Самообразование "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты (старшая группа)

Сеидова Валентина Викторовна

Актуальность темы: Проблема развития познавательных интересов у детей является актуальной в современном обществе. Дети - это маленькие «почемучки». И они никак не смогут обойтись без взрослого и познать окружающий мир самостоятельно. Ребенок очень активен в познании всего, что его окружает. Он постоянно задает вопросы: «А что это такое?», «А почему?», «Что они делают?» и т. д. Роль взрослого в развитии познания заключается в поддержании любопытства, развитии интересов и пополнении знаний ребенка. Взрослый сам может «подталкивать» ребенка к познанию окружающих предметов, например, удивляясь какому-либо предмету, спрашивать: «Ой, а что это такое?». Ребенок сразу обратит внимание на предмет и начнет задавать вопросы о названии предмета, его предназначении.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является умение ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…». Именно экспериментальная деятельность развивает мыслительные операции, повышает познавательную активность и любознательность, способствует активному восприятию объектов окружающего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr._seidova.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

     

Муниципальное дошкольное образовательное

 автономное учреждение Детский сад

 «Тополек»

Ясненский муниципальный округ

Самообразование на тему:

«Познавательно – исследовательская деятельность

детей старшего дошкольного возраста».

Воспитатель: Сеидова В.В.

2025 г.

 

Актуальность темы: Проблема развития познавательных интересов у детей является актуальной в современном обществе. Дети - это маленькие «почемучки». И они никак не смогут обойтись без взрослого и познать окружающий мир самостоятельно. Ребенок очень активен в познании всего, что его окружает. Он постоянно задает вопросы: «А что это такое?», «А почему?», «Что они делают?» и т. д. Роль взрослого в развитии познания заключается в поддержании любопытства, развитии интересов и пополнении знаний ребенка. Взрослый сам может «подталкивать» ребенка к познанию окружающих предметов, например, удивляясь какому-либо предмету, спрашивать: «Ой, а что это такое?». Ребенок сразу обратит внимание на предмет и начнет задавать вопросы о названии предмета, его предназначении.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является умение ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…». Именно экспериментальная деятельность развивает мыслительные операции, повышает познавательную активность и любознательность, способствует активному восприятию объектов окружающего мира.  

Цель работы по теме самообразования:  создание условий для формирования основного целостного мировидения детей старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Для достижения поставленной цели  определила ряд задач:

 - расширить знания по теме путем изучения педагогической литературы;

- разработать перспективное планирование по экспериментальной деятельности;

 - создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

 - внедрить современные педагогические технологии в процесс обучения детей;

 - формировать первичные представления об объектах окружающего мира, физических явлениях (причинах и следствиях);

- развивать у детей коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность,  самоконтроль и саморегуляцию своих действий;

- вовлечь родителей во взаимодействии с ДОУ как активных субъектов;

 - обобщать и распространять собственный педагогический опыт.

Перспективный план  работы по теме самообразования

Этапы работы

Содержание

Сроки

Примечание

Теоретический этап  (начальный)  

Изучение методической литературы, интернет  ресурсов по заданной теме, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.  

Сентябрь 2024г

Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.

Оснащение РППС иллюстративным материалом, художественной литературой. Картотека игр и игровых упражнений по теме самообразования.

Практический этап (основной)

Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты).

Октябрь - май 2024 - 2025уч. г.

Консультации для родителей.

Составление перспективного планирования по теме самообразования.

Сентябрь – ноябрь 2024г.

Перспективный план

Открыток занятие «Волшебная соль»

Декабрь 2024

Составление конспекта, презентация.

Реализация перспективно –тематического плана работы с детьми.

Распространение полученного опыта на сайтах социального и дошкольного образования.

Октябрь – май 2024 – 2025уч.г.

Составление картотеки экспериментов.

Фотоотчёт по плану.

Заключительный этап

Написание отчета о проделанной работе.  

Февраль - Май 2025

Отчет по самообразованию

Перспективно - тематический  план работы с детьми старшего дошкольного возраста

Месяц

Мероприятие

 Цель и задачи

Тема: «Неживая природа. Камни»

Октябрь

Беседа: «Как образуются камни», просмотр видеоролика

Дать детям представление о том, как образуются камни, их значимость для природы и человека в жизни.

ОД «Удивительные камни»

Познакомить с разнообразием камней и их свойствами. Обратить внимание на особенности камней. Классифицировать по признакам.

Просмотр коллекции полудрагоценных камней

Дать представление о том, что существуют драгоценные и полудрагоценные камни.

Тема: «Неживая природа. Вода»

Ноябрь

«Сказка про капельку»

Познакомить детей с понятием круговорот воды в природе.

ОД «Три состояния воды»

Сформировать представление детей о свойствах воды, исследовать влияния тепла и холода на воду.

Опыт - Как достать предмет, не опуская руку в воду.

Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы

Эксперимент - Откуда берётся вода? (Дождик).

Познакомить детей с процессом конденсации.

Тема: «Неживая природа. Соль»

Декабрь

Беседа: «Для чего нужна соль?»

Дать представление о важности соли в природе и для  человека.

ОД «Волшебная соль»

Расширить представления детей о свойствах соли.

Эксперимент «Плавающее яйцо»

Сформировать понятие, что соленая вода плотнее. Предметы не тонут.

 

Тема: «Неживая природа. Снег и Лед»

Январь

Рассматривание иллюстраций   «Снег идёт», «Следы на снегу», «Катаемся на санках», «Гололед».

Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Сравнить свойства  воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Беседы: «Зимние опасности», «Откуда берется снег и лед?», «Это коварный лед».

Уточнить представления о свойствах льда. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла

Опыты: «Откуда взялась вода», «Куда спрятался снег», «Определение чистоты снега», «Сравнение снега и льда», «Превращение снег-вода, лед

Выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар).

        Тема: «Неживая природа. Магнит и его свойства»

Февраль

Беседа «Что такое магнит»

Дать представление о магните, свойствах.

Опыты: «Определим силу магнита», «Почему иногда два магнита отталкиваются?», «Сила магнита действует через стекло и воду, картон».

Развивать умение обследовать и называть свойства магнита (крепкий, твердый).

ОД «Необыкновенный мир магнитов»

Развивать умение обследовать и называть свойства магнита (крепкий, твердый).

Проблемные ситуации:

«Застряла машина», «Потеряли иголку», «Танец скрепок».

Развивать познавательную активность детей, любознательность; умение делать выводы.

Просмотр мультфильмов

«Лунтик. Магнит»,

«Фиксики. Магнетизм»

Развивать умение слушать педагога, отвечать на вопросы, строя развернутые фразы.

Тема: «Рукотворный мир. Бумага»

Март

Беседа : «Как изготавливают бумагу».

Уточнить представления о бумаге, формировать основы знаний о ее свойствах.

Д/и «В мире вещей», «Веришь - не веришь»

Научить узнавать вещи, сделанные из ткани, бумаги, дерева вычленять качества и свойства. Закреплять навыки объединяться в группы для работы по своему материалу.

ОД «Секреты обыкновенной  бумаги»

Познакомить детей с качествами и свойствами бумаги.

Тема: «Живая природа. Растения»

Апрель

Беседы: «Что такое растения?», «Какие бывают растения?», « Если бы не было растений?», «Что нужно для роста растений»

Развивать познавательный интерес, желание рассуждать и доказывать. Способствовать установлению причинно – следственных связей на основе

Игры - ситуации:

«Полезные растения», «Цветок засох», «Растения - доктора», «Полей растение».

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

Рассматривание иллюстраций с изображениями различных растений.

Углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре.

Перспективный план работы с родителями

 

Мероприятия

Цель и задачи

Консультация для родителей «Солнце, воздух, и вода - наши лучшие друзья!»

Предложить практические

рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности.

 Буклет «Экспериментируем дома».  

Привлечь родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе. Укрепление детско-родительских отношений.

Консультация «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло».

Разработать практические материалы.

Папка - передвижка «Чего нельзя и что нужно для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Разработка правил безопасности для детей и инструкций для родителей при организации и проведении детских экспериментов. 

Консультация: «Волшебные свойства магнита».  

Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Консультация «Научите ребенка любить живую природу».

Мастер - класс «Изготовление магнитов своими руками».

Дать представление родителям о значимости знаний детей об окружающем мире, его разнообразии.

 

Ожидаемый результат. 

Для детей:  

  • у         детей         сформируются         навыки         исследовательской         деятельности,

познавательной активности, творчества, самостоятельности,  

  • уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;  
  • научатся планировать свою деятельность, работать в коллективе,  - активное развитие речевой деятельности, пополнение словарного запаса.

Для педагогов:  

  • повышение профессионализма по данной теме;
  • внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; -  самореализация.

Для родителей:  

  • родители станут активными участниками образовательного процесса, повысится педагогическая грамотность; 
  • возрастет роль ДОУ у родителей как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

 

Вывод:

В основе экспериментальной деятельности старших дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведѐт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам

Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинноследственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения.  

 

 

Анализ  литературы:

  1. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста. /Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
  2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом:занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. /Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
  3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004. -111с.
  4. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. - 56 с.
  5. Экспериментальная деятельность детей 4- 6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 87 с. 

Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной     деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Непосредственно образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Природа: мастерство и фантазия» (художественно творческая деятельность)

  Ручной труд в детском саду пробуждает в малышах фантазию, развивает художественный вкус, приучает детей к терпению, упорству, аккуратности, развивает творческое мышление, воображение и и...

Инновационное направление деятельности педагога по проблеме интеграции содержания образовательных областей в музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно...

"Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как инновационный метод осуществления преемственности между дошкольным и начальным уровнем общего образования"

В настоящее время Министерство образования Российской Федерации рассматривает преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития, как ведущий принцип ...

Перспективное планирование в старшей группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"

Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность детейстаршего дошкольного возраста»...

Проектная деятельность как средство поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Презентационный материал отражающий кружковую работу с детьми старшего дошкольного возраста по проектно - исследовательской деятельности...

План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2018-2019 гг. «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя старшей...