Методическая разработка по организации совместной деятельности воспитателя с детьми с ОВЗ с использованием работы с пазлами (разрезными картинками) «Нескучные пазлы»
методическая разработка (старшая группа)

Соловьёва Яна Петровна (Туркова)

Актуальность

 В современных условиях жизни многие настольные игры потеряли свою значимость и всё возрастает устойчивый интерес детей к различного рода «гаджетам». В связи с этим помимо задач, положенных в основу настольных игр, стремлюсь к решению таких задач, как заинтересованность, эмоциональная отзывчивость, формирование положительной самооценки детей через создание «ситуаций успеха» и привлечение принципа доступности. Воспитание активной жизненной позиции, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности, коммуникативных умений.

 Сделать игру с пазлами занимательной мне позволяют такой принцип игры, как «прятки», проблемные задачи и собственный творческий подход.

Игры с пазлами, обладающие как образовательным, так и развивающим эффектом, помогают укрепить логическое и пространственное мышление, терпение и способность решать задачи. Применение методик работы с пазлами способствует воспитанию усидчивости и самостоятельности у детей.

Аннотация

 Предлагаемая методическая разработка - это новый взгляд на настольную игру «Пазлы». Данный метод игры предназначен для детей старшего дошкольного возраста и направлен не только на решение простых задач, но и на решение вопроса, как привлечь внимание ребенка к данной настольной игре и другим настольным играм.

 Нетрадиционный подход к обычной настольной игре дает возможность не только заинтересовать ребенка, но и помочь ребенку посмотреть на игру совершенно с другой стороны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_pazly.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 10»

 г. Всеволожска

Методическая разработка по организации совместной деятельности воспитателя с детьми с ОВЗ с использованием работы с пазлами (разрезными картинками)

«Нескучные пазлы»

Составили:

Крылова Н. Б.

Аршавка Н. С.

 Соловьёва Я. П.

Всеволожск

2024

Введение

Тот, кто, обращаясь к старому,

способен открывать новое,

достоин быть учителем.

(Конфуций)

Для любого ребенка игра – способ познания мира и своего места в этом мире. Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения в обществе. С самых ранних лет жизни надо ставить ребенка в такие условия, чтобы он как можно больше играл. И задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры.

Сегодня, когда в каждом доме есть компьютер, настольные игры отошли на задний план. Во многих семьях родители не понимают, зачем покупать разнообразные игры, если в сети интернет полно доступных развлекательных и развивающих игр? Кроме того, ритм современной жизни настолько быстрый, что, порой, у взрослых нет времени выделить хотя бы полчаса, чтобы поиграть с детьми. А, иногда, к сожалению, и желания... И так постепенно живое общение заменяется электронным.

В свою очередь содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные «шнуровочки», конструктор, лото, домино и т.д.

 Благодаря настольным играм у детей развиваются память, внимание, воображение, логическое мышление. В процессе игры развиваются все стороны личности ребёнка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а также – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям при обучении в дальнейшем в школе.

 Кроме того, что настольные игры помогают поддерживать общение с близкими людьми, учат лучше понимать друг друга, они оказывают благотворное влияние на умственное и психическое развитие детей. Учтите, что детки учатся, играя.

Актуальность

 В современных условиях жизни многие настольные игры потеряли свою значимость и всё возрастает устойчивый интерес детей к различного рода «гаджетам». В связи с этим помимо задач, положенных в основу настольных игр, стремлюсь к решению таких задач, как заинтересованность, эмоциональная отзывчивость, формирование положительной самооценки детей через создание «ситуаций успеха» и привлечение принципа доступности. Воспитание активной жизненной позиции, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности, коммуникативных умений.

 Сделать игру с пазлами занимательной мне позволяют такой принцип игры, как «прятки», проблемные задачи и собственный творческий подход.

Игры с пазлами, обладающие как образовательным, так и развивающим эффектом, помогают укрепить логическое и пространственное мышление, терпение и способность решать задачи. Применение методик работы с пазлами способствует воспитанию усидчивости и самостоятельности у детей.

