Семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности по экологическому развитию дошкольников."
материал
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация опытно-экспериментальной деятельности по экологическому развитию дошкольников.
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их по организации исследовательской, и опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам организации познавательно-исследовательской деятельности;
- Умение использовать полученные знания в разных видах деятельности;
- Развивать познавательный интерес у педагогов;
- Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.
- Ход семинара
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей» В.А. Сухомлинский.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Цитата
"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму".
(китайская пословица)
Ни для кого не секрет, что экологическая обстановка в мире оставляет желать лучшего. То, в каком мире будут жить наши дети, напрямую зависит от нас – педагогов.
Путь к формированию экологической культуры – это дальнейшее развитие экологического образования.
Ведущей идеей моей работы является формирование у детей осознанно – правильного отношения к природе через использование метода детского экспериментирования, ведь детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства.
Задание №1
Что же такое экология?
«Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
• Что обозначает экологическое воспитание дошкольников?
(Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
• Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?
(Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
Эксперимент или опыт –это особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях.
Экологические эксперименты имеют свои особенности, которые надо учитывать. Так, категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям и животным (нельзя собирать коллекции насекомых, нельзя проводить опыты по поеданию одних животных другими и т.д.).
Особое внимание необходимо уделять правилам безопасности и вопросам гигиены. При проведении природоведческих экспериментов случается так, что реальные результаты не совпадают с ожидаемыми. В таких случаях надо обсудить с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, который зачастую бывает более интересным, чем запланированный.
Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т.к. в старшем дошкольном возрасте наглядно – образное мышление начинает заменяться словесно – логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух). Нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми, не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов.
Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:
• включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
• обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);
• расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- опыты с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке и т. п.
3. По количеству детей (форма организации):
- индивидуальные (1—4 ребенка);
- групповые (5—10 детей);
- коллективные (вся группа).
4. По причине их проведения:
- случайные; специальной подготовки не требуют и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса проводятся на участке или в уголке природы.
- запланированные проводятся на выраженном предмете, объекте; подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач.
- поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
- эпизодические (проводимые от случая к случаю);
- систематические.
6. По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут);
- длительные (свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- однократные;
- многократные, или циклические.
8. По месту в цикле:
- первичные;
- повторные;
- заключительные и итоговые.
9. По характеру мыслительных операций:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
10. По характеру познавательной деятельности детей:
- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
- решение экспериментальных задач.
11. По способу применения в аудитории:
- демонстрационные;
- фронтальные.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:
Организованная образовательная деятельность (занятие);
Совместная деятельность взрослого с детьми;
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.
Свободная самостоятельная деятельность детей
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Что туда входит?
Комнатные растения, видовое разнообразие.
Приборы: колбы, пробирки, термометры, компас, увеличительные стёкла, песочные часы, пипетки, резиновые груши, зеркала, цветные стёкла и т.д.
Объекты неживой природы, природные материалы: ракушки, камни, камешки, семена цветов, почва, глина, птичьи перья и т. д.
Бытовые отходы: пластиковые бутылки, кусочки ткани, бумага разной фактуры и т. д.
Другие материалы: соль, сахар, пищевая сода, пищевые красители и т. д.
Зона территории детского сада: Видовое разнообразие деревьев, кустарников, дикорастущие травы, грибы, огород, фруктовый сад, разнообразие насекомых, муравейники, птицы и птичьи гнёзда. (совхозные сельскохозяйственные объекты, частное подворье, пруд, сады, питомник и т. д.)
Дополнительное оборудование:
1. Планы карт летних маршрутов
2. Альбомы: растения, животные, птицы. Картины о природе.
3. Картины времён года.
5. Знаки поведения в природе.
6. Халаты, клеёнчатые фартуки.
7. Картинки из красной книги редких животных и растений.
8. Контейнера для высадки рассады, лука и пр.
Организационный момент должен быть игровым, сюжетным увлекать и заинтересовывать детей. Мотив экспериментирования должен быть осознанным ребенком (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно?) Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная ), его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
o Как я это делаю?
o Почему я это делаю именно так, а не иначе?
o Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Примерный алгоритм подготовки к проведению эксперимента:
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов).
2. Определение тематики эксперимента.
3. Выбор цели, задач работы с детьми (воспитательные задачи, развивающие, познавательные).
4. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей, изучаемой темы.
5. Подготовка к фиксации результатов эксперимента в различных формах (таблицы, модели) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам эксперимента.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей, за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений, развивается доказательная речь.
Результаты проведения опытов и экспериментов находят отражение и в творческой деятельности детей.
Задание №2
Необходимо определить алгоритм проведения экспериментирования и структуру эксперимента.
Примерная структура эксперимента
Проблема
Постановка задачи
Варианты решения
План эксперимента
Выбор оборудования
Правила безопасности
Эксперимент
Вывод
Связь с жизнью
Обобщения
Эффективность работы по формированию познавательного интереса дошкольников к природе определяется через диагностику уровня сформированности у детей навыков экспериментальной деятельности.
Диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Критерии сформированности экологических знаний:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года.
Рассмотрим проблемные ситуации.
Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
- Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?
Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?
Большое внимание нужно уделять работе с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (круглый стол, дискуссии).
В начале работы я рекомендую выяснить, как родители относятся к проблемам экологического воспитания детей, можно провести анкетирование родителей по теме «Экологическое воспитание детей», которое даст дополнительную информацию, используемую впоследствии в работе с дошкольниками.
Также можно разработать советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).
Также в нашем саду проводятся конкурсы: конкурсы поделок из природного материала, в которых родители активно принимают участие. Конкурс поделок из бросового материала.
В заключение хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
Задание №3
1. «Экологическая разминка».
Для команд предлагаются несколько вопросов, на которые нужно быстро ответить:
Команда «ВОДА».
1. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
2. Пингвин птица или животное? (Птица)
3. Наука о растениях? (Ботаника)
4. Кошка свернулась клубочком? (К похолоданию)
5. Чем ёж на медведя похож? (Зимой спит)
Команда «Воздух».
1. Самец кукушки? (Кукух)
2. Кто такой орнитолог? (Ученый изучающий птиц)
3. Ворона кричит зимой? (К метели)
4. Как называется прибор, который указывает части света ?(Компас)
5. Какое животное не может прыгать? (Слон)
Команда «Огонь»
1. Какую траву любят кошки? (Валериану)
2. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
3. Наука о животных? (Зоология)
4. Воробьи в пыли купаются? (К дождю)
5. Почему белые медведи не живут в лесу? (Питается рыбой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Организация опытно- экспериментальной работы по социально- нравственному развитию дошкольников посредством использования инновационных технологий в экологическом воспитании" "Мы любим нашу землю"
Проект по экологическому воспитанию "Мы любим нашу землю"...

Опыт работы по теме «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»
Выступление на педсовете - обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников....
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания.......

Выступление из опыта работы: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»
Работа над проектами помогает развить у детей такие качества, как любознательность, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость, самостоятельность, трудолюбие, а также исследовательские умен...

Выступление из опыта работы «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»
Введение Федерального государственного образовательного стандартадошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентности и лично...

Презентация к выступлению из опыта работы «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»
laquo;Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»...

Конспекты занятий по экологическому развитию дошкольников «Свойства воздуха» (опытно-экспериментальная деятельность)
Знакомство детей со свойствами воздуха: невидим, не имеет запаха, может двигаться, может нагреваться и охлаждаться, теплый воздух поднимается вверх; закрепить знания детей о значении воздуха для...