Методическая разработка по организации совместной деятельности воспитателя с детьми с ОВЗ с использованием работы с пазлами (разрезными картинками) «Нескучные пазлы»
методическая разработка (старшая группа)
Актуальность
В современных условиях жизни многие настольные игры потеряли свою значимость и всё возрастает устойчивый интерес детей к различного рода «гаджетам». В связи с этим помимо задач, положенных в основу настольных игр, стремлюсь к решению таких задач, как заинтересованность, эмоциональная отзывчивость, формирование положительной самооценки детей через создание «ситуаций успеха» и привлечение принципа доступности. Воспитание активной жизненной позиции, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности, коммуникативных умений.
Сделать игру с пазлами занимательной мне позволяют такой принцип игры, как «прятки», проблемные задачи и собственный творческий подход.
Игры с пазлами, обладающие как образовательным, так и развивающим эффектом, помогают укрепить логическое и пространственное мышление, терпение и способность решать задачи. Применение методик работы с пазлами способствует воспитанию усидчивости и самостоятельности у детей.
Аннотация
Предлагаемая методическая разработка - это новый взгляд на настольную игру «Пазлы». Данный метод игры предназначен для детей старшего дошкольного возраста и направлен не только на решение простых задач, но и на решение вопроса, как привлечь внимание ребенка к данной настольной игре и другим настольным играм.
Нетрадиционный подход к обычной настольной игре дает возможность не только заинтересовать ребенка, но и помочь ребенку посмотреть на игру совершенно с другой стороны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 10»
г. Всеволожска
Методическая разработка по организации совместной деятельности воспитателя с детьми с ОВЗ с использованием работы с пазлами (разрезными картинками)
«Нескучные пазлы»
Составили:
Крылова Н. Б.
Аршавка Н. С.
Соловьёва Я. П.
Всеволожск
2024
Введение
Тот, кто, обращаясь к старому,
способен открывать новое,
достоин быть учителем.
(Конфуций)
Для любого ребенка игра – способ познания мира и своего места в этом мире. Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения в обществе. С самых ранних лет жизни надо ставить ребенка в такие условия, чтобы он как можно больше играл. И задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры.
Сегодня, когда в каждом доме есть компьютер, настольные игры отошли на задний план. Во многих семьях родители не понимают, зачем покупать разнообразные игры, если в сети интернет полно доступных развлекательных и развивающих игр? Кроме того, ритм современной жизни настолько быстрый, что, порой, у взрослых нет времени выделить хотя бы полчаса, чтобы поиграть с детьми. А, иногда, к сожалению, и желания... И так постепенно живое общение заменяется электронным.
В свою очередь содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные «шнуровочки», конструктор, лото, домино и т.д.
Благодаря настольным играм у детей развиваются память, внимание, воображение, логическое мышление. В процессе игры развиваются все стороны личности ребёнка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а также – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям при обучении в дальнейшем в школе.
Кроме того, что настольные игры помогают поддерживать общение с близкими людьми, учат лучше понимать друг друга, они оказывают благотворное влияние на умственное и психическое развитие детей. Учтите, что детки учатся, играя.
Актуальность
В современных условиях жизни многие настольные игры потеряли свою значимость и всё возрастает устойчивый интерес детей к различного рода «гаджетам». В связи с этим помимо задач, положенных в основу настольных игр, стремлюсь к решению таких задач, как заинтересованность, эмоциональная отзывчивость, формирование положительной самооценки детей через создание «ситуаций успеха» и привлечение принципа доступности. Воспитание активной жизненной позиции, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности, коммуникативных умений.
Сделать игру с пазлами занимательной мне позволяют такой принцип игры, как «прятки», проблемные задачи и собственный творческий подход.
Игры с пазлами, обладающие как образовательным, так и развивающим эффектом, помогают укрепить логическое и пространственное мышление, терпение и способность решать задачи. Применение методик работы с пазлами способствует воспитанию усидчивости и самостоятельности у детей.
Аннотация
Предлагаемая методическая разработка - это новый взгляд на настольную игру «Пазлы». Данный метод игры предназначен для детей старшего дошкольного возраста и направлен не только на решение простых задач, но и на решение вопроса, как привлечь внимание ребенка к данной настольной игре и другим настольным играм.