Аннотация 

 Предлагаемая методическая разработка - это новый взгляд на настольную игру «Пазлы». Данный метод игры предназначен для детей старшего дошкольного возраста и направлен не только на решение простых задач, но и на решение вопроса, как привлечь внимание ребенка к данной настольной игре и другим настольным играм.

 Нетрадиционный подход к обычной настольной игре дает возможность не только заинтересовать ребенка, но и помочь ребенку посмотреть на игру совершенно с другой стороны.

Цель и задачи.

Цель: привлечение детей к игре с пазлами и создание условия для формирования у них когнитивных, коммуникативных и моторных навыков.

Задачи:

Воспитательные:

-Усидчивость, выдержку, настойчивость, аккуратность. Формирование положительных качеств личности, таких как: самостоятельность, сотрудничество (работа в паре, в команде), достижение конечного результата. Прививать интерес к настольным играм.

Образовательные:

-Создание условий для получения новых знаний, мотиваций. позволяют оценивать правильность выполненного задания, приучают к самопроверке и самоконтролю.

Развивающие:

-Внимательность, логическое мышление, зрительно-пространственное восприятие, воображение, фантазию. выявлять причинно-следственные связи, делать выводы и решать задачи. Развивают мелкую моторику рук и координацию движений, развитие ориентация в пространстве

Содержание.

 В данном методическом пособии приведены примеры игр с пазлами по принципу от простого к сложному.

Организация занятий

  1. Выбор пазлов с учетом возраста и уровня подготовки детей (разное количество элементов, тематическая направленность).
  2. Организация работы индивидуально, в парах или в группах.
  3. Постановка мотивационной задачи: например, собрать картинку, чтобы «помочь герою» или «найти секретное изображение», «прятки» и т.д.

Варианты игр

  1. «Собери картинку»

Цель: Развитие индивидуальных навыков работы с пазлами, внимания, усидчивости, стремления к победе.

Описание: Каждый ребенок получает отдельный пазл (10-20 элементов), который необходимо собрать в течение ограниченного времени (для привлечения детей лучше использовать песочные часы)

  1. «Пазлы на скорость»

Цель: Формирование командного взаимодействия и умение работать в коллективе.

Описание: Дети делятся на команды. Каждая команда получает один общий пазл. Побеждает команда, которая быстрее соберет изображение.

  1. «Найди пару»

Цель: Развитие логического мышления и ассоциативного восприятия.

Описание: Используются пазлы, состоящие из двух соединяющихся частей. На одной части изображена задача (например, число), а на другой — ответ (например, соответствующее количество предметов). Дети находят соответствующие пары.

  1. «Тематические пазлы»

Цель: Расширение кругозора и активизация речи.

Описание: Используются пазлы на определенные темы (животные, транспорт, времена года). После сборки дети обсуждают изображение, называют элементы.

  1. «Создай свой пазл»

Цель: Развитие творческого мышления и навыков работы с материалами.

Описание: Дети рисуют свои рисунки на картоне, затем вырезают их на несколько частей и обмениваются пазлами для сборки.

Варианты игр с более сложной структурой

  1. «Пазлы-сюрпризы»

Цель: Развитие интереса к деятельности и достижения результата.

Описание: На обратной стороне элементов пазла написаны задания (стишок, загадка, ребус и т.д.). После сборки дети читают их.

  1. «Пазлы-сказки»

Цель: Развитие воображения и активной речи.

Описание: Группе детей даются разные пазлы (с небольшим количеством деталей). После сборки пазлов картинка служит основой для составления сказки/рассказа, который дети придумывают или слушают от педагога.

  1. «Пазлы с лабиринтом»

Цель: Развитие логики и координации.

Описание: На картинке после сборки изображен лабиринт, который нужно пройти карандашом.

  1. «Гигантские пазлы»

Цель: Формирование командных навыков и пространственного восприятия.

Описание: Пазлы большого размера, которые дети собирают на полу.

  1. «Пазлы по шаблону»

Цель: Развитие внимания и аккуратности.

Описание: Ребёнку дается шаблон (например, контур фигуры), который нужно заполнить пазлами определённой формы.

  1. «Пазлы с пропущенными элементами»

Цель: Развитие креативного мышления и инициативы.

Описание: Некоторых деталей не хватает, и дети должны придумать, как дополнить картину (например, нарисовать или использовать другие материалы).

  1. «Пазлы с волшебной лупой»

Цель: мотивация к достижению результата и работа с речью, посредством игры «волшебная лупа»

Описание: Дети собирают пазл, а потом используя лупу находят отдельные детали картинки.

  1. «Детальная путаница»

Цель: развитие у детей умения работать в парах, внимательности.

Описание: Для данной игры понадобятся две коробки одинаковых пазлов с небольшим количеством деталей. Перед началом игры дети изучают картинку. Все детали из обеих коробок перемешиваются. Пара детей собирает один и тот же пазл на каждого.

  1. «Прятки с пазлами»

Цель: развитие умения собирать пазлы без опоры на картинку, опираясь только на детали и их совместимость.

Описание: Для игры берутся пазлы с небольшим количеством деталей (15-30 шт). Детали пазлов переворачиваются картинкой вниз. Ребенок пробует собрать пазл без опоры на картинку, только подбором деталей. В конце игры, пазл с помощью дощечки/книги переворачивается, чтобы убедиться в правильности сбора картинки.

  1. «Прятки с пазлами в парах»

Цель: развитие умения собирать пазлы без опоры на картинку, действуя в паре и опираясь только на детали и их совместимость.

Описание: Более сложный вариант предыдущей игры. Для игры берутся 2 коробки одинаковых пазлов с небольшим количеством деталей (15-30 шт). Детали пазлов переворачиваются картинкой вниз и перемешиваются. Дети пробуют собрать свои пазлы без опоры на картинку, только подбором деталей. В конце игры, пазлы с помощью дощечки/книги переворачиваются, чтобы убедиться в правильности сбора картинки.

Рекомендации педагогу

  1. Поддерживать мотивацию детей во время работы, используя похвалу и поощрения.
  2. Постепенно усложнять задания (увеличивать количество элементов, вводить новые темы).
  3. Контролировать время работы, чтобы дети не теряли интерес к занятию.
  4. Активная работа с родителями. Советы для родителей «Польза игры в пазлы»

Самой основной задачей для привлечения детей к игре является эмоциональное отражение воспитателя. Задача воспитателя - не только увлечь ребенка, но и всячески помогать ему в достижении конечного результата. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.

Заключение.

Работа с пазлами — это увлекательный и полезный процесс, который способствует всестороннему развитию детей дошкольного возраста. Регулярное использование пазлов, и их нетрадиционное обыгрывание, в образовательной практике помогает подготовить детей к дальнейшему обучению в школе, развивая их мышление, внимательность и умение работать в коллективе. Такие игры помогают расслабиться, научиться работать в парах, проявить смекалку, креативность, а также доводить начатое до конца.

Список использованных источников.

 

  1. Конспекты игровых комплексных занятий по книгам-пазлам «Мозаика развития». Младшая группа. ФГОС ДО: Ирина Артюхова
  2. «Пазл – увлекательно, интересно и полезно» Малинкина О. С. https://masters.donntu.ru/2010/iem/malinkina/ind/index.htm
  3. Васильева М. А. «Развивающие игры для дошкольников», издательство «Просвещение», 2022.
  4. Сайт для родителей и педагогов: https://razvivashka.com
  5. Методическое пособие «Игры с пазлами в ДОУ», авторский коллектив под ред. Н. В. Лебедевой, 2021.
  6. Интернет-ресурс с пазлами для печати: https://pazly-dlya.ru
  7. Тихонова Е. В. «Развитие мелкой моторики у детей», издательство «Детство-Пресс», 2022.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка«Организация совместной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста в центрах активности в соответствии с ФГОС ДО. Мир растений – деревья».

. Цель: Развитие познавательных, творческих способностей, инициативности детей дошкольного возраста через организацию совместной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста в центрах активност...

Методическая разработка по организации совместной деятельности с детьми подготовительной группы "Мир народных игр и забав"

Проект совместной деятельности с детьми подготовительной группы в вечернее время....

Методическая разработка по организации совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно- речевому развитию в младшей группе на тему: «Наш друг светофор».

Данная работа – это обобщение опыта педагога по решению проблем речевого развития  и социального становления детей младшего школьного возраста  путем анализа ситуации, разработки предл...