Технология формирования основ естественно-научных знаний у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Технология
Скачать:
Предварительный просмотр:
Теоретические основы экологического образования.
В 1866г. введен термин «экология» Эрнестом Геккелем, для обозначения биологической области знаний.
«Ойкос» - дом, жилище, место обитания.
«Логос» - наука.
Наука о доме.
Экология - это наука взаимоотношений организмов между собой и средой их обитания.
(Э.О. -показать детям великолепие природы, а не мусор на улице.)
В 1968г. впервые заговорили о экологическом образовании.
Экологическое образование - это непрерывный процесс усвоения ценностей и понятий необходимых для осознания и оценки взаимосвязей между людьми их культурой и окружающей средой.
Предусматривает развитие умений принимать экологически ответственные решения и усваивать правила поведения в природе.
(Озоновые дыры не связаны с экологией).
Модель учебно - воспитательного процесса по экологии.
- Информационно - познавательный.
(Мы даем информацию детям о погоде, о растениях и т.д. формирование представлений о растительном и животном мире, способов ухода за ними.)
- Операционно - деятельностный.
(Овладение элементарными умениями по определению погоды, способы ухода за растениями и животными.)
- Практико-ориентированный.
(Определяем погоду, уход за растениями и животными.)
- Прогностический.
(Ответ на вопрос: «Что было бы если...» (не полил растение, оно погибло).
- Деятельностный уровень.
(Посильное включение детей в деятельность по улучшению природного окружения).
Модель может работать с 1 по 5 уровень и наоборот.
Деятельность.
- По составу.
Операция – действие - деятельность.
- По направленности на результат.
(Трудовая, игровая, учебная.)
- По видам.
- Ценностно - ориентировочная,
- познавательная деятельность
(познание окружающего мира с помощью пяти анализаторов.)
От 0 до 3 лет - 50% получает знания.
От 3 до 7 лет – 25%
От 7 лет - 25%/.
Если ребенок от 0-3 лет нет базы 50% создать ее очень трудно.
Преобразовательная деятельность.
Проективная Репродуктивная Продуктивная Практическая
(воспроизведение
по образцу)
Эстетическая деятельность.
(Получение удовлетворения о проделанной работе, например, мытье рук - массаж.)
Коммуникативная деятельность.
(Коммуникация не развивается, если ребенок не посещает детский сад.)
Структура методической системы.
Цель, задачи. Формирование экологической культуры.
- Формирование адекватных экологических
представлений
Отбирается содержание (что и как происходит в природе)
Образования. 2. Формирование отношения к природе.
3. Формирование системы умений и навыков по взаимодействию с природой.
Формы организации
учебного процесса.
(праздники, досуги,
занятия, экскурсии,
целевые прогулки.)
Методы обучения
(игра, наблюдение,
рисование, чтение.)
Средства обучения
(дидактич. игры,
технич. Средства
обучения и т.д.)
Содержание экологического образования в ДОУ.
Отбор содержания образования осуществляется в соответствии с принципами обучения (принцип - это руководящая идея, основа).
Первый принцип:
Принцип направленности обучения.
Продолжительность жизни и здоровья человека зависит от:
- состояния окружающей среды на 20-25%
- генетический аспект на 20-25%
- здравоохранение- 10%
- образ жизни - 50-55%
Образ жизни.
Физические
-слуховое воздействие
-радиоактивное
Химические факторы алогические 'Социальные
-радиоактивные элементы -патогенные -курение
- нитраты микроэлементы. -алкоголизм
- тяжелые металлы -наркомания.
-электромагнитное
-твердые бытовые отходы.
РИСК
/
Вынужденный риск добровольный риск
Второй принцип:
Принцип наглядности обучения, который говорит, что нужна наглядность.
Третий принцип:
Принцип сочетания методов обучения
Словесные Наглядные Практические
Четвертый принцип:
Принцип системности и последовательности в рамках учебно - воспитательного процесса системная и последовательная комплексная программа.
Пятый принцип:
Принцип доступности (возрастная система)
Шестой принцип:
Принцип непрерывности Седьмой принцип:
Принцип целостности Восьмой принцип:
Принцип междисциплинарности или вариативности.
Модели экологического образования в ДОУ.
Одно-предметная Многопредметная Смешанная
модель. Модель.
Реализуется через занятия или кружок «экология».
Порционные программы по ЭО.
1 Авдеева, Степанова
«Жизнь вокруг нас» 2 Ашиков, Ашикова
«Семицветик»
- Белавина, Найденская
«Планета наш дом».
4 под ред. Кондратьева
Рассматриваются вопросы экологической тематики, вытекающей из содержания
занятия.
- Молодолва
«Игровые экологические занятия с детьми»
2. Молодова
«Нравственно- экологическое
Воспитание ст. Дошкольников
3 Скоролупова
«Мы».
- Воронкевич
«Добро пожаловать в экологию»
«Мы».
- Рыжова
«Наш дом природа» 7 Николаева
«Юный эколог»
- Смирнова, Балуева, Парфенова «Тропинка в природу»
- Васюкова и др.
«Паутинка»
10 Плешаков А.Н.
