«Формирование познавательного интереса у детей раннего возраста посредствам экспериментирования с песком и водой»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект для детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnogo_interesa.docx | 1005.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение: «Детский сад присмотра и оздоровления детей с аллергическими заболеваниями №77» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Проект для работы с детьми второй группы раннего возраста на тему:
«Формирование познавательного интереса у детей раннего возраста посредствам экспериментирования с песком и водой»
Автор:
Валиева Алия Ринатовна
Должность:
воспитатель второй группы раннего возраста
Тема | «Формирование познавательного интереса у детей раннего возраста посредствам экспериментирования с песком и водой» |
Авторы: (фамилия, имя отчество, должность, № ДОУ, населенный пункт) | Валиева Алия Ринатовна Мишина Анастасия Евгеньевна, воспитатели , «Детский сад №77», г. Нижнекамск |
Цель | Знакомство со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов. |
Задачи | - укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивая эмоциональное благополучие; - развивать зрительно - слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений; - воспитывать интерес к окружающему миру, положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности; - формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов; - учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом. Закрепление умения определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка; - учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы; - развивать фантазию, творческие способности, общую и мелкую моторику, тактильные ощущения; - воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами. Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, игровой. |
Этапы проекта | I этап: подготовительный - постановка цели и задач, определение направлений; - выявление первоначальных знаний детей о песке и воде; - информация для родителей о предстоящей деятельности; - подбор программно – методического обеспечения; - пополнение предметно – развивающей среды группы, выбор оборудования и материалов. II этап: практический Реализация плана проекта. III этап: заключительный Подведение итогов, анализ ожидаемого результата. |
Результат проекта (чего должны достичь, сделать) | - ощущение ребенком эмоционального комфорта; - самостоятельные игры детей с песком; - проявление интереса к экспериментированию с различными игрушками; - овладение знаниями о свойствах песка и воды; - проявление бережного отношения к игрушкам; - повышение речевой активности; - обогащение родительского опыта приемами практического взаимодействия с ребенком в семье. |
Итоговое мероприятие | |
Оборудование | |
Материалы | |
Источники |
Актуальность
Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Детям в раннем возрасте свойственна ориентация на познание окружающего мира.
Знакомясь с окружающим миром, дети стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования
Восприятие мира ребенком на втором году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает большие возможности для познавательной деятельности.
Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующую формированию у него обследовательских действий.
Знакомя детей с водой, педагоги предлагают исследовать свойства воды (вес, прозрачность, текучесть, отсутствие запаха, способность растворять некоторые вещества ит. д.). Знакомство с песком предполагает исследование свойств сухого песка (сыпучесть) и влажного песка (можно формовать фигурки).
Игры с водой и песком открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка.
Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны. Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.
Цель проекта: знакомство со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов.
Задачи проекта:
- укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивая эмоциональное благополучие;
- развивать зрительно - слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;
- воспитывать интерес к окружающему миру, положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности;
- формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;
- учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом. Закрепление умения определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка;
- учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы;
- развивать фантазию, творческие способности, общую и мелкую моторику, тактильные ощущения;
- воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, игровой.
Сроки реализации проекта: 2 недели
Участники проекта: воспитатели второй группы раннего возраста, воспитанники группы.
Ожидаемый результат: - ощущение ребенком эмоционального комфорта;
- самостоятельные игры детей с песком;
- проявление интереса к экспериментированию с различными игрушками;
- овладение знаниями о свойствах песка и воды;
- проявление бережного отношения к игрушкам;
- повышение речевой активности;
- обогащение родительского опыта приемами практического взаимодействия с ребенком в семье.
Этапы реализации проекта:
I этап: подготовительный
- постановка цели и задач, определение направлений;
- выявление первоначальных знаний детей о песке и воде;
- информация для родителей о предстоящей деятельности;
- подбор программно – методического обеспечения;
- пополнение предметно – развивающей среды группы, выбор оборудования и материалов.
II этап: практический
Реализация плана проекта.
III этап: заключительный
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Заключение:
В ходе реализации проекта у детей повысился интерес к исследовательско - экспериментальной деятельности, сформировались знания о свойствах песка, воды; активизировался словарный запас речи, дети научились безопасно обращаться с песком. Можно считать, что цели и задачи данного проекта выполнены.
План – схема реализации проекта
№ п\п | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
| |||
1.1 | Беседы: «Для чего используется песок?», «В какие игры можно играть с песком» «Сухой песок» «Для чего нужна вода?» | 9 ноября 11 ноября 12 ноября | Воспитатели |
1.2 | Экспериментирование: «Какая бывает вода» | 13 ноября | |
1.2 | Знакомство с правилами игры с песком | 9 ноября | Воспитатели |
| |||
2.1 | Игры с песком: «Игры с решетом» «Угадай что спрятано в песке» | 10 ноября 19 ноября | Воспитатели |
2.2 | Игры с водой: «Разноцветная вода» «Поплывет и утонет» «Сквозь сито» «Буря в стакане» | 12 ноября 13 ноября 16 ноября 18 ноября | Воспитатели |
2.3 | Игровая ситуация «Купание куклы Даши» | 17 ноября | |
| |||
3.1 | Разучивание потешек: «Водичка, водичка…» «Дождик, дождик…» | 11 ноября 16 ноября | Воспитатели |
3.2 | Чтение художественной литературы: Н.Хилтон «Я полил песок водой…» К.Чуковский «Мойдодыр» С. Маршак «Дождик» И. Финк «Песочница, песочница!» | 10 ноября 11 ноября 16 ноября 19 ноября | Воспитатели |
3.3 | Игра: «Общим словом назови и запомни» | 17 ноября | Воспитатели |
| |||
4.1 | Рисование: «Дождик , дождик – кап, кап, кап» - рисование пальчиками на песке. «Общим словом назови и запомни» (рисование изображения леса на песке) «Узоры на песке» | 12 ноября 17 ноября 19 ноября | Воспитатели |
4.2 | Лепка: «Печём печенье» | 11 ноября | Воспитатели |
| |||
5.1 | Подвижные игры: «Солнышко и дождик» | 18 ноября | Воспитатели |
5.2 | Физминутки: «Песчинки», «Каравай» | 13 ноября | Воспитатели |
5.3 | Игра «Чистюли» | 20 ноября | Воспитатели |
5.4 | Пальчиковая игра: «Рыбки» | 19 ноября | Воспитатели |
| |||
6.1 | Пересыпание сухого песка через воронку | 11 ноября | Воспитатели |
6.2 | Игры в центре сенсорного развития: игра – вкладыши «Морские обитатели» | Ежедневно | Воспитатели |
| |||
7.1 | Рекомендации для родителей: «Игры с песком и водой в домашних условиях» | Воспитатели | |
7.2 | Привлечение родителей к пополнению развивающей среды пособиями (плавающими, заводными игрушками, художественной литературой). | Воспитатели |
Приложения
Приложение №1
Беседа «Сухой песок»
Воспитатель: Дети, подойдите ко мне. Сейчас я вам покажу что-то интересное.
(Воспитатель подводит детей к столу, где расположены емкости с сухим песком).
(Дети работают стоя у столов).
- Посмотрите, что это такое? (песок)
- Скажите, какого цвета песок? (коричневый)
- Потрогайте песок и скажите, какой он: сухой или мокрый?
- Милана, какой песок?
- Демид, и ты скажи, какой песок?
- Посмотрите дети, сухой песок сыплется. (Воспитатель показывает детям). Значит, песок какой? (Сыпучий)
- Настя, какой песок? (Сыпучий).
- Да, дети, он сыпучий, он сыплется.
Экспериментальная деятельность детей с сухим песком.
Воспитатель: А можно ли из него сделать куличики? Давайте попробуем. Возьмите формочку и аккуратно насыпьте в нее песок. Все насыпали? А теперь осторожно переверните формочку на подставку. Радмила, получился у тебя куличик?
- Дети, получились у вас куличики? Почему же не получились куличики? Кто знает?
Ответы детей: Песок сухой, он сыпучий.
Воспитатель: Правильно, из сухого песка куличики не получаются. Посмотрите, а что это лежит у меня в тазике? (мокрый песок).
Экспериментальная деятельность с мокрым песком.
Воспитатель: Потрогайте его и скажите — сухой он или мокрый? Правильно этот песок сырой, мокрый. Он холодный.
- Демид, какой же это песок? Милана, мокрый песок какой: теплый или холодный? (Пусть ребенок еще раз его потрогает). Как думаете, можно ли из него лепить, можно ли делать куличики?
Давайте попробуем. Возьмите формочку и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком на подставку. Постучите по донышку еще раз совочком. Вот сколько куличиков мы с вами налепили. Мы молодцы. А теперь возьмите салфетки и вытрите руки. Приглашаю вас на игру.
Подвижная физкультминутка «Песчинки».
Вокруг себя повернитесь и в песочек превратитесь. Вот как много у нас песка. Каждый из вас песчинка. Весь песок сухой. Он сыпучий. Вдруг подул сильный ветер. (Воспитатель дует на детей). Все песчинки поднялись кверху и закружились, полетели. Ветер притих, и песок вверх. Полетели песчинки, закружились. Посмотрела в окно хозяйка и думает: что-то пыльно на улице, песок летит в лицо. Взяла она лейку с водой, да и стала песок поливать. Поливает она песок водой. Песчинки намокают и опускаются на землю. Мокрый песок не сыпучий. Из него можно лепить. Возьмитесь все за руки. Вот какой большой каравай слепила из мокрого песка хозяйка.
Игра «Каравай».
Воспитатель: Давайте поиграем в каравай. (Игра проводится 1 раз).
Экспериментирование «Какая бывает вода?»
Материалы и оборудование:
стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.
1.Вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?
2.У воды нет вкуса.
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду.
3.Уводы нет запаха
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).
Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
5.Вода жидкая, может течь.
Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
6.В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются
У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?
Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).
7.Вода бывает теплой, холодной, горячей.
Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним.
10.Вода не имеет формы
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Знакомство с правилами игры с песком
Целесообразно познакомить детей с правилами поведения во время игр: стараться не высыпать песок из песочницы: (воду стараться не выливать); «Принцесса песочного мира» загрустила, потому что её подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Она просит вас:
- Береги малыш песчинки –не выбрасывай их из песочницы, если случайно песок высыпался – покажи взрослому, он поможет вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать, подбрасывать песок.
- Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются в других детей. Нельзя брать песок в рот.
- «Принцесса песочного мира» очень любит, когда у детей чистые руки и носики. Поэтому после игры с песком или водой – вымойте руки и покажите чистые ладошки зеркалу.
Завершая игры с песком, дети разбирают свои постройки, складывают игрушки по местам, разравнивают песок, кладут ладошки на поверхность песка и произносят слова благодарности:
В ладошки наши посмотри
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок
Ты всем нам подрасти помог!
Игры с песком
Цель: знакомить детей со свойствами песка. Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка. Активизировать речь и обогащать словарь детей. Закреплять культурно-гигиенические навыки.
Задачи: Развивать активную речь детей. Обучать детей навыкам экспериментирования. Вызывать положительные эмоции. Воспитывать навыки сотрудничества в коллективе сверстников.
Игры с песком помогают взрослым в решении одной из важнейших задач в развитии детей 2- 3 лет. Речь идёт о самодеятельной игре - экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природного материала.
Организуя игры с песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребёнка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д., а потом разрушать и снова строить.
| «Печём печенье» Цель:Дать детям представление о том, что песок бывает сухой и мокрый, что мокрый песок принимает любую нужную форму. (форма организации игра). В центре «Песок - вода» в одной ёмкости находится сухой песок, в другой - влажный. Взрослый показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребёнок пробует выполнить действия как с сухим песком, так и с влажным. Постепенно, в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает, что из сухого песка ничего нельзя построить, а из влажного и мокрого- можно. При необходимости взрослый оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно. |
« Рисуем палочкой на песке»
Цель: побуждать детей к творчеству.
