"Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста"
проект (старшая группа)
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение « Детский сад
комбинированного вида № 18»
г. Курска
Проект по экологическому воспитанию
для детей старшего возраста
«Будь природе другом»
Разработала: Саломатина А.А
Воспитатель
«К тому, кто был глух к природе с детства,
кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца,
не открыл для себя красоты первой весенней травы,
к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного ,
чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».
В. А. Сухомлинский
Актуальность:
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.
Мы и наши дети живем в 21 веке, и от нас, и от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. Успех в развитии гуманных чувств возможен, если ребенок будет относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Экологическое воспитание дошкольников будет важно и в будущем, так как это связано с социальными проблемами общества. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников.
Проблема
Экологическая проблема является глобальной, от решения которой зависит будущее всего человечества. Поэтому, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет
Цель проекта:
Воспитание бережного, гуманного отношения к природе и всему окружающему миру.
Задачи проекта:
Образовательные:
-Формирование представления об экологической культуре, обогащению природоведческого словаря детей
-Познакомить с взаимодействием человека с природой,
жизнедеятельностью растений и животных.
-Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
-Развивать умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах.
-Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, умение сравнивать и анализировать.
-Способствовать развитию желания ухаживать и заботиться о природе.
Воспитательные:
-Воспитывать экологическую культуру у детей.
-Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Планируемые результаты:
-Развитие познавательного интереса детей, формирование экологической культуры.
- Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к живому, которое окружают ребенка.
- Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды.
- Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
- Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
- Родители примут активное участие в совместных с детьми мероприятиях экспериментально – познавательного, трудового характера, акциях.
Система работы:
Тип проекта: экологический, познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта: долгосрочный ,сентябрь-апрель
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих образовательных технологий:
- здоровье сберегающая (проблемно-игровые, коммуникативные игры, динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика)
-личностно-ориентированная(игры , занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)
-социоигровые (игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)
В ходе реализации проекта используются такие методы и средства:
Беседы, наблюдения, экскурсии по теме проекта.
Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельные, коллективные ).
Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты,
театрализация, экспериментирование, дидактические игры.
Акции, викторины.
Слушание музыкальных произведений.
Трудовая и продуктивная деятельность.
Экспериментирование.
Занятия (интеграция образовательных областей)
Формы работы с детьми:
Игровые ситуации;
Проблемные ситуации;
Дидактические игры и упражнения;
Беседа;
Чтение;
Познавательная деятельность;
Алгоритмы;
Продуктивная деятельность ;
Экспериментирование.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы;
Консультации;
Анкетирование;
Выставки;
Акции.
Этапы реализации проекта
1 этап подготовительный
- Изучение интереса детей, родителей для определения целей проекта.
- Определение уровня умений и знаний детей по теме через наблюдения, беседы.
- Подбор и анализ методической и художественной литературы для всех участников образовательного проекта.
- Формирование материально-технической базы для реализации проекта: иллюстрации, картины, пособия, игры, материалы для творческой и экспериментальной деятельности, составление перспективного плана.
2 Основной этап (практический)
Выполнение плана работы с детьми и родителями; совместная образовательная
познавательная, творческая работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
3 Заключительный этап
Подведение итогов работы над проектом; Анкетирование, презентация проекта, обобщение опыта экологического воспитания .
Продукт проектной деятельности:
Участие в акции по озеленению «Подари растение саду»,
« Огород на окне», « Скворцу –по дворцу».
выставка поделок: "Волшебный мир", «Осень разноцветная»,
изготовление книжек- самоделок о природе,
выставка рисунков: « Природа вокруг нас», «Весеннее настроение»,
дидактические игры,пособия , макеты,
папки- передвижки и консультации, памятки по теме,
викторина «Крылатые друзья»,
лэпбук « Береги природу», «Весна»
презентация: слайдовая презентация проекта «Будь природе другом»,
экологическое развлечение «В гостях у феи Чистоты».
Родители, как участники образовательного процесса
- Помощь в подборе песенного и музыкального материала о природе для прослушивания в ДОУ и дома.
- Помощь в подборе иллюстративного материала, фото и репродукций картин о цветах, помощь в приобретении необходимого материала для высадки растений.
- Творческое задание для детей и родителей воспитанников – создание книжек- малышек о природе.
-Помощь в организации « Огорода на окне», высадке цветов, деревьев и кустарников, субботника, развешивании скворечников.
- Участие в выставке "Волшебный мир»" (поделки из природного материала).
- Участие в эко-акции на территории ДОУ" Покормите птиц", "Аллея славы", "Лучшая клумба" и т.п.
