Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «ПРИРОДА ЯМАЛА»
проект (подготовительная группа) на тему
Тема проекта «Природа ЯМАЛА» выбрана мною не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_priroda_yamala.docx | 40.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА» с.НЫДА, НАДЫМСКОГО РАЙОНА»
_____________________________________________________________________________________
629750, РФ, ЯНАО, Надымский район, село Ныда, телефон/факс 8 (3499) 53-95-72,
E-mail: cheburaschka_nida@mail.ru
ОКПО 54107349 ИНН 890 302 0429 КПП 890 301 001 р/с 40701810900004000002 в РКЦ г. Надым
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
для детей старшего дошкольного возраста
«Природа ЯМАЛА»
Автор: С.В. Салиндер Воспитатель МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с.НыдаНадымского района» |
2017 г.
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
«ПРИРОДА ЯМАЛА»
Паспорт проекта
Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира каждого ребенка (М. Большакова).
Любое воспитание, как нам представляется, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. И еще раз нас убеждает в этом В. Ашиков «экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно».
Дошкольный возраст является первой ступенью системы непрерывного экологического воспитания, цели и задачи которой должны определяться с учетом концепции общего экологического образования.
Экологическое воспитание на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в воспитании детей дошкольного возраста. Многие педагоги-психологи исследуют и развивают различные подходы в экологическом воспитании детей.
Актуальность:
Планета Земля - наш общий дом каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка – дошкольника трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждает интерес к окружающему миру.
Тема проекта «Природа ЯМАЛА» выбрана нами не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель:
Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Формировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи проекта:
- систематизировать знания об окружающем мире;
- формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе;
- воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия;
- развивать поисково-исследовательскую деятельность детей;
- расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире ЯМАЛА;
- развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность;
- развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!»;
- учиться защищать природу и бороться за ее сохранение;
- определение основных свойств объектов неживой природы: вода, камень, песок, почва;
- выявление особенностей образа жизни птиц, животных, насекомых, забота о них;
- формирование представления о погодно - сезонных явлениях в природе;
- развитие умения находить решение проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства человека и природы.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы.
Период выполнения проекта – краткосрочный 2 месяц (май-июнь).
Ожидаемые результаты:
- создание необходимых условий для экологического воспитания для формирования интереса и бережного отношения детей к природе;
- освоение знаний о живой и неживой природе; знать флору, фауну и экологию нашего ЯМАЛА;
- умения выражать собственное мнение о природных явлениях, анализировать и оказывать свою посильную помощь природе; самостоятельная экспериментальная деятельность детей с природными материалами;
- умения детей использовать практические умения в экологии и желание трудиться в природе;
- знать и использовать знания грамотного и безопасного поведения в природе для улучшения экологии ЯМАЛА.
Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный.
1 этап - Подготовительный (1 неделя).
- Сбор и анализ литературы по данной теме.
- Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
- Сбор информации о состоянии экологического и патриотического воспитания детей.
- Диагностика ребёнка, через дидактические, экологические и патриотические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Основной этап (3-4 неделя мая 2017 г)
- Апробация содержания краткосрочного проекта «Природа ЯМАЛА».
- Проведение мероприятий в группе.
- Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
№ | Наименование мероприятий | Цели | Сроки |
Наблюдение за изменениями природы. | Стимулировать у детей самостоятельно находить новые признаки весны: солнечные лучи становятся все теплее, следовательно, повышается температура воздуха, просыхает почва, во льду появляются трещины. | ||
Познавательная беседа: «Комнатные растения – спутники нашей жизни» | систематизировать знания детей о комнатных растений и способах ухода за ними. Закрепить знания детей о разных способах размножения растений. | 2 неделя мая | |
Занятие: «Кто в лесу вредный, а кто полезный?» | Развивать умение детей устанавливать взаимосвязи с экосистемами на уровне частных и обобщённых понятий, сформировать представление о пищевой зависимости живых существ как основной взаимосвязи а природе. | 3 неделя | |
Чтение художественной литературы: Н. Сладкова «Кого спасать?», В. Бианка «Последняя льдина». | Приобщать детей к художественной литературе. | 3 неделя | |
Экскурсия в тундру. | Понаблюдать за изменениями в природе мае месяце. Посмотреть цветение раннецветущих растений, набухание почек на кустарников. Сформировать навыки правильного поведения в природе. | 4 неделя | |
Развивающая игра: «Найди ягоды, растущие на ЯМАЛЕ» | Систематизировать знания детей о ягодах растущих на севере (голубика, брусника, морошка, клюква, костяника и др.). | 4 неделя мая | |
Занятие - игра: «Зеленая аптека» | Познакомить детей с основными лекарственными растениями. Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям и их роль в жизни человека. | 1 неделя июня | |
Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Жаркий час», В. Бианка «Синичкин календарь». | Приобщать детей к художественной литературе. | 1 неделя июня | |
Занятие: «Приключение мамонтенка» | Закрепить знания о четырех классах животных: насекомые, птицы, зверях, рыбах. | 2 неделя июня | |
Экологическая игра: «Живое - неживое» | Совместно с детьми устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе. | 2 неделя июня | |
Интерактивная игра «Повтори» | Развивать наблюдательность и творческие способности детей. | ||
Занятие: «Почему земля кормит?» | Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы. Воспитывать познавательный интерес навыки | 3 неделя июня | |
Опыты:«Если в почве вода и воздух». | Закрепить представления о том, что в почве есть вода и воздух. | ||
Экологические игры: «Звуки» | Учить детей «слышать» природу, (проводится в природе). | 4 неделя июня | |
«Перемещай и соотнеси» | Учить детей замечать мельчайшие детали природных объектов, развивать наблюдательность. | ||
Итоговое мероприятие: Проект - занятие «Путешествие по ЯМАЛу» | познакомить с многообразием растительного и животного мира ЯМАЛА, развить творческое мышление, воображение и коммуникабельность, основываясь на свободном обмене мнениями, сформировать умение и желание активно беречь и защищать природу. | 4 неделя июня |
Заключительный этап (4 неделя мая 2017г.)
Подведение итогов по проблеме:
- Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности.
- Выставка продуктов детской деятельности.
- Проект - занятие «Путешествие по ЯМАЛУ» для детей старшего дошкольного возраста.
- Презентация проекта.
Срок реализации: май - июнь 2017г.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
Ребенок должен иметь представление:
• о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе;
• о богатстве природных ресурсов ЯМАЛА: тундра, лесотундра, тайга, (реки, горы, озера), животные, рыбы, птицы;
• о северных животных, рыб и растениях.
• природные богатства нашей страны и ЯМАЛА;
УМЕТЬ:
• проявлять осознанное и бережное отношение к природе;
• принимать участие в ее охране и защите;
• поддерживать чистоту и порядок.
Приложение:
Экологическая игра
«ЗВУКИ»
Цель: учить детей «слышать» природу, (проводится в природе).
Материалы и оборудование:
- Различные звуки природы.
Ход игры:
Воспитатель даёт задание:
«Когда слышите какой-либо звук – загните палец и т. д. Когда все пять пальцев будут загнуты – откройте глаза и помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки».
Воспитатель задаёт детям вопросы типа:
Какой звук больше всего понравился?
Какой звук издала природа, а какой –человек, какой звук был самый громкий (тихий)?
Издавал ли ветер какой-либо звук?
В дальнейшем можно «слушать» природу двумя руками (использовать 10 пальцев).
«ПЕРЕМЕШАЙ И СООТНЕСИ»
Цель: учить детей замечать мельчайшие детали природных объектов, развивать наблюдательность.
Материалы и оборудование:
- различные природные материалы.
Ход игры:
Воспитатель раздает всем детям одноименные природные объекты (например, листья клёна). Дети должны хорошо рассмотреть их, а затем сложить в одно место, например, на стол. Воспитатель мешает листья, раскладывает по одному на столе и дает задание: найдите каждый свой листок.
Если с первого раза дети не смогут выполнить задание, начнут путаться, то необходимо раздать им листья еще раз, повторить задание. Когда дети выполнят задание, воспитатель задает вопросы детям типа:
Почему ты считаешь, что это твой лист?
Чем твой лист отличается от листа твоего товарища?
В этой игре можно использовать природный материал (сухие веточки, косточки плодов и т. д.).
«ПОВТОРИ»
Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей.
Ход игры:
Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка, называет своё животное и делает свой жест и т. д.
Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней.
В игре участвуют 5-8 детей, затем можно увеличить количество игроков
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Проект - занятие «Путешествие по ЯМАЛу»
Для детей старшего дошкольного возраста
Цель занятия:
- познакомить с многообразием растительного и животного мира ЯМАЛА, развить творческое мышление, воображение и коммуникабельность, основываясь на свободном обмене мнениями, сформировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Занятие:
- систематизировать знания об окружающем мире;
- формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе;
- воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия;
- развивать поисково-исследовательскую деятельность детей;
- развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через практическую деятельность;
- расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире ЯМАЛА;
-развитие умения находить решение проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства человека и природы.
Идея проекта: обозначить проблему бережного отношения к природе через организованные сюжеты о природе ЯМАЛА в познавательно-игровой деятельности и практикоориентированные ситуации в центрах активности.
Предварительная работа: беседа, просмотр презентаций и рассматривание иллюстраций природы России, ЯМАЛА, чтение книг о природе, животных, растений.
Организационный момент:
Воспитатель: ребята, я вам хочу пожелать «Доброго утра!» (на ладошки дунуть всем детям). А теперь вы пожелайте всем «Доброе утро!» (дети сдувают «Доброе утро!» с ладошки в сторону друг друга).
Введение в проблему:
Воспитатель: чтение стихотворение Р. Ругин
«Вы на карту посмотрите и ЯМАЛ
на нем найдите, потому что здесь мой дом мы на Севере живем».
С таким замечательные строк мы начинаем наше занятие. Ребята, как вы думаете, о чем это стих. Правильно, о нашей малой Родине ЯМАЛ. Мы с вами будем путешествовать по ЯМАЛУ. Посмотрите с доску, на чем же мы с вами совершим путешествие (ответы детей). (Ребятам, предложено несколько вариантов видов транспорта, для путешествия, дети выбрали самолет с помощью большинства голосов). С помощью большинство голосов мы выбрали вид транспорта самолет. Совершим полет, сегодня мы, на самолете и полюбуемся нашей малой Родиной в окно иллюминатора? Я приглашаю вас в самолет, занимайте места по схеме посадки. (На экране демонстрируется слайд со схемой мест в самолете. Детям предлагается взять стульчики и расставить их по схеме на экране, затем занять места в самолете).
Воспитатель: (в пилотке стюардессы): Здравствуйте, меня зовут Светлана, дежурный бортпроводник рейса 33 авиакомпании «Ямал». Представляю наших стюардесс Сима и Катя, они помогут нам комфортно провести время в полете. Наш самолет ведет пилот Артем, Паша у них очень сложная задача. Ребята давайте по приветствуем наш экипаж. (дети хлопают).
Воспитатель: Пристегните ремни безопасности, наш самолет набирает высоту.
Дети имитируют пристёгивания ремня, на экране появляется слайд «Вид на землю с самолета», звучит фонограмма «Взлет самолета».
Воспитатель: Наш самолет набрал высоту, и я предлагаю вам полюбоваться красотами малой Родиной в иллюминаторы. (На экран выводится слайд с изображением тундры, леса). Что вы видите? (Ответы детей). Да, ребята. Наша страна очень богата и красива. Воспитатель: Посмотрите в иллюминатор, мы пролетаем над удивительной Обской губой и полуостровом ЯМАЛ. (Дети слушают рассказ о Обской губе, полуострове ЯМАЛ и их обитателей).
Воспитатель: Многие животные и растения, о которых рассказала Алиса внесены в «Красную Книгу», люди их охраняют и оберегают.Красная Книга — это список видов растений и животных, которые находятся под угрозой исчезновения.Охота на животных, занесенных в Красную Книгу, запрещена во многих странах (например Белый медведь, волки, лебедь, осётр и т.д.) их очень много.
Формулирование проблемы.
Просмотр слайдов «Природа в мусоре». Обсуждение о просмотренных слайдов.
Воспитатель: Ребята, какая проблема стоит перед нами, может, кто то догадался? (Ответы детей «Как сберечь природу?»). Правильно, перед всем миром стоит проблема «Как сберечь природу?». Давайте попытаемся ответит на вопрос «Что может сделать человек для сохранения природы?». (Ответы детей: не рвать цветы, не ломать ветки у деревьев и кустарников, не разрушать гнезда, не ловить бабочки, не наступать на грибы, не бросать мусор, бутылки в воду и не разбрасывать в лесу (тундре) и т.д.).
Воспитатель: Я вам предлагаю вернуться в группу, где в центрах для вас приготовлены игры по теме «Береги природу», которые подскажут нам, как еще можно сберечь природу.
А сейчас уважаемый пилот возьмет курс на детский сад. Уважаемые пассажиры, наш самолет приступил к снижению, пристегните ремни безопасности.
Дети имитируют пристегивания ремня безопасности. Звучит фонограмма посадки самолета.
- Наш самолет приземлился давайте поблагодарим пилотов за мягкую посадку. (Все дети аплодируют).
Воспитатель: А сейчас мы покидаем самолет и идем в наши центры искать ответы на вопрос «Как сберечь природу».
Самостоятельная деятельность детей в центрах
Центр «Природы и естествознания»
Посадим саженцы и вырастим дерево.
Атрибуты: фартук, земля. Поддоны или горшки для посадки, лейки, лопатки, саженец для пересаживания, метелки и совок для уборки рабочего места, операционная карта с заданиями.
Задания: предложить детям посадить саженец. Обсудить, для чего нужно высаживать деревья.
Побелим ствол дерева.
Атрибуты: горшок с деревом, разведенная гуашь, кисти, клеёнка, фартук, перчатки, влажные салфетки, операционная карта с заданиями.
Задание: предложить детям побелить стволы деревьев. Обсудить, для чего люди белят стволы деревьев.
Вывод:побелка деревьев помогает спасти кору от жучков и насекомых.
Центр «Творчество»
Сделаем эко-знаки.
Атрибуты: фломастеры, карандаши, заготовки экологических знаков, операционная карта с заданиями.
Задания: детям предлагается раскрасить экологические знаки. Обсудить для чего они нужны, как они помогут сберечь природы.
Вывод:эко-знаки помогут напомнить людям, как себя вести на природе.
Центр «Математики и настольных игр»
Соберем картинки.
Атрибуты: разрезанные картинки «Береги природу»,операционная карта с заданиями.
Задание: Предложить детям собрать картинку «Береги природу», обсудить сюжеты на этих картинках, сделать выводы как нужно беречь природу.
Вывод:природу нужно беречь, не рвать цветы, не ломать ветки у деревьев и кустарников, не разрушать гнезда, не ловить бабочки, не наступать на грибы, не бросать мусор, бутылки в воду и не разбрасывать в лесу (тундре) и т.
Центр «Литературы и книгоиздательства»
Оформим Красную Книгу.
Атрибуты: картинки животных и растений занесенных в Красную книгу, готовые заготовки для изготовление книг, клей, тряпочки, клеёнка, операционная карта с заданиями.
Задание: Детям предлагается с помощью заготовок сделать книгу: «Красная книга животных ЯМАЛА», «Красная книга растений ЯМАЛА». Обсудить, какие животные и растения занесены в Красную Книгу, как их нужно беречь.
Вывод:животные и растения ЯМАЛА, внесённые в «Красную Книгу», люди их охраняют и оберегают.
Центр «Экспериментирования»
Очистка воды
Атрибуты: ватные диски, воронка, стакан с водой, микроскоп, листы бумаги.
Задание: Согласно алгоритму, рассмотреть под микроскопом загрязненную воду (увидеть степень загрязнённости), сделать фильтр для очистки воды (воронку положить ватные диски) пропустить через фильтр загрязнённую воду (очистить её). Настроить микроскоп и просмотреть результат. Оценку результата внести в журнал «Экспериментальной деятельности» (в виде рисунка). Обсудить, зачем и где необходим фильтры для воды.
Вывод:чистая воды необходим, для жизни животных, растений и людей.
Презентация результатов деятельности
Дети собираются в «Круг друзей» в центре группы обсудить результаты деятельности.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня искали ответы на очень важный вопрос «Как сберечь природу ЯМАЛА»
Список литературы:
- Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир, М: Мозаика - Синтез
- О.А. Соломенникова«Экологическое воспитание в детском саду
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»
Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...
Педагогический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Мир вокруг нас ...»
Проект по экологическому воспитанию дошкольников...
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг нас ...»
Недаром дети любят сказкуВедь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа....
Викторина по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Природа вокруг нас"
Программное содержание: обобщить знания детей о живой природе в форме экологической викторины.Правила игры: в викторине 5 туров, в которых командам предлагается ответить на разные вопросы. За каждый п...
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг нас ...»
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого обще...
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая сказка»
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая сказка»Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологи...