создание личной педагогической копилки. Подбор картотек «Чистогорки»«Скороговорки»

Изучить и проанализировать педагогическую литературу по теме самообразования, используя в том числе Интернет – ресурсы.

Разработка плана работы по самообразованию «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста  через использование чистоговорок и скороговорок»

Разработать план работы по «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста  через использование чистоговорок и скороговорок» по проектно – тематическим неделям.

Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала, картотеки по данной теме.

Создать условия для реализации  плана по самообразованию «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста  через использование чистоговорок и скороговорок»

2

Практико - ориентированный

Проектно – тематическим недели

Чистоговорки

Скороговорки

Сентябрь

Детский сад наш так хорош…

АД – АД – АД - наш любимый детский сад                                                  

ДУ – ДУ – ДУ – поиграем мы в саду                                                              

РА – РА – РА – нам готовят повара                                                                

КЕ – КЕ – КЕ - повар в белом колпаке                                                                

ЧИ – ЧИ – ЧИ – в садике врачи                                                                        

РА – РА – РА – медицинская сестра                                                              

ТЕЙ – ТЕЙ – ТЕЙ – любят все детей                                                              

ДУ – ДУ – ДУ – воспитатели в саду                                                                    

АЮ – АЮ – АЮ – на занятии играю                                                                          

АС – АС – АС – няня кормит нас                                                                    

• Как скор Егор на оговорки,

• Произнося скороговорки.

• Смешные шутки у Саши и Мишутки

Осень, осень в гости просим

ОЙ – ОЙ – ОЙ - огород у нас большой                                                                    

АЙ – АЙ – АЙ - собираем урожай                                                                        

УК – УК – УК - собираем лук                                                                                

ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ - большие помидоры                                                      

ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок

ОВКА – ОВКА – ОВКА - сочная морковка                                                                    

ЧОК – ЧОК – ЧОК - горький чесночок                                                                        

РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ - зеленый огурец                                                                      

АН – АН – АН - спелый баклажан

СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон                                                                  

АМ – АМ – АМ - свеклу варят нам

ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны

в земле картошка

ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей

•На деревья листьев мало. На земле - невпроворот.

• Из лоскутьев одеяло на прощанье осень шьет.

• Листья падают с осин, мчится в небе острый клин.

• Желудь в лужице лежит,   Желтый лист над ним дрожит.

От зёрнышка к  хлебушку

ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - будет хлеба урожай                                            

ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи                                                            

ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп                                                                  

КА – КА – КА - белая мука                                                                                                        

ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы                                                          

ЯХ – ЯХ – ЯХ - много хлеба на полях                                                    

ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу                                                  

ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха                                                                                  

НЕРЫ – НЕРЫ – НЕРЫ – устали комбайнеры                                              

РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист                                                        

АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать                                                          

АХ – АХ – АХ – комбайны на полях

• Батон, буханку, баранку….       Пекарь испек спозаранку.

• Петр в печке пек печенье, …    Да перепёк всю выпечку.

•  Хлеб ржаной, батоны, булки..Не добудешь на прогулке.

Грибы, ягоды беру и в лукошечко кладу

ИКА – ИКА – ИКА - поспевает голубика

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ - аромат малины

ИКУ – ИКУ – ИКУ - ищем костянику

ИКУ-ИКУ-ИКУ- собираем голубику

ИКУ – ИКУ – ИКУ - собираем землянику

ИКА – ИКА – ИКА – вкусная черника

• За забором у Федоры – мухоморы.

• У пеньков опять пять опят стоят.

Октябрь

Дары осени

ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду                                                                    

ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады                                                                                                  

АД – АД – АД - вот фруктовый сад                                                                            

ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник

ТИ – ТИ – ТИ - будет яблонька расти                                                                      

УШИ – УШИ – УШИ - поспевают груши                                                                

ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня                                                  

УСТ – УСТ – УСТ - облепихи куст                                                                          

ТЫ – ТЫ – ТЫ – со смородиной кусты

АДА – АДА – АДА – гроздья винограда                                                                              

ИВУ – ИВУ – ИВУ - собираем сливу                                                                

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы                                                              

ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок                                                          

РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье                                                                      

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины                                            

ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ - фрукты для здоровья

• На горе Арарат растет крупный виноград.

• Сколько стоит кабачок? - Кабачок? Пятачок.

• Ты нас мама не ищи – щиплем щавель мы на щи.

• На улице в щели забора лезет горох без разбора.

• У нашегоГришеньки под окном вишенки.

Лес – богатство и  краса, береги

СУ – СУ – СУ - погуляем мы в лесу                                                                                          

ОЩА-ОЩА-ОЩА- березовая роща                    

РЕЗА – РЕЗА – РЕЗА - белая береза                                                        

ХА – ХА – ХА - ветвистая ольха                                                                      

ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА - изогнутая елка                                                        

СИНА – СИНА – СИНА - вот дрожит осина        

НА-НА-НА- высокая сосна                                                                            

БЫ – БЫ – БЫ – коренастые дубы

ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – на дубе много желудей

РЕНЬ – РЕНЬ – РЕНЬ – ароматная сирень

УСТ – УСТ – УСТ – боярышника куст                                                            

• Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

• Без расчёски….     Ветры берёзкам…    Делают причёски

Кто как готовится к зиме

ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА - голодные волчата

ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ - убежали волки

РА – РА – РА - для волчат нора

СА – СА – СА - рыжая лиса

ТЫ – ТЫ – ТЫ - хвост пушистый у лисы

СУ – СУ – СУ - не боимся мы лису

СЕ – СЕ – СЕ - кушать хочется лисе

ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - косолапые медведи ВЕДЬ – ВЕДЬ – ВЕДЬ - вот идет медведь

ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА - смешные медвежата АЯЦ – АЯЦ – АЯЦ - трусоватый.

• Шесть мышат в шалаше шуршат.

• Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

• Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

• Белка белила кистью перила.

Летят перелётные птицы

ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ - улетают птицы                                                                  

НЫ – НЫ – НЫ - улетают до весны                                                                        

УШКИ – УШКИ – УШКИ - улетают все кукушки                                            

ВЬИ – ВЬИ – ВЬИ - улетают соловьи                                                            

АПЛЮ – АПЛЮ – АПЛЮ - не увидим цаплю                                                                

АЯ – АЯ – АЯ -  уток диких стая                                                                                                            

ВЕЛЬ – ВЕЛЬ – ВЕЛЬ - длинноногий журавель                                            

ЛИ – ЛИ – ЛИ – улетают журавли                                                                        

ЖИ – ЖИ – ЖИ - очень шустрые чижи                                                            

ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – стая белых лебедей                                                            

ДЫ – ДЫ – ДЫ – черные дрозды                                                                        

• Клест по весне веселится по весне.