«Зеленая тропинка»
«Занятия с детьми ст. дош. возраста по теме: «Вода...»»
4 Лебеденко
«Формирование представления о времени у дошкольников»
5 Бондаренко Т.М.
«Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
Если вы работаете по программе Васильевой, но вы хотите расширить ракурс то вы дополняете, берете только одну программу, например, Николаева плюс пишем Бондаренко, и далее по вашему желанию авторы, которые вам нравятся (из столбика многопредметная модель).
Девятый принцип:
Краеведческий принцип.
Изучение предмета ведется на природе родного края. Очень важен в экологическом образование.
Десятый принцип:
Принцип научности (в учебный процесс вводятся научно-достоверные знания).
- Законы природы (экологии) выделил Барри Коммонер, этих закона 4:
- все связано совсем
- понятие экосистемы
сообщество
природные
(озеро, лес, луг, река, море. То, что создала природа).
антропогенные
(Пруд, сад, поле
огород. То, что создал человек)
- структура сообщества;
- пищевые цепи и сети;
- единство и многообразие природы.
Экология
Аутэкология Синэкология
(аут-один в доме.) Знакомим (син - два вместе в доме)
детей отдельно с каждым Знакомим детей с сообществом
организмом. (берем елочку организмов (лес, луг, поле…)
и говорим только о елочке. Этот подход работает со
Этот подход работает до старшей группы.
Старшей группы.
- приспособление к среде обитания;
- признаки живого существа (дышит, питается, растет размножается, чувствует).
Второй закон Барри Коммонера
- Все должно куда - то деваться
- круговороты вещества и энергии
Путешествие капельки, путешествие солнечного лучика.
Структура
солнце
растения
растительноядные
хищные
утилизаторы
Третий закон Барри Коммонера
- Ничто не дается даром
(Каждый выполняет свою работу)
Четвертый закон Барри Коммонера
- Природа знает лучше или учимся у природы
- уход от стереотипов;
- все живые организмы имеют право на жизнь;
- взаимоотношения в сообществах;
- гигиена
- гармония форм красок (знакомим детей с естественными, природными цветами).
2. Человек и его место на земле
- человек как биологическая единица
- человек преобразователь
позитивный опыт негативный опыт
4. Раскрытие понятия «дом»
Дом «Природа» | Дом собственный |
*человек- гость
-правила поведения в лесу, лугу, на озере, в горах и т.д.
-правила организации быта на природе (организация туалетной зоны на природе).
*природа хозяйка
-ориентирование по природным объектам (мох, муравейник ...)
-определение погоды по объектам и явлениям природы (народный календарь)
-поведенческая реакция животных.
-биоиндикаторы (пиявки, лягушки в чистой воде)
*энергетика (получаем
от костра, от работы на природе)
*лекарственные средства
*питание (ягоды, грибы, орехи)
*одежда (в соответствии с природными условиями)
*эстетика (украшение и поделки из природных материалов).
*животные и растения
-берлога, логово, нора, гнездо гайно (дом белки)
-лес, луг, пустыня, степь, тайга и т.д.
*дом человека
-каждый имеет свое место в доме
-материалы, которые используются для обустройства дома
*мебель и интерьер (натуральная)
угол-негатив
*цветовая гамма (цвет имеет воздействие на человека)
К- копчиковая; О- половая;
Ж- солнечное сплетение;
3- сердечно-сосудистая система;
Г- дыхательная; С- головной мозг;
Ф- мозжечок. Черный -защита,
Белый - супер защита.
Формы организации учебно- воспитательного процесса по экологии.
Уроки доброты - проводятся в минуту обращения детей к миру природы. Их длительность не регламентирована, но чаще всего это несколько минут в зависимости от настроенности детей.
Цели:
- Развитие интересов к природе.
- Формирование положительного и эмоционального отношения к ней. Желание беречь ее и заботиться о ней.
- Воспитание чуткости и чувство сопереживания.
Тематика:
- «Что значит быть добрым?»
«Когда я был добрым к природе и ее объектам»
- «Что такое красота»
«Чем красив цветок (жучок, паучок ...)»
- «Что значит быть ответственным?»
- «Что значит любовь»; «Как ты чувствуешь любовь к своим близким»;
«Как ты проявляешь любовь к животным или растениям»; «Что ты чувствуешь, когда смотришь на небо»; «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево»; «Что ты чувствуешь, когда ступаешь на землю».
- «Что рассказала тебе природа».
Уроки обсуждения и проигрывания ситуаций.
Цель: закрепление в сознание правил и норм поведения в природе. (Как вы поступили, когда сорвали букет ландышей?)
Уроки мышления.
Цель: усвоение зависимости, между явлениями природы. (Как? Отчего? Почему?
Например: Почему у елки зеленые иголки, потому, что вечно зеленые растения.
У ели – хвоя, а не иголки. Чем дышит береза? Всеми частями
Занятия -основная форма организации в ДОУ.
Занятия
Занятия по формированию Углубление, расширения и Обобщение и первичных представлений конкретизации представлений систематизация о природе. детей о природе. знаний детей о
-наблюдение -рассказ воспитателя природе.
