Кружок по нравственно-патриотическому воспитанию "Я-Патриот"
рабочая программа (старшая группа)

Другина Зинаида Гаврильевна
«С любовью к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране ,к её истории ,прошлому и настоящему ко всему человечеству»  Л.С.Лихачев.
 
 
Пояснительная записка
Воспитание у детей любви к своему отечеству – это проблема всегда была актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился уклад жизни. Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество. 
Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего. Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям. 
Цель кружковой работы: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. 
Задачи: 
Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей этому воспитанию. 
Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. 
Повышение уровня самообразования. 
Перспективное планирование было составлено с учетом требований федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) к образовательной деятельности в детском саду и с добавлением мероприятий по региональному компоненту.
Ожидаемый результат: Работа по нравственно-патриотическому воспитанию сформирует у дошкольников представление о родной стране, об истории своей малой Родины и России, обеспечит у детей желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ya_patriot.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№14 «Журавлик» ГО г. Якутск

Утверждаю: заведующий МБДОУ

детский сад №14 “Журавлик”

Герасимова Л.Н.________________________

КРУЖОК «Я ПАТРИОТ!»

По нравственно-патриотическому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Другина З.Г.

Срок освоения: 1 год

Якутск, 2024

«С любовью к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране ,к её истории ,прошлому и настоящему ко всему человечеству»  Л.С.Лихачев.

Пояснительная записка

Воспитание у детей любви к своему отечеству – это проблема всегда была актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился уклад жизни. Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество.

Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего. Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.

Цель кружковой работы: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Задачи:

  • Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей этому воспитанию.
  • Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.
  • Повышение уровня самообразования.

Перспективное планирование было составлено с учетом требований федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) к образовательной деятельности в детском саду и с добавлением мероприятий по региональному компоненту.

Ожидаемый результат: Работа по нравственно-патриотическому воспитанию сформирует у дошкольников представление о родной стране, об истории своей малой Родины и России, обеспечит у детей желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

Тематическое планирование

Этап, срок реализации

Содержание работы

Форма отчета

1 этап организационно – ознакомительный .

2024-2025

1. Составление библиографии по теме самообразования.

2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе патриотического воспитания.

3. Составление плана работы с детьми и родителями по следующим блокам:

•«Я и моё ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад) .

 • «Мой дом, моя улица».

• «Мой родной город».

• «Наша Родина – Россия».

•«Защитники Отечества»

•«История России».

•«Великие соотечественники».

4.Подготовка практического материала: (наглядные пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, альбомы, оформление уголка по патриотическому воспитанию).

1. Список библиографии . 2.Оформление папки по самообразованию.

3. Перспективный план работы с детьми в старшей группе.

4. Уголок патриотического воспитания.

5. Альбом «Моя семья».

2 этап – основной 2024-2025

1.Внедрение в работу подготовленного материала.

• Практическое применение наработанных материалов с детьми.

 • Промежуточная диагностика детей по данной теме.

 • Проведение мероприятий с родителями, согласно плана работы.

1.Фотоотчеты о проведенных мероприятиях .

2.Конспекты занятий

3.Консультации для родителей по данной теме.

4.Папки передвижки по данной теме.

3 этап – заключительный 2024-2025

1. Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы.

2. Самоанализ педагогической деятельности.

3. Обобщение и распространение педагогического опыта.

1.Оформление папки по обобщению опыта.

2.Создание презентации о проделанной работе.

Перспективное планирование кружковой работы 2024-2025гг

Сентябрь - тема: «Моя семья»

Взаимодействие с детьми

Практические работы с детьми

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с педагогами

1.Рассказы детей о членах семьи. 2.Рассмотрение альбома «Моя семья». 3.Чтение стихов и рассказов о семье. 4.Сюжетно – ролевая игра «Моя семья».

1.Рисование на тему «Моя семья». 2.Создание фотоальбомов «Моя счастливая семья» 3.Обогащение с/ролевых игр «Дом», «День рождение» новыми атрибутами

1.Папка передвижка «Маленькие хитрости воспитания».

2. Консультация «Детям о правилах семейного этикета.

Октябрь – тема: «Мой любимый детский сад»

1.Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду. 2. Чтение стихов о детском саде. 3. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

1. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».