• Кукушка кукушонку купила капюшон.

• Купили цапле глазные капли.
• Капли цапля капала и не плакала.

Ноябрь

Домашние животные и птицы

АЮТ – АЮТ – АЮТ - собаки охраняют

НЯТА – НЯТА – НЯТА - бегают щенята

ТЯТА – ТЯТА – ТЯТА - пушистые котята

ЗА – ЗА – ЗА - на лугу стоит коза

ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ - колокольчик у козы

ЛЯТ – ЛЯТ – ЛЯТ – много беленьких козлят

СЯТА – СЯТА – СЯТА – в грязь залезли поросята  

0ОВА – ОВА – ОВА - рогатая корова  

ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА – траву жуют телята

МУ – МУ – МУ - говорит корова «МУ»

АН – АН – АН - на горе стоит баран

•  Котик ниток клубок укатил в уголок.

•  Наш Полкан попал в капкан.

•  Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.

•  Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

•  Цокнул сзади конь копытцем

•  Десять поросят Просят проса у гусят,

• Не дают гусята Проса поросятам

Край в котором мы живем, мы

Югорией зовем

МА – МА – МА - деревянные дома                                                                                              

МА – МА – МА - высокие дома                                                                                  

ОМ – ОМ – ОМ - мы построим дом                        

ОМ – ОМ – ОМ – многоэтажный дом                                  

ОМ – ОМ - ОМ- двухэтажный дом                                                              

ОМУ – ОМУ – ОМУ - мы подходим к дому                            

ЦО – ЦО – ЦО – заходим на крыльцо                                                

АЕМ – АЕМ – АЕМ – двери открываем                                  

НА – НА – НА – покрашена стена                                  

ПЕНИ – ПЕНИ – ПЕНИ – бетонные ступени                      

ИРА – ИРА – ИРА - огромная квартира                        

ИРА – ИРА – ИРА - новая квартира

• Нет в мире краше Родины нашей.

• Родина краше солнца, дороже золота.

• В родном краю сокол, в чужом.

• На родной стороне и камешек знаком

• Одна у человека родная мать, одна у него и Родина

• Родина начинается с семьи.

Я в мире человек (здоровье)

ВЕК – ВЕК – ВЕК - высокий человек                                                                                                                

ВА – ВА – ВА - большая голова                                                    

ГА – ГА – ГА - длинная нога                                                                    

КА – КА – КА - тонкая рука

ВЕК – ВЕК – ВЕК - ходит человек                                                            

УКИ – УКИ – УКИ - мы помоем руки

ЗА – ЗА – ЗА - огромные глаза      

ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ – длинные ресницы                                                      

ОВИ – ОВИ – ОВИ – у человека есть брови                                                                      

УБЫ – УБЫ – УБЫ – беленькие зубы                                                          

УБЫ – УБЫ – УБЫ – надо чистить зубы                                                          

ВОТ – ВОТ – ВОТ - загорай скорей живот                                                    

ОТ – ОТ – ОТ – мы откроем рот.                                                                                                                                          

Мама Милу в ванне мыла.

Семья

АМА – АМА – АМА - у меня есть мама                                                            

АПА – АПА – АПА – мой любимый папа                                                        

УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ – добрая бабуля                                                                                  

УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ  - старенький дедуля                                                          

ГИ – ГИ – ГИ - бабуля печет пироги

УЛ – УЛ – УЛ - папа чинит стул                                                          

ЗЕТУ – ЗЕТУ – ЗЕТУ - дедуля читает газету                                                        

РА – РА – РА - младшая сестра                                                                          

АТ – АТ – АТ - мой любимый брат                                                                      

РОЙ – РОЙ – РОЙ – поиграю я с сестрой                                                      

ЗЬЯ – ЗЬЯ – ЗЬЯ – мы с братишкою друзья

ЛА – ЛА – ЛА - тетушка пришла                                                                      

АЙ – АЙ – АЙ – дядюшка пьет чай                                                          

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - я люблю свою семью                                                        

МЬЯ – МЬЯ – МЬЯ – моя дружная семья                                                  

• Вяжет Мише бабушка тепленькие варежки.

• На скамейку мама села. Справа – Сева, Слава – слева.

• Принесла пирог нам мама. Не пирог, а чудо прямо.

• Баба стала на носок, а потом на пятку, стала русского плясать, а потом вприсядку!

Декабрь

Рыбы

Ан – ан – ан - глубокий океан

На – на – на – обитатели морского дна

Ве – ве – ве - рыбы плавают в воде

Лю – лю – лю - рыбу я ловлю

Оги – оги – оги - большие осьминоги

Ак – ак – ак - проползает рак

Ты – ты – ты – огромные киты

Фины – фины – фины – гладкие дельфины

Ула – ула – ула – зубастая акула

Дузы – дузы – дузы – прозрачные медузы

Аба – аба – аба – я увидел краба

Ня – ня – ня – у краба есть клешня

Ветки – ветки – ветки – мелкие креветки

Аллы – аллы – аллы – красивые кораллы

• Словили семь сельдей Сёма, Слава и Евсей.

• Щука и лещи не для щей, а для ухи.

Краб забрался на трап, и заснул крепко краб.

А кальмар не дремал, краба в лапы поймал.

• Не бывает улова у ленивого рыболова.

Здравствуй - зимушка зима

МА - МА – МА -  наступила вновь зима                                                              

МА – МА – МА - снежная зима                                                                            

МА – МА – МА - морозная зима                                                                            

РА – РА – РА – снежная гора                                                                                

ТА – ТА – ТА – зимою красота

ВО – ВО – ВО – снежное волшебство                                                        

ДА – ДА – ДА - зимою холода                                                                    

ГУ – ГУ – ГУ - елочки в снегу                                                                            

ГУ – ГУ – ГУ – весь лес стоит в снегу                                                                  

ХИ – ХИ – ХИ – о зимушке стихи                                                                      

МЕ – МЕ – МЕ - много песен о зиме                                                                                                          

• Заморозила зима и заборы и дома.

• Запоздалая зима за ночь избы замела.

• Зимним утром от мороза……   На заре звенят березы.

• Навалилось в валенки снега Вале маленькой.

• Мороз за нос кусает до слез.

• Береги нос в большой мороз.

• Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.

Зимующие птицы

ОКА – ОКА – ОКА - шумная сорока                                                                      

ОЙ – ОЙ – ОЙ - птицам холодно зимой                                                        

ОНА – ОНА – ОНА - черная ворона  

ОНА – ОНА - ОНА – любопытная ворона                        

ОНА – ОНА – ОНА – каркает ворона                                                            

ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ - пестрые синицы

БЬИ – БЬИ – БЬИ – расшумелись воробьи                                                                                                  БЕЙ – БЕЙ – БЕЙ – шустрый воробей                                                          

ОКА – ОКА – ОКА - корм нашла сорока                                                          

БЬИ – БЬИ – БЬИ - скачут воробьи                                                                    

БЬИ – БЬИ – БЬИ –  на ветке воробьи                                              

• Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки.

• На лужайке дятел жил,… Дуб, как долотом, долбил.

• Три свиристели еле свистели на ели.

Азбука безопасности

Анки-анки- анки – у саночника есть санки.

Ист – ист – ист – метко стреляет биатлонист.

Ки-ки- ки- у фигуристки красивые коньки.

Бу-бу –бу – хоккеист забил в ворота шайбу.

Лем – лем – лем – защитил вратаря его шлем.

Онки–онки- онки – лыжник начинает гонки.

• Четыре чёрненьких, чумазеньких, чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж

Наша ёлка хороша

ОД – ОД – ОД - скоро праздник «Новый год»

ОЛКУ – ОЛКУ – ОЛКУ - мы нарядим елку                                                                              

ША – ША – ША - наша елка хороша

УШКИ – УШКИ – УШКИ - на елочке хлопушки                                              

РЫ – РЫ – РЫ - на елочке шары

ОЗ – ОЗ – ОЗ - придет «Дедушка Мороз»                                                  

АРКИ – АРКИ – АРКИ - принесет подарки                                            

УШКИ – УШКИ – УШКИ - яркие хлопушки                                      

ФЕТЫ – ФЕТЫ – ФЕТЫ - сладкие конфеты                                                    

АЕМ – АЕМ – АЕМ - мы стихи читаем                          

ДА – ДА – ДА - на елочке звезда                                                                        

ТИТ – ТИТ – ТИТ - елочка блестит

УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ - тонкие сосульки

ИНКИ – ИНКИ – ИНКИ – тонкие снежинки                                                      

• Ёлка, ёлка, ёлочка, колкая иголочка.

• Есть у елочки подружки….Разноцветные игрушки.

• Вот-вот, вот-вот - встали дети в хоровод

Снежная красавица детям очень нравится.

Январь

Зимние забавы

МОЙ – МОЙ – МОЙ - каникулы зимой                                                  

РЫ – РЫ – РЫ - покатаемся с горы                                                                        

НЯХ – НЯХ – НЯХ - мы поедем на санях                                                        

АНКИ – АНКИ – АНКИ - у меня есть санки                                                        

АТЬ – АТЬ – АТЬ - буду друга догонять                                        

ДЯНКА – ДЯНКА – ДЯНКА - у меня ледянка                                              

АЮСЬ – АЮСЬ – АЮСЬ – на ледянке покатаюсь                                    

КИ – КИ – КИ - поиграем мы с снежки                                                                        

НЯ – НЯ – НЯ – твердая лыжня

ВИК – ВИК – ВИК – получился снеговик                                                    

НЕГА – НЕГА – НЕГА – крепости из снега                                                  

КЕЙ – КЕЙ – КЕЙ – мальчишки играют в хоккей

ТОК – ТОК – ТОК – ледяной каток                                                        

КАХ – КАХ – КАХ – постояли на коньках                                                          

ДУ – ДУ – ДУ – мы катаемся по льду                                                        

КИ – КИ – КИ – очень острые коньки                                                                                              

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

У Сони сани с горки едут сами.

Животные Севера

ЛЕНИ – ЛЕНИ – ЛЕНИ - огромные тюлени                                                

ОЛК – ОЛК – ОЛК - вот полярный волк                                              

ЛЕНИ – ЛЕНИ – ЛЕНИ - рогатые олени                                                          

АРС – АРС – АРС - пятнистый снежный барс                                    

ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - белые медведи                                                            

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - пушистые песцы

ГА – ГА – ГА - на Севере снега

ОЛК – ОЛК – ОЛК - вот полярный волк                                                                                                  

ЖИ – ЖИ – ЖИ - тяжелые моржи                                                                        

УСИ – УСИ – УСИ - полярные белые гуси                                            

АНЕ – АНЕ – АНЕ - айсберг в океане                                                              

КОЛ – КОЛ – КОЛ - проплывает ледокол

ЯНИЕ – ЯНИЕ – ЯНИЕ - полярное сияние                                                            

• Целый день лежит тюлень, и лежать ему не лень.

Дом, в котором мы живѐм

МА – МА – МА - деревянные дома                                                                                                  

МА – МА – МА - высокие дома                                                                                                                  

ОМ – ОМ – ОМ - мы построим дом                                                        

ОМ – ОМ – ОМ – многоэтажный дом                                                                

ОМ – ОМ - ОМ- двухэтажный дом                                                                                            

ОМУ – ОМУ – ОМУ - мы подходим к дому                                                          

ЦО – ЦО – ЦО – заходим на крыльцо                                                

АЕМ – АЕМ – АЕМ – двери открываем                                                                

НА – НА – НА – покрашена стена                                                                  

ПЕНИ – ПЕНИ – ПЕНИ – бетонные ступени                                                      

ИРА – ИРА – ИРА - огромная квартира                                                        

ИРА – ИРА – ИРА - новая квартира                                                                    

ИРЕ – ИРЕ – ИРЕ - играем мы в квартире                                                  

АН – АН – АН - в комнате диван                                                              

АНЕ – АНЕ – АНЕ – мы сидели на диване                                                        

АН – АН - АН- кожаный диван                                                                                

ЛА – ЛА – ЛА - нет у нас стола                                                                                    

АФ – АФ – АФ - вот высокий шкаф                                                                

ОДЕ – ОДЕ – ОДЕ - ваза на комоде

УР – УР – УР - мы купили гарнитур                                                  

АТЬ – АТЬ – АТЬ - железная кровать

• Наш шалаш из камыша для мышонка-малыша.

• Дом в деревне делал Даня….      Подрасту и жить в нем стану.