-рассматривание картин -чтение литературы -беседа
-просмотр диафильмов, -экспериментирование -дидактическая игра слайдов и т.д. -повторное наблюдение -обобщающие
-демонстрация моделей наблюдения
-игра -демонстрация
моделей.
Закрепление представлений детей о природе
-труд
-игра.
Практическая деятельность детей (Пд).
Цель: закрепление норм поведения в природе. Формирование понимания разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды.
ПД -уборка территорий и ее обустройство; посадка деревьев и кустарников; уход за слабыми и больными деревьями; муравейниками; расставление природоохранных знаков и т.д.
Разновидностью ПД являются трудовые десанты.
Тематика трудовых десантов определяют сами дети например: посади дерево, покорми птиц зимой, я люблю свой город, листья желтые над городом кружатся, нам для всего есть дело и т.д.
Зеленый патруль.
(со старшими детьми)
Цель:
1.Обход территорий.
2. Отметка объектов, которые нуждаются в охране или в уходе.
4. Принятие решения и мер по оказанию помощи или охране.
Основная функция деятельности зеленого патруля заключается в следующем:
- Познакомить малышей с правилами поведения в природе.
- Прокладывать маршрут в целях защиты наземного покрова от вытаптывания.
- Определение на близлежащих территориях редких видов растений и животных.
- Защита объектов растительного и животного мира.
Экологические карты.
Технология разработки экологических карт.
- Взять у администрации ДОУ карту и увеличить ее в соответствии с масштабом.
- Наносим растительный и животный мир при помощи условных обозначений, которые могут быть разработаны и предложены детьми.
- Выделяем объекты, которые нуждаются в охране, помощи и помечаем на карте
«!».
(Закрепление счета -сколько деревьев растет у дороги; как они приспособились; где вытоптана земля и как чувствуют на ней растения; можно ли встретить в районе вытоптанной земли каких-либо животных).
Экологические акции.
Действие, выступление, направленное на достижение какой-либо цели.
Цель экологической акции - формирование экологической культуры подрастающего поколения.
В акции могут принимать участие следующие категории:
- дети одной группы;
- дети и родители детей всего дошкольного учреждения или одного возрастного этапа;
- дошкольники и младшие школьники.
Особенность экологических акций заключается в том, чтобы использовать различные формы учебного процесса по одной теме.
Акция «Берегите первоцветы».
- Знакомство с экологическими сказками.
- Рассматривание иллюстраций и открыток с изображением первоцветов.
- Создание красочного альбома.
- Изготовление объемного панно.
- Изготовление букетов.
- Знакомство с красной книгой и растениями первоцветами занесенных в нее.
- Разучивание стихов и песен.
- Дидактическая игра, что растет на лугу, в лесу, на водоеме...
- Праздник цветов.
10. Соревновательная игра с родителями.
Акция «Грачи прилетели».
Всемирный день птиц 26 марта.
- Разучивание стихотворений о птицах.
- Проведение цикла занятий о птицах.
- Фенологическое наблюдение за временем прилета птиц.
- Экологическая игра «Кому, что нужно» (цепочки питания).
- Дидактическая игра «Птицы на кормушке».
- Изготовление кормушек и столовых, скворечников.
- Знакомство с птичьими домишками (рассказы Бианки и занятия из пособий Молодовой «Игровые экологические занятия с детьми»).
- Разработка кроссворда или ширмы «Знаете ли вы?».
- Разучивание примет связанных с птицами.
- Праздник птиц.
- КВН или другие игры по данной проблематике.
Экскурсии -эта одна поездка из наиболее эффективных форм организации учебного процесса.
Экскурсии подразделяются на 3 типа:
Вводные (предварительные) | Текущие (сопровождающие) | Итоговые (заключительные или обобщающие) |
Они предшествуют | Проводится параллельно с | Завершают изучение темы, |
изучение материала и | изучением темы с целью | раздела программы с |
имеют своей целью | конкретизации отдельных | целью обобщения и |
проявление наблюдений | вопросов и более | систематизации знаний |
или сбор материала | основательного их | детей о природе (старшая |
необходимых для занятий. | изучения. | и подготовительная |
группы). |
Структура экскурсий.
- Вводная часть (ознакомление детей с целью экскурсий).
- Основная часть (рассказ воспитателя о тех или иных объектов природы).
- Выполнение учащимися заданий.
- Подведение итогов выполненного задания.
- Занимательная часть (загадки, стихи, шутки, прибаутки, игры).
- Заключительная часть (информация о том зачем нужна была эта экскурсия, что нового узнали).
- После экскурсии обязательно зарисовки, лепка или поделки из природного материала.
Технология подготовки к экскурсии.
- Определение цели экскурсии и отбор программного содержания.
- Определение маршрута (не утомительный и не отвлекающий детей от намеченной цели; длительность средняя группа -не более 30 мин. в одну сторону, старшая -40-50 мин.)
- Определение объектов экскурсий, содержание и объема знаний.
- Определение последовательности отдельных частей экскурсий и место для коллективного и самостоятельного наблюдения, игр и отдыха.
- Подбор материала для экскурсий (загадки, игры...).
