Представление опыта работы по теме"Метод проблемного обучения как эффективное средство при формировании естественно - научных представлений у детей младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа)

Шмакова Ольга Григорьевна

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_ml.gr_.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных естественно-научных представлений является одним из составляющих компонентов функциональной грамотности ребёнка. Сюда относится экологическое воспитание, формирование представлений об окружающей среде и целостной картины мира.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, в них заложена жажда познания и стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. Главная задача удовлетворить потребность детей, что в свою очередь, приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Современная педагогика считает, что детская экспериментирование наряду с игривой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Почему?

Да потому что дети учатся размышлять, формировать и отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

Знания о физических явлениях позволяют выяснять закономерности и взаимосвязи различных явлений. Таких как: состояние разных веществ, свойства воды, воздуха, магнита и т.д.

Выявление скрытых свойств, явлений неживой природы положительно влияет на формирование у дошкольников материалистических представлений о природе.

Считаю важным отметить что в процессе «детского экспериментирования» развиваются логическое мышление и словесно-логические операции, все виды памяти, что ведёт к высокому уровню познавательного развития в дальнейшем.

Процесс познания-творческий процесс, и моя задача-поддержать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Дети-пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Предметная «исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребёнка к окружающему миру.

А для того, чтобы стимулировать познавательную активность детей и приучить их к самостоятельному поиску решения проблемы, необходимо создать проблемную ситуацию.

При данном методе моя деятельность, как педагога изменяется коренным образом, потому что я не преподношу детям знания в готовом виде, а учу их искать и находить новые проблемы, решать их, тем самым, открывать для себя новые знания.

При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-исследовательский характер, предлагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности. Всё это способствует воспитанию самостоятельного, творческого мышления для дошкольников.

Данное обучение предполагает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребёнком, навязывание ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Это помогает создать отношения, сотрудничество и партнёрства между взрослыми и детьми. Моё отношение с детьми строится на основе партнёрства. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких «открытий», которые вызывают чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет?) При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

Но не все дети сами могут найти проблему-нужна помощь воспитателя, который преднамеренно создаёт для ребёнка проблемную ситуацию. Самое главное, чтобы в проблемном вопросе присутствовали противоречия, только в этом случае проблемная ситуация является толчком к развитию. Ребёнку не хватает знаний и опыта, чтобы объяснить все эти процессы-поэтому помощь взрослого необходима.

Примеры:

1.Ситуация «мальчик не может слепить куличик из песка, ничего у него не получается».

Проводим опыт: на тарелочках. Насыпан песок. Потрогать его. Какой он (сухой). Посыпать песок на руки. Песок трудно держать в руках, потому что песчинки сыпятся струйкой. (это песок сухой)

Возьмём формочки и насыпем туда песок и сделаем куличики. Получились куличики (нет) Почему не получились? (песок сухой)

Кто знает, что будет если в песок налить воду? Давайте проверим. Налить воду в песок. Потрогайте его и скажите какой он (мокрый) Если налить воду в песок, он станет мокрым. Давайте попробуем его насыпать на ладошки. (песок мокрый, он не сыплется) Давайте попробуем сделать куличики. Получилось? (да, красивые куличики мы с вами сделали)

Вывод: песок сухой, сыпучий, из него нельзя построить куличики;

Песок влажный, не сыпучий, из него можно построить куличики.

2.Ситуация «Тонет, не тонет»

Перед детьми деревянные и металлические предметы разных размеров и форм. Как вы думаете, какие предметы тонут, а какие нет. Как это сделать (опустить в воду). После этого предмет опускался в таз с водой и проверяем. Предметы, которые тонули складывали с правой стороны тазика (либо тазик определённого цвета), которые не тонули с левой стороны (либо тазик другого цвета). После чего, дети с помощью воспитателя делали вывод, что деревянные предметы не тонут (всплывают), а металлические тонут.

3.Ситуация «Кораблики»

Друзьям (игрушки-киндеры) надо переплыть «реку». Река- это таз с водой. Как это сделать? На чём можно переплыть? Детям предлагается губка. Какая она? (мягкая, лёгкая). Потрогать её, помять, можно ли на губке плавать? Попробуем? Посадить на губку мелкие игрушки киндеры и посмотреть, плывёт ли наш кораблик.

Ещё дать детям салфетку и попробовать переправить игрушки по реке. (салфетка сразу намокла и утонула)

Вывод:

Создав для юных исследователей проблемную ситуацию, не надо торопиться с готовым ответом, а дать возможность каждому проявить силу мышления.  

Использование в работе поисково-проблемных и игровых ситуаций, способствующих повышению интеллектуальной активности детей, не только обогащает ребёнка знаниями, но и учит последовательно мыслить, находить закономерности между явлениями и событиями, концентрировать внимание на важном объекте.

При данном виде обучения важно помнить о том, что каждый ребёнок талантлив и каждый день работы с детьми-это поиск новых подходов, интересных ситуаций и нестандартных объяснений.

 

       

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА дополнительного образования естественно – научной направленности для детей старшего дошкольного возраста «МИР ВОЛШЕБСТВА»

  Актуальность программы  заключается в том, что детскоеэкспериментирование как форма деятельности используется в практикенедостаточно широко, хотя является эффективным средством разв...

Познавательно - исследовательский проект по естественно — научному направлению для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Воздух- невидимка"

Проблема проекта: • Как можно увидеть воздух?Цель проекта: создать модель обобщающих знаний о воздухе и его свойствах, которая позволит осознать ребенком собственную социально-творческую деятельность ...

Опыт работы на тему: «Методы проблемного обучения»

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее ус...

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Пособие для автоматизации звуков у дошкольников старшего дошкольного возраста"

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на  городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направлен...

«Применение технологии проблемного обучения для формирования интереса к познанию у детей младшего дошкольного возраста»

Цель – развивать интерес у детей к познавательной деятельности посредством проблемного обучения....