• Чукча в чуме чистит чуни…..        Чистота у чукчи в чуме.

Транспорт

ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ – легковые автомобили

ИЛЬ – ИЛЬ - ИЛЬ - вот автомобиль

КИ – КИ – КИ – большие грузовики

ОБУС-ОБУС-ОБУС- новенький автобус

ОГЕ-ОГЕ-ОГЕ- троллейбус едет по дороге

ВАЙ – ВАЙ – ВАЙ – новенький трамвай

УЗЫ-УЗЫ-УЗЫ- машина возит грузы

УЛЬ – УЛЬ – УЛЬ – у машины руль

ЖИР–ЖИР–ЖИР- сел в автобус пассажир

ЦИКЛ – ЦИКЛ - ЦИКЛ – мчится мотоцикл

ПЕД – ПЕД – ПЕД – большой велосипед

АЛИ – АЛИ – АЛИ – я кручу педали

ВИК – ВИК – ВИК – у перекрестка грузовик

ЗА – ЗА – ЗА – жму на тормоза

АЗ – АЗ – АЗ – прибавляю газ

• Пых - пах, пых - пах мы летим на всех парах!

Февраль

Есть такая профессия - Родину

защищать

 МО-МО-МО- отправим в армию письмо

ИН-ИН-ИН- профессия мужчин

АТ-АТ-АТ- солдат чистит автомат

АТ-АТ-АТ- профессия «солдат»                                                                        

АТЫ-АТЫ-АТЫ - защищают нас солдаты                                                          

ГИ-ГИ-ГИ- солдаты носят сапоги                                                                  

АТУ-АТУ-АТУ- напишем мы солдату                                                                        

МО-МО-МО- отправим в армию письмо                                      

ОТКА-ОТКА-ОТКА- у солдата есть пилотка                                                  

• Дружба дружбой, а служба службой

Мои любимые игрушки

УШКИ – УШКИ – УШКИ - у меня игрушки                                                        

ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА - рогатые козлята

ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ - мне игрушки подарили                                                        

АТ – АТ – АТ - новый самокат                                                                            

ОЗИК – ОЗИК – ОЗИК - железный паровозик                                                        

ЧИ – ЧИ – ЧИ - пестрые мячи

УКЛА – УКЛА – УКЛА - хорошенькая кукла

ИНА – ИНА – ИНА - сломана машина                                                                  

ИДКУ – ИДКУ – ИДКУ - собираю пирамидку                                                  

АТЬ – АТЬ – АТЬ - начинаем мы играть

АДКА – АДКА – АДКА - деревянная лошадка                                                  

АЮ – АЮ – АЮ - в кубики играю                                                          

• Маленький мальчик менял марки на мячик.

• Мне купили самосвал, я давно о нем мечтал.

• Еду на лошадке в красной шапке,

По ровненькой дорожке на одной ножке.

• Укрошки-матрешки пропали сережки,

Сережки Серёжка нашел на дорожке.

• У Андрюшки - игрушка, игрушка – погремушка.

Весна. Мама я тебя люблю

АМЫ-АМЫ-АМЫ- праздник у мамы

ТЫ-ТЫ-ТЫ- дарят женщинам цветы                                                              

ОК-ОК-ОК- для мамочки цветок                                                                      

УЛЯ-УЛЯ-УЛЯ- любимая бабуля

НА – НА – НА - наступила вновь весна              

ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло                                                                        

НУ – НУ – НУ - очень ждали мы весну                                                              

КО – КО – КО - солнце светит высоко

ЧЬИ – ЧЬИ – ЧЬИ - звонкие ручьи  

ГА – ГА – ГА - растаяли снега                        

УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ - растаяли сосульки                                                                          

ЧИ – ЧИ – ЧИ - солнца теплые лучи                                                                                

КА – КА – КА - в небе облака

ДИ – ДИ – ДИ - весенние дожди

• Я люблю сны, где звон весны.

• Пестренькая сойка, о весне мне спой-ка!

Все работы хороши – выбирай

на вкус!

ОМ-ОМ-ОМ- мы построим дом                                                                            

МА-МА-МА- высокие дома                                                                                      

АН-АН-АН- дом построит кран                                                                              

ЧА-ЧА-ЧА- дом из кирпича                                                                              

ЧЕЙ-ЧЕЙ-ЧЕЙ- дом из кирпичей                                                                        

АЖ-АЖ-АЖ- построили гараж                                                                          

ОМ-ОМ-ОМ- двухэтажный дом                                                                      

ЗИН-ЗИН-ЗИН- построим магазин                                                              

ОЛА-ОЛА-ОЛА- новенькая школа                                                                  

ОГА-ОГА-ОГА- будет здесь дорога                                                              

ОЙКА – ОЙКА – ОЙКА - вот большая стройка                                            

ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ - построили больницу

•  Матросы в матросках, матроски в полосках.

•  Пекарь пек пироги в печи.

•  Федя фокус показал – Федя фокусником стал.

•  Учит вежливости нас, почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель, это няня, воспитатель.

Март

Народные

промыслы

ОЗИК – ОЗИК – ОЗИК - железный паровозик  

АДКА – АДКА – АДКА - деревянная лошадка        

УБА – УБА – УБА - меховая шуба

ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ - ситцевый халат          

ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ - вязаный жилет            

АШКИ – АШКИ – АШКИ – фарфоровые чашки    

ЛЕГА – ЛЕГА – ЛЕГА - деревянная телега            

• Любит  Флора кофейник из фарфора.

• Очень часто бьются у Танечки блюдца.

• Жаль ужасно: неужели,

Нет уже у Жени гжели?

Где же гжель? Ну, где же, Жень?

Жить без гжели ей, ужель?

Животные жарких стран

АН – АН – АН - животные жарких стран                                                          

ОГИ – ОГИ – ОГИ - большие носороги                                                          

ОТ – ОТ – ОТ - в болоте бегемот

АФЫ – АФЫ – АФЫ - вот идут жирафы                                                          

АОН – ОН – ОН – вот ушастый слон                          

ГА – ГА – ГА – у жирафа есть рога                                                                    

АЛА – АЛА – АЛА - пушистая коала                                                              

АНДА – АНДА – АНДА - маленькая панда

АНКИ – АНКИ – АНКИ - смешные обезьянки                                                    

ТЕРА – ТЕРА – ТЕРА - грациозная пантера                                        

АРДЫ – АРДЫ – АРДЫ - быстрые гепарды                                    

РИЛЛА – РИЛЛА – РИЛЛА - громадная горилла                                          

ВА – ВА – ВА - испугалась льва

ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ – у зебры есть полоски

СЯТА – СЯТА – СЯТА – побежали страусята                                                

ЛЮДЫ – ЛЮДЫ – ЛЮДЫ – горбатые верблюды

 УТ – УТ – УТ – звери в Африке живут                                            

• Лев поел, ложится лев - лани ходят, осмелев.