- Составление заданий для детей (сбор природного материала, исследование почвы, воздуха, воды, биологического разнообразия).
- Подготовка экскурсионного снаряжения:
а) одежда (удобная обувь, головной убор, длинные штаны на резинке, курточка с длинным рукавом, запас воды)
- оборудование:
- для сбора природного материала пакеты, совки, лупы, ведро.
- для увлекательности путешествия фотоаппараты, бинокль, очки солнечные
- аптечка.
Целевые прогулки - разновидность экскурсии, но имеют более узкие задачи.
Методы обучения.
Словесные Наглядные Практические
-рассказы - опыты
-чтение Иллюстративно- Демонстративно- - моделирование
- беседа наглядные наглядные - игра
- показ пособий -демонстрационные -труд
- плакаты видео, кино, слайдов
- дидактические диафильмов,
картины коллекций,
- фото выставок, опытов,
- наблюдение моделей.
Словесные методы.
- Рассказ- основная цель создать точное и конкретное представление о наблюдаемом в момент или выделенном ранее объекте или явлении природы.
Рассказ.
Вступление изложение заключение
Цель: подготовить Цель: рассказать Цель: обобщить, сделать
к восприятию содержание новой выводы, дать задание.
нового учебного темы.
материала.
- Чтение литературы.
- Беседа.
Цели:
- возбуждение интереса предстоящий деятельности (перед наблюдением или опытом);
- для формирования отношения к природе;
- для углубления, уточнения, обобщения, систематизации знаний детей о природе.
Беседа.
Установочная Эвристическая Итоговая
Цель: собрать внимание Цель: установление причин Цель: обобщение и
Детей, вызвать интерес разнообразных явлений систематизация знаний
к предстоящей теме и природы при помощи детей о природе.
установить связь рассуждений.
между имеющимися
знаниями детей и
новыми.
Наглядные методы.
- Иллюстративно наглядные методы.
Требования:
- учет возрастных особенностей;
- художественная выразительность;
- реалистичность изображения.
Наблюдение -это специально организованное целенаправленное и активное восприятие детьми, объектов и явлений природы.
Наблюдение.
Эпизодические Длительные Итоговые
Для формирования Способствуют Используются для
представлений формированию закрепления материала,
о разнообразии представлений о а также обобщение
растительного и росте и развитии систематизации
животного мира. растений и представлений о природе.
Распознавание их животных.
свойств и качеств. О сезонных
Разновидностью изменениях в
явлений природе
распознающие (цикл наблюдений
наблюдение с за луком)
раздаточным
материалом.
Демонстационно – наглядные методы.
Выставки и экспозиции.
Цель: ознакомление природными явлениями и объектами не доступные детям.
Тематика экспозиции.
- Кто в море живет?
- Кто на болоте живет?
- Кто живет в пустыне?
- Как дерево дышит?
- Кому нужны деревья в лесу?
- Лес многоэтажный дом.
- Как лесник заботится о лесе?
- Зачем люди ходят в лес?
- Правила поведения в лесу?
- Кому нужна вода?
- Как человек использует воду?
- Кто в природе самый большой?
Коллекции: гербарии (корень, стебель, лист, бутон, цветок), ракушки, камни, перья птиц, спилы деревьев, чешуйки рыб, семена деревьев, насекомые, почву...
Модели -это реальные заместители предметов и явлений природы отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между отдельными частями и компонентами.
Функции использования моделей:
- Помогают лучше, чем другие средства наглядности абстрагировать существенные признаки объекта, связи, отношения.
- Осуществляют обобщение и систематизацию представлений детей о природе.
Варианты использования различных моделей в учебно - воспитательном процессе.
- Для описания нового объекта.
- Для сравнения объектов.
- Абстрагирования существенных признаков (проращивание семян в воде и без воды).
- Для обобщения и систематизации знаний о природе.
Моделирование -это совместная деятельность воспитателя и детей по построению или созданию моделей.
Цель моделирования - обеспечить усвоения знаний детей об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношения существующих между нами.
Последовательность обучения моделированию.
- Воспитатель предлагает описать новые объекты природы с помощью готовой модели ранее усвоенной детьми.
- Организуется сравнение двух объектов между собой. Воспитатель учит выделять признаки сходства и различий. Одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели замещающие эти признаки.
- Количество сравниваемых объектов постепенно увеличивается до 3-4.
- Воспитатель обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков например: характеристика листа - способ очищения.
- Воспитатель руководит созданием моделей элементарных понятий птицы, рыбы и т.д.
Диагностика знаний
Содержание задания: выяснить особенности знаний о растениях и животных у детей разных возрастных групп.
Методика выполнения задания: изучение знаний детей осуществляется в виде лабораторного эксперимента с каждым ребенком; при этом обследуется 6-8 детей возрастной группы.
Схема изучения знаний детей
Раздел | Оборудование | Содержание | Методика обследования | ||
Беседа/Вопросы | Игра | Моделирование | |||
Младшая группа | |||||
животные | Картинки с изображением животных экологических групп: - зверей, - птиц, - рыб, - насекомых, - земноводных (лягушка). | 1. Узнают и называют ли - 2-3 вида домашних животных, - 2-3 вида диких животных: - 1-2 птицы, - бабочку, - рыбку, лягушку. 2. Знают ли части тела животных? 3. Знают ли где они живут? 4. Знают ли чем они питаются? 5. Какие признаки живого выделяют? | 1. Кто это? (где лошадь? где корова? и т.д.) 2. Что это? 3. Где живут? 5. Живое ли? | 4. «покорми животное» | |
растения | 1. Картинки с изображением травянистых растений: - цветника; - огорода; - луга; - деревьев. 2. Натуральные растения. | 1. Узнают и называют ли - 2-3 вида комнатных - 2-3 вида цветника - 1-2 дерева? 2. Знают ли их части (лист, стебель, цветок)? 3. Осознают ли необходимость поливки? 4. Относят ли растения к живым существам? | 1. Что это? Как называется это растение? 3. Что будет, если растение не поливать? 4. Живое ли растение? Как догадался? | 2. Путаница - сложи правильно Можно ли сложить так? Почему нельзя? Назови, что это? |
Раздел | Оборудование | Содержание | Методика обследования | ||
Беседа/Вопросы | Игра | Моделирование | |||
Средняя группа | |||||
животные | Картинки с изображением животных и их детенышей. | 1. Узнают и называют ли - 3-4 вида домашних животных и их детенышей, - 3-4 вида диких животных и их детенышей: - 3-4 вида птиц, 2. Различают ли - рыб, - насекомых: бабочку, жука, стрекозу, пчелу, муху. - лягушку. - уголка природы? 3. Знают ли части тела и их особенности? 4. Знают ли образ жизни: - место обитания - способ передвижения - чем питаются - как добывают корм? 5. Относят ли к живым существам и по каким признакам? 6. Умеют ли устанавливать связи между - способом передвижения и характером конечностей - пищей и ротовым аппаратом - сезонными изменениями и приспособлениями животных? | 1. Назови, кто это? Найди детеныша и скажи, как его называют? 3. Какие части тела есть у рыбы (птицы)? 4. Где живет? Что ест? Кто кормит его? Где находит пищу? Как передвигается? 5. Живое ли животные? 6. Почему птица летает, а заяц не может летать, медведь ходит, лягушка прыгает и т.д. Что бывает с птицами зимой? Почему улетают? Как зимует медведь? (лягушка, бабочка)? Почему они так зимуют? |
4. «покорми животное» |
Раздел | Оборудование | Содержание | Методика обследования | ||
Беседа/Вопросы | Игра | Моделирование | |||
растения | Картинки с изображением растений, комнатные растения. | 1. Знают ли - 3-4 вида комнатных - 3-4 вида цветника - 3-4 вида огорода - 3-4 вида луга? 2. Знают ли их основные части (включая корень) и их особенности (цвет, величину, форму и другие признаки)? 3. Осознают ли необходимость поливки, очистки растений от пыли, рыхления? 4. Связывают ли способы ухода с потребностями во влаге, цвете, тепле, почвенном питании? 5. Относят ли растения к живым организмам? 6. Умеют ли устанавливать связи между: - состоянием растений и необходимостью ухода; - сезонными изменениями и состоянием растений? | 1. Как называется это растение? Найди в уголке природы герань, бальзамин и др.? 3. Что нужно делать чтобы растения хорошо росли? 4. Почему нужно так делать? 5. Живые ли растения? Почему ты так думаешь? 6. Найди картинку, где изображено растение зимой (летом, осенью)? Как ты догадался? Почему зимой на деревьях нет листьев? Почему летом все растения зеленые, цветут? | 2. Путаница Назови, что это? Можно ли расположить их так? Почему нельзя? Сделай правильно? Объясни почему именно так нужно расположить? |
Конспект занятия по организации опытно-экспериментальной деятельности в цифровой лаборатории
Тема: «Свет. Исследования с Наурашей».
Программное содержание
Цели:
Формировать представления о свете, его источниках и свойствах.
Развивать познавательную активность в процессе анализа понятий «светло» и «темно».
Задачи:
Познакомить детей с понятием «свет», «фотоны», «скорость света»., «освещенность»;
учить сравнивать освещенность различных объектов.
Воспитывать интерес к окружающему миру, инициативность, сообразительность, самостоятельность.
Материалы:
- карточки с изображениями разных источников света;
- коробка с крышкой, в которой сделана прорезь;
- конверт с загадками;
- фонарик:
- детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»: модуль – лаборатория «Свет»
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне передали коробку. Рассмотрим ее. Подумайте, как узнать, что находится в коробке? ……
Дети: Заглянуть в прорезь. (заглядывают) Там темно, ничего не видно.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы увидеть, что в коробке? Как сделать чтобы в коробке стало светло и мы увидели, что там лежит?
Дети: Снять крышку, чтобы свет попал в коробку.
Воспитатель: (снимает крышку) Стало видно, что лежит в коробке (достает конверт с загадками) Ой, что это? (Конверт) Посмотрим, что внутри. А здесь задание. Дети, давайте отгадаем загадки. (на каждый угаданный ответ показывается карточка с изображением источника света)
- Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ……(солнце)
- Он бывает электрический,
А бывает неземной.
Можно увидеть первый
И ощутить второй. (свет)
-Чему на свете нет ни меры,
Ни весу, ни цены? (огонь)
- Стоит столб, горит свет,
А углей нет. (свеча)
-Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек,
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется (керосиновая лампа)
- Привела я солнце
На свое оконце
К потолку привесила –
Стало в доме весело. (электрическая лампа)
-Свет свой льет на гладь морскую
Чтоб заблудшие корабли,
Без труда, потерянную дорогу
В ночной мгле домой нашли. (маяк)
Дети: Отгадывают загадки
Воспитатель: Как назвать это все вместе?
Дети: Это источники света
Воспитатель: Какие еще источники света вы знаете?
Дети: Люстра, Фонарик, уличный фонарь,
Воспитатель: Еще одна загадка: - Без рук, без ног,
А по стенам прыгает. (солнечный зайчик)
Пальчиковая гимнастика «Солнечные зайчики»
Задрожали пальчики,
Как солнечные зайчики.
Пляшут, пляшут зайчики,
И трепещут пальчики. (Поднять обе руки ладонями к себе, пальцы расставить широко. Энергично пошевелить пальцами)
Воспитатель: Дети, что же такое свет? Кто может объяснить?
Дети: предположительные ответы (источник энергии, это чтобы вечером не пугаться……)
Воспитатель: Ребята, что же такое свет? Откуда он берется?
Разобраться нам в этом поможет наш друг Наураша. Предлагаю пройти к нему в лабораторию.
Физминутка музыкальная «Автобус»Е.Железновой
Вот мы в автобусе сидим и из окошечка глядим
Глядим назад, глядим вперед, вот так вот дети смотрят по сторонам
Ну что ж автобус не везет, не везет? пожимают плечами
Колеса закружились, вот так вот
Вперед мы покатились, вот так вот идут, изображая как крутятся колеса
А щетки по стеклу шуршат – вжиг, вжиг, вжиг махи руками перед собой,
Все капельки смести хотят – вжиг, вжиг, вжиг изображая движение щеток
И пусть автобус наш трясет, вот так вот идут, потрясывая руками
Мы едем, едем все вперед и вперед.
И мы не просто так сидим имитируют нажатие на
Мы громко, громко все гудим – бип, бип, бип. клаксон автомобиля. Остановились
Цифровая лаборатория «Свет»
Обучающая часть:
Наураша рассказывает детям:
- Что такое свет
- Мы видим благодаря свету
- Почему экран светится?
- Влияние света на жизнь растений
- Скорость света
- Прохождение света через объекты
Воспитатель: Какой же молодец наш друг Наураша, как интересно он все рассказывает. Наураша подготовил для нас интересные задания, давайте поиграем.
Измерения
- Измерить силу света в комнате
- Измерить силу света фонарика
- Измерить силу света экрана
- Измерить силу света возле окна
- Эксперимент со светофильтром
Игровые измерения
- Создать темноту
- Создать яркий свет
- Создать комфортный свет
Воспитатель: Спасибо тебе, Наураша за интересный рассказ и интересные задания. Вот видите, ребята, как много мы узнали про свет, его свойства и об источниках света. На этом, на сегодня, наши исследования подошли к концу. Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
Дети: о свете.
Воспитатель: У кого в лаборатории мы были?
Дети: У Наураша.
Воспитатель: Ребята, что интересного вы сегодня узнали?
Дети: Что такое свет, откуда он, что он самая быстрая штука на Земле и даже во Вселенной…
Воспитатель: Что вам понравилось?
Дети: Играть с Наурашей
Воспитатель: Что бы вы хотели узнать от Наураша в следующий раз?
Дети: Про электричество……
Рефлексия: Развивающая игра «Светло – темно»
Воспитатель: Поиграем в игру «Светло – темно». Если я говорю «Светло» - вы улыбаетесь друг другу, если говорю «Темно» - закрываете лицо ладонями. Будьте внимательны!
Запись музыки «Солнышко смеется» А. Ермолов
Конспект занятия по организации опытно-экспериментальной деятельности в цифровой лаборатории
Тема: «Вода. Исследования с Наурашей».
Цели:
1.Пробудить в ребенке интерес исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям.
2.Игра поможет преподавателям в игровой форме объяснить детям свойства и явления, станет инструментом для расширения детского кругозора.
3.Датчики, спроектированные в форме Божьей Коровки, дадут почувствовать маленькому испытателю, что есть некоторый добрый, почти одушевлённый прибор, который обладает способностью чувствовать окружающий мир.
4.Мы наглядно показываем ребенку, что этот мир не всегда является комфортным. Он бывает слишком горячим или холодным. В ходе игры ребёнку предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее.
Образовательные задачи:
1.Закрепить полученные знания о температуре, свете и магнитном поле.
2.Учить задавать вопросы, выслушивать ответы детей.
Развивающие задачи:
1.Развивать произвольное внимание; диалогическкую речь, способность
самостоятельно задавать интересующий вопрос.
2.Развивать эмоционально — положительное отношение к познанию.
3.Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать,
обобщать, устанавливать причинно — следственные зависимости и делать
выводы.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
2.Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах,
коллективе.
3.Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Словарная работа:
Корресподент, исследователи, ученые, опыты, интервью.
Активизация словаря:
«температура», «комфортная температура».
Индивидуальная работа:
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Предварительная работа:
1.Проделывание опытов с температурой.
2.Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.
Ход занятия:
Формирование положительной мотивации.
Здравствуй небо! (поднять руки).
Здравствуй Земля (приседают).
Здравствуйте мои друзья (руки вперед).
Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы рук).
Будем дружно мы играть.
В путешествие хотим опять! (идут по кругу)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите здесь какое –то письмо.... В детский сад «Буратино» для старшей группы «Знайки» - от Наураши.... Прочтем?
Ответы детей.
Воспитатель:
Здравствуйте, дорогие ребята! Мне очень нравится с вами
проводить разные опыты и сегодня на неделе юных исследователей, я принял
решение пригласить вас к себе в страну Наурандию, в мою лабораторию.
Ребята нас пригласили в «загадочную лабораторию» Наураши.
Но прежде, чем отправится в путешествие нам нужно выбрать ученых, исследователей и
корреспондента. (выбираем и одеваем бэйджики)
Дети, а кто такой корреспондент?
Ответы детей: (Человек, специально отправленный за информацией.)
- Родион будет у нас корреспондентом.
Наш корреспондент задаст вам вопросы, и вы расскажите ему, что вы знаете.
Корреспондент:
- Скажите, а кто такой Наураша?
Ответы детей:
(Наураша – это мальчик, маленький исследователь, ученый, помощник воспитателей и друг детей)
- А кто такой исследователь?
Ответы детей: (человек, который что-то исследует, изучает).
- А кто же такие ученые?
Ответы детей: (Это люди, которые все знают, проделывают разные опыты).
- А где живет Наураша?
Ответы детей: (Наураша живет в стране Наурандии, в цифровой лаборатории)
- А что такое цифровая лаборатория?
Ответы детей: (Лаборатория на компьютере)
- А знаете ли вы друзей Наураши?
Ответы детей: (Фиксики, Кибер –крыс, Робот –силач, Знайка, Самоделкин, Винтик, Шпунтик.)
Воспитатель:
Корреспондент задавал много интересных вопросов, а вы правильно отвечали.
Уважаемые ребята! Нам предстоит трудная задача:
Выполнить опыты исследователям, а ученым рассказать полным ответом, что же провели
исследователи и почему так получилось.
Вы готовы?
Ребята, займите места за столом (2 ученых и 2 исследователя)
Прежде чем мы начнем работать, нам необходимо сделать гимнастику для глаз.
Пятница
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз,
вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
Итак начнем .
Рассмотрите и расскажите исследователи, что вы видите на ваших столах.
Ответы детей: (два стакана с водой, в одном стакане теплая вода, а в другом холодная), надо в стаканчики с водой бросить лед.
Воспитатель:
Приступаем к опытам.
Измерим температуру теплой и холодной воды, а также температуру льда (объяснить детям почему объекты-индикаторы реагируют на температуру определенным образом).
Воспитатель: Один исследователь выполняет свой опыт, и ученые помогают ему. А другой исследователь будет выполнять задание, которое даст Наураша.
Эксперимент со свечой и лампочкой.
Ученый: (Над свечой температура была выше, чем над лампочкой, потому
что лампочка маленькая и температура не высокая, а свеча –это огонь и было горячо).
Воспитатель:
А сейчас ученый расскажет нам, что же происходило при эксперименте с водой.
Ученый:
(Мы бросили лед белый и цветной в стаканчики с теплой водой и
водой комнатной температуры. В стаканчике с теплой водой лед растаял
быстрее, чем в воде комнатной температуры.)
Предлагаю вам отдохнуть.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре /хлопают в ладоши/
Кто живет у нас в квартире /поднимают плечи/
Раз, два, три, четыре, пять
/прыгаю на месте/
Всех могу пересчитать /считают пальчики/
Папа, мама, брат, сестра,
Бабушка и дедушка /показывают ладошкой/
Кошка Мурка, два котенка /наклон вправо, влево/
Мой сверчок, щенок и я /повороты вправо и влево/
Вот и вся моя семья. /хлопают в ладоши/.
Воспитатель:
Ребята, наше путешествие в «загадочную лабораторию»
закончилось. Сейчас наш корреспондент задаст несколько вопросов нашим исследователям и ученым.
Воспитатель:
Ну а теперь корреспондент нам задаст вопросы?
Корреспондент:
-Платон, тебе понравилось путешествие в «загадочную лабораторию»? А что
тебе понравилось больше всего?
-Соня, а как ты считаешь ты справилась с заданием?
- Артур, что тебе сегодня было легко выполнять?
Воспитатель:
Я думаю, что корреспондент получил много информации.
Ребята, вы все отлично справились с заданиями, вы молодцы и
Наураша остался очень довольный вами, и за это хочет вас поблагодарить. Вот такие
звездочки он дарит вам на память о путешествии в «загадочную лабораторию».
На этом наше путешествие закончилось, можете идти в группу.
Конспект занятия по организации опытно-экспериментальной деятельности в цифровой лаборатории «Знакомство с магнитным полем»
Цель: продолжать знакомить со свойствами магнита, магнитным полем, развивать интерес к экспериментальной деятельности.
Задачи:
развивать интеллектуальные способности и познавательную деятельность в процессе экспериментирования;
способствовать расширению и систематизации знаний детей о некоторых свойствах магнита;
развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;
дать представление о магнитном поле и магнитном притяжении;
заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.
Материал:
маленькие и большие магниты;
листы бумаги, тонкие, толстые книги;
металлические предметы (скрепки, кнопки, пластины т. д.);
стеклянные стаканы;
деревянные линейки;
бумажные человечки.
Ход занятия
- Добро пожаловать в нашу лабораторию. Мы не раз здесь бывали. Вам нравится здесь заниматься? Чем вам это интересно? Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?
Ответы детей. (Мы продолжим научную работу, будем экспериментировать, проводить опыты).
- Недавно я услышала интересную загадку и быстро ее отгадала. Хотите я вам ее загадаю?
Загадка: Хватаю в крепкие объятья
Металлических я братьев. (Магнит)
- Ребята, мы с вами уже знакомы с магнитом и его свойствами. Поднимите руку высоко те, кто знает, что такое магнит, не очень высоко те, кто не совсем помнит о магните и его свойствах и не поднимайте руки те, кто не помнит о магните ничего. Кто сможет рассказать о магните, какие предметы притягивает магнит?
Ответы детей. (Магнит может притягивать металлические предметы).
- Кто хочет еще больше узнать о магните, поднимите руку высоко? (Не очень высоко, не поднимайте)
- У магнита есть магнетическая сила, которая и притягивает предметы.
- Давайте посмотри, что об этом нам расскажет Наураша.
Просмотр объяснения на экране.
- Что вам показалось интересным? Как мы сможем это сделать, с помощью чего?
- Возьмите маленькие магниты, а предметы накройте листом бумаги. Поднесите магнит к листу бумаги. Как вы думаете, что произойдет?
Ответы детей. Проведение опыта.
Вывод: лист бумаги пропускает магнитное поле.
- А теперь возьмите тонкую книгу положите на нее предметы, а магнитом поводите снизу. Очень интересно, что произойдет?
Ответы детей. Проведение опыта.
Вывод: магнитное поле действует и через несколько листов бумаги.
- Интересно, а если мы возьмем толстую книгу и проделаем все тоже, что получится?
Ответы детей. Проведение опыта.
- А если вы возьмёте большой магнит и проделаете тоже самое с большим магнитом. Что теперь произойдет? Почему вы так думаете?
Ответы детей. Проведение опыта.
- Почему так происходит? Как вы думаете?
Магнитное поле не у всех магнитов одинаково. Какой мы можем сделать вывод? (Чем больше магнит, тем больше магнитное поле, чем меньше магнит, тем магнитное поле слабее.)
- Давайте продолжим наши эксперименты.
- Возьмите стакан и положите в него несколько металлических предметов. Поднесите магнит к стакану. Что происходит? Ответы детей.
Вывод: стекло не задерживает магнитное поле.
- Продолжаем. Из какого материала сделаны наши столы? Ответы.
- Рассыпьте металлические предметы на столе, а магнит подведите под крышку стола к предметам. Что происходит? Ответы детей.
Вывод: магнитное поле проходит и через деревянные предметы.
- Продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. (дети проводят опыт самостоятельно).
Вывод: скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время.
- А сейчас я вам покажу маленький фокус. Я беру бумажного человечка и попрошу его станцевать. Как это происходит. Ответы детей.
- Теперь и вы можете стать маленькими фокусниками и показать это своим друзьям и родителям.
- Итак, давайте же вспомним, что нового вы узнали? Что больше всего вам запомнилось?
Итог.
1. Магниты притягивают металлические предметы.
2. Магнит действует через бумагу.
3. Магнит действует сквозь стекло.
4. Магнит действует сквозь дерево.
5. Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
Воспитатель: Спасибо, ребята, за вашу научную работу. Свойства магнита широко используют в жизни человека, и в этом мы ещё не раз убедимся. Я хочу попросить вас посмотреть дома, где используется магнит и рассказать мне об этом.
- Вы хорошо потрудились сегодня, много узнали о магнитном поле. Вы были настоящими исследователями. Я благодарю вас за проявленный интерес к нашим исследованиям. Всего доброго, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы: Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
На мой взгляд очень актуальная тема, хочу поделиться со всеми....
Опыт работы "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста"
Хочу поделиться своим опытом работы с детьми. В работе очень подробно олписывается важность ЗОЖ у детей дошкольного возраста....
Конспект занятия по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Автор:воспитатель Русакова А.Н.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение следующих задач:формирование представлений об опасных для ребенка ситуациях и спосо...
Программа по самообразованию "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"
Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста....
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...
Мастер-класс "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"
Материалы мастер-класса "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования злоровьесберегающих технологий, который провела на районном мето...
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...