Нетрадиционный подход к обычной настольной игре дает возможность не только заинтересовать ребенка, но и помочь ребенку посмотреть на игру совершенно с другой стороны.
Цель и задачи.
Цель: привлечение детей к игре с пазлами и создание условия для формирования у них когнитивных, коммуникативных и моторных навыков.
Задачи:
Воспитательные:
-Усидчивость, выдержку, настойчивость, аккуратность. Формирование положительных качеств личности, таких как: самостоятельность, сотрудничество (работа в паре, в команде), достижение конечного результата. Прививать интерес к настольным играм.
Образовательные:
-Создание условий для получения новых знаний, мотиваций. позволяют оценивать правильность выполненного задания, приучают к самопроверке и самоконтролю.
Развивающие:
-Внимательность, логическое мышление, зрительно-пространственное восприятие, воображение, фантазию. выявлять причинно-следственные связи, делать выводы и решать задачи. Развивают мелкую моторику рук и координацию движений, развитие ориентация в пространстве
Содержание.
В данном методическом пособии приведены примеры игр с пазлами по принципу от простого к сложному.
Организация занятий
- Выбор пазлов с учетом возраста и уровня подготовки детей (разное количество элементов, тематическая направленность).
- Организация работы индивидуально, в парах или в группах.
- Постановка мотивационной задачи: например, собрать картинку, чтобы «помочь герою» или «найти секретное изображение», «прятки» и т.д.
Варианты игр
- «Собери картинку»
Цель: Развитие индивидуальных навыков работы с пазлами, внимания, усидчивости, стремления к победе.
Описание: Каждый ребенок получает отдельный пазл (10-20 элементов), который необходимо собрать в течение ограниченного времени (для привлечения детей лучше использовать песочные часы)
- «Пазлы на скорость»
Цель: Формирование командного взаимодействия и умение работать в коллективе.
Описание: Дети делятся на команды. Каждая команда получает один общий пазл. Побеждает команда, которая быстрее соберет изображение.
- «Найди пару»
Цель: Развитие логического мышления и ассоциативного восприятия.
Описание: Используются пазлы, состоящие из двух соединяющихся частей. На одной части изображена задача (например, число), а на другой — ответ (например, соответствующее количество предметов). Дети находят соответствующие пары.
- «Тематические пазлы»
Цель: Расширение кругозора и активизация речи.
Описание: Используются пазлы на определенные темы (животные, транспорт, времена года). После сборки дети обсуждают изображение, называют элементы.
- «Создай свой пазл»
Цель: Развитие творческого мышления и навыков работы с материалами.
Описание: Дети рисуют свои рисунки на картоне, затем вырезают их на несколько частей и обмениваются пазлами для сборки.
Варианты игр с более сложной структурой
- «Пазлы-сюрпризы»
Цель: Развитие интереса к деятельности и достижения результата.
Описание: На обратной стороне элементов пазла написаны задания (стишок, загадка, ребус и т.д.). После сборки дети читают их.
- «Пазлы-сказки»
Цель: Развитие воображения и активной речи.
Описание: Группе детей даются разные пазлы (с небольшим количеством деталей). После сборки пазлов картинка служит основой для составления сказки/рассказа, который дети придумывают или слушают от педагога.
- «Пазлы с лабиринтом»
Цель: Развитие логики и координации.
Описание: На картинке после сборки изображен лабиринт, который нужно пройти карандашом.
- «Гигантские пазлы»
Цель: Формирование командных навыков и пространственного восприятия.
Описание: Пазлы большого размера, которые дети собирают на полу.
- «Пазлы по шаблону»
Цель: Развитие внимания и аккуратности.
Описание: Ребёнку дается шаблон (например, контур фигуры), который нужно заполнить пазлами определённой формы.
- «Пазлы с пропущенными элементами»
Цель: Развитие креативного мышления и инициативы.
Описание: Некоторых деталей не хватает, и дети должны придумать, как дополнить картину (например, нарисовать или использовать другие материалы).
- «Пазлы с волшебной лупой»
Цель: мотивация к достижению результата и работа с речью, посредством игры «волшебная лупа»
Описание: Дети собирают пазл, а потом используя лупу находят отдельные детали картинки.
- «Детальная путаница»
Цель: развитие у детей умения работать в парах, внимательности.