• Ну и хохот! Ну и хохот! Слон куда-то дел свой хобот.

• Черепаха всех смешит, потому что не спешит.

• Ёжик вырос в десять раз, получился дикобраз.

Одежда, головные уборы, обувь

АПКА – АПКА – АПКА - у меня есть шапка                                            

УБА – УБА – УБА - меховая шуба

АРФ – АРФ – АРФ - мама вяжет шарф                                                                  

ГИ – ГИ – ГИ - покупаем сапоги                                                                            

ТО – ТО – ТО - длинное  пальто

РЮКИ – РЮКИ – РЮКИ - мы погладим брюки                                                

ТОК – ТОК – ТОК - узорчатый платок                                                              

ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ - ситцевый халат                                                                    

ОФТУ – ОФТУ – ОФТУ - постирали кофту                                                        

ОХ – ОХ – ОХ - юбочка в горох                                                                            

УЗА – УЗА – УЗА - новенькая блуза                                                                        

ТЫ – ТЫ – ТЫ - на рубашечке цветы                                                                      

АХ – АХ – АХ - туфли на каблуках                                                                            

КИ – КИ – КИ - теплые носки                                                                                    

ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ - вязаный жилет                                                                      

ОТЫ – ОТЫ – ОТЫ - резиновые боты

АМА – АМА – АМА - модная панама

• Любит наряжаться Любка, у нее в оборках юбка.

• Надо ночью на носки много ниток напрясти.

•Новый сарафанчик из цветного ситца.

В новом сарафане дома не сидится.

• Шапкой Саша шишки сшиб, получил на лбу ушиб.

• Валя на проталинке промочила валенки.

Валенки у Валеньки сохнут на проталинке.

Космос. Приведем в порядок планету

АВТЫ – АВТЫ – АВТЫ – в ракете космонавты

КЕТА – КЕТА – КЕТА – вверх летит ракета

ТА – ТА – ТА - в космосе темнота

ДА – ДА – ДА - яркая звезда

АНДР – АНДР – АНДР - на космонавте скафандр

НА – НА – НА - круглая луна

НЕТЫ – НЕТЫ – НЕТЫ - разные планеты

ЧО – ЧО – ЧО - у солнца горячо

МЕТА – МЕТА – МЕТА - длиннохвостая комета

УН – УН – УН - голубой «Нептун»

ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ - круглая «Земля»

• Астронавты - на орбите, акробаты на Арбате.

• Все короче наша тень, Это значит – скоро день.

Тень растет, уходит прочь, Это значит – скоро ночь.

• Зажглась зеленая звезда…       Запустят звездолет туда.

• Космонавтом стать хочу,         С мамой в космос полечу!

• Прилунился лунолет, в лунолете – луноход.

Апрель

Из чего, что сделано

ОЗИК – ОЗИК – ОЗИК - железный паровозик  

АДКА – АДКА – АДКА - деревянная лошадка        

УБА – УБА – УБА - меховая шуба

ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ - ситцевый халат          

ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ - вязаный жилет            

АШКИ – АШКИ – АШКИ – фарфоровые чашки    

ЛЕГА – ЛЕГА – ЛЕГА - деревянная телега            

• Сидит Ваня на диване.

Комнатные растения

ТЫ – ТЫ – ТЫ - появятся цветы

УТ – УТ – УТ - цветочки зацветут

ЛЕК – ЛЕК – ЛЕК - тонкий стебелек

АЛКИ – АЛКИ – АЛКИ - нежные фиалки

АЛКА – АЛКА – АЛКА - ароматная фиалка

АТ – АТ- АТ –цветочный аромат

• Фикус и флокс – не фрукты, а цветы.

Бравые солдаты

АТ-АТ-АТ- профессия «солдат»

АТЫ-АТЫ-АТЫ- защищают нас солдаты

ГИ-ГИ-ГИ- солдаты носят сапоги

АТУ-АТУ-АТУ- напишем мы солдату

ОТКА-ОТКА-ОТКА- у солдата есть пилотка

Скороговорки со звуками Щ

Насекомые

РЫ – РЫ – РЫ - зажужжали комары

ЗА – ЗА – ЗА - прилетела стрекоза

КИ – КИ – КИ - ползают жуки

ВЯК – ВЯК – ВЯК - вот ползет червяк

ЛА – ЛА – ЛА – на цветке сидит пчела

СА – СА – СА - полосатая оса  

ВЕЙ – ВЕЙ – ВЕЙ - рыжий муравей

ТКЕ – ТКЕ – ТКЕ - бабочка на цветке

УХ – УХ – УХ – птицы ловят мух

НЕЧИК – НЕЧИК – НЕЧИК – зелененький кузнечик

• За окном кружащий жук издаёт жужжащий звук.

• Слишком много ножек у сороконожек.

Май

Травянистые

растения, цветы

ВА – ВА – ВА - зеленая трава

СУ – СУ – СУ - ландыши в лесу

ТЫ – ТЫ – ТЫ – весенние цветы

АТ – АТ – АТ - незабудки аромат

ЛЕК – ЛЕК – ЛЕК - синий василек

ИЦА – ИЦА – ИЦА - расцветает медуница

ИЦА – ИЦА – ИЦА - нежная кислица

АШКИ – АШКИ – АШКИ - белые ромашки

АНЧИК – АНЧИК – АНЧИК - пушистый одуванчик

ОЛЬЧИК – ОЛЬЧИК – ОЛЬЧИК - синий колокольчик

• Хоть подсолнух и не птица - прямо к солнышку стремится.

• Не забудьте незабудки, посмотрев на них минутку.

• Был в саду переполох - там расцвел чертополох.

• Нежные розы боятся мороза.

• В цветнике цветут цветы.

Книжкина неделя

ШОК – ШОК – ШОК - Был торопливым петушок.

ВАЛ – ВАЛ – ВАЛ - Он быстро зёрнышки клевал.

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ - Несут воду водоносы.

НУЛ – НУЛ – НУЛ-Ветер яблоньку качнул.