2.Целевая прогулка по улице, на которой расположен детский сад. Знакомство с улицей Котенко. История возникновения названия улицы. 3.Составление рассказа на тему «Красота улицы, на которой я живу»

1.Участие в акции «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек.

2. папка передвижка профессии детского сада.

Ноябрь – «Моя малая родина»

1.Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина? ». 2.Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

3.Чтение художественной литературы о природе нашей республики.

4. Рассказ о реках Лена, Яна, Алдан, Индигирка Вилюй о значении этих рек в жизни республики.

5. Беседа на тему «Природа Республики Саха Якутия». Знакомство с растительным и животным миром родного края.

1.Создание фотоальбома «Мой родной город». 2.Подборка дидактических игр «Мой город».

3.Рисование на тему «На реке». 4. Коллективная аппликация «Красота нашей природы»

1.Викторина для педагогов «Знаешь ли ты свой город?»

Декабрь – тема: «Мой город, в котором я живу»

1.Рассматривание фотографий с изображением самых замечательных мест города Якутска. 2. Знакомство с историей названия города Казань, с флагом, жителями (национальности). 3.Беседа на тему «Название нашего города». Знакомство с историей возникновения города, с его символикой, гербом. 4.Рассказ воспитателя о предприятиях города Якутска. Беседа с детьми о профессиях людей, работающих на данных предприятиях. 5. Беседа на тему «Любимые уголки города». Рассматривание фотоальбома.

1.Сюжетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада).

2.Рисование на тему «Кем бы я хотел быть» 3.Создание фотоальбома «Мой родной город». 4.Конструировани е из бумаги «Город будущего» или «Город древний, город славный» (по желанию детей).

1. Фото выставки с семьей в достопримечательных местах своего города.

Январь - тема: «Зимние забавы»

1.Беседа на тему «Зимние забавы» 2.Встреча с интересным человеком – спортсменом города Якутска. Знакомство с зимними видами спорта, получившими развитие в Республике Саха Якутия (мотогонки, лыжный спорт, хоккей и др.

1.Коллективная работа - лепка из соленого теста «На городской елке».

2. Рисование «Как мы играли в снежки».

1.Строительство снежного городка на участке ДОУ совместно с родителями воспитанников, символ нового 2024 года – зеленый, деревянный дракон.

Февраль – тема: «Защитники Отечества»

1.занятие «Главные праздники России». 2.Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».

3.Беседа на тему «Наша армия родная, бережёт наш мирный труд».Пригласить отцов , служивших в армии, предложить рассказать, где они служили.

1.Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. 2.Изготовление поздравительных открыток ко Дню Защитника Отечества.

1.Участие родителей в фотовыставке «Мой папа самый лучший» 2.Консультация для родителей «Как вырастить защитника»

Март – тема: «Очень я люблю маму милую мою»

1.Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей». 2.Продуктивная деятельность «Цветок для мамы» - открытка

1.Фотовыставка в группе «Я и моя мама» 2.Создание фотоальбомов «Нежная любимая мамочка моя». 3.Обогащение с/ролевых игр «Дом», «Дочки – матери», «День рождение» новыми атрибутами

Апрель – тема: «Наши космонавты»

1.Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).

2. Конструирование космического корабля.

1.Викторина «Что вы знаете о космосе». 2.Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей.

3.Праздник День Земли (22 апреля)

4. Праздник – день республики Саха (Якутия) – 27 апреля.

1.Книга загадок и рисунков «Космос»- совместное творчество детей и родителей

Май – тема: «Этот день победы»

1.Беседа о 9мае. 2.Рассматривание иллюстраций войне.

1.Изготовление праздничных открыток. 2. Создание фонотеки «Детские патриотические песни».

3.Беседа на тему «Защитники нашего города» 4.Экскурсия к Вечному огню. 5.Экскурсия на Аллею героев. 6.Высаживание рассады цветов на участке ДОУ.

1. Анкета для родителей «Что значит быть патриотами?»

2. Консультация для родителей «Воспитаем детей патриотами»

Диагностика уровня развития нравственно- патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста

Задание 1. «Родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родном городе (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник, достопримечательность.

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 — 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2 «Символика родной страны, города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о государственной символике страны, родного города (герб и флаг).

Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага России, города

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе страны и своего города. Может объяснить символику страны и города. Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов, флагов и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Затрудняется рассказать о символике страны и родного города. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3 «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта и народные игрушки, назвать их, рассказать для чего их использовали.

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая предметы быта и народные игрушки, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта и народные игрушки. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

Задание 4. «Патриотические чувства к стране»

Цель: Определить чувство и эмоциональное отношение к стране.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Как ты думаешь, любишь ли ты свою страну? Почему ты так думаешь?

- Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты мог бы выполнять только «большие» желания – для всей страны, для всего города, какие бы три желания ты загадал?

- Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другую страну? Почему?

- Ты гордишься своей страной? Почему ты гордишься/не гордишься?

- Назови, кого из людей в нашей стране ты уважаешь? Почему?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своей стране, может объяснить, что ему нравится в стране, с удовольствием рассуждает, что бы он хотел изменить в своем городе (стране), чтобы сделать в ней жизнь лучше, интереснее, испытывает чувство гордости за свою страну

Средний уровень (2 балла)

Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стране, может, рассказать, что ему нравится в стране, но его отношение не достаточно осознанно, ребенок не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни в стране, чувство гордости ситуативно, неустойчиво.

Низкий уровень (1 балл)

На вопросы педагога отвечает односложно, не эмоционально. Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родной стране, но оно носит неустойчивый характер.

Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»

Цель: Определить отношения к родному городу. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Как ты думаешь, любишь ли ты свой город? Почему ты так думаешь?

- Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другой город? Почему?

- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе?

- Что тебе нравится в нашем городе?

- Как ты помогаешь в семье, о ком заботишься?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Показывает положительное отношение к окружающей среде, проявление заботы о близких, проявление дружелюбия

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Отсутствуют любимые достопримечательности в городе, отсутствие заботы о близких, отсутствие дружелюбия.

Представленный комплекс методик позволяет выявить уровень патриотического воспитания дошкольника по следующим критериям:

Высокий уровень (13-15 баллов)

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; знает о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края и города; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие; имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень (8-12 баллов)

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет растительность и животный мир родного края и города, не знает географическое расположение родного края и города; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но затрудняется в объяснении своих чувств и личностного отношения к окружающей действительности.

Низкий уровень (5-7 баллов)

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; не знает о

географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края и города; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не оказывает помощи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Картотека игр по нравственно патриотическому воспитанию

Народные игры: «Золотые ворота», «Колечко, колечко», «Земля – вода – небо», «Заря заряница», Хоровод-игра «Со вьюном я хожу», «У медведя во бору», «Горелки», «Гуси-лебеди» и т.д.

Дидактические игры: 

  • «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений». Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения. Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения
  • «Оцени поступок» Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность. Материал: сюжетные картинки. Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок.
  • «Вчера- сегодня» Цель: развивать чувство времени у детей. Ход игры : Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.
  • «Малая красная книга » Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности. Материал: малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений дети называют. Воспитатель рассказывает о них
  • «Подбери профессии» Цель: Расширить знания о профессиях в нашем городе Материал: картинки о профессиях, карандаши, бумага Ход игры: Дети выбирают из картинок те картинки, профессии, которые есть в нашем городе и рисуют им инструменты.
  • «Народные промыслы» Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов. Дети называют
  • «Сортируй узоры» Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, формировать умение узнавать и отличать различные промыслы. Материал: картинки народных промыслов Ход игры: Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу.
  • «Собери узор» Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов Ход игры: Дети собирают картинки из фрагментов.
  •  «Богатства недр земли» Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли. Материал: коллекция ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли. Ход игры — Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.
  • «Сложи герб из фрагментов». Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города объясняя, что означает тот или иной элемент. «Узоры родного города», «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города), «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.

Спортивные: «Зарница», «Россия, вперед!», «Олимпийские игры» ;

Сюжетно-ролевые: «Семья» «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника», «Библиотека», «Банк», «МЧС»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Кружок нравственно-патриотического воспитания "Мы-россияне"

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необхо...

Кружок по нравственно – патриотическому воспитанию детей средней группы «Русские узоры»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства нашего народа, осво...

Кружок "Юные патриоты" По нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет

Вы слыхали когда-нибудь о траве Голубой ая-ганга? Ее имя, как отзвук старинного медного гонга. У нее суховатые колкие стебли... От нее синеватые наши бурятские степи... Есть обычай такой: обживая ...