Воспитатель предлагает ребенку порисовать, только не карандашами, а волшебной палочкой
Игра «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Материал и оборудование: песок, кисточка (палочка, стейк)
Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой(палочкой, стейком) в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.
Игра «Угадай, что спрятано в песке»
Цель: развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.
Материал и оборудование: песок, миниатюрные фигурки.
Ход игры: Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.
Пересыпание сухого песка через воронку.
Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.
Содержание: Воспитатель подводит группу детей (не более 8 человек) к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки.
Показывает как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму.
Игры с решетом.
Цель: Развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка.
Содержание: Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»)
Игра «Общим словом назови и запомни»
Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.
Содержание: Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное. По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, огород с овощами.
Игры с водой
Игра «Чистюли»
Цель: Привитие элементарных трудовых навыков.
Дать понятие о «грязном» и «чистом».
Содержание. Воспитатель приносит в тазу игрушки, предлагает засучит рукава.
В другой таз наливает теплую воду из ведра и каждому дает поручение: вымыть игрушку. Воспитатель вовлекает всю группу детей и разговаривая с ними, подсказывает, что и как мыть.
Затем тряпочкой каждый ребенок вытирает свою игрушку.
Конспект игровой ситуации «Купание куклы Даши»
Задачи: - обогатить словарь детей и побуждать употреблять в речи глаголы и прилагательные;
- развивать связную речь, познавательную активность;
- формировать гуманное отношение, умение сопереживать, оказывать помощь;
- активизация словаря, употребление в речи названий предметов, действий, качественных признаков;
Материалы: кукла Даша, фартуки детские, тазик, два ведёрка с горячей и холодной водой, шампунь, мыло, мочалка, мыльница, полотенце.
Ход занятия:
Воспитатель случайно обнаруживает куклу Катю возле входной двери в группу (кукла с испачканным лицом и руками, в грязной курточке) и привлекает внимание детей.
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, кто к нам пришёл?
Спрашиваю у детей, кто бы это мог быть. Обращаю внимание на внешний вид куклы. Предлагаю спросить у куколки, где она была и что с ней произошло.
Воспитатель: Здравствуй, куколка! Что с тобой случилось?
Кукла рассказывает ребятишкам, что она спешила в детский сад в гости к детям, оступилась и упала в грязную лужу возле дороги.
Предлагаю детям помочь кукле. Спрашиваю, что нужно делать. Нужно вымыть нашу грязнульку.
Воспитатель: Ребята, я принесла для купания воду: горячую и холодную. Что нужно с ней сделать? - Варианты ответов.
Помогаю детям найти верное решение наводящими вопросами о том, можно ли использовать только горячую воду или только холодную, и почему этого делать нельзя.
Воспитатель: Молодцы, дети! Воду будем смешивать, горячую с холодной. Какая вода получится? (Предлагаю потрогать воду в тазу)
Воспитатель: Тёплая!
А теперь будем Даше мыть голову шампунем, проговариваю свои действия и спрашиваю у детей, что я сейчас делаю. Затем прошу подать мочалку, намыливаю её мылом, дети по желанию мылят куклу и повторяю 2-3 раза следующие строки:
Воспитатель:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Затем предлагаю сполоснуть куклу чистой тёплой водичкой:
Воспитатель: От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Даша умывается,
Солнцу улыбается!
Прошу кого-нибудь из детей подать мне полотенце. Спрашиваю, для чего оно мне понадобится. Вытираю куклу, прошу помочь положить куклу в кроватку отдохнуть.
Воспитатель: Умнички - ребятишки! Посмотрите, Даша в кроватке уже засыпает.
Заключительная часть.
Воспитатель: А сейчас, пока наша куколка отдыхает, расскажите, чем мы Дашу мыли? А чем вытирали? Помогаю проговаривать правильные формы слов. Прошу повторить за мной.
Дети, вы Даше так замечательно сегодня помогли, вы большие молодцы.