ОРА – ОРА – ОРА - Жила  бабушка Федора.

УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ-Ох! Была она грязнуля.

УХ – УХ – УХ - Котёнок Васька ловил мух.

ОДА – ОДА – ОДА-Шляпа шлёпнулась с комода.

Скороговорки со звуками «Я»

3

Заключительный

Май

Содержание

Цель

Апробирование в своей деятельности с воспитанниками картотек с чистоговорками и скороговорками.

Систематизировать накопленный материал.

Разработать методичку по развитию чистой грамотной речи детей и в отработке произношении звуков через использование чистоговорок и скороговорок.

Систематизировать накопленный материал.

Отчет по данной теме «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста  через использование чистоговорок и скороговорок»

Подготовить информации к отчёту (презентация, сбор информации, фотографий).

4

Работа с

родителями

В

течение года

1. Консультация «Что такое чистоговорки? Для чего они нужны?»

Повысить компетентность родителей в вопросе «Что такое чистоговорки? Для чего они нужны?»

2.Разработка буклетов «Чистоговорки в речи детей старшего дошкольного возраста».

Повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей чистоговорками.

3. Консультация «Что такое скороговорки? Правила при работе со скороговорками»

Повысить компетентность родителей в вопросе «Что такое скороговорки? Правила при работе со скороговорками»

4 Разработка буклетов «Скороговорки в речи детей старшего дошкольного возраста».

Повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей скороговорками.

5. Консультация «Что такое скороговорки? Чем полезны скороговорки?

Повысить компетентность родителей в вопросе «Что такое скороговорки? Чем полезны скороговорки?

6. Консультация «Влияние скороговорок на развитие речи»

Повысить компетентность родителей в вопросе «Влияние скороговорок на развитие речи»

7. Выставка рисунков «Нарисуй скороговорку» (совместный для родителей и детей группы).

Выставка рисунков «Нарисуй скороговорку»

5

Работа с

педагогами

В

течение года

1. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

Рациональное использование РППС в ДОУ

2. Консультация «Правила разучивания скороговорок и чистоговорок».

Повысить компетентность воспитателей в вопросе «Правила разучивания скороговорок и чистоговорок».

3. Консультация «Чистоговорка – средство, повышающее эффективностькоррекционно-логопедической работы с детьми».

Повысить компетентность воспитателей в вопросе «Чистоговорка – средство, повышающее эффективностькоррекционно-логопедической работы с детьми».

4. Консультация для воспитателей«Использование скороговорок на занятиях по речевому развитию».

Повысить компетентность воспитателей в вопросе «Использование скороговорок на занятиях по речевому развитию».

Таким образом

Для педагога:

1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок в различных видах детской деятельности.

2.Разработан учебно-методический комплект: чистоговорок и скороговорок.

3. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

4. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребёнка с учётом его психологических возможностей и особенностей.

Для воспитанников:

1. Дети достаточно хорошо овладели устной речью, могут выражать свои мысли и желания.

2. Осмысленно подбирают слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетает в предложении новые слова с уже знакомыми.

3. У детей развит фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонационная выразительность.

4. Сформирована у детей речевая инициатива и речевая творческая самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.

5. У детей сформированы предпосылки грамотность



Предварительный просмотр:

Чистоговорка – это веселое, эффективное средство формирования правильной и красивой речи.

Всем детям нравится заниматься словотворчеством: рифмовать слоги, подбирать слова, придумывать нелепицы. Это очень увлекательное и полезное занятие. Дети с удовольствием сами придумывают чистоговорки, можно предложить нарисовать к ним иллюстрации.

Варьируем чтение чистоговорок: произносим громко, тихо, шепотом, быстро, медленно и с различной интонацией или голосом разным по тембру.

№1 «Ранняя осень. Уборка урожая»

Ад-ад-ад – осенний листопад

Жат-жат-жат –листья желтые кружат

Ая – ая – ая – красота какая!

Ру-ру-ру – я листочки соберу

Рю-рю-рю – листья маме подарю

Су-су-су – ищем мы грибы в лесу

Ов-ов-ов – много мы нашли грибов

Ину-ину-ину - мы нашли калину

Сем-сем-сем – ягоды домой несем

Жай-жай-жай – созрел в поле урожай

Ист-ист-ист – пашет поле тракторист

Оле-оле-оле – вспаханное поле

Ено-ено-ено – запасаем сено

Овь-овь-овь – убираем мы морковь

Ай-ай-ай – славный урожай

Щей-щей-щей – много разных овощей

№2 «Огород. Овощи»

Од-од-од – идем мы в огород

Ай-ай-ай – в огороде урожай

Офель-офель-офель – копаем мы картофель

Ай – ай – ай - собираем урожай

Адки – адки – адки - пропололи грядки

Оры – оры – оры – зреют помидоры

Овка – овка – овка – яркая морковка

Цы – цы – цы – мы полили огурцы

Ук – ук – ук – там растет зеленый лук

Чок – чок – чок - полезный чесночок

Ец-ец-ец - свежий огурец

Уста-уста-уста – хрустящая капуста

Ох-ох-ох – посадили мы горох

Орщ-орщ-орщ – сварим вкусный борщ

Ис-ис-ис – у нас созрел редис

Щи-щи-щи – очень любим овощи

№3 «Фрукты»

Ад-ад-ад – есть у нас фруктовый сад

Ай-ай-ай – зреет сладкий урожай

Ду-ду-ду - мы работали в саду

Укты – укты – укты - собираем фрукты

От-от-от – варим мы компот

Ог-ог-ог – яблочный пирог

Уши-уши-уши – вот поспели груши

Иву-иву-иву – мы посадим сливу

Ешне-ешне-ешне – рады мы черешне

Укты-укты-укты – полезные фрукты

Чки-чки-чки – очень любим яблочки

Ос-ос-ос – сладкий абрикос

Син-син-син – сочный апельсин

Ок-ок-ок – из яблок будет сок

Уст-уст-уст – там растет вишневый куст

Уз-уз-уз – ели мы арбуз

Ра-ра-ра – рада фруктам детвора

№4 «Лес»

Ес-ес-ес-какой красивый лес

Су – су – су - погуляем мы в лесу

Су – су – су – как легко дышать в лесу

Ки-ки-ки – в лесу деревья высоки

Еза-еза-еза – белая береза

Ать-ать-ать – лес нужно охранять

Етки-етки-етки – не ломайте ветки

Сна-сна-сна – высокая сосна

Сны-сны-сны – есть шишки у сосны

Олки-олки-олки – колючие иголки

Ина-ина-ина – дрожащая осина

Уб-уб-уб – стоит могучий дуб

Ём-ём-ём – есть желуди на нем

Ён-ён-ён – растет огромный клен

№5 «Грибы. Ягоды»

Ину-ину-ину – соберем малину

Енье-енье-енье – сварим мы варенье

Ника-ника-ника – вкусная черника

Ина-ина-ина – в лесу растет малина

Ику-ику-ику – мы ищем земляник

Ята – ята – ята - на пеньке опята

Ов-ов-ов – насобирали мы грибов

Ор-ор-ор – ядовитый мухомор

Ички-ички-ички – рыжие лисички

Бы-бы-бы – белые грибы

Ва-ва-ва – зеленая трава

Гу-гу-гу – я природу берегу

№5 «Дикие животные»

Су-су-су – дикие животные живут в лесу

Олк-олк-олк – в лесу бродит волк

Олки-олки-олки – воют злые волки

Су-су-су – и лиса живет в лесу

Ре-ре-ре – лиса сидит в норе

Ов-ов-ов – не боимся мы волков

Сы-сы-сы – не боимся мы лисы

Айка-айка-айка – скачет серый зайка

Айка-айка-айка – лисы боится зайка

Веди-веди-веди – спят зимой медведи

Ину ину-ину – медвежонок ест малину

Пле-пле-пле – белока живет в дупле

Ех-ех-ех – белочка грызет орех

Ата-ата-ата – пушистые бельчаьта

Ож-ож-ож – в траве колючий еж

Ось – ось – ось – стоит огромный лось

Оль-оль-оль – лоси любят соль

Нот –нот-нот- быстро бегает енот

Бан-бан-бан - ищет желуди кабан

Ени-ени-ени – гордые олени

Га-га-га – у оленя ветвитсые рога

№6 «Домашние животные»

От-от-от – у меня сиамский кот

Шей-шей-шей – ловят котики мышей

Ко-ко-ко – любят кошки молоко

Енок-енок-енок – рыжий маленький котенок

Ака-ака-ака – во дворе собака

От-от-от – дом собака стережет

Нок-нок-нок – маленький щенок

Овку-овку-овку – кроликам дадим морковку

Чата – чата – чата - забавные крольчата

Ца-ца-ца – белая овца

Ята-ята-ята – веселые ягнята

За-за-за – на лугу стоит коза

Га-га-га – у козы рога

Лята-лята-лята – прыгают козлята

Зу-зу-зу – уведем домой козу

Ова – ова – ова - рогатая корова

Ко – ко – ко - корова дает молоко

Сята – сята – сята – в лужу лезут поросята

Чки-чки-чки – у свинок пятачки

№7 «Перелетные птицы»

Ли-ли-ли – летят в небе журавли

Ны-ны-ны – не вернутся до весны

Ды-ды-ды – не хватает им еды

Сей-сей-сей – летит стая гусей

Ицы – ицы – ицы - улетают птицы

Уг-уг-уг – птицы все летят на юг

Чи-чи-чи – улетели грачи

Цы-цы-цы – собираются в дорогу скворцы

Да-да-да – оставляют гнезда

Ей-ей-ей – стая белых лебедей

Тят-тят-тят – лебеди на юг летят

Ду-ду-ду – уточки в пруду

Ушки-ушки-ушки – улетели все кукушки

Ой-ой-ой- вернутся лишь весной

Цы-цы-цы – учатся летать птенцы

Цы-цы-цы – сидят в гнезде птенцы

Чата-чата-чата – черные грачата

Ата-ата-ата – шустрые стрижата

Вей-вей-вей – звонкий соловей

Шата-шата-шата- смешные кукушата

Вя-вя-вя – скворец нашел червя

№8 «Зимующие птицы»

Бьи – бьи – бьи – зашумели воробьи

Бьи – бьи – бьи –на деревьях воробьи

Ицы – ицы – ицы - красивые синицы

Она – она – она - хитрая ворона

Оны – оны – оны – на ветке три вороны

Ока – ока – ока - крикливая сорока

Ой – ой – ой - птицам голодно зимой

Ушка-ушка-ушка – для птиц нужна кормушка

Ушки – ушки – ушки – все птицы у кормушки

Ют – ют – ют - птицы ягоды клюют

Алка– алка – алка – прилетела галка

Ока – ока – ока - белобокая сорока

Ри – ри – ри - прилетели снегири

Тели – тели – тели - прилетели свиристели

Ва – ва – ва – мудрая сова

Ка – ка – ка – дятел ищет червяка

Аем-аем-аем – мы птицам помогаем

№9 «Новогодний праздник»

Од – од – од - скоро праздник «Новый год»

Олку – олку – олку – мы нарядим елку

Ша – ша – ша - будет елка хороша

От-от-от – скоро Дед Мороз придет

Арки – арки – арки - принесет подарки

Да – да – да - на елочке горит звезда

Ры-ры-ры – на елочке шары

Усы-усы-усы – висят цветные бусы

Хи-хи-хи – приготовим мы стихи

Од-од-од – дружно водим хоровод

Ём-ём-ём – вместе песенки поем

Од-од-од – все любят Новый год

№10 «Игрушки»

Ушки-ушки-ушки – в шкафу стоят игрушки

Гу-гу-гу – я игрушки берегу

Аем-аем-аем – игрушки собираем

Аю-аю-аю – игрушками играю

Идка-идка-идка – цветная пирамидка

Идку – идку – идку - собираю пирамидку

Ать – ать – ать – будем вместе мы играть

Вик-вик-вик –новый грузовик

Яч-яч-яч – мы играем в мяч

Ушки – ушки – ушки – красивые игрушки

Лю – лю – лю - игрушки я люблю

Уклы-уклы-уклы – новенькие куклы

Или – или – или - мне куклу подарили

Ат – ат – ат – хочу новый самокат

Оз – оз – оз - железный паровоз

Чи – чи – чи – яркие мячи

Ами-ами-ами – играем мы с друзьями

№11 «Одежда. Обувь»

Арф – арф – арф – у меня красивый шарф шарф

Апка – апка – апка - меховая шапка

Уба – уба – уба - меховая шуба

То-то-то – новое пальто

Атки-атки-атки – на руках перчатки

Ки-ки-ки – потеряли варежки

Ожки-ожки-ожки – зимние сапожки

Ко-ко-ко – зеленое трико

Ки-ки-ки – мама вяжет варежки

Олка-олка-олка – белая футболка

Рюки-рюки-рюки – я надену брюки

Фан-фан-фан- летний сарафан

Ама-ама-ама – желтая панама

Ат-ат-ат – новенький халат

№12 «Транспорт»

Ога-ога-ога – вдаль бежит дорога

Иль-мль-иль – мчит меня автомобиль

Итель-итель-итель – буду я водитель

Обус – обус – обус – сяду я в автобус

Вик – вик – вик – груз привозит грузовик

Ай – ай – ай – мы увидели трамвай

Аз – аз – аз – едет к нам большой «Камаз»

Ор – ор – ор – у дороги светофор

Ожно-ожно-ожно – передвигайся осторожно

Ога-ога-ога – железная дорого

Оны-оны-оны – у поезда вагоны

Тор-тор-тор – поле пашет трактор

№13 «Зима»

Ма - ма – ма – вот пришла опять зима

Ать-ать-ать – будем зиму мы встречать

Ме-ме-ме – очень рады мы зиме

Ма – ма – ма – очень снежная зима

Ра – ра – ра – снежная гора

Ры-ры-ры – лихо я лечу с горы

Вик-вик-вик – возле дома снеговик

Да – да – да - наступили холода

Гу – гу – гу – веселимся мы в снегу

Анки-анки-анки – мы достали санки

Ки-ки-ки –приготовили коньки

Ыжи-ыжи-ыжи – мне купили лыжи

Ой – ой – ой – птицам холодно зимой

Од-од-од – скоро Новый год

№14 «Космос»

Ля-ля-ля – наша планета Земля

Мос-мос-мос – бескрайний космос

Ник-ник-ник – на орбите спутник

Зда-зда-зда – полярная звезда

Уть-уть-уть – далекий млечный путь

Ета-ета-ета – вверх летит ракета

Авт-авт-авт – в ракете космонавт

Ну-ну-ну – вижу я луну

Онце-онце-онце – греет Землю Солнце

Арс-арс-арс – полетим на Марс

Ане-ане-ане – на Марсе – марсиане

Ит-ит-ит – летит метеорит

Оид-оид-оид – огромный астероид

Ета-ета-ета – хвостатая комета

№15 «Хлеб. Откуда хлеб пришел?»

Оле-оле-оле – хлеб найдешь ты в поле

Леб-леб-леб – хрустящий вкусный хлеб

Ука-ука-ука – белая мука

Ница-ница-ница – на полях пшеница

Ож-ож-ож – в поле зреет рожь

Ок-ок-ок – спелый колосок

Есто-есто-есто – замесили тесто

Тон-тон-тон – нарезной батон

Ицу-ицу-ицу – сеем мы пшеницу

Ку-ку-ку – мелем мы муку

Ушки-ушки-ушки – сладкие ватрушки

Ги-ги-ги – с капустой пироги

Ны-ны-ны – я люблю блины

№16 «Профессии»

Ач-ач-ач – моя мама врач

Чей-чей-чей – не боимся мы врачей

Авт-авт-авт – мой дядя космонавт

Итель-итель-итель – буду я строитель

Ар-ар-ар – я ветеринар

Ля-ля-ля – учат нас учителя

Итель-итель-итель – я будущий учитель

Ец-ец-ец – в магазине продавец

Цом-цом-цом – хочу быть продавцом

Ар-ар-ар – пожарный потушит пожар

Ры-ры-ры – все пожарные храбры

Итов-итов-итов – полицейский ловит бандитов

Атель-атель-атель – поможет нам спасатель

Ны-ны-ны – все спасатели сильны

Атель-атель-атель – добрый воспитатель

Ашу-ашу-ашу – повар варит кашу



Предварительный просмотр:

МКОУ Половинкинская СОШ

Воспитатель: Н.В.Соснина

Похожее изображение

Похожее изображение

Состояние звуковой стороны речи и фонематическое восприятие имеют большое значение для успешного овладения языком. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать идифференцировать на слух фонемы.

Необходимо развивать фонематический слух детям, особенно тем, у кого имеются речевые проблемы. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Когда фонематический слух развивается в должной мере, ребенок начинает слышать себя, свою речь, пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение. Часто в речи детей встречаются замены звуков, сходных по артикуляции или близких по звучанию. Замены звуков могут быть в группах свистящих – шипящих (с-ш, з-ж ; вместо «шапка» - «сапка»), звонких -глухих (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с; вместо «жираф»- «шираф»), сонорных (р-л; вместо «ручка»-«лучка»), мягких –твердых(са-ся, ла-ля; вместо «сядем»-«садем»). Подобные ошибки вустнойречи могут привести к ошибкам написьме.

Чистоговорка — это малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, которая заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.

Чистоговорки используются для развития чёткой дикции у детей. Также чистоговорки помогают развить у детей фонематический слух, грамматику, словарь и связную речь.

http://neposed.net/images/olga/obuchai-ka/razvitie_rechi/igri%20i%20posobiya/chistogovorki1/chistogovorki1.png

Чистоговорки используются для отработки и закрепления трудных звуков в речи, поэтому их следует использовать только тогда, когда ребенок уже может произносить правильно основной звук.

Разучивая чистоговорки с ребенком старайтесь, чтобы произношение звуков было чистым, делайте это не торопясь. Для автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз, выполняя при этом разные задания - произносить ее тихо, громко, с разными интонациями.


http://neposed.net/images/olga/obuchai-ka/razvitie_rechi/igri%20i%20posobiya/chistogovorki1/chistogovorki2.png

http://neposed.net/images/olga/obuchai-ka/razvitie_rechi/igri%20i%20posobiya/chistogovorki1/chistogovorki3.png

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование 2023-2024

Самообразование...

Самообразование 2023-2024 Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку...

Самообразованию 2023-2024

Воспитание у детей дошкольного возраста основ экологической культуры ...

Самообразование 2023-2024 год Проект "Финансовая грамотность дошкольника "

формировать основы  финансовой грамотности у дошкольников...

САМООБРАЗОВАНИЕ 2023-2024

Содержание:1. План самообразования.2. План работы на год.3. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольника.4. Конспекты ОД.5. Консультации для родителейПлан самообразования«Нравственн...

План по самообразованию 2023-2024

План по самообразованию 2023-2024...

план самообразования 2023-2024 год

Тема: «Формирование патриотических чувств у дошкольников»....