- Участие в викторине «Крылатые друзья»,
Перспективный план проекта « Будь природе другом»
Раздел плана | Сроки | Формы работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
«Раститель- ный мир» | Сентябрь-октябрь | Экскурсия по территории детского сада «Мир прекрасный вокруг нас» Рассматривание иллюстраций, альбомов: «Животные», «Птицы», «Насекомые», «Растения» Наблюдения за деревьями, кустарниками, цветами на клумбе. Уборка урожая , Трудовая деятельность по уходу за растениями на улице, сбор семян . Чтение художественной литературы по теме. Лопатина А.А. «Сказки матушки земли» Загадывание загадок. Художественно-эстетическое творчество: рисование «Деревья осенью»; «Грибная полянка»; «Цветущая клумба». Аппликация: «Что нам осень подарила» Лепка: «Плоды». Конструирование из бумаги «Цветок». Д/И «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке», «Угадай по описанию" Анкета «Ребёнок и природа». Физминутка « На лугу растут цветы», пальчиковая «Мы на луг ходили» Экспериментальная деятельность « Как растения пьют воду» | Занятие «Путешествие в сказочный лес»; сбор и изготовление гербария. Экологическая игра «В гости к осени». Выставка поделок «Осень разноцветная» Консультация для родителей. « Что такое экология» |
«Животный мир» | Ноябрь-декабрь | Экскурсия по территории детского сада « Унылая пора» Рассматривание иллюстраций, альбомов, прослушивание аудиозаписей «Кто как поет». Пальчиковая « Осень», «Паучок» Физ. минутки « Делай как я» Беседы: «Растения - талисманы »; «Где живет медведь»; «Забавные истории о добрых животных»; «Надо охранять природу» Чтение художественной и познавательной литературы по теме «Животный мир» Загадывание загадок. Художественно-эстетическое творчество: рисование «Солнышко на ножке»; «Цветочные узоры в морозное утро»; Аппликация «Домик для животных»; «Зайки водят хоровод». Лепка « Домашние животные»; Конструирование: «Собачка» Д/И «Цветочный магазин»; «Помоги зайке»; «Кто где живет?»; «Пищевые цепочки», «Назови по описанию»., «Следы» Трудовая деятельность «Уроки доброты» Рекомендации для родителей по созданию книжек- малышек. | Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные» Изготовление совместно с родителями макетов: «Домашние животные» «Животные наших лесов», «Животные жарких стран» Совместное творчество: книжки-малышки о природе. Занятие: «Люби и береги природу» |
«Мир птиц» | Январь - Март. | Наблюдение за птицами на кормушке. Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни. Беседы: «Какие бывают птицы»; «Куда улетают птицы»; «Наши пернатые друзья». Чтение художественной литературы по теме «Птицы» Загадывание загадок. Рассказывание по картине «Грачи прилетели», «Весенние хлопоты» Речевая логическая задача «Кто обедал в птичьей столовой» Театрализация « Где обедал воробей» Художественно-эстетическое творчество. Рисование «Зимующие птицы», «Снегири» Аппликация «Прилетели птицы» Конструирование из бумаги «Пернатые друзья» Физ. минутки : «Веселые скворцы», Экспериментирование: «Разноцветная вода», «Три состояния воды» Акция « Огород на окне» Наблюдение и уход за прорастанием семян, луковиц, ведение дневника наблюдения. | Изготовление кормушек. Викторина «Крылатые друзья». Изготовление альбома «Птицы» Выставка поделок «Волшебный мир» Акция "Каждому скворцу по дворцу" - изготовление и развешивание скворечников. Употребление зелёных витаминов в пищу. Консультация для родителей « Природы верные друзья» |
«Солнце, воздух и вода» | Апрель . | Беседы о живой и неживой природе Дидактическая игра « Живая , неживая природа». Чтение художественной литературы по теме М. Пришвин «Кладовая солнца»«Сказки о живой и неживой природе» Анастасия Янч. Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы» Экспериментальная деятельность «В тени и на солнце», «Воздух в стакане» , «Волшебная вода» Рисование «Я люблю природу» . «Любимое время года» Загадывание загадок Привлечение родителей к совместному изготовлению лэпбука « Берегите природу» Акция по озеленению территории, субботник. Экологическое развлечение , совместно с родителями « В гостях у феи Чистоты»» | Презентация лэпбука «Берегите природу» Презентация проекта «Будь природе другом» Проведение экологического развлечения «В гостях у феи Чистоты» совместно с родителями . |
Вывод:
В результате проведенной работы, у детей сформировалось понимание заботливого, бережного отношения к природе. Появилось активное отношение к объектам природы, умение оценивать свои действия и действия других людей по отношению к ней. А так же, расширились знания о растениях, животных, птицах, живой и неживой природы; развился познавательный интерес, любознательность, активность, творческие способности.
Перспективы:
Продолжить работу по данной теме, на основе анализа деятельности в данном направлении, откорректировать задачи на следующий учебный год, пополнить развивающую предметно – пространственную среду, спланировать совместную работу с педагогами, родителями и детьми по экологическому воспитанию на новый учебный год.
Список используемых источников
1. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников):
Учебное пособие для педагогических училищ /Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г.
Саморуковой. – СПб.
2. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Итоговые дни по
лексическим темам. – 2004г.
3. Владимирская Л.А. От осени до осени. – 2005г.
4. Иванова А.И. Живая экология. Экологические наблюдения в детском саду. – 2005г.
5. Кочергина А.В.Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. –
2005г.
6. Николаева С.Н. Юный эколог, - 2002г.
7. Рыжова Н.А. Экологически проект "Дерево"// Журнал "Обруч". - No2. – 1997г.
8.Н.А.Рыжова «Наш дом – природа» Программа .Москва «Карапуз-дидактика 2012г
9.А .О. Воронкечич «Добро пожаловать в экологию»,(парциальная программа) ДЕТСТВО ПРЕСС 2016г.
10.В.Г..Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей с растениями»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»
Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Педагогический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Мир вокруг нас ...»
Проект по экологическому воспитанию дошкольников...
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «ПРИРОДА ЯМАЛА»
Тема проекта «Природа ЯМАЛА» выбрана мною не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дош...
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг нас ...»
Недаром дети любят сказкуВедь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа....

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг нас ...»
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого обще...

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая сказка»
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая сказка»Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологи...