Проектная деятельность в ДОУ как инновационная педагогическая технология.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
На смену традиционному образованию пришло продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у малышей дошкольного возраста интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов. Термин «проект» связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с обязательной презентацией этих результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в ДОУ как инновационная педагогическая технология.
На смену традиционному образованию пришло продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у малышей дошкольного возраста интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов. Термин «проект» связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с обязательной презентацией этих результатов. Проектная деятельность – это дидактическое средство познавательного и творческого развития ребенка, формирования его личностных качеств. Особенностью проектной деятельности в детском саду является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном образовании проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, родители.
Метод проектов - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности. Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.
Полная интеграция (одно из приоритетных разделов интегрируется с другими разделами программы). Примером полной интеграции является интеграция экологического воспитания с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.
Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в других):
Пример частичной интеграции – интеграция художественной литературы и изобразительной деятельности. Разнообразные виды искусства внутри художественно-эстетического направления могут быть интегрированы с театрализованной деятельностью в разделе ОБЖ.
Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии выходного дня, разведки, встречи с людьми разных профессий, различные игры, практические полезные дела). Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Метод проектов соответствует комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации по предлагаемой теме, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности:
-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию;
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.
В нашей практике метод проектов мы рассматриваем как деятельность, которая поддерживает детскую познавательную инициативу. Ребенку проще и интересней усваивать знания об окружающем через собственные действия. Дети учатся самостоятельно получать знания, ориентироваться в большой информации, а это значительно повышает качество образовательного процесса и позволяет воспитать деятеля и созидателя, а не исполнителя и потребителя. Для нас, как и для всех участников образовательного процесса, проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Первый наш шаг в работе над проектом – это выбор темы. Мы активно используем познавательный интерес детей, для выбора темы проекта. Тему недели мы определяем голосованием. Используя метод трех вопросов, дети решают, как будет проходить работа над проектом, уточняют свою, детскую цель проекта. Второй шаг – работа педагога, это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, художественно-эстетическая, коммуникативная и т.д. На этапе разработки содержания игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, особое внимание уделяется организации среды в группе.
Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя детей и родителей, начинается третий этап – его практическая часть, реализация. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят.
Для активизации познавательного интереса детям предлагаются проблемные ситуации, различные методы поиска информации, развивая тем самым пытливость ума. Четвертым и заключительным шагом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта: тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет, макетов, лэпбуков, коллажей.
Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в активном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо не предоставлять информацию в готовом виде, а наводить ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и вовлечь детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с вниманием и помощью.
Проектная деятельность наиболее эффективный метод в работе с родителями, так как он позволяет педагогу и родителям не только принять активное участие в реализации совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда. В своей работе мы, как педагоги, совместно с родителями реализовали несколько долгосрочных проектов. Один из них:
- Информационно - творческий проект «Прогулки по родному Санкт – Петербургу»
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города Санкт-Петербурга, её достопримечательностях; воспитание любви и привязанности к родному городу.
Содержание проекта:
- провели занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим;
- организовали творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т.д.;
- вместе с детьми изготовили коллективные работы «Финляндский вокзал», оригами «Ангел Петропавловского собора»;
- оформление родителями и детьми альбомов – фотовыставки
«Достопримечательности нашего города»;
Игровая деятельность детей:
-дидактические игры «Петербургские силуэты», «Мозаика» (разрезные картинки);
-настольные игры «Мемо Санкт-Петербург»;
-подвижные игры «По болоту Петр шел…», «Каменные львы».
Итог проекта:
- Оформление альбомов «Города России»;
- фото - выставка «Достопримечательности нашего города»;
- Викторина «Мой город Санкт-Петербург».
- Презентация «Прогулки по родному городу».
Литература:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений- М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
- Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
- Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как одна из инновационных педагогических технологий.
I Всероссийская педагогическая Конференция «Опыт успешного освоения ФГОС: проблемы, решения, результаты». Автор: Ветряк Наталья Владимировна,...

Круглый стол «Теоретические основы проектной деятельности в дошкольном образовании» «Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении как инновационная педагогическая технология»
Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Пед...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТАПри работе с детьми раннего возраста, основными задачами познавательного разв...

консультация«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученн...

2021г. Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Актуальность проекта:- утрата связи с традиционными духовно-нравственными ценностями;- превалирование материальных ценносте...

«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)
Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возмо...

Проектная деятельность, как инновационная педагогическая технология в ДОО
Статья о реализации проекта, посвященного 23 февраля Дню защитника Отечества....