Подвижная игра « Солнышко, дождик».
Цель: Приучать детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.
Описание: Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.
2 – вариант: по сигналу: «Дождик! Скорее домой!» дети бегут к воспитателю, у которого в руках большой зонтик.
Пальчиковые игры: «Рыбки»
Рыбка плавает в водице. Рыбке весело играть. | Две ладошки вместе изображают плавательные движения. |
Чтение художественной литературы
1. Я полил песок водой
И сложил его горой
Папа взял мою лопатку
Разровнял на горке грядку
Вышел сказочный дворец-
Ай да папа молодец! (Н. Хилтон)
2. Песочница, песочница!
А в ней песок, песок.
Песочница, песочница!
Идем играть, дружок.
Песочница, песочница!
В руках у нас совок.
Песочница, песочница!
Мы черпаем песок. (И. Финк)
Рекомендации для родителей
«Игры с песком и водой в домашних условиях».
Задачи:
1. Способствовать физическому развитию ребёнка (развиваем мелкую моторику рук, а так же зрительную и двигательную координацию).
2. Знакомим ребёнка с окружающим миром (знакомство с основными свойствами воды, песка).
3. Расширяем и обогащаем словарь детей.
4.Снимаем психическое напряжение, агрессии, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Какие игры с водой можно организовать дома?
1. Знакомство со свойствами воды.
* Вода разливается, она жидкая. Её можно собрать тряпочкой или губкой.
* Вода бывает горячая, тёплая и холодная. Попробовать на ощупь.
* Вода не пахнет. У неё нет запаха. Дать понюхать.
* Воду можно переливать. Дать детям возможность самим наливать воду.
* Воду можно окрасить, добавить в неё краситель(чай, кофе, гуашь и т.д.)
2. Переливание воды разными емкостями(ложкой, крышкой, баночкой, кружкой).
3. Наливание воды в разные сосуды (чашку, бутылочку, баночку, кастрюльку...).
4. Весёлая рыбалка(вылавливание ложкой разных предметов из разных по объему ёмкостей).
5. Тонет - не тонет (игры на экспериментирование).
6. Игры с заводными плавающими игрушками.
Играя с песком,дети узнают о его свойствах: сыпучесть, рыхлость, способностьпропускать воду, состоит из мелких песчинок и т.д.
Песок - хорошее психопрофилактическое средство. Он способен"заземлять" негативную психическую энергию и устанавливать стабильное эмоциональное состояние.
Какие игровые упражнения можно делать с малышами?
* Вот какие наши ручки (ребёнок слегка вдавливает ручку в песок, проговаривая о своих ощущениях - песок сырой, сырой, тёплый, холодный и т.д.
* Вот наши кулачки (нажимать на песок кулачками и костяшками пальцев - сравнивать на что похож отпечаток.).
* Пальчики гуляют ("поиграть" одновременно пальчиком левой и правой руки по песку, затем двумя руками одновременно).
* Пальчики играют ("поиграть" одновременно пальцами по поверхности песка, как на пианино).
* Ползают ладошки (зигзаобразные и круговые движения ладошками по песку - едет машина, ползёт жук, крутится карусель..) То же самое ребром ладошки.
* Кто здесь пробегал (Оставлять следы одновременно разным колличеством пальцев. Придумать, кто оставил эти следы).
С помощью таких игр мы не только обучаем детей, но и развиваем тактильно - кинестетическую чувствительность, а также мелкую моторику рук. Формируем у них такие черты характера, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемные ситуации, развиваем воображение и речь.
Приложение №2
Фотоматериалы
Игры с песком
Игры с водой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с песком и водой
Выступление из опыта, тема работы Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с песком и водой.В данном опыте раскрыта актуальность педагоги...
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практ...
Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование( опыт работы)
Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование....
Программа по самообразованию "Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование" на 2016-2017 уч.год
Содержание исследовательской деятельности, перспективное планирование, картотека игр-экспериментов...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
DВыявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей....
«Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование»
В представленном материале предложен примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования, предложена организация мини-лабораторий в детском саду, пер...
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраст...