Самообразование "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты (старшая группа)
Актуальность темы: Проблема развития познавательных интересов у детей является актуальной в современном обществе. Дети - это маленькие «почемучки». И они никак не смогут обойтись без взрослого и познать окружающий мир самостоятельно. Ребенок очень активен в познании всего, что его окружает. Он постоянно задает вопросы: «А что это такое?», «А почему?», «Что они делают?» и т. д. Роль взрослого в развитии познания заключается в поддержании любопытства, развитии интересов и пополнении знаний ребенка. Взрослый сам может «подталкивать» ребенка к познанию окружающих предметов, например, удивляясь какому-либо предмету, спрашивать: «Ой, а что это такое?». Ребенок сразу обратит внимание на предмет и начнет задавать вопросы о названии предмета, его предназначении.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является умение ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…». Именно экспериментальная деятельность развивает мыслительные операции, повышает познавательную активность и любознательность, способствует активному восприятию объектов окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
автономное учреждение Детский сад
«Тополек»
Ясненский муниципальный округ
Самообразование на тему:
«Познавательно – исследовательская деятельность
детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель: Сеидова В.В.
2025 г.
Актуальность темы: Проблема развития познавательных интересов у детей является актуальной в современном обществе. Дети - это маленькие «почемучки». И они никак не смогут обойтись без взрослого и познать окружающий мир самостоятельно. Ребенок очень активен в познании всего, что его окружает. Он постоянно задает вопросы: «А что это такое?», «А почему?», «Что они делают?» и т. д. Роль взрослого в развитии познания заключается в поддержании любопытства, развитии интересов и пополнении знаний ребенка. Взрослый сам может «подталкивать» ребенка к познанию окружающих предметов, например, удивляясь какому-либо предмету, спрашивать: «Ой, а что это такое?». Ребенок сразу обратит внимание на предмет и начнет задавать вопросы о названии предмета, его предназначении.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является умение ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…». Именно экспериментальная деятельность развивает мыслительные операции, повышает познавательную активность и любознательность, способствует активному восприятию объектов окружающего мира.
Цель работы по теме самообразования: создание условий для формирования основного целостного мировидения детей старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
- расширить знания по теме путем изучения педагогической литературы;
- разработать перспективное планирование по экспериментальной деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- внедрить современные педагогические технологии в процесс обучения детей;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, физических явлениях (причинах и следствиях);
- развивать у детей коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль и саморегуляцию своих действий;
- вовлечь родителей во взаимодействии с ДОУ как активных субъектов;
- обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
Перспективный план работы по теме самообразования
Этапы работы | Содержание | Сроки | Примечание |
Теоретический этап (начальный) | Изучение методической литературы, интернет ресурсов по заданной теме, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. | Сентябрь 2024г | |
Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д. | Оснащение РППС иллюстративным материалом, художественной литературой. Картотека игр и игровых упражнений по теме самообразования. | ||
Практический этап (основной) | Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты). | Октябрь - май 2024 - 2025уч. г. | Консультации для родителей. |
Составление перспективного планирования по теме самообразования. | Сентябрь – ноябрь 2024г. | Перспективный план | |
Открыток занятие «Волшебная соль» | Декабрь 2024 | Составление конспекта, презентация. | |
Реализация перспективно –тематического плана работы с детьми. Распространение полученного опыта на сайтах социального и дошкольного образования. | Октябрь – май 2024 – 2025уч.г. | Составление картотеки экспериментов. Фотоотчёт по плану. | |
Заключительный этап | Написание отчета о проделанной работе. | Февраль - Май 2025 | Отчет по самообразованию |
Перспективно - тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста
Месяц | Мероприятие | Цель и задачи | |
Тема: «Неживая природа. Камни» | |||
Октябрь | Беседа: «Как образуются камни», просмотр видеоролика | Дать детям представление о том, как образуются камни, их значимость для природы и человека в жизни. | |
ОД «Удивительные камни» | Познакомить с разнообразием камней и их свойствами. Обратить внимание на особенности камней. Классифицировать по признакам. | ||
Просмотр коллекции полудрагоценных камней | Дать представление о том, что существуют драгоценные и полудрагоценные камни. | ||
Тема: «Неживая природа. Вода» | |||
Ноябрь | «Сказка про капельку» | Познакомить детей с понятием круговорот воды в природе. | |
ОД «Три состояния воды» | Сформировать представление детей о свойствах воды, исследовать влияния тепла и холода на воду. | ||
Опыт - Как достать предмет, не опуская руку в воду. | Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы | ||
Эксперимент - Откуда берётся вода? (Дождик). | Познакомить детей с процессом конденсации. | ||
Тема: «Неживая природа. Соль» | |||
Декабрь | Беседа: «Для чего нужна соль?» | Дать представление о важности соли в природе и для человека. | |
ОД «Волшебная соль» | Расширить представления детей о свойствах соли. | ||
Эксперимент «Плавающее яйцо» | Сформировать понятие, что соленая вода плотнее. Предметы не тонут. | ||
Тема: «Неживая природа. Снег и Лед» | |||
Январь | Рассматривание иллюстраций «Снег идёт», «Следы на снегу», «Катаемся на санках», «Гололед». | Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. | |
Беседы: «Зимние опасности», «Откуда берется снег и лед?», «Это коварный лед». | Уточнить представления о свойствах льда. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла | ||
Опыты: «Откуда взялась вода», «Куда спрятался снег», «Определение чистоты снега», «Сравнение снега и льда», «Превращение снег-вода, лед | Выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар). | ||
Тема: «Неживая природа. Магнит и его свойства» | |||
Февраль | Беседа «Что такое магнит» | Дать представление о магните, свойствах. | |
Опыты: «Определим силу магнита», «Почему иногда два магнита отталкиваются?», «Сила магнита действует через стекло и воду, картон». | Развивать умение обследовать и называть свойства магнита (крепкий, твердый). | ||
ОД «Необыкновенный мир магнитов» | Развивать умение обследовать и называть свойства магнита (крепкий, твердый). | ||
Проблемные ситуации: «Застряла машина», «Потеряли иголку», «Танец скрепок». | Развивать познавательную активность детей, любознательность; умение делать выводы. | ||
Просмотр мультфильмов «Лунтик. Магнит», «Фиксики. Магнетизм» | Развивать умение слушать педагога, отвечать на вопросы, строя развернутые фразы. | ||
Тема: «Рукотворный мир. Бумага» | |||
Март | Беседа : «Как изготавливают бумагу». | Уточнить представления о бумаге, формировать основы знаний о ее свойствах. | |
Д/и «В мире вещей», «Веришь - не веришь» | Научить узнавать вещи, сделанные из ткани, бумаги, дерева вычленять качества и свойства. Закреплять навыки объединяться в группы для работы по своему материалу. | ||
ОД «Секреты обыкновенной бумаги» | Познакомить детей с качествами и свойствами бумаги. | ||
Тема: «Живая природа. Растения» | |||
Апрель | Беседы: «Что такое растения?», «Какие бывают растения?», « Если бы не было растений?», «Что нужно для роста растений» | Развивать познавательный интерес, желание рассуждать и доказывать. Способствовать установлению причинно – следственных связей на основе | |
Игры - ситуации: «Полезные растения», «Цветок засох», «Растения - доктора», «Полей растение». | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений | ||
Рассматривание иллюстраций с изображениями различных растений. | Углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре. |
Перспективный план работы с родителями
Мероприятия | Цель и задачи | ||
Консультация для родителей «Солнце, воздух, и вода - наши лучшие друзья!» | Предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности. | ||
Буклет «Экспериментируем дома». | Привлечь родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе. Укрепление детско-родительских отношений. | ||
Консультация «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло». | Разработать практические материалы. | ||
Папка - передвижка «Чего нельзя и что нужно для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». | Разработка правил безопасности для детей и инструкций для родителей при организации и проведении детских экспериментов. | ||
Консультация: «Волшебные свойства магнита». | Вовлечение родителей в образовательный процесс. | ||
Консультация «Научите ребенка любить живую природу». Мастер - класс «Изготовление магнитов своими руками». | Дать представление родителям о значимости знаний детей об окружающем мире, его разнообразии. | ||
|
Ожидаемый результат.
Для детей:
- у детей сформируются навыки исследовательской деятельности,
познавательной активности, творчества, самостоятельности,
- уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
- научатся планировать свою деятельность, работать в коллективе, - активное развитие речевой деятельности, пополнение словарного запаса.
Для педагогов:
- повышение профессионализма по данной теме;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; - самореализация.
Для родителей:
- родители станут активными участниками образовательного процесса, повысится педагогическая грамотность;
- возрастет роль ДОУ у родителей как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Вывод:
В основе экспериментальной деятельности старших дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведѐт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам
Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинноследственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения.
Анализ литературы:
- Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста. /Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
- Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом:занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. /Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004. -111с.
- Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. - 56 с.
- Экспериментальная деятельность детей 4- 6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 87 с.
Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Непосредственно образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Природа: мастерство и фантазия» (художественно творческая деятельность)
Ручной труд в детском саду пробуждает в малышах фантазию, развивает художественный вкус, приучает детей к терпению, упорству, аккуратности, развивает творческое мышление, воображение и и...

Инновационное направление деятельности педагога по проблеме интеграции содержания образовательных областей в музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно...

"Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как инновационный метод осуществления преемственности между дошкольным и начальным уровнем общего образования"
В настоящее время Министерство образования Российской Федерации рассматривает преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития, как ведущий принцип ...

Перспективное планирование в старшей группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"
Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность детейстаршего дошкольного возраста»...

Проектная деятельность как средство поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Презентационный материал отражающий кружковую работу с детьми старшего дошкольного возраста по проектно - исследовательской деятельности...
План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2018-2019 гг. «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя старшей...