Описание: Для данной игры понадобятся две коробки одинаковых пазлов с небольшим количеством деталей. Перед началом игры дети изучают картинку. Все детали из обеих коробок перемешиваются. Пара детей собирает один и тот же пазл на каждого.
- «Прятки с пазлами»
Цель: развитие умения собирать пазлы без опоры на картинку, опираясь только на детали и их совместимость.
Описание: Для игры берутся пазлы с небольшим количеством деталей (15-30 шт). Детали пазлов переворачиваются картинкой вниз. Ребенок пробует собрать пазл без опоры на картинку, только подбором деталей. В конце игры, пазл с помощью дощечки/книги переворачивается, чтобы убедиться в правильности сбора картинки.
- «Прятки с пазлами в парах»
Цель: развитие умения собирать пазлы без опоры на картинку, действуя в паре и опираясь только на детали и их совместимость.
Описание: Более сложный вариант предыдущей игры. Для игры берутся 2 коробки одинаковых пазлов с небольшим количеством деталей (15-30 шт). Детали пазлов переворачиваются картинкой вниз и перемешиваются. Дети пробуют собрать свои пазлы без опоры на картинку, только подбором деталей. В конце игры, пазлы с помощью дощечки/книги переворачиваются, чтобы убедиться в правильности сбора картинки.
Рекомендации педагогу
- Поддерживать мотивацию детей во время работы, используя похвалу и поощрения.
- Постепенно усложнять задания (увеличивать количество элементов, вводить новые темы).
- Контролировать время работы, чтобы дети не теряли интерес к занятию.
- Активная работа с родителями. Советы для родителей «Польза игры в пазлы»
Самой основной задачей для привлечения детей к игре является эмоциональное отражение воспитателя. Задача воспитателя - не только увлечь ребенка, но и всячески помогать ему в достижении конечного результата. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.
Заключение.
Работа с пазлами — это увлекательный и полезный процесс, который способствует всестороннему развитию детей дошкольного возраста. Регулярное использование пазлов, и их нетрадиционное обыгрывание, в образовательной практике помогает подготовить детей к дальнейшему обучению в школе, развивая их мышление, внимательность и умение работать в коллективе. Такие игры помогают расслабиться, научиться работать в парах, проявить смекалку, креативность, а также доводить начатое до конца.
Список использованных источников.
- Конспекты игровых комплексных занятий по книгам-пазлам «Мозаика развития». Младшая группа. ФГОС ДО: Ирина Артюхова
- «Пазл – увлекательно, интересно и полезно» Малинкина О. С. https://masters.donntu.ru/2010/iem/malinkina/ind/index.htm
- Васильева М. А. «Развивающие игры для дошкольников», издательство «Просвещение», 2022.
- Сайт для родителей и педагогов: https://razvivashka.com
- Методическое пособие «Игры с пазлами в ДОУ», авторский коллектив под ред. Н. В. Лебедевой, 2021.
- Интернет-ресурс с пазлами для печати: https://pazly-dlya.ru
- Тихонова Е. В. «Развитие мелкой моторики у детей», издательство «Детство-Пресс», 2022.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка«Организация совместной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста в центрах активности в соответствии с ФГОС ДО. Мир растений – деревья».
. Цель: Развитие познавательных, творческих способностей, инициативности детей дошкольного возраста через организацию совместной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста в центрах активност...

Методическая разработка по организации совместной деятельности с детьми подготовительной группы "Мир народных игр и забав"
Проект совместной деятельности с детьми подготовительной группы в вечернее время....

Методическая разработка по организации совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно- речевому развитию в младшей группе на тему: «Наш друг светофор».
Данная работа – это обобщение опыта педагога по решению проблем речевого развития и социального становления детей младшего школьного возраста путем анализа ситуации, разработки предл...
Методическая разработка по организации совместной деятельности с детьми в комбинированной группе с особенностями развития здоровья.
Подборка дидактических игр, упражнений для детей с ограничением возможности здоровья....
Методическая разработка по организации совместной деятельности с детьми в комбинированной группе с особенностями развития здоровья.
Сценарий праздника 8 марта...
Методическая разработка по организации совместной деятельности с детьми в комбинированной группе с особенностями развития здоровья.
математический квест...

Методическая разработка по организации совместной деятельности воспитателя с детьми по работе с пазлами «Занимательные пазлы»
Здравствуйте. Данная методическая работа создана для удобства работы воспитателя....