Формирование познавательного развития у детей раннего возраста через игру на прогулке
консультация (младшая группа)

Понятие "познавательное развитие ребенка", виды игр на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_poznavatelnoe_razvitie_cherez_progulku.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

АУ ТО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА»

Консультация для воспитателей

тема: «Формирование познавательного развития у    детей раннего возраста через

игру на прогулке»

Выполнила: старший воспитатель

Запорожцева И. А.

Тюмень, 2025 год

  1. Познавательное развитие дошкольника – это совместная

деятельность (сотрудничество) взрослого и ребенка, направленная на постепенное освоение окружающей действительности, раскрытие в ребенке потенциальных возможностей и определение для него зоны ближайшего развития. Уникальным средством познавательного развития ребенка дошкольного возраста является прогулка, так как ее задачи и содержание деятельности отвечают особенностям данного процесса. Отмечается, что в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки заложены большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста. На прогулке, как нигде, предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками.

Воспитатель планирует содержание каждой прогулки (ставит перед собой определенные педагогические и оздоровительные задачи), делая ее целенаправленной. Правильная организация прогулки предполагает использование подвижных и спортивных игр, физических упражнений, наблюдений, труда, самостоятельной деятельности и др., а эффективность реализации всех компонентов прогулки полностью зависит от воспитателя.

Прогулка – обязательная структурная единица режима дня в жизни дома ребенка.

Структурными компонентами прогулки, как правило, являются: наблюдения за природой, подвижные игры, познавательно исследовательская деятельность, трудовая деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, индивидуальная работа. В ходе организации прогулок используются разнообразные методы и формы работы.

При организации прогулок с целью познавательного развития детей дошкольного возраста необходимо опираться на следующее: развитие познавательно - исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи познавательного и всестороннего развития детей.

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В процессе игровой деятельности происходит познание окружающего мира.

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети: действуют, разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игрушек и игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, формируют элементарные математические представления,  при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность.

Дидактическая игра создает благоприятные условия для активизации речевой и познавательной деятельности. Познавательная деятельность проходит в игровом контексте, и является своеобразным катализатором многих психических процессов, связанных с познанием различных предметов в дошкольном возрасте (Приложение 1)

Познавательная деятельность у ребенка раннего возраста формируется как при целенаправленном руководстве взрослого, так и в часы свободной, самостоятельной практической деятельности. Процесс мышления предполагает не только готовые способы действия и отработанные схемы, но и построение новых (конечно в пределах возможностей ребенка). И один из главных путей развития познавательной мотивации умственной активности – детское экспериментирование (Приложение 2).

Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

В чём заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, что бы стимулировать его интерес к предметам, побуждать любознательность, активность. Исполнение этой роли предполагает показ интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами.

Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами:

  1.  Быть новыми и неопределенными. Только такие предметы вызывает у ребенка любознательность, что является мотивационной основной познавательной активности.
  2. Такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятности того, что она вызовет различные исследовательские действия. Оптимален такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких которые дают ясный и понятный для ребенка эффект.
  3. Объект, вызывающий познавательную деятельность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета. Это может быть обычный мячик, который издает неожиданные звуки, или слишком тяжёлый мяч, который трудно катать по полу.

ИРГЫ С ВОДОЙ. Таинственные отпечатки, превращение воды, смешивание красок – не только увлекательны, но и полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ, познавать его свойства и возможности.

Наливать и выливать воду в сосуды, очень сильно увлекает детей, особенно если сосуды похожей формы, но разного размера, и наоборот; прозрачные или не прозрачные.

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ. Традиционная забава - позволяющая овладеть ребенку произвольным дыханием в естественной и увлекательной форме, познать свойства воды.

ИГРЫ С ПЕСКОМ. Песочница излюбленное место игр во время прогулок. Обучить ребенка может только взрослый: какой песок сухой или мокрый, как получается кулич из мокрого песка и не получается из сухого. Все свои действия взрослый, обязательно комментирует. Чем больше разнообразных по форме куличиков, тем интереснее.

Однако в песочнице можно не только лепить куличики, но и что-то закапывать, а потом раскапывать. Это напоминает детям, их любимую игру в прятки.

Чему еще можно научить малыша? Насыпать песок совочком в ведерки или формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой. Очень увлекает перекладывание и пересыпание песка из одной емкости в другую. В песочнице можно капать ямки, насыпать большие кучи и сооружать из них дома, формировать клумбы и лепить из мокрого песка заборчик или башенки.

В результате таких «сеансов обучения» ребенок приобретает разного рода сведения:

• он совершенствует свою способность подражать видимому им поведению другого человека;

• он усваивает набор действий, из которых может в дальнейшем построит более сложные действия;

• он узнает, к каким предметам соответствует определенные действия; это способствует формированию понятий;

• он узнает название действий и названия предметов.

Подвижная игра – одно из важных средств не только физического, но и всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнений в счете.

Использование во время подвижных игр ярких атрибутов, масок, вызывает у детей воссоздающее воображение, зрительное восприятие и стимулирует их к эмоциональному выполнению роли.

Игры, развивающие познавательную активность в раннем возрасте проводят с целью, формирование мыслительных процессов и восприятия, обогащение сенсорного опыта. При действии с игрушками, у малыша развивается координация движений, мелкая моторика. Игрушки способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результатов, приучают ребенка к бережному обращению с ней, а также при поддержке и помощи воспитателя дети учатся вступать в игровое общение со сверстниками, самостоятельно договариваться о выполнении знакомых игровых действий в общем игровом сюжете. В игре ребенок развивается, познает мир, общается. Играя, мы общаемся с детьми на их территории, а вступая в мир детской игры, мы многому можем их научить.

II. Познавательная деятельность на прогулке

 «Проверь себя»

1. Что включает в себя познавательная деятельность на прогулке?
Ответ. Структурными компонентами прогулки, как правило, являются: наблюдения за природой, подвижные игры с правилами, познавательно-исследовательская деятельность, трудовая деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, индивидуальная работа.


2. С учетом каких принципов ведется организация познавательной деятельности на прогулке (и в группе)?
Ответ: принцип интеграции, принцип комплексно-тематического планирования.


3. При организации прогулок с целью познавательного развития детей дошкольного возраста, на что необходимо опираться?
Ответ. На содержание образовательной области «Познавательное развитие» (рабочая программа), в качестве содержания работы в рамках данной области при организации прогулок выделяет следующее: «развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».

4. Основные формы работы на прогулке при организации познавательной деятельности.
Ответ. Сюжетные - ролевые игры, развивающие игры, создание коллекций, проектная деятельность, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, наблюдение, проблемные ситуации, интегративную деятельность, диалоговое общение (вопросы - ответы).


5. Назовите методы и приемы, используемые вами при организации познавательной деятельности на прогулке.
Ответ. Рассказы, беседы, использование художественного слова, загадок, закличек, стихотворений, считалок, сказок; наблюдения; трудовая деятельность; использование всевозможного выносного материала для экспериментальной, продуктивной, физической деятельности;
игры с природными материалами, дидактические игры, подвижные игры.

 6. Что может стать итогом прогулки? 

Ответ.  Итогом прогулки может быть оформление стенда, фотоальбома, изготовление поделок (используя природный материал), рисунки.

7. Какие игры вы используете на прогулке или в группе на формирование у детей представлений о себе, людях, объектах окружающего мира. Приведите примеры.
Ответ. Разновидности игры детское лото: «Профессии», «Запутанные картинки», «Времена года», «Транспорт»,  «Сад, огород», «В лесу, в саду, в огороде(в загадках)»; «Когда это бывает»? «Чей листик»? «Чей хвост?» и т.п.

8. Игры на формирование представлений о свойствах предметов и объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании). 

Ответ. «Подбери по цвету,  форме», «Волшебный мешочек», «Угадай, что звучит?»

 
9. В какой форме познавательной деятельности вы формируете первичные представления о малой Родине и Отечестве, об традициях и праздниках?
Ответ. Куклы в народных костюмах, дидактические игры «Одень куклу», «Дом». Дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры, народные игры, музыкальная деятельность (развлечения, народные праздники).


Мы говорили о значении и достоинствах познавательной деятельности, об

видах, об условиях развития и организации познавательной деятельности. Помните, ничто не может так повлиять на симпатии ребенка, как совместная с ним деятельность. Мир познания окружающего мира необходимо открыть ребенку! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей раннего возраста «Лесные чудеса»

формирование у детей раннего возраста представления о диких животных: их внешнем виде, особенностях их образа жизни....

Конспект занятия по познавательному развитию для детей раннего возраста "Ловись, рыбка, большая и маленькая"

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми раннего возраста "Ловись, рыбка, большая и маленькая"...

Проект "Формирование познавательного интереса у детей раннего возраста через дидактические игры по лексическим темам".

Формирование познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр по лексическим темам....

Презентации к проекту "Формирование познавательного интереса у детей раннего возраста через дидактические игры по лексическим темам".

Презентации, содержащие дидактические игры по лексическим темам, помогают в формировании познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста  ....

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по формированию познавательно-исследовательских действий детей раннего возраста на тему: «Наша Таня громко плачет»

Активизация использования в речи понятий, характеризующих противоположные параметры величин и свойства предметов и явлений;Развитие умения детей воспроизводить изображения с помощью различных тех...